1. Вопросы для семинара:
1) Права и обязанности граждан РФ в области охраны природы.
Ответ: Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане обязаны:
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.
2) Государственная экологическая экспертиза. Общественная экологическая экспертиза.
Ответ: Государственная экологическая экспертиза — мероприятие, организуемое и проводимое Федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе» и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.
Общественная экологическая экспертиза - организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
3) Государственные структуры, контролирующие соблюдение экологического законодательства.
Ответ: Государственный экологический контроль (надзор) в России и США как средство реализации государственной экологической политики направлен на решение предупредительных, информационных и карательных задач. Права органов государственного экологического надзора, а также их должностных лиц (государственных инспекторов) можно разделить на две группы: а) права организационного характера, необходимые для проведения проверок; б) правомочия административно-властного характера, связанные с применением мер государственного принуждения. Они закреплены в законах РФ об охране окружающей среды, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, о недрах, а также в Земельном, Водном и Лесном кодексах. Функции государственного экологического надзора выполняют также Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральное агентство по рыболовству (Росрыбо-ловство) и др.
Разграничение полномочий по осуществлению государственного экологического надзора между федеральными контролирующими органами и органами субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и постановлением
2. Заполнить таблицу:
Наиболее распространенные экологические правонарушения и ответственность за них
№
| Экологические правонарушения
| Характеристика
правонарушения, его вред для природной среды
| Предусмотренная ответственность
|
1.
| Лов рыбы в период нереста
| Запрет на ловлю рыбы налагается на время её размножения. Обычно это длится около 40 дней. Срок этот и время введения запрета определяется областными рыбоохранными органами, которые действуют под бдительным началом специалистов научных учреждений. Часто этот период приходится на начало разлива рек и проходит одновременно с половодьем.
| Штрафы за рыбу в период временных запретов (во время нереста).
Уголовная ответственность:
· За запрещенную добычу водных обитателей в крупных объемах, в период нереста или при миграции рыбы на нерест, с судна с мотором, в заповедниках и заказниках – штраф 300-500 тысяч рублей, либо исправительные работы или тюремный срок до 2 лет (ст. 256 ч.1 УК РФ).
· За незаконную добычу видов, охраняемых Красной книгой или международными соглашениями – от обязательных работ до 480 часов, до 3 лет тюремного заключения со взысканием до 1 миллиона рублей (ст. 258.1 ч.1 УК РФ).
|
2.
| Лов рыбы браконъерскими снастями
| Иногда по неопытности, порой сознательно, люди нарушают установленные нормы. К основным противозаконным действиям относятся:
· ловля рыбы в неразрешенном месте;
· улов, превышающий установленные нормы;
· использование большого количества крючков, а именно: >5;
· размер пойманной рыбы не соответствует разрешенному;
· применение браконьерского способа ловли.
Во всех вышеуказанных случаях, охотник получит штраф. Штрафные санкции также будут наложены в одном из случаев:
· при изготовлении, хранении или продаже запрещенных орудий ловли;
· при торговле или покупке добычей без соответствующих документов;
· при нарушении установленных правил ловли;
· в случае использования запретных элементов: взрывчаток, отравляющих веществ, электрических приборов, снаряжений промышленного происхождения и прочее.
|
|
3.
| Незаконная рубка деревьев
| В настоящее время в Российской Федерации распространение получило такое преступление, как незаконная рубка либо повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к ним деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере (ст. 260 УК РФ). Источник: http://izhcommunal.ru/dir/otvetstvennost_za_nezakonnuju_rubku_derevev_v_gorode/12-1-0-1022
| С точки зрения российского уголовного законодательства, незаконная бесконтрольная рубка лесных насаждений рассматривается статьей 260 УК РФ. Данная статья может предусматривать различные виды наказаний, включая: Штраф. Лишение права заниматься определенной деятельностью. Обязательные работы. Исправительные работы. Принудительные работы. Лишение свободы.
|
4.
| Охота без лицензии
| Прежде чем разобраться какая ответственность ожидает нарушителя и какие штрафы он должен будет заплатить, узнаем, что называют браконьерством с юридической точки зрения.
Известно, что браконьерами могут быть не только охотники, но и рыболовы. Наверняка, услышав слово «браконьер», вы сразу же представляете человека, который истребляет неповинных животных. Увы, даже одна особь, убитая без лицензии на охоту, сделает вас браконьером.
| В первый раз, не имея при себе путевки или охотясь не по сезону, ожидайте штрафа до 5 тысяч рублей, однако это касается только первого нарушения.
|
5.
| Сбор редких охраняемых растений, охота на редких охраняемых животных
| Юридическая ответственность – один из главнейших рычагов, заставляющих «работать» право, обеспечивающих претворение в жизнь предписаний правовых норм, локализирующих противоправные деяния. Традиционно она рассматривается как соответствующая реакция государства на правонарушение (вредное общественное явление), как санкция за совершённое противоправное деяние, как наказание нарушителя[92].
