Ассирийцы уводят захваченных пленников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассирийцы уводят захваченных пленников.



АВДИЕВ В. И.

История Древнего Востока

 

ГЛАВА XV

УРАРТУ

 

Природные условия

 

 

 

Ассирийцы уводят захваченных пленников.

Бронзовая обивка Балаватских, ворот времени Салманасара III.

Британский музей.

История страны Урарту имеет большое значение для изучения древнейших культурных народов, населявших территорию Советского Союза, и теснейшим образом связана с древней историей Кавказа. Государство Урарту охватывало всё Армянское нагорье расположенное между Малой Азией, северо-западной окраиной Ирана и северным Двуречьем. Таким образом, в состав Урарту входили довольно значительные области Закавказья — территории Армянской ССР и южной Грузии. Восточная часть Урарту была расположена между тремя большими озёрами — Ваном, Урмией и Севаном (Гокча).

Территория Урарту со всех сторон была защищена горными хребтами и поэтому представляла естественные удобства для образования здесь независимого государства и успешной защиты от могущественных соседей. Природные условия этой страны довольно разнообразны. Всюду преобладают горные кряжи, достигающие в среднем высоты 2 тыс. — 4 тыс. м. Над ними возвышаются отдельные массивы и вершины, покрытые вечным снегом (Большой Арарат — 5 156 м).Перевалы через эти горные цепи расположены довольно высоко и обычно зимою бывают покрыты снегом. Однако эти горы можно обходить по долинам рек Чороха, Куры и Аракса, а также Мурада.

Горы в стране Урарту покрыты лугами, а отдельные окраины — лесом. Долины больших рек Аракса и Арацани местами расширяются до довольно значительных плодородных низменностей (Араратская равнина, или Мушская низменность). Некоторые нагорья представляют собой степи, кое-где переходящие в полупустыни. Эти большие территории, несмотря на наличие родников, почти лишены растительности и малоплодородны. Но в тех местах, где население создало оросительную систему, почва даёт возможность людям заниматься земледелием. Отличительной чертой природы Армянского нагорья является наличие ряда озёр, среди которых Урмийское и Ванское не имеют стока и потому обладают солёной водой (вода Урмийского озера имеет 14 — 23% соли). Озеро Севан (Гокча) лежит на большой высоте, имеет сток и отличается своей пресной водой и изобилует рыбой. Основные естественные богатства Урарту — камень, лес и металлы. Особенное значение имели месторождения меди, железа, свинца и олова, которые обусловили высокое развитие металлургии. Климат страны Урарту отличается суровой и сухой континентальностью.

 

 

Население

 

Урарты представляли собой довольно однородный племенной слой, по своим антропологическим признакам, языку, уровню развития культуры и историческим судьбам очень близкий к тому древнейшему туземному населению Передней Азии, которое современные учёные называют «азианической» группой народов и которое академик Н. Я. Марр называл яфетидами. Урарты во многих отношениях близки к хеттам, хурритам и субарейцам, а также, очевидно, к восточным горным племенам, эламитам и касситам. Языки, на которых говорили все эти древнейшие племена, ещё очень мало изучены, но всё же обнаруживают целый ряд существенных сходств как в собственных именах, так в корнях и формах. Теперь установлена близость урартского языка и к картвельским языкам, на которых до сих пор говорит население Грузии. Археологические памятники, в особенности расписная керамика из Кызыл-Ванка, указывают на то, что в Закавказье со времён глубокой древности жили культурные племена в условиях оседлого земледельческого быта. Эти племена, весьма возможно, были родственны племенам, населявшим северную часть Передней Азии в более позднее время. Советские учёные своими исследованиями убедительно доказали, что армяне являются наследниками урартских племён, решительно отвергнув утверждение учёных индоевропейской школы, тщетно доказывающих приход армян в Закавказье из Западной Европы. Язык и культура урартов оказали некоторое влияние на соседние народы, а также на те народы, которые населяли впоследствии территорию государства Урарту. Ассирийцы заимствовали некоторые урартские слова. Наречия армян, живущих доныне около озёр Ван и Урмия, сохранили некоторую близость к фонетическому строю урартского языка. Таким образом, на территории СССР находился древний очаг своеобразной культуры, созданный творчеством урартского народа — исконного населения Закавказья, входившего в семью народов древневосточного мира.

