Пенсильванский , музей. Филадельфия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пенсильванский , музей. Филадельфия.



 

 

 

Глиняный домик священной змеи.

Пенсильванский музей. Филадельфия.

 

 

 

Священные камни в развалинах Гезера.

 

Религия была теснейшим образом связана с литературой. В библейских книгах сохранились разнообразные произведения древней литературы: религиозные мифы, исторические легенды, народный героический эпос. Многие из произведений библейской литературы отражают влияние более древней ханаанской, а также вавилонской и египетской литературы. Библейская литература оказала в свою очередь влияние на древнехристианскую литературу. Гневные речи пророков и высокохудожественные лирические стихотворения (псалмы) вошли в состав лучших произведений мировой литературы.

 

 

 

Бронзовый топор из Бет-Шана.

 

ГЛАВА XIV

АССИРИЯ

 

Природа

 

 

 

Ашшурбанипал пирует в беседке.

Рельеф из Куюнджика.

 

Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая тянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу от Ассирии открывалась обширная сирийско-месопотамская степь, пересечённая в северной части горами Сингара. На севере территория Ассирии незаметно переходила в армянское нагорье. Степи и горы, окружающие Ассирию, были покрыты скудной растительностью. Население здесь с давних времён занималось главным образом скотоводством. Долина Верхнего Заба удобна для земледелия, так как эта река несёт весной много воды после таяния горных снегов. Долина Тигра хорошо орошалась периодическими разливами великой реки. Однако, стеснённая с востока горами, она сравнительно невелика. Площадь пахотных земель древней Ассирии не превышала 12 тыс. кв. км.

По своему климату и по условиям естественного орошения Ассирия несколько отличалась от средней и южной части Месопотамии. Осенью шли дожди или, по образному выражению древней надписи, «открываются врата (небесного. — В. А.)океана». Зима держалась недолго, но в декабре и в январе земля нередко покрывалась снегом и температура доходила до 14° ниже нуля. Ранней весной долина и степь быстро покрывались травой, но жаркое солнце уже в начале лета быстро сжигало всю растительность. Хлеб снимали в июле, а в августе жара становилась нестерпимой. Даже в садах «сохли сочные растения». Осенью, в сентябре — октябре, поспевали финики. Особенное значение для земледельческого хозяйства имели дожди. Поэтому ассирийцы говорили, что «их глаза устремлены на дождь, небесный поток» и что «когда в стране падает дождь, то будет хороший урожай». Бог Рамман считался небесным владыкой, который посылает на землю дожди; в ассирийских законах упоминаются «воды бога Адада (т. е. дождь. — В. А.)».Периодические разливы Тигра давали возможность построить сеть каналов и использовать воду наводнения. Склоны гор в достаточной степени орошались водами горных потоков, ручьёв и рек, стекавших главным образом с Иранского плоскогорья.

Горы были в некоторых местах покрыты лесом и изобиловали дичью. Здесь с древних времён люди находили различные сорта камня и металлическую руду, необходимые им для развития ремёсел. Долина верхнего Тигра в торговом отношении занимала выгодное положение, так как отсюда шли торговые дороги во все стороны: на юг по Тигру к Персидскому заливу, на восток по долинам рек на Иранское плоскогорье, на север через горные проходы в район трёх великих озёр — Севана, Вана и Урмии — и в области Закавказья, на северо-запад по Тигру к границам Сирии и Малой Азии, откуда открывалась дорога на запад к торговым городам сиро-финикийского побережья.

 

 

Население

 

С очень древних времён, возможно с V — IV тысячелетий до н. э., на территории Ассирии жили субарейские племена, искони населявшие северную часть Передней Азии. Эти племена по своему языку, внешнему облику, культурному уровню и историческим судьбам были очень близки хурритам, населявшим северо-западную часть Месопотамии и северную Сирию, урартам Закавказья и горным племенам, жившим к востоку от Тигра. Однако эти субарейские племена к началу II тысячелетия до н. э. уже отчасти смешались с семитскими племенами, которые были близки к семитам Аккада и аморитам, населявшим сирийско-месопотамскую степь и Сирию. Затем, в эпоху образования Ассирийского государства, субарейские племена растворились среди семитов. Господствующим языком в Ассирии был ассирийский язык, входящий в группу семитских языков.

 

 

Источники

 

Античные авторы сохранили в своих трудах ряд разрозненных, часто недостоверных, но порой всё же существенных сведений по истории Ассирии. Уже в IX — VIII вв. до н. э. в греческой литературе появляются не только упоминания об Ассирии, но даже описания отдельных событий из истории Ассирии. Так, Аристотель сообщает, что существовал особый эпос Гесиода, в котором рассказывалось о разрушении ассирийской столицы Ниневии. Легенды о возникновении Ассирийского государства и об его крушении особенно прочно вошли в античную историографию. Ценные сведения об Ассирии даёт Диодор, который использовал данные Ктесия Книдского и Геродота, подвергнув их некоторой критической переработке.

Большой материал для изучения истории Ассирии дали раскопки крупнейших городов Ассирии Ашшура, Калаха, Ниневии и Дур-Шаррукина, где были обнаружены многочисленные развалины дворцов и храмов, разнообразные памятники архитектуры, предметы быта, памятники религиозного культа и, что особенно важно, огромное количество надписей. За последнее время были произведены раскопки в местах древнейших поселений субарейцев и ассирийцев. Особенно интересные и очень древние предметы и надписи были найдены в Арпачия, около Ниневии, несколько восточнее в Тепе-Гавра и, наконец, к востоку от нижнего Заба в Аррафа (Керкук). Древнейшие памятники, в частности керамика, покрытая геометрическим и стилизованным орнаментом, найденная в Арпачия, относятся приблизительно к тому жо времени, к которому относятся древнейшие шумерийскио памятники из эль-Обеида и древнемитаннийские, раскопанные в Тель-Халафе. Все эти предметы позволяют установить одну и ту же стадию в развитии материальной культуры, в эпоху первого появления металлов и разложения родового строя, но до появления государства.

Наибольшую ценность для изучения истории Ассирии представляют письменные источники, найденные на территории Ассирии и в соседних странах. Яркий свет на древнейшую историю Ассирии проливают документы, найденные в Кюль-Тепе, в Каппадокии, очевидно, происходящие из архивов торговых колоний, основанных ассирийцами в восточных областях Малой Азии, заселённых уже с конца III тысячелетия до н. э. хеттскими племенами. В этих документах упоминаются чисто ассирийские имена и встречаются типично ассирийские датировки.

Единственным крупным юридическим документом среди ассирийских надписей являются так называемые «Ассирийские законы» или, вернее, часть судебного сборника, в котором из 79 статей 51 статья касается семейного права. Этот сборник был составлен приблизительно в середине II тысячелетия до н. э. (в XV — XIII вв. до н. э.). Текст его был найден в развалинах древней столицы Ассирии — города Ашшура. Законы являются существенным источником по истории Ассирии и проливают некоторый свет на хозяйственный и общественный строй древних ассирийцев. Для более позднего времени большой интерес представляют царские надписи, летописи, перечни чиновников «лимму», по именам которых обозначались годы, историко-дипломатические документы, как, например, историческая справка, составленная по поводу договора, заключённого между Ассирией и Вавилоном при ассирийском царе Адад-нирари, наконец, очень ценная административная переписка ассирийских царей с местными чиновниками, относящаяся главным образом к последним векам существования Ассирийского государства. Огромное количество самых различных надписей, найденных в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, свидетельствует о довольно значительном уровне развития ассирийской культуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.008 с.)