Пенсильванский музей. Филадельфия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пенсильванский музей. Филадельфия.



 

 

Археологические раскопки обнаружили на территории Палестины развалины многих городов, которые имели в древности большое экономическое, военное и культурное значение. Таков Лахиш, развалины которого были обнаружены между Газой и Хевроном, в южной части Палестины. Расположенный на торговой дороге, ведшей от побережья в глубь страны, этот город уже в III тысячелетии до н. э, достиг большого расцвета. Город был окружён стеной, построенной из кирпичей и защищенной угловыми башнями. В развалинах этого города были обнаружены различные виды оружия и орудия из закалённой меди. Большим своеобразием отличается найденная здесь керамика. Отметки горшечников на сосудах указывают на возникновение письменности. Не меньший интерес представляют развалины Гезера, древней крепости, окружённой стенами, сложенными из больших каменных глыб и защищенными прямоугольными башнями. К северо-западу от Мёртвого моря, на западном краю долины Иордана, были обнаружены развалины древнего города, который исследователи сопоставляют с библейским Иерихоном. Раскопки показали, что этот город уже в IV — III тысячелетиях до н. э. представлял собой сильную крепость. Среди вещей, найденных в развалинах этого города, следует отметить каменные орудия, пережиточно сохранившиеся, а также медные орудия самобытной сирийской формы, что указывает на высокое и самостоятельное развитие местного ремесла. Ценные результаты дали раскопки города Мегиддо, расположенного в юго-западной части плодородной Иезреельской равнины. Этот город существовал с глубокой древности, но приобрёл особенно крупное значение во II тысячелетии до н. э., превратившись в важный хозяйственный центр и в сильную крепость. Здесь была обнаружена целая керамическая мастерская с деревянным гончарным кругом. В эпоху гиксосского завоевания Мегиддо входил в состав царства гиксосов, на что указывают найденные здесь египетские скарабеи гиксосского типа. Здесь же были раскопаны остатки крепости, относящейся ко времени царя Соломона.

Богатый материал для изучения взаимоотношений между Палестиной и Египтом дали раскопки древнего города Бет-Шана (современный Бей-сан), раскопанного в 5 км к здпаду от впадения Нар-Дшалуда в Иордан. Судя по этим раскопкам, Бёт-Шан был одним из древнейших городов Палестины. Уже в III тысячелетии до н. э. он являлся значительным торговым центром, куда проникали вместе с товарами иноземные культурные влияния. Так, в развалинах Бет-Шана были найдены египетские предметы времени Среднего Царства. В XVIII в. до н. э., захваченный гиксосами, Бет-Шан представлял собой хорошо защищенную крепость. Со времени гиксосского завоевания Бет-Шан подпадает под египетское влияние. В его развалинах были найдены остатки двух египетских храмов, множество египетских предметов и две ценнейшие надписи времени XIX династии, в которых описываются военные походы и подвиги Сети I и Рамзеса II. Предметы, характеризующие взаимоотношения Египта с Палестиной, были найдены при раскопках Джерара, одной из пограничных крепостей. Крупные раскопки были произведены также и на месте филистимского города Газы.

 

 

Кинжал и серповидный меч из Сихема.

Музей в Гааге.

 

 

Для истории Палестины I тысячелетия до н. э. некоторый материал дали раскопки древней Самарии, где были обнаружены развалины дворцов Омри и Ахава, раскопки древнего Сихема и, наконец, раскопки на территории Иерусалима, где были открыты гробницы царей из дома Давида.

 

Письменные источники

 

Археологические раскопки на территории Палестины обнаружили большое количество древних городов, в которых было найдено множество предметов материального быта и предметов культа. Однако здесь было найдено, так же как в Финикии и в Сирии очень мало надписей. Так, например, во дворце Ахава в Самарии было найдено всего лишь 75 черепков (острака) с датированными документальными записями хозяйственной отчётности; в Иерусалиме была обнаружена так называемая силоамская надпись времени иудейского царя Хизкии (ок. 715 р. до н. э.); в ззиорданской области была найдена надпись моавитского царя Меши, в которой упоминается имя древнееврейского бога Яхве и описываются войны моавитян с соседними племенами. Наконец, несколько лет тому назад в развалинах крепости Лахиша была найдена переписка начальника укреплённого города Кириат-Иеарим с военным комендантом Лахиша и соседних крепостей, относящаяся приблизительно к 556 г. до н. э.