 

 

Источники и историография

 

Основными источниками знаний об Урарту являются клинописные тексты, найденные на территории Закавказья и в соседних странах. Хотя до сих пор известно только около 200 урартских надписей, всё же они дают существенный материал, особенно для политической истории урартов. Наиболее крупными и особенно важными среди этих надписей являются хорхорская надпись Аргишти I и большая надпись Сардура II. Обе надписи являются своего рода летописями. В хорхорской надписи описываются политические события, главным образом военные походы царя Аргишти, упорно боровшегося с Ассирией. В большой надписи Сардура, открытой экспедицией Русского археологического общества в Ван, в 265 строках повествуется о военных походах Сардура II в течение восьми лет. Эта надпись представляет особенно большой исторический интерес, так как она относится ко времени расцвета Урартского государства в VIII в. до н. э., когда оно взяло верх над постоянным своим соперником — Ассирией. В надписях рассказывается и о походах урартов в некоторые области Закавказья.

В других, более коротких надписях описывается сооружение крупных зданий государственного значения — крепостей, храмов, дворцов и каналов, имевших большое хозяйственное значение. Некоторые надписи содержат интересные сведения для изучения религии урартов. Так, например, в одной надписи, сохранившейся в нише скалы около Вана («Дверь Мхера») и относящейся к IX в. до н. э., содержится перечень урартских божеств и приносившихся им жертв. К сожалению, хозяйственных документов почти не сохранилось. Только на нескольких фрагментах глиняных табличек из Топрах-Кале сохранились отдельные счётные записи.

Целый ряд урартских надписей хранится в советских музеях (в Тбилиси и в Ереване). Некоторые из них были найдены на территории Советского Союза.

Большое значение для политической истории Урарту имеют ассирийские надписи. Они дают некоторое представление о древнейшей истории урартов с XIII по IX в. до н. э. Например, надписи Салманасара III проливают свет на историю Ванского царства. Особенную ценность для истории Урарту представляют надписи ассирийского царя Саргона, в которых описываются его урартские походы, в частности крупный поход 714 г. Сложные взаимоотношения, существовавшие между Ассирией и Урарту в VIII в., нашли своё отражение в переписке ассирийских царей со своими чиновниками.

Памятники материальной культуры дают возможность изучать уровень развития техники, некоторые стороны хозяйственной жизни, быт и искусство урартов. Хотя настоящие раскопки производились лишь в центре древнего государства, в Ване, а также в северной части страны (раскопки Б. Пиотровского в Кармир-Блуре около Еревана), всё же обнаруженные и сохранившиеся памятники материальной культуры представляют большой исторический интерес. Среди них следует отметить орудия труда (сошники, топоры, вилы, ножи, жернова), оружие (мечи, наконечники стрел), керамику, произведения художественного ремесла и искусства (скульптура, бронзовые статуэтки и т. д.). Памятники материальной культуры урартов дают яркое представление о высоком развитии металлургического производства.

Уже в начале XIX в. путешественники и археологи стали проявлять интерес к изучению археологических памятников Армении. В 1828 — 1829 гг. Шульц обследовал Ванский район, описал некоторые памятники древности и скопировал ряд клинообразных надписей. Первая попытка прочесть ванские надписи была сделана в 1848 г. Хинксом. Однако эта попытка не дала ощутительных результатов. Более серьёзное значение имели работы английского археолога Сэйса, который в 1882 г. дал первую сводку ванских надписей, снабжённую посильным переводом. Приблизительно в эти же годы Рассам производил раскопки в Топрах-Кале, около Вана, не давшие особенно значительных результатов. В самом конце XIX в. Леманн-Гаупт и Бельк собрали в Армении большое количество урартских надписей. На основании этих документов Леманн-Гаупт посвятил ряд работ истории и культуре Урарту. В этих трудах он правильно отметил высокое развитие металлургии, значение мегалитической архитектуры и, следуя за Н. Я. Марром, — связь урартов с картвельскими народами Закавказья. Однако его характеристика социально-экономических отношений и формы государства Урарту, которую он называет теократической, не выдерживает серьёзной научной критики.

