Опасные производственные объекты. Основные положения закона «о промышленной безопасности опасных производственных объектов». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опасные производственные объекты. Основные положения закона «о промышленной безопасности опасных производственных объектов».



ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА «О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ».

Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ.

ОПО

Настоящий ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2010 N 171-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

 

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

 

Что относится к опасным производственным объектам

К опасным относятся производственные объекты, если на них, в частности (п. 1 ст. 2 Закона о промышленной безопасности, Приложение 1 к этому Закону):

1. получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества определенных видов в количествах, указанных в Приложении 2 к Закону о промышленной безопасности;

2. используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля;

3. используются стационарные грузоподъемные механизмы, эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;

4. получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов;

5. ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых

6. осуществляется хранение или переработка растительного сырья.

Обратите внимание: ОПО являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а не отдельные механизмы, оборудование, технические устройства, в том числе передвижные склады ВМ, специализированный автотранспорт и т.п. (Письмо Ростехнадзора от 11.04.2018 N 07-00-05/443).

 

Полный перечень объектов, относящихся к категории ОПО, содержится в Приложении 1 к Закону о промышленной безопасности.

Не являются ОПО (Приложение 1 к Закону о промышленной безопасности):

· объекты электросетевого хозяйства;

· лифты, подъемные платформы для инвалидов;

· сети газораспределения и газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно;

· объекты добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ

· объекты металлургии с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава менее 500 килограммов

· автозаправочные станции, осуществляющие розничную торговлю бензином и дизельным топливом (п. 1 Приказа Ростехнадзора от 15.04.2008 N 241).

 


РОСТЕХНАДЗОР И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ.

ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ЭКСПЕРТИЗУ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

(п. 8 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

9. Эксперт в области промышленной безопасности обязан:

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности;

обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.

(п. 9 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

10. Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

(п. 10 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ)

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ЭКСПЕРТИЗУ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.


ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ МАШИН, ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

ПБ 10-14-92 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»

Грузоподъемная машина – подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа.

Классификация кранов по конструкции:

1. Кран мостового типа - грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или стреловому крану, перемещающимся по мосту;

2. Кран кабельного типа - грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах;

3. Кран стрелового типа - грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле.

Эксплуатация грузоподъемных механизмов должна производиться в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

Самовольная реконструкция и переоборудование кранов не допускается.

Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом.

Стальные канаты должны соответствовать государственным стандартам, иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата организации — изготовителя канатов об их испытании. Применение канатов, изготовленных по международным стандартам, допускается по заключению головной организации или органа по сертификации.

Цепи должны иметь сертификат организации-изготовителя об их испытании в соответствии с нормативным документом, по которому они изготовлены. При отсутствии указанного сертификата должны быть проведены испытания образца цепи для определения разрушающей нагрузки и проверка соответствия размеров нормативному документу.

Грузоподъемные механизмы с электрическим приводом должны быть оборудованы концевыми выключателями для автоматической остановки механизма при подходе к упору — как при подъеме, так и при передвижении.

Краны стрелового типа (кроме консольных и башенных) должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10%.

Корпус кнопочного устройства для управления грузоподъемным механизмом с пола должен быть подвешен на металлическом тросе. Если корпус металлический, то он должен быть заземлен не менее чем двумя проводниками. В качестве одного из заземляющих проводников может быть использован тросик, на котором подвешен кнопочный аппарат.

Съемные грузозахватные приспособления после ремонта должны подвергаться техническому освидетельствованию, осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

Все грузоподъемные механизмы, находящиеся в эксплуатации, в том числе авто- и электропогрузчики, гидро- и электроподъемники и т.п., должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию в сроки:

· полному — не реже одного раза в 3 года;

· частичному — не реже одного раза в 12 месяцев.

При полном техническом освидетельствовании осуществляется осмотр, статическое и динамическое испытания. При частичном — только осмотр.

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически проводить их осмотр в следующие сроки:

· траверс, клещей и других захватов тары — каждый месяц;

· стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней;

· редко используемых съемных грузозахватных приспособлений — перед выдачей их в работу.

Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов, грузоподъемных приспособлений и тары в каждой организации должен быть приказом назначен обученный и аттестованный специалист.


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УСТРОЙСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ БАШЕННЫХ КРАНОВ.

Проектирование кранов (узлов, механизмов, приборов безопасности, крановых путей) должно выполняться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами. (ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов).

Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты кранов должны устанавливаться техническим заданием на проектирование. Группу классификации (режима работы) крана и его механизмов выбирают по табл. 1 и 2 приложения 4 (ПБ 10-382-00).

