Тема: Государственное устройство РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Государственное устройство РФ



Практическое занятие 4

Тема: Государственное устройство РФ

Федеральное Собрание Российской Федерации

Система органов законодательной власти в РФ состоит из Федерального Собрания (парламента) РФ, включающего две палаты – Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата), и законодательных органов субъектов РФ.

Федеральное Собрание (парламент) – одновременно представительный и законодательный орган власти. Представительный характер парламента означает, что граждане РФ, избирая депутатов, осуществляют свое право на участие в управлении делами государства через избранных ими своих представителей.

Федеральное Собрание – единственный орган государственной власти, принимающий федеральные и федеральные конституционные законы. Принимаемые парламентом законодательные акты имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, обладают прямым действием и подлежат безусловному исполнению, в том числе и органами исполнительной и судебной властей. Исключительное полномочие Федерального Собрания, связанное с его законодательной ролью, определяет его особое место в политической системе России как средоточие государственной власти. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом власти.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Деление палат на верхнюю и нижнюю условно и отражает особенности законодательного процесса.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (статья 95 п.2 Конституции РФ): по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Число членов Совета Федерации должно быть 178 человек. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на пять лет (статья 96 п.1).

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (статья 97 п.3).

В соответствии со статьей 98 п.1 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, если это не предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Каждая палата наделена специальной компетенцией – полномочиями, которые закреплены только за данной палатой.

По статье 102 Конституции РФ:

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

По статье 103 Конституции РФ:

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

 

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

 

Компетенция Президента РФ.

Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ (ст. 83 Конституции РФ):

1) Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2) Президент имеет право председательствовать на заседания Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;

3) Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства.

4) В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне.

Органы при Президенте РФ.

Под системой обеспечения деятельности Президента РФ понимается совокупность создаваемых Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами постоянно действующих при нем органов, структурных подразделений и служб для обеспечения реализации его конституционных функций и полномочий. Эта система является своего рода механизмом президентской власти в Российской Федерации.

Конституционно-правовыми основами формирования и функционирования данной системы являются соответствующие нормы Конституции РФ (ст. 83 п. «ж», «и», «к» и другие нормы), Закон РФ «О безопасности», другие федеральные законы, федеральные конституционные законы и соответствующие указы и распоряжения Президента РФ.

Элементами (или звеньями) системы обеспечения деятельности Президента РФ являются:

· 1. Совет Безопасности (СБ) РФ.

· 2. Государственный Совет РФ.

· 3. Группа федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент РФ.

· 4. Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, в палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде РФ. президент прекращение неприкосновенность власть

· 5. Коллегиальные консультативно-координационные органы государственно-общественного характера при Президенте РФ.

· 6. Администрация Президента РФ.

Совет Безопасности (СБ) РФ. В соответствии с п. «ж» ст. 83 Конституции РФ, Законом РФ «О безопасности» и Положением о СБ РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726, Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

СБ РФ формируется Президентом РФ, который является Председателем СБ по должности. В состав СБ входят: постоянные члены СБ и члены СБ.

Государственный Совет РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти образован Государственный Совет РФ, который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства. Государственный Совет возглавляет Президент РФ, членами Госсовета являются по должности высшие должностные лица субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Госсовета в составе семи членов

Госсовета. Персональный состав Президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода.

В связи с образованием в 2000 г. решением Президента РФ семи федеральных округов, его Указом от 13 мая 2000 г. № 849 был учрежден институт полномочных представителей Президента РФ в этих федеральных округах и утверждено соответствующее Положение. В соответствии с ним полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа (задачи, полномочия, организация работы и др. вопросы статуса полномочного представителя см.: в указ. Положении).

Важное место в системе обеспечения деятельности Президента РФ занимают различного рода комиссии, советы и другие коллегиальные консультативно-координационные органы, которые образуются и действуют при Президенте РФ.

Их основное назначение - осуществление предварительного рассмотрения вопросов в конкретных сферах государственной деятельности и подготовка по ним предложений для Президента РФ.