Большой вклад в дело изучения истории Урарту сделали русские и советские учёные, археологи, лингвисты и историки. Ещё во второй половине XIX в. К. П. Патканов посвятил специальную работу клинообразным урартским надписям, найденным на территории России. А. С. Уваров и А. А. Ивановский произвели ряд разведок, раскопок и обследований в Закавказье, которые вызвали живой интерес к ещё мало изученной ванской культуре. Крупнейший русский ассириолог М. В. Никольский произвёл на месте специальное обследование археологических и эпиграфических памятников Закавказья и издал в специальном труде сводку урартских надписей, найденных в пределах России. Этот труд М. В. Никольского имел в своё время большое научное значение. Среди армянских специалистов, собиравших и издававших клинообразные надписи, следует отметить Месропа Смбатянца. Болынрй сдвиг в изучении урартского языка и урартских текстов произвели многочисленные и талантливые работы академика Н. Я. Марра. Его заслугой является сопоставление урартского языка с целым рядом кавказских языков на основе яфетического языкознания. Работы Н. Я. Марра продолжал акад. И. И. Мещанинов, перу которого принадлежит несколько больших фундаментальных трудов, посвященных изучению языка ванских надписей. Начиная с 1916 г. русские археологи произвели целый ряд.крупных археологических работ в Закавказье. Академик И. А. Орбели раскопал в одной из ниш Ванекой скалы ценнейшую летопись Сардура, а академик Н. Я. Марр производил раскопки в Топрах-Кале. Впоследствии ряд археологических работ был посвящен обследованию и изучению циклопических крепостей Закавказья. За последние годы особенный интереслредставляли раскопки древней крепости Кармир-Блур, производившиеся в 1939 — 1948 гг. около Еревана, и труды Б. Б. Пиотровского, посвящённые всестороннему изучению истории и культуры Урарту. Крупнейшим достижением советских учёных является установление тесной связи между историей, культурой и языком урартов и древнейших народов Кавказа. Некоторый свет на эти сложные проблемы пролили раскопки, произведённые за последние годы на Кавказе, главным образом в Грузии, в частности раскопки в Триалети, произведённые Б. А. Куфтиным, а также раскопки Самтаврского могильника (А. Каландадзе).

 

 

Расширение государства

 

Рост производительных сил привёл к значительному развитию торговли как внутри страны, так и с соседними странами. Страна Урарту, расположенная менаду Кавказом, Малой Азией, Северной Месопотамией и северо-западным Ираном, могла служить посредником в торговых операциях, объединявших страны северной части Передней Азии. Раскопки в Закавказье и даже на Северном Кавказе обнаружили целый ряд предметов переднеазиатского происхождения, которые, очевидно, были привезены сюда урартскими торговцами, колонистами или воинами. В закавказских могильниках были найдены бронзовые браслеты, вес которых связан с основной мерой веса Передней Азии — с миной. В могильниках Нагорного Карабаха были обнаружены золотые предметы переднеазиатского происхождения. В Ходжалинском могильнике была найдена агатовая бусина с клинообразной надписью, содержащей имя ассирийского царя Ададнирари. Наконец, в египетских! надписях говорится, что дерево для изготовления колесниц доставлялось из Нахарины, причём одна сохранившаяся египетская колесница сделана из дерева, доставленного из Урарту.

Во время раскопок на Кармир-Блуре были найдены вещи египетского происхождения, в частности бронзовая статуэтка женщины с головой львицы.

Развитие хозяйства требовало постоянного притока новых рабов. Урартские цари ведут упорные войны с соседними странами с целью захвата добычи и рабов. Эти войны привели к неизбежному столкновению между Урарту и Ассирией, господствовавшей в северной части Передней Азии и претендовавшей на захват всей торговли и всех ресурсов в этих горных странах. Первые известные походы против «страны Уруатри» предпринимает ассирийский царь Салманасар I в XIII в. до н. э. С этого времени ассирийские цари ведут частые походы против Урарту. Они не ограничиваются захватом богатой добычи, угоном скота и пленников и опустошением страны. Они налагают на побеждённых подати и заставляют их делать «приношения». Перечисляя в своих титулатурах завоёванные страны, ассирийские цари называют себя иногда не только «царь страны Шубари», но и «царь всех стран Наири».