Богатый материал для изучения Палестины дают египетские надписи. Во многих из них описываются походы фараонов на Палестину. Особенно интересны в этом отношении летопись походов Тутмоса III, победные надписи Сети I и Рамзеса II, надпись Мернепта, списки покорённых областей и городов Палестины и Сирии, помогающие восстановить историческую географию этих стран. Наконец, большую ценность представляют известные дипломатические документы из Амарнского архива, которые дают яркую характеристику Палестины под властью Египта в эпоху ослабления египетского влияния и проникновения в Палестину племён «хабири». Ценные сведения для более поздней истории Палестины дают вавилонские, хеттские и ассирийские надписи. Финикийские мифологические поэмы из Рас-Шамра дают обильный материал для восстановления древнейших форм религиозных верований тех племён, которые жили на территории Палестины.

Ценнейшим источником по истории Палестины является библия — сборник разнообразных произведений древнееврейской литературы, получивший значение «священного писания» у древних евреев, а впоследствии у христиан. В состав этого сборника входят исторические книги, описывающие историю Израильского и Иудейского царств на основе древних летописей и целого ряда древних легенд. В состав библии входят древние мифы, выросшие на почве вавилонской и финикийской мифологии (например, миф о сотворении мира или о всемирном потопе), образцы светской и религиозной поэзии, поучения, сборники законодательного характера, наконец, социально-политические речи и памфлеты так называемых «пророков». Древнейшая часть библии восходит к IX в. до н. э. Редактор этой части применяет слово «боги» — «элохим» и поэтому носит название «элохиста». К VIII в. до н. э. относится та часть библии, которая является сборником легенд в исторических преданий; автор сборника называет главного израильского бога именем Яхве и потому носит название «яхваета». В VII в. до н. э. обе эти редакции были объединены в один сборник. Впоследствии библия не один раз подвергалась редакционной обработке, так что древний текст сохранился в очень искажённом виде. Поэтому для изучения истории древнего Израиля и древней Иудеи, а также древнееврейской религии необходимо было подвергнуть библейский текст строго критическому анализу. Это критическое изучение текста библии с течением времени превратилось в особую научную дисциплину, которая получила название «библейской критики».

Знаменитый философ Б. Спиноза ещё в XVII в. первый подошёл вплотную к основным проблемам библейской критики. Спиноза доказал, что «Пятикнижие» вместе с книгой Иисуса Навина было составлено лишь в V в. до н. э., что книги «Пара-липомёнон» написаны во II в. до н. э. и что «Книга псалмов» была составлена не Давидом, а значительно позднее. Критический, но всё же лишь формальный анализ библейского текста дал возможность Ж. Астрюку в середине XVIII в. установить два основных источника «Книги бытия»: элохиста и яхвиста. Продолжая эти труды в области библейской критики, де Ветте в 1805 г. установил тождество «Книги второзакония» с той «Книгой закона», о которой в самой библии говорится, что она была найдена в 622 г. Наконец, целую эпоху в библеистике сделал большой труд Велльгаузена «Введение в историю Израиля» (1879 г.). В этой книге Вёлльгаузен, подойдя к библейскому тексту и к его критике с исторической точки зрения, предположил и обосновал своё предположение, что источник, называвшийся ранее «Старший элохист» и ныне называемый «Жреческий кодекс», является позднейшей 'частью «Шести-книжия», написанной после вавилонского плена. При установлении этого факта Вёлльгаузен исходил из того, что сложное законодательство «Жреческого кодекса» не соответствует примитивному общественному строю древнееврейских племён и поэтому должно было быть составлено в более поздние времена. Критическое исследование библейского текста продолжалось в широком масштабе во второй половине XIX в. и продолжается до нашего времени.