| В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу, либо охраняемых международными договорами, наказывается штрафом в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений. Конфискуются и сами убитые животные или сорванные растения.
|
6.
| Размещение ТБО на несанкционированных свалках
| Штраф за выброс мусора в неположенном месте во многом зависит от того, кем и где было совершено правонарушение. Какие наказания применяются за выброс отходов в общественных местах и в лесу, из окон машин и домов, куда можно выбрасывать строительный мусор, а также во сколько раз штрафы для должностных и юридических лиц превосходят стандартные, Вы узнаете из материала ниже. Выбрасывать мусор разрешено в специально отведенных для этого местах, а именно: мусорных контейнерах и баках; мусоросборниках; урнах; специальных площадках или бункерах-накопителях.
| Выброс отходов в других местах запрещен и облагается штрафом. Сумма наказания варьируется от 100 до 300000 руб. в зависимости от обстоятельств нарушения. Наказание за мусор возле дома, за выброс мусора из окна дома, а также в общественных местах мимо урны определяется статьей 8.1 КоАП РФ. При малозначительном нарушении виновника ожидает предупреждение. Штраф по статье 8.1 КоАП составляет: 1000 – 2000 руб. для граждан; 2000 – 5000 руб. для должностных лиц; 20000 – 100000 руб. для юридических лиц.
|
7.
| Нарушение правил пожарной безопасности в лесу (разведение костров)
| В связи с особой ценностью лесных ресурсов, законодательство РФ установило различные меры ответственности за нарушение пожарной безопасности в лесах. Чаще всего в таких случаях применяется ст. 8.32 КоАП, которая предусматривает наказание за такие правонарушения. Статья устанавливает финансовую ответственность – административный штраф, размер которого, в зависимости от обстоятельств дела и квалификации действий нарушителя, варьируется от полутора тысяч (для физических лиц) до одного миллиона рублей (для компаний и учреждений).
| За нарушение правил пожарной безопасности в лесу лица привлекаются к административной ответственности в соответствии со статьей 8.32 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации:
|
8.
| Засорение природных источников воды
| Предметом преступления являются поверхностные или подземные воды, а также источники питьевого водоснабжения.
В соответствии с Водным кодексом РК поверхностными признаются воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах. К ним относятся воды рек, озер, прудов и т. п. Подземными являются воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах. К таковым, в частности, относятся воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород, совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах, и др.
Источниками питьевого водоснабжения являются специально устроенные водохранилища, водозаборные емкости и т. п.
Предметом рассматриваемого преступления выступают водные ресурсы в пределах территории страны, за исключением внутренних морских вод.
| В настоящей статье рассматривается текущее состояние и проблемы института юридической ответственности за экологические преступления, связанные с загрязнением вод, иллюстрируется его значение и место в системе экологического права, анализируется правоприменительная практика борьбы с нарушением водного законодательства.
|
1. Ответить на вопросы (используя текст ФЗ «Об охране окружающей среды»):
- какие принципы охраны окружающей среды позиционируются в ФЗ «Об охране окружающей среды»? (принципы пояснить);
Ответ: Основные принципы: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора;
- что в ФЗ «Об охране окружающей среды» понимается под «объектами охраны окружающей среды?
Ответ: Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
- перечислите права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды;
Ответ: Граждане имеют право: создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти РФ; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
- какие существуют объекты, находящиеся под особой охраной (согласно ФЗ «Об охране окружающей среды»)?
Ответ: Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады
4. Заполнить таблицу
Международное сотрудничество в области охраны природы
Соглашение
| Дата принятия
| Краткое содержание
|
1. Стокгольмская декларация по окружающей среде
| 16 июня 1972 года
| Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, проведя заседания в Стокгольме с 5 по 16 июня 1972 года, рассмотрев необходимость в общем подходе и общих принципах, которые вдохновят народы мира и послужат им руководством в деле сохранения и улучшения окружающей человека среды
|
2. Всемирная Хартия природы
| В 1982 г. ООН
| документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 г., в соответствии с которым основные природные процессы (круговорот веществ и т. п.) должны сохраняться на относительно неизменном уровне, а всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования
|
3. Монреальский протокол
| Протокол был подготовлен к подписанию 16 сентября 1987 года и вступил в силу 1 января 1989 года
| международный протокол к Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 года, разработанный с целью защиты озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ, которые разрушают озоновый слой
|
4. Киотский протокол
| 11 декабря 1997 года
| международное соглашение, заключённое с целью сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу Земли для противодействия глобальному потеплению.
|
5. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию.
| Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года
| онференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию,
будучи созвана в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года,
|
6. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию.
| Принята на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа — 4 сентября 2002 года)
| Йоханнесбургская Декларация по Устойчивому развитию была принята на "Мировой Встрече на высшем уровне по вопросу об Устойчивом развитии" (WSSD), иногда называемый "Встречей на высшем уровне по проблемам Земли 2002", в который был также согласован "План Выполнения Мировой Встречи на высшем уровне по вопросу об Устойчивом развитии".
|