В IX в. до н. э. образуется довольно сильное Урартское государство, которое представляет реальную угрозу для ассирийской торговли и северных границ Ассирийского государства. Салманасару III (859 — 825 гг. до н. э.) приходится вести долгую и упорную борьбу с урартами. Ассирийские войска неоднократно проникали в страну Урарту. Салманасар III описывает свои победы над урартами в своей летописи. Яркие картины этих походов, изображения штурма урартских крепостей, увода многочисленных пленников и угона захваченного скота сохранились на бронзовой обшивке Балаватских ворот и на чёрном обелиске, которые относятся именно к этому времени. В результате этих походов ассирийским войскам удалось проникнуть вплоть до северной части страны Урарту, к истокам рек Евфрата и Аракса, пробиться к озёрам Ван и Урмия и опустошить большие области. Однако ассирийцам не удалось полностью разгромить страну Урарту. В непрерывных боях с ассирийцами укрепилось государство Урарту, вокруг которого объединился целый ряд племён. Урартский царь Сардур I сумел дать отпор ассирийским войскам. При нём была построена неприступная крепость у Ванской скалы. Сардур I, возглавивший государство Урарту, гордо называет себя «царь великий, царь могучий, царь вселенной, царь страны Наири, царь царей». Урартские цари Ишпуина и Мену а, правившие в конце IX и в начале VIII в., закладывают основы будущего могущества Урартского царства.

 

 

 

Реконструкция.

 

 

 

Ленинград. Госуд. Эрмитаж.

 

Следующий урартский царь Руса I (730 — 714 гг. до и. э.) ведёт упорную борьбу за полное покорение областей Закавказья и строит в Нор-Баязетском районе ряд крепостей. В конце VIII в. до и. э. Ассирия снова усиливается. Саргону II в 714 г. до н. э. удаётся совершить успешный поход против Урарту и разгромить войска Русы. Однако ассирийцы не смогли окончателыю подавить Урартское царство. Урартский народ ведёт мужественную борьбу против ассирийских завоевателей. Несмотря на то, что Саргон II разбил урартские войска, опустошил всю страну, захватил и разграбил богатый урартский город Мусасир, Урарту всё же сохранило свою самостоятельность. Больше того, сопротивление урартов было, возможно, одной из причин ослабления Ассирии, которая в 612 г. пала под ударами объединившихся врагов Ассирийского царства. Урарту сохраняло свою независимость и после падения Ассирии. Только в VI в. до н. э. Урарту теряет свою независимость и гибнет под ударами мидян и кочевников скифов.

 

 

Урартская культура

 

Урартская культура ещё мало изучена. Однако уже теперь совершенно ясно, что урарты создали высокую культуру, тесно связанную с культурным творчеством других народов Передней Азии, и тем самым сделали ценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Многие черты урартской культуры отличаются большой самобытностью. Урарты имели свою собственную древнюю гиероглифическую письменность, некоторые картинные знаки которой обнаружены на отдельных предметах и на одной глиняной табличке. Архитектура и металлургия достигли у них высокого совершенства. С художественной точки зрения особенный интерес представляет изображение мусасирского храма, сохранившееся на стенах дворца Саргона. Этот храм был построен в IX — VIII в. до н. э. на высокой платформе. Со своей двускатной крышей с фронтоном и с шестью колоннами, украшавшими фасад, он живо напоминает ионийские и древнегреческие здания, возможно, являясь их переднеазиатским прототипом. На применение в архитектуре колонн указывают сохранившиеся базы, некоторые из которых хранятся в Музее Грузии. Высокое развитие металлургии нашло своё отражение в целом ряде художественных изделий из бронзы. Среди них выделяются скульптурные части роскошных тронов, воспроизводящие фигуры крылатых быков с лицом человека. Эти изящно сделанные предметы были отлиты из бронзы по восковой модели, дополнительно моделированы при помощи чеканки и покрыты тончайшим листовым золотом, пластично воспроизводившим все орнаментальные подробности бронзовой основы. Лица, сделанные из белого камня, инкрустированные глаза и брови и углубления крыльев, украшенные красной пастой, создавали яркий красочный эффект. Такого рода выразительные произведения урартской металлургической пластики занимали совершенно особое место в искусстве древневосточных народов.