Строго научная критика библейского текста дала очень значительные результаты. Стало возможным установить основные источники библейских книг, время их составления, их взаимоотношение и целый ряд других фактов, которые пролили яркий свет на историю древнего Израиля и древней Иудеи, а также на процесс возникновения и развития древнееврейской религии. Однако реакционные западноевропейские и американские учёные стремились использовать результаты библейской критики для исторического обоснования библейских легенд, обоснования религиозных догматов и доказательства исконного существования древнееврейского единобожия. Иногда при этом не обходилось и без фальсификации древнего текста библии, для того чтобы привести его в соответствие с религиозными учениями. Поэтому задачей подлинно научной и объективной библейской критики является изучение библейского текста на основе проверки при помощи всех имеющихся в распоряжении историка исторических источников и твёрдо установленных фактов. Задачей историков является также установление основных источников отдельных библейских книг и их датировка, очищение библейского текста от всех позднейших искажений и использование таким образом восстановленного древнего текста библии.

Библейская критика в настоящее время совершенно твёрдо установила, что библия является очень поздним и сильно искажённым историческим источником, текст которого неоднократно подвергался многочисленным изменениям со стороны различных редакторов.

Большой и ценный вклад в дело библейской критики и изучения истории и культуры древнееврейского народа сделали советские учёные, в частности акад. Н. М. Никольский и проф. А. Б. Ранович, которые подвергли строго критическому изучению как библию, так и целый ряд других источников.

Первоначальный текст библии был написан на пергаменте и папирусе древнесемитским шрифтом без обозначения гласных и без разделения слов. В последние века перед н. э. библия была переписана арамейским квадратным шрифтом. В VII в. н. э. масореты (хранители текста) переписали текст заново, введя подстрочные знаки для обозначения гласных. В III в. до н. э. основная часть библии, так называемое Пятикнижие, была переведена на греческий язык в Египте. Этот перевод получил название «Перевода семидесяти толковников». Затем на греческий язык были переведены и остальные библейские книги. Для критического изучения библейского текста следует использовать все сохранившиеся редакции, версии и переводы этого текста, много раз искажавшегося на протяжении столетий.

Ценные сведения по истории древнего Израиля и древней Иудеи сохранились в трудах Иосифа Флавия (37 — 100 гг. н. э.), главным образом в его произведении «Иудейские древности».

 

 

Население

 

Библейские предания сохранили далёкие и смутные сведения о тех племенах, которые в древнейшие времена населяли территорию Палестины. Легендарность этих преданий выражается в том, что эти древнейшие племена называются «слабыми» («тени») или, наоборот, изображаются в виде могущественных гигантов, великанов. Библейские предания отмечают район расселения этих племён и указывают на то, что все эти племена были уничтожены. Во всяком случае Палестина была заселена с древнейших времён. На побережье Средиземного моря, южнее Тира, жило эгейское племя филистимлян, которые дали название Палестине (Пелиш-тим, Пелешет). Древнейшим семитским племенам, населявшим Палестину, а также отчасти Сирию в III — II тысячелетиях до н. э., были хананеи, название которых сохранилось в библии и которые дали название всей стране Ханаан (в египетских надписях — Па-Канан). В библии хананеи изображаются как коренное население Палестины, с которым древние евреи ведут упорную и длительную борьбу. Согласно библии, хананеи населяли в основном северную Палестину, где были расположены древнейшие и наиболее важные торговые города, Однако можно думать, что хананеи населяли значительно большую территорию, ибо страна Ханаан, и по египетским надписям и по клинописным документам амарнского архива (по-вавилонски — страна Кинаххи), охватывала всю Палестину, включая прилегающие области Финикии и Сирии. Особую группу западно-семитских племён образуют амориты, с древних времён населявшие сирийско-месопотамскую степь с её оазисами, области средней Сирии, Ливана и Антиливана. Наконец, следует упомянуть и о племени хабири, которое появляется в Палестине и в Сирии начиная с XV — XIV вв. до н. э. и название которого особенно часто встречается в амарнских письмах. Судя по целому ряду документов, эти племена населяют некоторые области Передней Азии уже с середины III тысячелетия до н. э. и упоминаются наряду с другими западносемитскими племенами. Но особенно часто название племени хабири встречается в амарнских письмах, в которых говорится, что хабири вторглись в Палестину и захватывают один город за другим. Возможно, что название племени хабири тождественно с библейским названием племени евреев (ибрим), а также с древнеегипетским словом «аперу», которым египтяне в эпоху Нового Царства обозначали пленных, захваченных в Палестине во время своих завоевательных походов в Сирию. Этот пёстрый разноплеменной состав населения древней Палестины мешал объединению страны в единое государство и облегчал завоевателям её покорение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.009 с.)