Тема. 3. Биоэтика и экологическая культура 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. 3. Биоэтика и экологическая культура



1. Сделать краткие конспекты по вопросам:

1) Значение экологической культуры в жизни общества.

 

Ответ: Понятия "экология" и "культура" становятся ключевыми и, помогают осмыслить ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших в результате огромного многообразия взаимодействия человека и природы. Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды;

 

2) Формирование экологического менталитета.

 

Ответ: Экологический менталитет формируется в процессе экологического воспитания, экологического просвещения и экологического образования. Этот широкий круг вопросов мы и рассмотрим. Экологическое мировоззрение. Фундаментом экологического менталитета является экологическое мировоззрение — видение перспектив развития человечества в направлении устойчивого развития, т. е. гармонизации его отношений с природой.

 

3) Пути формирования экологической культуры людей.

 

Ответ: Все многочисленные сценарии будущего можно свести сегодня к четырем основным вариантам: Антропоцентризм; Биосфероцентризм; Антропокосмизм; Экологическая культура. Впрочем, любое мировоззрение имеет прогнозный (вероятностный) характер, и, как считал К. Поппер, точный прогноз развития человечества в принципе невозможен.

 

4) Экологическое воспитание в школе (внеурочное).

 

Ответ: Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры учащихся. В структуре экологической культуры, как сложном личностном образовании, выделяют экологические знания, экологическое мышление, умения и навыки природоохранной деятельности, экологическое мировоззрение, экологическую этику. Каждому компоненту соответствует определенный уровень экологической зрелости: от элементарных экологических знаний и представлений к их глубокого осознания и практической реализации на всех уровнях

 

5) Экологическое воспитание на уроках (кратко рассмотреть фрагменты тем, при изучении которых производится экологическое воспитание).

 

Ответ: Возникла цель дальнейшей педагогической деятельности

по экологическому воспитанию в рамках предмета ОБЖ- создание и апробация

специальных педагогических условий направленных на экологическое

воспитание учащихся на уроках предмета «Основы безопасности

жизнедеятельности».

На этом этапе эксперимента решались следующие задачи:

-разработать цикл экологических уроков в процессе обучения и во внеклассных

мероприятиях, направленных на повышение уровня экологического воспитания

школьников;

-апробировать разработанный нами цикл экологических уроков и мероприятий;

-провести повторный анализ выявления уровня экологического воспитания;

- обобщить результаты проделанной работы.

 

2. Заполнить таблицу 4:

Таблица 4

Экологические законы Б. Коммонера

Законы Это означает, что… Пример
1. Все связано со всем Этот принцип иллюстрирует огромное количество связей между находящимися в экосистеме живыми существами и окружающей средой, биосферой и обществом, и компонентами множества систем. Любое изменение, совершаемые человеком в природе, вызывает цепь последствий, как правило неблагоприятных.
2. Всё надо куда то девать Второй закон основывается на принципе перераспределения бытового мусора и безотходного экологического производства. При создании новых технологий стоит учитывать, чтобы они были менее ресурсозатратными, а также использовали продукты переработки. Кроме того стоит применять наиболее щадящий способ утилизации мусора. Любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде "экологического бумеранга".
3. За всё надо платить Экономия средств на защите окружающей среды оборачивается для человека осложнением здоровья, природными катастрофами и снижением благоприятных условий для жизни. Все что было получено из нее в результате человеческого труда, в конечном итоге должно быть возмещено. Если мы не хотим вкладывать средства в охрану природы, то придется платить здоровьем, как своим, так и потомков.
4. Природа знает лучше Активные преобразования человеком экологической среды (экоцида), биогеоценозов (ценозоцида), а также истребление растений и животных (геноцида) может привести к необратимым последствиям, в результате которых мир перестанет быть пригодным для существования человечества.   Действия человека должны быть направлены не на покорение природы и преобразование ее в своих интересах, а на адаптацию к ней.

 

Кейс-задания

1. Посетив зоопарк, вы установили, что животные содержатся в неприемлемых условиях, их внешний вид свидетельствует о том, что они испутывают дискомформ и страдания. Какие действия в этом случае необходимо предпринять?