Урарты сумели использовать и высокие достижения ассиро-вавилонской цивилизации. Они заимствовали у ассирийцев клинопись, но упростили и несколько усовершенствовали её. Металлургия и изобразительное искусство урартов развивались в тесной связи с техникой металлического производства и художественным творчеством ассирийцев и хеттов. Художественные образы крылатых быков сохранились в искусстве целого ряда народов Передней Азии: ассирийцев, хеттов и митаннийцев.

Урартская религия прошла весь путь развития от древнего фетишизма и культа природы до культа богов — покровителей царя и государства. Урарты обоготворяли деревья и в особенности горы. Одним из эпитетов бога Халда был «гора Халда». В перечне урартских богов (Мхер Капуей) упоминаются ворота Халда и боги ворот Халда. Очевидно, здесь имеются в виду ниши, высеченные в скалах, через которые, по религиозным воззрениям урартов, выходило из священной скалы божество, обитавшее в горе. Широко распространён был в стране Урарту и культ священного дерева. На различных предметах, в частности на оттисках печатей, сохранились сцены поклонения священному дереву, причём этот обряд иногда совершал сам царь. Характерно отметить, что около изображения священного дерева сохранились изображения священных каменных столбов, а также грифона. Наряду с культом бога горы Халда в Урарту существовал и культ богини природы и плодородия, которая считалась покровительницей зверей и растений. Видное место в пантеоне урартов занимали бог грозы и бури Тейшеба и бог солнца Ард. В урартских надписях особенно часто встречаются имена трёх основных богов: Халда, Тейшебы и Арда. Однако среди них первое место занимал бог Халд, считавшийся верховным богом урартов. С течением времени бог Халд превращается в бога войны и покровителя царя и Урартского государства. Копьё и щит считались символами божественной власти воинственного бога и его наместника на земле. Царь урартов изображался иногда в виде верховного жреца.

Можно считать, что урарты оказали некоторое влияние на развитие культуры соседних народов, в частности ассирийцев. Урартская культура оказала несомненное влияние на развитие ассирийской металлургии и ассирийского искусства. Особенно сильное культурное влияние оказали урарты на развитие соседних народов Закавказья. На территории Армении сохранились развалины крепостей, построенных под влиянием урартской архитектуры. Урартский язык, религия и мифология, сохранив многие черты ассиро-вавилонской культуры, оказали большое влияние на развитие культуры древнеармянского народа. Армянский историк VIII в. Моисей Хоренский сохранил воспоминания о легенде, описывающей борьбу древнего героя Хайка с Бэлом, предводителем полубогов-полувеликанов, и не менее древнюю легенду о царице Шамирам, которую ещё долго впоследствии считали строительницей большого ванского канала. Таким образом, урарты передали многие элементы древневосточной культуры более поздним народам, в частности древним армянам.

 

 

 

Урартская колесница.

ГЛАВА XVI

НОВО-ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

 

 

 

Рельефное изображение льва.

Г. до н. в.

 

Земледелие, основанное на искусственном орошении, играло настолько большую роль в хозяйственной жизни страны, что законодатель старался при помощи специальных статей закона обеспечить доброкачественную обработку земли и обязать владельцев полей принимать все зависящие от них меры, чтобы поддерживать в полном порядке оросительную сеть. Так, в сохранившихся фрагментах законов этого времени говорится, что нерадивый арендатор, плохо обрабатывающий своё поле, и крестьянин, который не содержит в порядке своей плотины, в результате чего разлившаяся вода причиняет ущерб соседним полям, должны возместить убытки соответственно урожаю соседнего поля, т. е. исходя из средней урожайности аналогичного поля в данной местности. Богатые рабовладельцы контролируют сельское хозяйство страны. Им принадлежат не только большие земли, но и вода тех каналов, которые расположены на этих землях. Крупнейшие землевладельцы на свои средства проводят отводные каналы, беря с окрестного населения особую, плату за пользование водой из этих каналов. С течением времени всё больше и больше укрепляется право частной собственности не только на землю, но и на воду, что особенно способствует резкому имущественному расслоению, сосредоточению крупных богатств в одних руках, разорению мелких собственников и общинников и постепенному превращению их в арендаторов, кабальных должников и рабов.