Производственный контроль за безопасной эксплуатацией кранов должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263

Руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания. В этих целях должны быть:

а) назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;

б) установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;

в) установлен требуемый настоящими Правилами порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, а также проверки знаний настоящих Правил у ответственных специалистов;

г) разработаны должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов;

д) обеспечено снабжение ответственных специалистов правилами безопасности, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации кранов, а обслуживающего персонала - производственными инструкциями;

е) обеспечено выполнение ответственными специалистами настоящих Правил, должностных инструкций, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций

Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией кранов владелец должен назначить инженерно-технических работников после обучения и проверки знания ими настоящих Правил, должностных инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала экзаменационной комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения.


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТАРЕ И СГЗП съемных грузозахватных приспособлений (ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И КОНТРОЛЬ).

2.1. Грузозахватные приспособления и тара относится к разряду устройств, на которых распространяются требования правил безопасности и нормативных документов Госгортехнадзора России.

2.2. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе нагрузкой в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. Съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться при эксплуатации осмотру и испытанию нагрузкой в 1,25 превышающей их номинальную грузоподъемность после ремонта.

2.3. Сведения об изготовлении съемных грузозахватных приспособлений должны заноситься в журнал, в котором должны быть указаны наименование приспособления, грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, на канат или цепь, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузоподъемного приспособления, испытательная нагрузка.

2.4. Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания, а на таре номер, собственный вес, грузоподъемность и назначение.

Техническое состояние грузозахватных приспособлений проверяют осмотром и испытанием. Освидетельствованию они подлежат перед вводом в эксплуатацию и периодически во время работы.

Осмотр стропов, грузозахватных приспособлений и тары следует производить ежедневно перед началом работы. Р — номинальная нагрузка.

Грузозахватные приспособления можно не испытывать, если они новые, испытаны заводом-изготовителем и не имеют внешних дефектов. При осмотре грузозахватного приспособления проверяют его общее состояние и степень износа зажимов, гаек, шплинтов, заплеток, сварных соединений, брони и т. п. Если грузозахватные приспособления не забракованы при внешнем осмотре, то их испытывают под нагрузкой. Для этого по паспорту, журналу или расчетом определяют предельную рабочую нагрузку. По рабочей нагрузке подбирается испытательная, равная 1,25 рабочей нагрузки.

Во время испытания тарированный груз захватывают испытуемым приспособлением, приподнимают краном на высоту 200—300 мм от уровня пола и выдерживают на весу 10 мин. На многих заводах существуют стационарные испытательные стенды. Если после испытания на приспособлении не обнаруживается повреждений, обрывов, трещин, остаточных деформаций, то оно считается годным.

Результаты освидетельствования заносят в журнал регистрации грузозахватных средств. Журнал содержит полные сведения о каждом приспособлении: порядковый номер, назначение, техническая характеристика, наименование завода-изготовителя, дату изготовления, заключение ОТК о результатах испытания.

На каждом предприятии, строительстве, базе, где имеются грузоподъемные краны, назначают специалиста, инженера или техника-механика, ответственного за безопасную эксплуатацию кранов, грузозахватных средств и техническое освидетельствование их. В крупных организациях инженер по надзору может быть наделен правами инспектора Госгортехнадзора России.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ КРАНАМИ.

Предназначенный для перемещения груз должен быть надежно застропован в соответствии с утвержденными схемами. Если. такие схемы отсутствуют, а груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов) для строповки, подъем груза должен производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Для строповки груза, предназначенного для подъема, должны применяться стропы, соответствующие массе поднимаемого груза с учетом числа ветвей и утла их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. С увеличением угла усилие в ветвях стропа возрастает до величины, на которую он не рассчитан. Кроме того, с увеличением угла строповка становится менее надежной.

Использовать вместо стропов проволоку или поднимать груз с зацепкой стропами за обвязочную проволоку можно только в исключительных, технически обоснованных случаях в строгом соответствии с инструкцией, утверждаемой главным инженером предприятия, и при условии, если в отраслевых правилах безопасности не содержится прямого запрещения на такое использование. Для обвязки и подъема строительных деталей на строительных площадках, а также во всех других случаях, где обвязка и подъем груза могут быть произведены с помощью инвентарных стропов, применение проволоки не допускается. Подъем и перемещение мелкоштучных грузов должны производиться в специально предназначенной для этого таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.