Ответ: Сообщить в соответствующие органы по охране и надзору зоопарко или в прокуратуру

2. Посетив зоопарк вместе с обучающимися СОШ на экскурсии, вы установили, что животные содержатся в неприемлемых условиях, их внешний вид свидетельствует о том, что они испутывают дискомформ и страдания. Какие действия в этом случае необходимо предпринять?

Ответ: Сообщить в прокуратуру

3. Вы установили, что некоторые обучающиеся класса СОШ, в котором вы являетесь классным руководителем, регулярно выбрасывают бытовой мусор в неположенном месте и всячески высмеивают и издеваются над одноклассниками, которые делают им замечения. Ваши действия?

Ответ: Проведение класных часов с привлечением родителей

4. К вам обратились родители детей с вопросом о том, как формировать экологическую культуру ребенка в процессе семейного воспитания. Укажите не менее 10 жизненных ситуаций, которые они могли бы для этого использовать. Целесообразнее дождаться этих ситуаций или имеет смысл моделировать их?

Ответ: 1.личный пример взрослого, 2.игра, 3.творческая деятельность детей,4. Семейный туризм 5.Художественное слово:.6.труд 7.прогулки в лесу 8. Наблюдение за птицами, 9. Книги,10. фильмы

5. Вы установили, что некоторые обучающиеся класса СОШ, в котором учится ваш ребенок, регулярно проявляют жестокость по отношению к животным (кошкам, собакам, птицам) и всячески высмеивают и издеваются над одноклассниками, которые делают им замечения. Ваши действия?

Ответ: Сообщить классному руководителю, родителям

 

Тема 4: Охрана природы

1. Заполнить таблицу 5:

Таблица 5

Особо охраняемые природные территории и их задачи

Вид ООПТ Краткая характеристика и функции Примеры
1. Заповедник участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Как правило[ источник не указан 1426 дней ], заповедники (в отличие от заказников) закрыты для посещения туристами, но в некоторых из них всё же действует пропускной режим. Для посещения заповедника требуется разрешение Минприроды Российской Федерации или непосредственного руководства заповедника. - сохранение природных комплексов и объектов на их территории; - проведение научных исследований и наблюдений за состоянием окружающей природной среды; - разработка на основе научных исследований природоохранных рекомендаций; - распространение экологических знаний; - содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области окружающей природной среды и заповедного дела.   Байкальский, Кузнецкий, Алтайский, Кроноцкий, Кавказский
2. Национальный парк Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. -осуществляет охрану природных комплексов и объектов в границах территории национального парка и его охранной зоны, принимает предусмотренные законом меры по выявлению и пресечению нарушений установленного режима охраны и законодательства в области охраны окружающей среды, привлечению к ответственности лиц, виновных в их совершении; -проводит лесохозяйственные, лесовосстановительные, биотехнические, рекультивационные, регуляционные и иные мероприятия, необходимые для сохранения естественных экосистем и отдельных природных комплексов и объектов; -организует на своей территории охрану лесов и других природных комплексов от пожаров и их тушение, а также защиту лесов от вредителей и болезней; -выявляет на своей территории памятники истории и культуры и обеспечивает в установленном порядке их государственный учёт; -осуществляет контроль за сохранением объектов историко-культурного наследия, обеспечивает охрану памятников истории и культуры; -осуществляет контроль за соблюдением нормативных архитектурно-строительных требований на территории национального парка; -осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц) на территории национального парка и его охранной зоны в части соблюдения ими установленного режима охраны и иных требований природоохранительного законодательства; Забайкальский, Алтайский, Лазовский, Кедровый парк, Самарская Лука
3. Заказник охраняемая природная территория, на которой под охраной может находиться как весь природный комплекс (если заказник комплексный), так и некоторые его части: только растения, только животные (либо их отдельные виды), либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. - сохранение и восстановление природных комплексов, а также численности растений и животных; - сохранение живописных типов ландшафта.   Южно-Камчатский заказник Тофаларский заказник Харбинский заказник Елизаровский заказник Кижский зоологический заказник
4. Памятник природы уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения - сохранение объектов природы в культурно-познавательном, оздоровительном, культурно-просветительском, историко-мемориальном и эстетическом отношении.    1. ЛЕНСКИЕ СТОЛБЫ  2. ОЙМЯКОНСКАЯ ДОЛИНА  3. КУНГУРСКАЯ ЛЕДЯНАЯ ПЕЩЕРА  4. ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ НА КАМЧАТКЕ  5. СТОЛБЫ ВЫВЕТРИВАНИЯ – МАНЬ-ПУПУ-НЕР 

2. Сделать краткие конспекты по вопросам:

 

1.Особо охраняемые природные территории, их функции и роль в формировании экологической культуры.