 

 

 

ГЛАВА XVII

ЕГИПЕТ ПОЗДНЕГО ВРЕМЕНИ

Завоевание Египта ливийцами

Ливийцы издавна населяли области, прилегающие с запада к Дельте и к севернойчасти Нильской долины, а также западныеоазисы. В течение долгого времени египтяне воевали с этими независимыми и культурно-отсталыми племенами. В эпоху расцвета Египта при фараонах Нового Царства большое количество ливийцев поселяется в Египте. Фараоны берут их на военную службу в качестве наёмников и дают им земельные наделы, главным образом в Дельте. Особенно усиливается приток ливийцев в Египет во время XX и XXI династий, когда Египет уже не может выставлять больших армий и принуждён прибегать всё в большей степени к использованию наёмников. Некоторые из знатных ливийцев занимают крупные военные и жреческие должности. В надписи одного ливийского военного командира и первосвященника бога Хершефи в Гераклеополе приводится его родословная в течение 15 поколений, из которой видно, что его предок «ливиец Буювава», очевидно, во время жреческой XXI династии поселился в Гераклеополе. Его потомки занимали должности «великих вождей» ливийских войск и жрецов гераклеопольского храма. Один из представителей этого аристократического ливийского рода породнился с царской семьёй. Его внук Шешонк захватывает царский престол и основывает XXI (Ливийскую) династию. Цари Ливийской династии принуждены были не только считаться, но и в значительной мере опираться на фиванское жречество. Цари новой династии роднятся со старым царским домом и назначают своих сыновей фиванскими первосвященниками. Основатель Ливийской династии Шешонк I был энергичным правителем. Опираясь на силы ливийцев и фиванского жречества, он объединяет весь Египет и делает попытку возобновить активную внешнюю политику в Азии. В своей большой победной надписи он перечисляет города, захваченные им во время его похода в Палестину, главнымобразом в Израиле, как, например, Шунем, Таанах, Бет-Шан и Мегиддо. Изобразив себя в качестве продолжателя деятельности великих фараонов XVIII — XIX династий, он воздвигает в карнакском храме «двор Бубастидов» и большой пилон. Чтобы укрепить свою династию, Шешонк I делает столицей государства город Бубастис в Дельте, почему его династия и получает название Бубастидов. В течение своего продолжительного царствования (941—920 гг. до н. э.) Шешонк I всячески старался укрепить Египетское государство. Он построил крепость около Фаюма. На левом берегу Нила, против острова Хибе, были обнаружены развалины крепости с рельефами и надписями времени Шешонка I. Преемники Шешонка I уже не имели реальной возможности для достойного продолжения его государственной деятельности. Усиление Ассирии принуждает фараонов XXII династии замкнуться в пределах Нильской долины и Дельты. Чувствуя нависающую угрозу ассирийского нашествия, Осоркон II оказывает некоторую помощь коалиции сирийско-палестинских царьков, выступивших против ассирийского царя Салманасара. В ассирийских надписях упоминаются «1 000 мусри (египтян)», которые сражались против ассирийцев во время битвы при Каркаре в 854 г. Раскопки в Самарии подтверждают, что Осоркон II пытался установить некоторые связи с Израилем. Но всё это были попытки с негодными средствами. Острая классовая борьба разрывала страну на части и особенно разгорелась при Такелоте II. Государство постепенно распадалось на составные части и управлялось независимыми маленькими властителями. Воспоминание об этой времени смут и распада Египетского государства сохранилось в «Сказаниях из цикла царя Петубастиса». Греческие историки называли это время «додекархией», т. е. правлением 12 царей. Цари Ливийской династии даже в своих официальных надписях принуждены были признавать, что далеко не вся страна им подчинялась. Осоркон II в надписи на своей статуе выразил скромное для египетского фараона пожелание, чтобы «его потомство, вышедшее из его чресл», правило бы в Египте и чтобы его признали, «склонив перед ним своё сердце», первосвященники Амона-Ра, царя богов, великие вожди Ма (машуашей, т. е. ливийцев. — В. А.)и жрецы Хершефи. Объединение ливийских командиров и высшего жречества Верхнего и Нижнего Египта было постоянной политической задачей ливийских фараонов, которую они полностью выполнить не сумели.