Нельзя разрешать подъем груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка. При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не разрешается нахождение людей (в том числе лица, производящего зацепку груза) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудования, так как вследствие возможного ошибочного включения крановщиком механизмов крана человек может быть прижат к вим грузом. Опасность для людей в этом случае представляет также раскачивание груза. Указанное правило безопасности следует также строго выполнять и при опускании груза.

Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема и перемещения, если груз висит на высоте не более 1 м от уровня площадки (пола цеха, платформы и т.п.), на которой находится стропальщик.

Перемещать груз в горизонтальном направлении можно лишь тогда, когда он предварительно поднят на 0,5 м выше встречающегося на пути оборудования, штабелей груза и других предметов.

Подъем, перемещение и опускание груза не должны производиться при нахождении людей под грузом. Нельзя выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз собственным телом, а также поправлять стропы на весу.

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, исключающее возможность падения, опрокидывания или сползания установленного груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены прочные прокладки для того, чтобы стропы или цепи могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза. Укладку и разборку груза следует производить равномерно без нарушения установленных для складирования груза габаритов и без загромождения проходов. При установлении габаритов складирования и ширины проходов руководствуются отраслевыми правилами безопасности, картами складирования и др.

При подъеме вертикальных аппаратов и длинномерных металлоконструкций во время монтажа их с помощью кранов нельзя обеспечить вертикальность грузовых полиспастов даже теоретически. В связи с этим для крана, установленного при монтаже конструкций на горизонтальной площадке, допустимо отклонение грузовых канатов от вертикали (в том числе и при применении оттяжек) на угол, указанный в паспорте крана для его установки.


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ МАШИН И ЭКСКАВАТОРОВ В ОХРАННЫХ ЗОНАХ ЛЭП И ДРУГИХ КОММУНИКАЦИЙ.

Охранные зоны вдоль воздушных линий электропередач и над подземными кабельными линиями установлены в целях обеспечения сохранности электрических сетей, надежного снабжения электроэнергией промышленности и населения, предотвращения несчастных случаев с производственным персоналом при выполнении строительно-монтажных и других видов работ.

Охранной зоной вдоль воздушных линий электропередач является участок земли и пространство, заключенное между вертикальными плоскостями, проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов на следующих расстояниях: для линий напряжением до 1 кВ — 2 м; от I до 20 кВ — 20 м; 35 кВ — 15 м; 110 кВ - 20 м; 150...220 кВ - 25 м; 500 кВ - 30 м; 700 кВ -40 м; 800 кВ (постоянный ток) — 30 м.

Под термином «вблизи» на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередач или воздушной электрической сети напряжением более 42В до границы охранной зоны. Производство работ в охранных зонах линий электропередач или в пределах, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, разрешается по наряду-допуску и только при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередач.

Строительно-монтажные работы вблизи и в охранной зоне электропередач разрешается производить только под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ при наличии наряда-допуска и (в охранных зонах) письменного разрешения организации — владельца линии.

Наряд-допуск на производство работ в охранных зонах и вблизи линий электропередач выдает инженерно-технический работник (лицо, ответственное за электрохозяйство организации), назначенный приказом по организации.

Наряд-допуск на производство работ в охранных зонах и вблизи линий электропередач утверждает главный инженер строительно-монтажной организации, после чего его подписывают ответственный руководитель (мастер, прораб) и ответственный исполнитель (бригадир, звеньевой, старший рабочий).

Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения данного объема работ. В случае перерыва в производстве работ более суток наряд-допуск аннулируется и при возобновлении работ выдается новый.

Работа с применением машин и механизмов (кранов, экскаваторов и т.п.) считается проводимой в охранной зоне, когда какая-либо часть машины или груза в процессе производства работ может оказаться в пределах границы охранной зоны. Работы производятся, как правило, при полностью снятом напряжении с линии электропередач.

Если снять напряжение с линии электропередач невозможно и необходимо выполнять строительно-монтажные работы в охранной зоне, соблюдаются следующие требования:

˗ установка, работа и перемещение машин допускаются только под руководством и непрерывным надзором ответственного лица, назначенного из числа инженерно-технических работников организации, выполняющей работы, имеющего квалификационную группу по технике безопасности не ниже IV;

˗ лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению груза краном, обязано провести инструктаж по безопасным приемам работы на рабочем месте с крановщиком, стропальщиком и другими рабочими, включенными в наряд-допуск;

˗ машинист, управляющий грузоподъемной машиной, должен иметь квалификационную группу по технике безопасности не ниже II, стропальщики — I;

˗ грузоподъемные машины, кроме машин на гусеничном ходу, должны быть заземлены с помощью переносного заземления.

