Фрагмент берестяной учебной тетради новгородского мальчика Онфима 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фрагмент берестяной учебной тетради новгородского мальчика Онфима



Важ­нейшим про­из­ве­дени­ем древ­не­рус­ской ли­тера­туры яв­ля­ет­ся «По­весть вре­мен­ны́х лет».

Тра­дици­он­но ее ав­то­ром счи­та­ет­ся мо­нах Ки­ево-Пе­чер­ско­го мо­нас­ты­ря Нес­тор. Од­на­ко это ус­то­яв­ше­еся в рос­сийском на­ци­ональном соз­на­нии мне­ние не со­от­ветс­тву­ет на­уч­ным дан­ным. Мо­нах Нес­тор яв­ля­ет­ся ав­то­ром двух про­из­ве­дений древ­не­рус­ской ли­тера­туры — «Чте­ние о Бо­рисе и Гле­бе» и «Жи­тие Фе­одо­сия Пе­чер­ско­го». Опи­сание жиз­ни и ги­бели рус­ских свя­тых в про­из­ве­дении «Чте­ние о Бо­рисе и Гле­бе» кар­ди­нальным об­ра­зом рас­хо­дит­ся с из­ло­жени­ем этих же со­бытий в ле­топис­ном сво­де «По­весть вре­мен­ны́х лет». В действи­тельнос­ти «По­весть вре­мен­ны́х лет» — слож­ное про­из­ве­дение, воб­равшее в се­бя фраг­менты раз­ных ле­топи­сей и ли­тера­тур­ные тру­ды мно­гих ав­то­ров.

К чис­лу вы­да­ющих­ся рус­ских пи­сате­лей от­но­сит­ся мит­ро­полит Ила­ри­он. В сво­ем фи­лософ­ско-пуб­ли­цис­ти­чес­ком тру­де «Сло­во о За­коне и Бла­года­ти» он обос­но­выва­ет пол­ноправ­ное мес­то Ру­си сре­ди дру­гих хрис­ти­ан­ских стран, рас­кры­ва­ет смысл Кре­щения Ру­си.

Ли­тера­тур­ны­ми па­мят­ни­ками яв­ля­ют­ся про­из­ве­дения Вла­дими­ра Мо­нома­ха, ав­то­ра мно­гих пи­сем-пос­ла­ний и « По­уче­ния » де­тям. «По­уче­ние» на­пол­не­но глу­боки­ми фи­лософ­ски­ми раз­мышле­ни­ями о смыс­ле жиз­ни, об обя­зан­ностях пра­вите­ля, о со­от­но­шении нравс­твен­ности и по­лити­ки. Од­новре­мен­но это — пер­вая ав­то­би­ог­ра­фия на рус­ском язы­ке.

Фи­лософ­ско-ре­лиги­оз­ные ис­ка­ния от­ра­зились в та­ких про­из­ве­дени­ях, как «Сло­во» и «Мо­ление» Да­ни­ила За­точ­ни­ка, и др.

Все эти про­из­ве­дения на­писа­ны в рус­ле хрис­ти­ан­ской тра­диции, но бы­ли и тру­ды, где язы­чес­кие чер­ты пре­об­ла­дали над хрис­ти­ан­ски­ми. Это преж­де все­го са­мый из­вес­тный па­мят­ник древ­не­рус­ской ли­тера­туры — « Сло­во о пол­ку Иго­реве ». В нем рас­ска­зыва­ет­ся о не­удач­ном по­ходе нов­го­род-се­вер­ско­го кня­зя Иго­ря Свя­тос­ла­вича про­тив по­лов­цев в 1185 г. В по­эти­чес­кой фор­ме да­ет­ся ши­рокая па­нора­ма жиз­ни Ру­си то­го вре­мени. Не­из­вес­тный ав­тор «Сло­ва» при­зывал кня­зей объеди­ниться для борьбы с об­щим вра­гом.