Завоевание Эфиопии

Нубийцы издавна населяли области к югу от первого порога Нила. Со времён Древнего царства египетские фараоны совершали опустошительные походы в Нубию с целью захвата добычи, рабов и завоевания земель. При фараонах XVIII династии Нубия вплоть до четвёртогопорога была прочно завоёвана египетскими войсками. Цари XIX династии, продолжая деятельность своих предшественников, принимали ряд мер к укреплению египетской власти в Нубии. Стремясь колонизовать эту страну, они строили в ней города, крепости и храмы. В результате этого высшие слои нубийского населения в значительной степени восприняли египетскую культуру. В период ослабления Египта при жреческой XXI и Ливийской XXII династии Нубия стала самостоятельной. Однако правители Нубии находились под столь сильным культурным влиянием Египта, что они называли себя египетскими фараонами и составляли надписи на египетском языке. В своей столице Напата у склонов священной «горы Амона» Джебель-Баркал они поклонялись верховному богу Египта, которого они назвали «золотым» в честь главных своих сокровищ — «золотых рудников», некогда принадлежавших фиванскому храму Амона. Эта связь Нубии с фиванским жречеством ещё более усилилась после падения XXI династии, последний представитель которой, видимо, обосновался в столице Эфиопии. Ливийские цари, завоевав Египет, пытались подчинить своей власти также и Нубию. Сыну Шешонка III удалось даже обосноваться в Нубии. Один из нубийских вождей, Кашта, очевидно, связанный с династией Бубастидов, завоевал Фивы и принудил египетскую царевну Шепенопет, верховную жрицу Амона в Фивах, усыновить его дочь Аменирдис, что дало ему возможность установить свой контроль над Фивами, фиванским жречеством и их громадными богатствами.

Сын эфиопского вождя Кашты, по имени Пианхи (конец VIII в.), энергично продолжая деятельность своего отца, завоевал Египет, описав это завоевание в большой надписи, найденной в Напате и ныне хранящейся в Каирском музее. Главным соперником Пианхи был саисский князь Тефнахт, который сумел объединить вокруг себя довольно значительные области Дельты и Верхнего Египта. Считая себя законным наследником египетских фараонов, Пианхи называет себя «царём, живым образом бога Атума… благим богом», а Тефнахта называет «вождём запада» и правителем одной из областей средней Дельты. Пианхи в своей надписи изображает себя в качестве освободителя Египта от Тефнахта, который «двигается на юг во главе многочисленной армии». Отвечая на призыв египетских князей и военачальников, Пианхи двигается против Тефнахта и одерживает целый ряд побед над его войсками. Пианхи захватывает Фивы, подступает к Мемфису и штурмом берёт этот сильно укреплённый главный город северного Египта. Пианхи, завладев Египтом, принуждает Тефнахта к капитуляции и объявляет себя фараоном объединённого Египта. Он совершает торжественные церемониив Фивах и просит Амона, чтобы он дал ему возможность нести его образ во время торжественной процессии, совершаемой в Фивах в день праздника Опет.

Преемники Пианхи укрепили свою власть во всём Египте. Шабака уже правил над всем Египтом. Один из его преемников, Тахарка, принуждён был защищать Египет от ассирийских войск. Тахарка в одной надписи, относящейся к 6-му году его царствования, изображает себя в качестве подлинного египетского фараона, который «проводит день и проводит ночь, думая о том, что полезно для богов, чтобы восстановить их храмы, которые разваливались, чтобы высечь их статуи, наполнить их амбары, снабдить их жертвенники и принести им жертвы всякого рода». Подчёркивая свою полезную деятельность, Тахарка с гордостью говорит, что «эта страна была изобильной в его время, подобно тому как она была во времена «Владыки всего» (Озириса). Каждый спал долго по утрам, не говоря по всякому поводу: «о если бы я это имел». Истина была проведена в управление, а ложь была пригвождена к земле». Однако Тахарке не удалось предотвратить вторжения в Египет ассирийцев. В 671 г. Асархаддон завоевал Египет и обратил Тахарку в бегство. При Ашшурбанипале Египет дважды подвергался опустошительным нашествиям ассирийских войск. Но Ассирия уже находилась на закате своего могущества. Ашшурбанипал, для того чтобы удержать власть над Египтом, должен был опираться на северо-египетскую аристократию, противопоставляя её эфиопским царям.

Голова статуи Псамтика III.