Работа машин непосредственно под проводами воздушных линий электропередач любого напряжения, находящихся под напряжением, запрещается.

Охранной зоной трасс электрических кабелей является поверхность земли, расположенная над подземными кабелями плюс по 1 м в обе стороны от крайних кабелей, а при прохождении кабельных линий в городах под тротуарами — на 0,6 м в сторону зданий и сооружений и на 1 м в сторону проезжей части улицы.


ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ МАШИН, НАЗНАЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ПЕРСОНАЛА.

Руководители организаций и владельцы грузоподъемных машин, тары, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, обязаны обеспечивать безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

Для обеспечения безопасных условий работы РУКОВОДИТЕЛЬ организации (ВЛАДЕЛЕЦ грузоподъемной машины) обязан назначить приказом из числа лиц, прошедших обучение и проверку знаний Правил инструкций экзаменационной комиссией с участием инспектора Госгортехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения:

•Инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

•Инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, в подчинении которого находится обслуживающий персонал (кроме стропальщика).

Номер и дата приказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество, номер удостоверения и подпись заносятся в паспорт крана до его регистрации в органах Госгортехнадзора и каждый раз после назначения нового ответственного лица;

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ, ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ГРУЗОПОДЪЁМНЫЕ МАШИНЫ.

К обслуживанию грузоподъемных машин допускаются лица:

˗ Не моложе 18 лет

˗ Прошедшие медицинское освидетельствование;

˗ Обучение по специальной программе, аттестованные и имеющие удостоверение на право производства работ.

Подготовка и аттестация крановщиков и стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности проводятся в специализированных учебных заведениях, имеющих лицензию на этот вид деятельности, выданную органом Госгортехнадзора.

Лицам, прошедшим проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы за подписью председателя комиссии, а также Крановщикам и их помощникам, наладчикам приборов безопасности и стропальщикам – за подписью председателя комиссии и представителя Госгортехнадзора.

Крановщику и стропальщику выдается удостоверение с фотографией.

В удостоверении крановщика указаны типы кранов, к управлению которыми он допущен.

Работники должны иметь удостоверения при себе во время работы.

К управлению автомобильным кранам может быть поручено водителю автомобиля после обучения по соответствующей программе.

В качестве стропальщика для подвешивания на крюк грузоподъемной машины без предварительной обвязки, допускаются рабочие основных профессий, дополнительно обученные в установленном порядке, к ним предъявляются те же требования, что и к стропальщикам.

К управлению грузоподъемной машиной с пола или со стационарного пульта и к зацепке груза на крюк такого крана допускаются рабочие основных профессий после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению кранов и строповке грузов в установленном владельцем крана порядке.

К управлению кранами по радио допускаются рабочие, имеющие удостоверение крановщика-оператора.

Сигнальщиками могут работать рабочие только из числа стропальщиков, они назначаются лицом, ответственным за безопасное производство работ машинами.

Периодическая проверка знаний у ответственных лиц проводится не реже одного раза в 3 года комиссией организации или учебной организацией с участием инспектора Госгортехнадзора после обучения по соответствующим программам:

˗ Инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин;

˗ Инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии;

˗ Лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными машинами.

˗ Повторная проверка знаний обслуживающего персонала квалификационной комиссией проводится:

˗ Периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

˗ При переходе работника на другое место;

˗ По требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов или инспектора Госгортехнадзора.

Крановщики и их помощники, имеющие перерывы в работе по специальности более одного года, должен проходить внеочередную проверку знаний в квалификационной комиссии, назначенной владельцем крана, и при положительных результатах проверки допускаются к стажировке.

Крановщик, переведенный с крана одного типа на другой, должен пройти повторное обучение и аттестацию.

Рабочие основных профессий, обслуживающие краны, управляемые с пола или со стационарного пульта, и производящие зацепку грузов, проходят повторной инструктаж каждые 3 месяца.

Повторная проверка знаний производится комиссией (участие представителя Госгортехнадзора не обязательно).

Результаты оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.


БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ СОСУДОВ, РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

1 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. О промышленной безопасности опасных производственных объектов. (в редакции от 12.2009 г. № 374-ФЗ)

2 Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Госгортехнадзор России, 2003 г.

Сосуд – герметически закрытая ёмкость, предназначенная для ведения химических, тепловых и других технологических процессов, а также для хранения и транспортировки газообразных, жидких и других веществ. Границей сосуда являются входные и выходные штуцера.

