Предмет и методы теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы теории государства и права



ТГП вырабатывает обобщения, которые позволяют определить, что такое государственное, а что – правовое. Она изучает обще закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы государственных явлений и исследует их внутренние закономерности.

Задачи ТГП:

Ø Найти место государства и права и изучающих их наук во внешней среде

Ø Раскрыть внутреннюю структуру права и государства

Предметом науки ТГП служит многостороннее сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только гос-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. ТГП подразделяется на 2 относительно самостоятельные структурные части: государствоведение и правоведение.

Существует несколько подходов к пониманию методологии: как совокупность методов и как наука.

Методы:

 1. Дедуктивный – знания выводятся из уже имеющихся сведений.

 2. Позитивистский – получение знаний из самого опыта, его изучения.

Совокупность методов:

Общефилософские (то же что диалектическая логика): a) единство и борьба противоположностей б) переход количества в качество c) отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот) Общенаучные   Количественные методы (с помощью ЭВМ) - возможность автоматического поиска нормативных актов, а в последствии автомоделирование юридических норм.
Содержание и форма (по Гегелю: всякая форма содержательна, всякое содержание – формировано). Теория систем или системный анализ: a) элементы и структура (всякая система состоит из элементов, находящихся в структуре), где элемент – наименьшая дробная часть целого, сохраняющая качественные признаки целого (правовая норма, государственный институт) б) динамическая устойчивость и надежность; они находятся в обратной зависимости. Динамическая устойчивость – способность системы приспосабливаться к изменениям среды, а надежность характеризует способность системы выдерживать нагрузки c) управления и самоуправления. Управление – поддержание системы в заданном состоянии. Самоуправление - механизм приспособления системы к среде  
Сущность и явление (в каждом из явлений можно выделить сущность, определение закономерности) Сравнительное правоведение, которое нужно для сравнения положительного правового опыта других стран и выявление их сильных и слабых сторон и выработка рекомендаций по их улучшению, а вторая задача: постепенное сближение правовых систем разных стран (после подписания договора об общем рынке в 54 году)  
Общее и единичное (применяются при изучении государства и правовой системы)    

! Методология определяется предметом науки.

Методология теории государства и права – система особых приемов, принципов и методов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений.

Соотношение права и закона

Не все нормативные акты, законы исходят от государства и являются правовыми законами. Сторонники данного суждения считают, что существуют законы, которые не отвечают правовым критериям и с правом не совпадают.

Точки зрения:

1) Государство является единственным и исключительным источником права. Всё то, о чём говорит государство через свои законы и есть право.

2) Государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной степени производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества.

Право при этом понимается как форма выражения свободы в общественных отношениях. Это претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохранения окружающей природной среды.

Государство представляется исключительным творцом и источником законов, но не права. Государство не рассматривается в качестве творца или источника права, оно само представляется повсеместно связанным, значительно ограниченным в своих действиях правом. Государство монополизирует законотворческую, но не правотворческую деятельность, т.к. законотворчество и правотворчество, согласно этим воззрениям, не всегда совпадают.

Некоторые критерии правовых законов:

1) Общая воля общества, нации или народа. Кто и каким образом может определить, содержится ли в том или ином законе общая воля или нет? Дюги писал, что “закон есть выражение не общей воли, а воли нескольких голосующих человек. Во Франции закон есть воля 350 депутатов и 200 сенаторов, образующих обычное большинство в палате депутатов и в Сенате. Вне этого имеются лишь фикции и пустые формулы. Мы не желаем их”.

2) Моральные категории – справедливость, добро, гуманность и др. Право при этом определяется как “нормативно закрепленная справедливость”.

3) Правовой идеал – порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды. Правовой идеал – “закон законов”. (Пункты 2 и 3 можно объединить в один)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.007 с.)