Ар­хи­тек­ту­ра и изоб­ра­зительное ис­кусс­тво. Пер­вые ка­мен­ные хрис­ти­ан­ские хра­мы стро­или на Ру­си мас­те­ра из Ви­зан­тии. Но уже в них про­яви­лись са­мобыт­ные чер­ты рус­ской ар­хи­тек­ту­ры. Пер­вой та­кой пос­тройкой ста­ла воз­ве­ден­ная по при­казу крес­ти­теля Ру­си Вла­дими­ра цер­ковь Ус­пе­ния Бо­горо­дицы в Ки­еве. На ее со­дер­жа­ние князь по­велел от­да­вать де­сятую часть сво­их до­ходов, по­это­му этот храм ста­ли на­зывать Де­сятин­ной цер­ковью. До на­ших дней она не сох­ра­нилась. Древ­нейшая из сох­ра­нив­шихся пос­тро­ек — Со­фийский со­бор XI в. в Ки­еве, но поз­же он был зна­чительно пе­рес­тро­ен. Сов­сем нем­но­го ус­ту­па­ет ему по древ­ности Со­фийский со­бор в Нов­го­роде, сох­ра­нив­шийся поч­ти в пер­воздан­ном ви­де. Это — ве­личес­твен­ное и су­ровое со­ору­жение, ха­рак­терное для Се­вер­ной Ру­си.

В XII в. вы­раба­тыва­ет­ся осо­бый рус­ский тип од­но­купольных хра­мов. Больше все­го их сох­ра­нилось во Вла­дими­ро-Суз­дальской зем­ле. Са­мый из­вес­тный храм — цер­ковь Пок­ро­ва на Нер­ли, воз­ве­ден­ная при Ан­дрее Бо­голюб­ском. Прав­да, ны­не она так­же нес­колько из­ме­нила свой вид по срав­не­нию с пер­во­начальным. Храм по­ража­ет кра­сотой и гар­мо­ни­ей. Не ме­нее прек­расны Ус­пен­ский и Дмит­ри­ев­ский со­боры Вла­дими­ра, цер­кви Суз­да­ля, Пе­ре­яс­лавля-За­лес­ско­го и др. Са­мос­то­ятельные ар­хи­тек­турные шко­лы сло­жились в Нов­го­роде и дру­гих зем­лях.

  Церковь Покрова на Нерли

Мно­гие со­боры бы­ли ук­ра­шены ка­мен­ной резьбой и рельефа­ми. В них про­яви­лось не всег­да сов­па­да­ющее с ас­ке­тичес­ки­ми иде­ала­ми цер­кви стрем­ле­ние древ­не­рус­ских мас­те­ров к прек­расно­му. Изоб­ра­жения жи­вот­ных, рас­те­ний, лю­дей го­ворят о сох­ра­нении язы­чес­ких мо­тивов в изоб­ра­зительном ис­кусс­тве.

Ху­дожес­твен­ное твор­чес­тво Древ­ней Ру­си пред­став­ле­но так­же фрес­ка­ми, ико­нами, мо­за­ика­ми.

Вопросы и задания

1. В чем сос­то­яли осо­бен­ности раз­ви­тия древ­не­рус­ской культу­ры? Ис­пользуя Ин­тернет, под­бе­рите выс­ка­зыва­ния из­вес­тных лю­дей о культу­ре Древ­ней Ру­си.

2. По­чему об­щий уро­вень гра­мот­ности в Древ­ней Ру­си пре­вышал уро­вень гра­мот­ности в тог­дашней За­пад­ной Ев­ро­пе?

3. Дайте крат­кую ха­рак­те­рис­ти­ку из­вес­тным па­мят­ни­кам древ­не­рус­ской ли­тера­туры.

4. За­пол­ни­те таб­ли­цу.

   
   

5. Ка­кие ар­хи­тек­турные па­мят­ни­ки Древ­ней Ру­си вам из­вес­тны? Найди­те в Ин­терне­те изоб­ра­жение од­но­го из та­ких па­мят­ни­ков, опи­шите свои впе­чат­ле­ния.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.253 (0.006 с.)