Среди этих органов:

v - Комиссия по вопросам гражданства;

v - Комиссия по правам человека;

v - Комиссия по государственным наградам;

v - Совет по местному самоуправлению;

v - Совет по взаимодействию с религиозными объединениями;

v - Совет по делам инвалидов;

v - Совет по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке;

v - Совет по культуре и искусству и другие.

Эти и другие подобные органы действуют на основании Положений о каждом из них, утвержденных Президентом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти РФ, руководство которыми осуществляет Президент РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80 и 112), статьей 32 ФКЗ «О Правительстве РФ» и Указами Президента РФ от 9 марта и 20 мая 2004 г. Президент РФ для обеспечения его конституционных функций и полномочий осуществляет непосредственное руководство определенной группой федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. К ним относятся:

v Министерство внутренних дел РФ, в составе которого действует Федеральная миграционная служба;

v МЧС РФ;

v МИД РФ;

v Министерство обороны РФ:

Ø 1. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

Ø 2. Федеральная служба по оборонному заказу.

Ø 3. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Ø 4. Федеральное агентство специального строительства;

v Минюст РФ:

Ø 1. Федеральная регистрационная служба.

Ø 2. Федеральная служба исполнения наказаний.

Ø 3. Федеральная служба судебных приставов;

v Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);

v Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);

v Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба);

v Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба);

v Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба);

v Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);

v Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

Президент РФ назначает и освобождает от должности руководителей

указанных органов, утверждает соответствующие Положения о них и др.

Администрация Президента РФ формируется и действует на основании Конституции РФ (п. «и» ст. 83), федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

Администрация является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ. В состав администрации входит целый ряд управлений и иных подразделений.

Общее руководство администрацией осуществляет Президент РФ.

 

Задание 1.

Заполните пропуски:

Председатель Правительства Российской  Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия  нижней палаты парламента – Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – в следующие сроки:

1. не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации; 

2. не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства Российской Федерации; 

3. в течение недели со дня отклонения внесённой Президентом Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Задание 2.

Заполните пропуски:

1) в случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до 2-х месяцев.

2) заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства Российской Федерации;  

3) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации;  

4) датой официального опубликования постановления или  распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации;

5) Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; 

6) Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации; 

7) Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на следующие законопроекты: законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;  

9) заключение Правительства Российской Федерации направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до 1 месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации; 

10) Члены Правительства Российской Федерации обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их  заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в порядке, определенном регламентами палат.

 

Практическое занятие 4

Тема: Государственное устройство РФ

Федеральное Собрание Российской Федерации

Система органов законодательной власти в РФ состоит из Федерального Собрания (парламента) РФ, включающего две палаты – Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата), и законодательных органов субъектов РФ.

Федеральное Собрание (парламент) – одновременно представительный и законодательный орган власти. Представительный характер парламента означает, что граждане РФ, избирая депутатов, осуществляют свое право на участие в управлении делами государства через избранных ими своих представителей.

Федеральное Собрание – единственный орган государственной власти, принимающий федеральные и федеральные конституционные законы. Принимаемые парламентом законодательные акты имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, обладают прямым действием и подлежат безусловному исполнению, в том числе и органами исполнительной и судебной властей. Исключительное полномочие Федерального Собрания, связанное с его законодательной ролью, определяет его особое место в политической системе России как средоточие государственной власти. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом власти.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Деление палат на верхнюю и нижнюю условно и отражает особенности законодательного процесса.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (статья 95 п.2 Конституции РФ): по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Число членов Совета Федерации должно быть 178 человек. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на пять лет (статья 96 п.1).

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (статья 97 п.3).

В соответствии со статьей 98 п.1 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, если это не предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Каждая палата наделена специальной компетенцией – полномочиями, которые закреплены только за данной палатой.

По статье 102 Конституции РФ:

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

По статье 103 Конституции РФ:

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

 

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.083 с.)