Баллон – сосуд, имеющий одну или две горловины для установки вентилей, фланцев и штуцеров, предназначенный для транспортировки, хранения и использования сжатых, сжиженных или растворенных под давлением газов.

Барокамера – сосуд, оснащенный приборами и оборудованием и предназначенный для размещения в нем людей.

Бочка – сосуд цилиндрический или другой формы, который можно перекатывать с одного места на другое и ставить на торцы без дополнительных опор, предназначенный для транспортировки и хранения жидких и других веществ.

Цистерна – передвижной сосуд, постоянно установленный на раме железнодорожного вагона, на шасси автомобиля (прицепа0 или на других средствах передвижения, предназначенный для транспортировки и хранения газообразных, жидких и других веществ.

Владелец сосуда – организация, индивидуальный предприниматель, в собственности которого находится сосуд.

Проектирование, устройство, изготовление, реконструкция, наладка, монтаж, ремонт, техническое диагностирование и эксплуатация сосудов, цистерн, бочек, баллонов, барокамер (далее сосудов), работающих под избыточным давлением, осуществляется в соответствии с ПРАВИЛАМИ, утвержденными Госгортехнадзором России.

ПРАВИЛА распространяются на:

•сосуды, работающие под давлением воды с температурой выше 1150 С или других нетоксичных, невзрывоопасных жидкостей при температуре, превышающей температуру кипения при давлении 0,07 МПа, без учета гидростатического давления;

•сосуды, работающие под давлением пара, газа или токсичных взрывопожароопасных жидкостей свыше 0.07 МПа;

•баллоны, предназначенные для транспортировки и хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов под давлением свыше 0,07 МПа;

•цистерны и бочки для транспортировки и хранения сжатых и сжиженных газов, давление паров которых при температуре до 50оС превышает давление 0,07 МПа;

•цистерны и сосуды для транспортировки или хранения сжатых, сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, в которых давление свыше 0,07 МПа создается периодически для их опорожнения;

•барокамеры.

На каждом сосуде крепится табличка, где указываются изготовитель, наименование или обозначение сосуда, номер сосуда, год изготовителя, рабочее, расчетное и пробное давление, допустимая рабочая температура стенки, масса сосуда. Для сосудов наружным диаметром менее 325 мм допускается данные наносить на корпус сосуда электрографическим способом.

1. Общие сведения о сосудах, работающих под давлением.

Баллоны; цистерны и бочки, наполненные сжиженными газами; компрессоры, паровые и водогрейные котлы относятся к сосудам, работающим под давлением. Разгерметизация их может привести к выбросу в рабочую зону токсичных паров и газов, ионизирующих из­лучений, тепловых излучений, резкому повышению давления, обрушению строительных конструкций и оборудования при взрыве.

Взрыв баллона может быть следствием удара, нагревания солнечными лучами, переполнения сжиженными газами, ошибочного заполнения его другими газами (например, кислородного баллона метаном).

Сосуды, работающие под давлением, могут обслуживаться лицами не моложе 18 лет, прошедшими медицинское освидетельствование, обученными по соответствующей программе, аттестованными и имеющими удостоверение на право обслуживания сосудов.


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К СОСУДАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ.

Железнодорожные цистерны для сжиженных газов должны быть рассчитаны на давление, которое может возникнуть в них при температуре 50 °С, они могут иметь термоизоляцию или теневую защиту. Термоизоляционный кожух цистерны для криогенных жидкостей снабжается разрывной мембраной. У железнодорожной цистерны в верхней ее части должны быть устроены люк диаметром не менее 450 мм и помост около люка с металлическими лестницами по обе стороны цистерны, снабженными поручнями.

На цистернах и бочках завод-изготовитель должен наносить клеймением следующие паспортные данные:

— наименование завода-изготовителя или его товарный знак;

— заводской номер цистерны (бочки);

— год изготовления и дату освидетельствования;

— вместимость (для цистерн — в м3, для бочек — в л);

— массу цистерны в порожнем состоянии без ходовой части (т) и массу бочки (кг);

— величину рабочего и пробного давления;

— клеймо отдела технического контроля завода-изготовителя;

— даты проведенного и очередного освидетельствования.

На цистерны клейма должны наноситься по окружности флаца для люка, а на бочках — на днищах, где располагается арматура.

Для бочек с толщиной стенки до 6 мм включительно паспортные данные могут быть нанесены на металлической пластинке, припаянной или приваренной к днищу в месте, где располагается арматура.

Окраска цистерн и бочек, а также нанесение полос и надписей на них должны производиться в соответствии с государственными стандартами или техническими условиями на изготовление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.093 с.)