Экономические функции и задачи государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические функции и задачи государства.



Цель экономической деятельности государства в рыночной экономике – предотвращение отрицательных последствий рыночной системы.

Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на экономику. Оно направлено на эффективное функционирование национальной экономики. ГРЭ – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Всё это находит выражение в разрабатываемой правительством государственной экономической политике (ГЭП). Центральным вопросом ГЭП выступает стратегия, т.е. благополучие народа, и, следовательно, государство несёт ответственность за её реализацию.

Государство с помощью ГЭП призвано корректировать те несовершенства, которые присущи рыночному механизму. Непосредственно роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции.

Основными функциями государства в рыночной экономике являются:

  • создание эффективной конкуренции через создание равных условий для соперничества всех предпринимателей;
  • обеспечение правовой базы для рыночной системы;
  • ограничение монополизированного производства – антимонопольное регулирование;
  • обеспечение развития фундаментальных наук;
  • контроль за уровнем инфляции и безработицы;
  • стимулирование экономического роста;
  • эмиссия денег;
  • проведение внешней политики;
  • стабилизация экономических колебаний;
  • перераспределение доходов и ресурсов;
  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии;
  • обеспечение экономической безопасности страны.

Рынок не обеспечивает социально справедливого регулирования экономических процессов и не гарантирует права на труд, образование, бесплатное здравоохранение и т.д., поэтому требуется вмешательство государства. Государство осуществляет свои функции через правительство, т.е. через властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных органов. Наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Австрии, Испании), в Японии и в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде и Австралии.

Наиболее важную роль играет ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, и в бывших соцстранах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на основе частной собственности.

Субъектами ГРЭ являются органы трёх ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, а также Центральный банк.

Объектами ГРЭ являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны. Главным объектом ГРЭ является государственный сектор экономики. Это производство медикаментов, оружия, тяжёлая промышленность, транспорт, почта, связь, информационная структура и т.д., которые не всегда являются рентабельными.

 

Экономическая политика.

Экономическая политика – система экономических мер и действий, проводимых государством с целью развития экономики страны, улучшения благосостояния и уровня жизни населения, ускорения экономического роста и др. (Л. П. Кураков, В. Л. Кураков “Словарь-справочник по экономике”, Москва, изд. “Гелиос АРВ”, 1999г.).

Государство с помощью экономической политики призвано корректировать те несовершенства, которые присущи рыночному механизму. Центральным вопросом Государственной экономической политики выступает стратегия, т.е. благополучие народа, и, следовательно, государство несёт ответственность за её реализацию.

Экономическая политика включает следующие виды:

  • инвестиционную;
  • денежно-кредитную;
  • внешнеэкономическую;
  • социальную;
  • фискальную.

Каждая из видов располагает системой методов или инструментов воздействия на экономику.

Инвестиционная политика – это финансирование и долгосрочное кредитование государством различных отраслей народного хозяйства. Инструменты: субсидии, государственные кредиты.

Денежно-кредитная политика – это регулирование Центральным Банком денежного обращения и кредита. Инструменты: - нормирование банковских резервов;

- изменение учётной ставки;

- операции на открытом рынке.

Внешнеэкономическая политика – государственная политика, проводимая с целью привлечения иностранного капитала, развития собственного конкурентоспособного производства и внедрения отечественной продукции на иностранные рынки, развития внешнеэкономических связей, осуществления совместных проектов и т.д.

Инструменты:

  • законодательное установление таможенных пошлин, обменных курсов валют;
  • использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Социальная политика – это деятельность государства, связанная с созданием жизненных благ и услуг для улучшения условий жизнедеятельности людей. Инструменты:

  • регулирование минимальных ставок оплаты труда;
  • установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

Фискальная политика – это государственная политика в области налогообложения,

государственного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции. Инструменты:

  • изменение налоговой структуры;
  • изменение налоговых ставок;
  • изменение величины госрасходов.

Совокупность этих методов регулирования экономики можно подразделить на:

  • прямые (административные);
  • косвенные (экономические).

Прямые (административные) методы регулирования базируются на силе

государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Это квотирование, контроль за ценами, доходами, лицензирование, установление госзаказов, тарифов, нормативов, стандартов, гарантированного минимального уровня заработной платы, пособия по безработице. Особенно большое место занимают правовые меры (законы).

Косвенные (экономические) методы регулирования базируются на денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, валютной, внешней политике.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того, чтобы задействовать экономические методы, необходимо предварительно иметь административные решения соответствующих государственных органов. Системное (комплексное) использование методов государственного регулирования экономики называется макромаркетингом.

 

Государственный бюджет.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы, являющееся централизованным фондом денежных средств, находящихся в распоряжении правительства. Он выступает

как финансовый план, состоящий из доходов и расходов. (Л.Кураков, Г.Яковлев).

