Тема 6: Правовые аспекты охраны природы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6: Правовые аспекты охраны природы



 

1. Вопросы для семинара:

 

1) Права и обязанности граждан РФ в области охраны природы.

 

Ответ: Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

 

2) Государственная экологическая экспертиза. Общественная экологическая экспертиза.

 

Ответ: Государственная экологическая экспертиза — мероприятие, организуемое и проводимое Федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе» и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.

Общественная экологическая экспертиза - организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".

 

3) Государственные структуры, контролирующие соблюдение экологического законодательства.

 

Ответ: Государственный экологический контроль (надзор) в России и США как средство реализации государственной экологической политики направлен на решение предупредительных, информационных и карательных задач. Права органов государственного экологического надзора, а также их должностных лиц (государственных инспекторов) можно разделить на две группы: а) права организационного характера, необходимые для проведения проверок; б) правомочия административно-властного характера, связанные с применением мер государственного принуждения. Они закреплены в законах РФ об охране окружающей среды, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, о недрах, а также в Земельном, Водном и Лесном кодексах. Функции государственного экологического надзора выполняют также Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральное агентство по рыболовству (Росрыбо-ловство) и др.

Разграничение полномочий по осуществлению государственного экологического надзора между федеральными контролирующими органами и органами субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и постановлением

 

 

2. Заполнить таблицу:

 

Наиболее распространенные экологические правонарушения и ответственность за них

 

Экологические правонарушения Характеристика правонарушения, его вред для природной среды Предусмотренная ответственность
1. Лов рыбы в период нереста Запрет на ловлю рыбы налагается на время её размножения. Обычно это длится около 40 дней. Срок этот и время введения запрета определяется областными рыбоохранными органами, которые действуют под бдительным началом специалистов научных учреждений. Часто этот период приходится на начало разлива рек и проходит одновременно с половодьем. Штрафы за рыбу в период временных запретов (во время нереста). Уголовная ответственность: · За запрещенную добычу водных обитателей в крупных объемах, в период нереста или при миграции рыбы на нерест, с судна с мотором, в заповедниках и заказниках – штраф 300-500 тысяч рублей, либо исправительные работы или тюремный срок до 2 лет (ст. 256 ч.1 УК РФ). · За незаконную добычу видов, охраняемых Красной книгой или международными соглашениями – от обязательных работ до 480 часов, до 3 лет тюремного заключения со взысканием до 1 миллиона рублей (ст. 258.1 ч.1 УК РФ).  
2. Лов рыбы браконъерскими снастями Иногда по неопытности, порой сознательно, люди нарушают установленные нормы. К основным противозаконным действиям относятся: · ловля рыбы в неразрешенном месте; · улов, превышающий установленные нормы; · использование большого количества крючков, а именно: >5; · размер пойманной рыбы не соответствует разрешенному; · применение браконьерского способа ловли. Во всех вышеуказанных случаях, охотник получит штраф. Штрафные санкции также будут наложены в одном из случаев: · при изготовлении, хранении или продаже запрещенных орудий ловли; · при торговле или покупке добычей без соответствующих документов; · при нарушении установленных правил ловли; · в случае использования запретных элементов: взрывчаток, отравляющих веществ, электрических приборов, снаряжений промышленного происхождения и прочее.    
3. Незаконная рубка деревьев В настоящее время в Российской Федерации распространение получило такое преступление, как незаконная рубка либо повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к ним деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере (ст. 260 УК РФ). Источник: http://izhcommunal.ru/dir/otvetstvennost_za_nezakonnuju_rubku_derevev_v_gorode/12-1-0-1022 С точки зрения российского уголовного законодательства, незаконная бесконтрольная рубка лесных насаждений рассматривается статьей 260 УК РФ. Данная статья может предусматривать различные виды наказаний, включая: Штраф. Лишение права заниматься определенной деятельностью. Обязательные работы. Исправительные работы. Принудительные работы. Лишение свободы.
4. Охота без лицензии Прежде чем разобраться какая ответственность ожидает нарушителя и какие штрафы он должен будет заплатить, узнаем, что называют браконьерством с юридической точки зрения. Известно, что браконьерами могут быть не только охотники, но и рыболовы. Наверняка, услышав слово «браконьер», вы сразу же представляете человека, который истребляет неповинных животных. Увы, даже одна особь, убитая без лицензии на охоту, сделает вас браконьером.   В первый раз, не имея при себе путевки или охотясь не по сезону, ожидайте штрафа до 5 тысяч рублей, однако это касается только первого нарушения.
5. Сбор редких охраняемых растений, охота на редких охраняемых животных Юридическая ответственность – один из главнейших рычагов, заставляющих «работать» право, обеспечивающих претворение в жизнь предписаний правовых норм, локализирующих противоправные деяния. Традиционно она рассматривается как соответствующая реакция государства на правонарушение (вредное общественное явление), как санкция за совершённое противоправное деяние, как наказание нарушителя[92]. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу, либо охраняемых международными договорами, наказывается штрафом в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений. Конфискуются и сами убитые животные или сорванные растения.
6. Размещение ТБО на несанкционированных свалках Штраф за выброс мусора в неположенном месте во многом зависит от того, кем и где было совершено правонарушение. Какие наказания применяются за выброс отходов в общественных местах и в лесу, из окон машин и домов, куда можно выбрасывать строительный мусор, а также во сколько раз штрафы для должностных и юридических лиц превосходят стандартные, Вы узнаете из материала ниже. Выбрасывать мусор разрешено в специально отведенных для этого местах, а именно: мусорных контейнерах и баках; мусоросборниках; урнах; специальных площадках или бункерах-накопителях. Выброс отходов в других местах запрещен и облагается штрафом. Сумма наказания варьируется от 100 до 300000 руб. в зависимости от обстоятельств нарушения. Наказание за мусор возле дома, за выброс мусора из окна дома, а также в общественных местах мимо урны определяется статьей 8.1 КоАП РФ. При малозначительном нарушении виновника ожидает предупреждение. Штраф по статье 8.1 КоАП составляет: 1000 – 2000 руб. для граждан; 2000 – 5000 руб. для должностных лиц; 20000 – 100000 руб. для юридических лиц.
7. Нарушение правил пожарной безопасности в лесу (разведение костров) В связи с особой ценностью лесных ресурсов, законодательство РФ установило различные меры ответственности за нарушение пожарной безопасности в лесах. Чаще всего в таких случаях применяется ст. 8.32 КоАП, которая предусматривает наказание за такие правонарушения. Статья устанавливает финансовую ответственность – административный штраф, размер которого, в зависимости от обстоятельств дела и квалификации действий нарушителя, варьируется от полутора тысяч (для физических лиц) до одного миллиона рублей (для компаний и учреждений). За нарушение правил пожарной безопасности в лесу лица привлекаются к административной ответственности в соответствии со статьей 8.32 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации:
8. Засорение природных источников воды Предметом преступления являются поверхностные или подземные воды, а также источники питьевого водоснабжения. В соответствии с Водным кодексом РК поверхностными признаются воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах. К ним относятся воды рек, озер, прудов и т. п. Подземными являются воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах. К таковым, в частности, относятся воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород, совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах, и др. Источниками питьевого водоснабжения являются специально устроенные водохранилища, водозаборные емкости и т. п. Предметом рассматриваемого преступления выступают водные ресурсы в пределах территории страны, за исключением внутренних морских вод.   В настоящей статье рассматривается текущее состояние и проблемы института юридической ответственности за экологические преступления, связанные с загрязнением вод, иллюстрируется его значение и место в системе экологического права, анализируется правоприменительная практика борьбы с нарушением водного законодательства.