Культура Саисской эпохи

Со времени Нового Царства Египет вышел на широкую арену международной политики. Египетские торговцы всё чаще сталиездить в Палестину, Сирию и Финикию. Египтяне проникли глубоко в Нубию и установили торговые связи с далёкой южной страной Пунт. Египетские фараоны завоевали обширные области Передней Азии и укрепили свою власть вплоть до четвёртого порога. Сталкиваясь с рядом соседних народов, египтяне оказывали на них значительное культурное влияние и в свою очередь многое у них заимствовали. Так всё больше и больше устанавливались культурные взаимодействия между Египтом, Эгейским миром, Передней Азией и Нубией. В эпоху позднего времени, когда политическое влияние Египта стало ослабевать, когда Египет потерял свои иноземные владения и даже стал подвергаться нашествиям и завоеваниям, торговые связи Египта с соседними странами продолжали сохраняться. Ливийские, эфиопские и ассирийские завоеватели не могли не подпасть под некоторое влияние высокой и древней египетской цивилизации. В особенности культурно отсталые ливийцы и эфиопы, завоевав Египет, как некогда гиксосы, почти полностью покорились египетской культуре. Ливийские и эфиопские цари, завоевавшие Египет и основавшие там свои династии, носили титулы египетских фараонов, поклонялись египетским богам, писали свои надписи по-египетски, во всём подражая своим древнеегипетским предшественникам. Так, Тахарка называет себя«Гором, владыкой двух диадем... золотым соколом, защищающим Обе Страны, царём Верхнего и Нижнего Египта, благим богом…». Нубия и ранее находилась под культурным влиянием Египта, а в эпоху завоевания Египта эфиопами это влияние значительно усиливается. Многочисленные развалины египетских храмов, сохранившиеся на территории Нубии, свидетельствуют о том, в какой сильной степени влияние египетской культуры проникало в Нубию. Поздний мероитский алфавит возник на основе египетской демотической письменности.

Египетская культура проникла и в области Передней Азии, главным образом в Палестину, Финикию и Сирию, и даже на далёкий Кипр. На территории Палестины и Финикии было найдено множество египетских памятников, а также местных изделий, сделанных под сильным влиянием египетского искусства, В Финикию проникли культы египетских богов, в частности Гора, Тота, Пта, Хатхор и главным образом Озириса, о котором рассказывали, что гроб с его телом или его голова были прибиты волнами моря к Библу. Произведения древнееврейской светской и религиозной литературы, собранные в библии, сильно пропитаны древнеегипетскими влияниями. Египетский монотеизм времени XVIII — XIX династий не мог не оказать влияния на возникновение библейского единобожия и культ единого бога Яхве. Гимн Атону напоминает один из псалмов Давида. Египетская любовная лирика близка к библейской «Песне песней». Египетские «Поучения» и «Пророчества» нашли своё отражение в аналогичных произведениях библейской литературы.

Сильное культурное влияние оказывала древняя культура Египта на юную формирующуюся культуру греческих племён. В Греции преклонялись перед седой мудростью египетских жрецов, перед тайнами, богатствами и роскошью величественных египетских храмов. В «Илиаде» говорится, что: «...в египетских Фивах — (жилища там полны сокровищ) в городе там сто дверей, столь широких, что могут из каждых двадцать мужей с лошадьми, с колесницами выехать рядом». Архаические статуи греческого бога Аполлона чрезвычайно близко напоминают по фронтальной композиции тела и по типичной для этой эпохи улыбке египетские статуи, в частности саис-ского периода. Греческая вазопись сохранила египетские сюжеты и мотивы. Греческие наёмники, торговцы и колонисты, поселившиеся в Египте, не могли не подпасть под влияние египетской культуры. Они были связующим звеном между античным миром и угасающей египетской цивилизацией.

Саисские фараоны, открывшие грекам широкий доступ в Египет, открыли ворота Египта юной и свежей греческой культуре. Греки строили в Египте военные лагери, колонии, города и храмы, посвященные греческим богам. Греческиехудожники и ремесленники наводнили Египет произведениями своего искусства и изделиями своего ремесла, которое особенно процветало в Навкратисе. Художественный реализм в искусстве получает свою завершённую форму в Египте в VI в. до н. э. В египетских рельефах этого



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.221 (0.07 с.)