К доходам относятся налоги (прямые и косвенные), проценты по кредитам, доходы от прибыли предприятий, от приватизации, от государственной собственности, от ценных бумаг, госпошлины, гербовый сбор и т. д. Главным источником госбюджета являются налоги. Они составляют до 85% всех доходов.

К расходам относятся затраты на социально- культурные нужды (образование, здравоохранение, культура, милиция, трансфертные платежи регионам на эти цели), на содержание аппарата госуправления, на вооружение, госзакупки товаров и услуг, на инновационные технологии, выплаты по госдолгу, предоставление кредитов и т.д.

Расходы носят целевой и безвозвратный характер.

Основное требование к бюджету - сбалансированность, т.е. равенство доходной и расходной частей.

Совокупность государственного бюджета и соответствующих ему организаций и учреждений есть бюджетная система.

Структура бюджетной системы любой страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. Двухъярусную структуру - государственный и местный бюджет - имеют страны с унитарным устройством. США, ФРГ и Россия, являющиеся странами федерального устройства, имеют трехъярусную бюджетную структуру: государственный, региональный (субъектов РФ или шгатов) и местный (бюджет земли).(Л.Кураков, Г.Яковлев).

Следовательно, государственный бюджет является не только бюджетом центрального (федерального) правительства, но и представляет собой совокупность всех уровней государственных административно-территориальных властей. Задачей всех является реализация экономических функций государства. Все виды бюджета состоят из доходной и расходной частей.

К бюджету государства относятся также различные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это денежные средства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти фонды находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. К ним относятся: пенсионный фонд, фонд занятости населения, обязательного медицинского страхования, фонд соцстрахования - т.д.

Такие фонды расширяют возможности вмешательства государства в происходящие социально-экономические процессы, минуя бюджет и парламентский контроль.

В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами госбюджета различают:

  • сбалансированный бюджет – это равенство между расходами и доходами;
  • бюджетный дефицит - это превышение расходов над доходами;
  • бюджетный излишек (профицит) - превышение доходов над расходами. Бюджетный дефицит по международным стандартам не должен превышать 5% ВВП. Он покрывается внутренними и внешними государственными займами в виде продаж государственных пенных бумаг (облигации), займов у внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд страхования, фонд занятости), а также эмиссией денег, что может привести к инфляции.

Впервые существование бюджетного дефицита у нас было признано в 1989 г. (127 млрд р.). До 1995 г. главным источником финансирования бюджетного дефицита были кредиты Центробанка, затем для покрытия дефицитов госбюджета начали использовать механизм внутренних займов населения и коммерческих банков через продажу краткосрочных и долгосрочных облигаций и казначейских обязательств. Также были начаты операции по продаже золотых слитков с выдачей соответствующих сертификатов. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета явились выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центробанк РФ).(Л.Кураков, Г.Яковлев).

Манипулирование государством доходами и расходами бюджета представляет фискальную политику (лат. фиск – казна).

Государственный долг.

Накапливающиеся каждый год дефициты бюджета в совокупности образуют государственный долг. В зависимости от срока погашения государственный долг делится:

- на основной (долгосрочный долг) - 5 лет и свыше. При этом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предоставлена к оплате до истечения оговоренного срока;

- текущий - до 1 года. При этом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

С учетом размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг - это займы государства у населения в форме продажи государственных ценных бумаг (облигаций), государственных казначейских векселей, кредитов Центробанка правительству и т.д.

Покрытие государственного внутреннего долга осуществляется за счет

  • госбюджета и
  • путем выпуска государственных ценных бумаг.

Внешний государственный долг - это одалживание денег у других государств и международных финансовых организаций(МВФ, Мировой банк, Парижский клуб, Лондонский клуб).

Следует отметить, что во всем мире считается нормальным явлением, когда дефицит бюджета составляет около 3 % ВВП. Он должен покрываться за счет внутренних и внешних источников.

Погашение государственного долга и процентов по нему проводится несколькими путями

  • рефинансирование - выпуск новых займов, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов;
  • конверсия - изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов или превращение займа в долгосрочные иностранные инвестиции. В данном случае иностранные кредиторы должны приобрести недвижимость или участвовать в совместном вложении капитала и т. д. В итоге в стране увеличивается иностранный капитал без поступления в страну денежных ресурсов;
  • консолидация - изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства переходят в долгосрочные и среднесрочные при взаимном согласии заемщика и кредитора.

Экономические последствия госдолга.

Внешний долг – это наиболее тяжелый долг. При его погашении приходится рассчитываться ценными товарами платить большие проценты. Это приводит к

  • существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны;
  • увеличению налогов для оплаты растущего долга и процнтов.

Пути его снижения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.022 с.)