 

Ответ: Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов. Основные цели эколого-просветительской деятельности на базе ООПТ: расширение знаний и представлений о природе

родного края, об уникальной ценности природных территорий, развитие бережного и ответственного отношения к живой природе, вовлечение в практическую исследовательскую и природоохранную деятельность. Каждый заповедник и национальный парк разрабатывает свою стратегию ведения экологопросветительской работы опираясь, как на собственный экологообразовательный потенциал, так и на реальные возможности с учетом особенностей ООПТ и региона, в котором она расположена.

 

2) Красная книга: цель, задачи, значение.

 

Ответ: Красная книга Красная книга - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения растительных и животных видов, нуждающихся в охране. Основная цель Красной книги — выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть и для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

 

3) Всемирный фонд защиты дикой природы (WWF): задачи, деятельность.

 

Ответ: Миссия WWF – предотвращение нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель – сохранение биологического разнообразия Земли. Символ Всемирного фонда дикой природы – гигантская панда.

 

4) Гринпис: цели, задачи, деятельность (в том числе в РФ).

 

Ответ: Международная общественная экологическая организация Гринпис. Справка Представительства Гринпис существуют более чем в 40 странах мира. Основная цель - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

 

3. Вопросы для семинара:

1) Основные экологические проблемы в РФ: Загрязнение воздуха Выбросы промышленных отходов ухудшают состояние атмосферы; Вырубка лесов; Загрязнение вод и почв; Бытовые отходы; Радиоактивное загрязнение; Уничтожение заповедных зон и браконьерство; Проблемы Арктики; Байкал.

 

2) Современная экологическая ситуация в мире.

Согласно опубликованному докладу ОЭСР «Показатели зеленого роста 2017» («Green Growth Indicators 2017»), прогресс в повышении эффективности использования природных ресурсов и снижении нагрузки на окружающую среду в мире является слишком медленным. Более того, в докладе отмечается, что уровень загрязнения атмосферы остается опасно высоким. В частности, менее 1/3 стран ОЭСР выполняют нормы ВОЗ по концентрации мелкодисперсных взвешенных частиц РМ2.5 (частиц диаметром менее 2.5 микрон). И уровень загрязнения продолжает расти, прежде всего, в Китае и Индии.

 

3) Международное сотрудничество в области охраны природы.

Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды различны:

– международные организации по охране природы;

– международные договоры, соглашения, конвенции;

– государственные инициативы по международному сотрудничеству.

Международные организации по охране природы. В настоящее время в мире функционирует более 100 различных международных организаций, занимающихся вопросами экологии.

 

4) Экономические механизмы охраны природы (лимитирование, лицензирование, нормирование).

Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия.

 

Кейс-задания

 

1. Вы запланировали проведение классного часа на тему: «Гражданский долг». Можно ли использовать для формирования этого понятия ситуации из области экологии и охраны окружающей среды? Приведите примеры жизненных ситуаций, которые для этого можно использовать.

Ответ: Охрана природы и экологии это тоже гражданский долг, защита зверей,птиц,водоемов

2. Составить план тематического классного часа для обучающихся 10-11 классов СОШ на тему: «Вместе освободим планету от мусора». Сформулировать цель, задачи, указать методы, средства и оборудование, основные этапы классного часа, задания для обучающихся.

3. Составить тематический цикл игровых мероприятий для обучающихся 5-6 классов по формированию экологических культуры. Указать цели, задачи, основные этапы мероприятий, примеры заданий.

4. Составить план мероприятия по формированию экологической культуры для обучающихся старших классов СОШ на тему: «Земля – наш общий дом». Сформулировать цель, задачи, указать методы, средства и оборудование, основные этапы мероприятия, задания для обучающихся.

5. Составить план тематического классного часа для обучающихся 10-11 классов СОШ на тему: «Законы Б.Коммонера. Взгляд в будущее планеты». Сформулировать цель, задачи, указать методы, средства и оборудование, основные этапы классного часа, задания для обучающихся.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.004 с.)