1. Ответить на вопросы (используя текст ФЗ «Об охране окружающей среды»):

 

- какие принципы охраны окружающей среды позиционируются в ФЗ «Об охране окружающей среды»? (принципы пояснить);

Ответ: Основные принципы: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора;

 

- что в ФЗ «Об охране окружающей среды» понимается под «объектами охраны окружающей среды?

Ответ: Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

 

- перечислите права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды;

Ответ: Граждане имеют право: создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти РФ; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

 

- какие существуют объекты, находящиеся под особой охраной (согласно ФЗ «Об охране окружающей среды»)?

Ответ: Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады

 

 

4. Заполнить таблицу

 

Международное сотрудничество в области охраны природы

 

Соглашение Дата принятия Краткое содержание
1. Стокгольмская декларация по окружающей среде 16 июня 1972 года Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, проведя заседания в Стокгольме с 5 по 16 июня 1972 года, рассмотрев необходимость в общем подходе и общих принципах, которые вдохновят народы мира и послужат им руководством в деле сохранения и улучшения окружающей человека среды
2. Всемирная Хартия природы В 1982 г. ООН документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 г., в соответствии с которым основные природные процессы (круговорот веществ и т. п.) должны сохраняться на относительно неизменном уровне, а всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования
3. Монреальский протокол Протокол был подготовлен к подписанию 16 сентября 1987 года и вступил в силу 1 января 1989 года международный протокол к Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 года, разработанный с целью защиты озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ, которые разрушают озоновый слой
4. Киотский протокол 11 декабря 1997 года международное соглашение, заключённое с целью сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу Земли для противодействия глобальному потеплению.
5. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года онференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, будучи созвана в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года,  
6. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Принята на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа — 4 сентября 2002 года) Йоханнесбургская Декларация по Устойчивому развитию была принята на "Мировой Встрече на высшем уровне по вопросу об Устойчивом развитии" (WSSD), иногда называемый "Встречей на высшем уровне по проблемам Земли 2002", в который был также согласован "План Выполнения Мировой Встречи на высшем уровне по вопросу об Устойчивом развитии".

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.02 с.)