Годовой контрольной работы по истории за курс 11 класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Годовой контрольной работы по истории за курс 11 класса



БАНК ЗАДАНИЙ

Годовой контрольной работы по истории за курс 11 класса

Часть 1

1. Какое из ука­зан­ных со­бы­тий про­изо­шло в XV в.?

1) восстание Уота Тайлера в Англии

2) «сто­я­ние» на реке Угре

3) стро­и­тель­ство Со­фий­ско­го со­бо­ра в Нов­го­ро­де

4) при­ня­тие Со­бор­но­го Уло­же­ния

Прочтите отрывок из статьи историка И. О. Тюменцева и укажите год проведения собора, о котором идёт речь.

«Земский собор начал свою работу в Крещение Господне. Первые три дня представители “всей Земли” посвятили посту и молитве. На четвёртый день они аннулировали решение предыдущего собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили: «иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать» Вслед за этим был оглашён список из восьми московских бояр, из которых предстояло избрать царя. Неожиданно на первый план начала выдвигаться кандидатура стольника Михаила Романова».

1) 1549 г.       2) 1598 г        3) 1613 г.    4) 1642 г.

К предпосылкам возвышения Москвы в XIV—XV вв. относится

1) передача с конца XIII ярлыка на великое княжение владимирским князьям

2) независимость от Орды

3) отсутствие конфликтов с соседними русскими княжествами

4) умелая политика московских князей

Что стало одной из причин (предпосылок) Смуты начала XVII в.?

1) введение подушной подати

2) установление единого срока перехода крестьян в Юрьев день

3) экономический кризис, вызванный опричниной и Ливонской войной

4) воцарение династии Романовых на российском престоле

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь.

«В ту же зиму взяли татары Москву… а князя Владимира, сына Юрия, взяли в плен. А людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви огню предали, и все монастыри и села сожгли, и, захватив много добра, ушли. В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной … и расположился на реке Сити лагерем, поджидая братьев своих Ярослава с полками и Святослава с дружиной».   

1) поход Тохтамыша на Москву             2) набег Девлет-Гирея на Москву

3) битва на р. Воже                                  4) нашествие Батыя на северо-восточную Русь

Первым царём, получившим престол в результате избрания Земским собором, был

1) Борис Годунов      2) Фёдор Годунов 3) Василий Шуйский    4) Михаил Романов

7. В со­став Из­бран­ной Рады вхо­ди­ли

1) Алек­сей Ада­шев, Силь­вестр

2) Ма­лю­та Ску­ра­тов, Алек­сей Бас­ма­нов

3) Ми­ха­ил Во­ро­тын­ский, Дмит­рий По­жар­ский

4) Сер­гий Ра­до­неж­ский, Пе­ре­свет

Что стало одним из последствий принятия Русью христианства?

1) установление уроков и погостов

2) приобщение восточных славян к новым культурным ценностям и традициям

3) смена правящей династии

4) начало дробления Древнерусского государства на удельные княжества

Что из названного было одной из причин Крещения Руси?

1) обещание римским папой помощи в борьбе с кочевниками

2) заключение союза с Хазарским каганатом

3) крестовые походы против Руси немецких рыцарей

4) стремление великого князя киевского сплотить своё государство

10. По­ня­тие «Свя­тей­ший Синод» по­яви­лось в связи с

1) се­ку­ля­ри­за­ци­ей цер­ков­ных зе­мель при Ека­те­ри­не II

2) ре­ше­ни­я­ми Сто­гла­во­го цер­ков­но­го со­бо­ра

3) цер­ков­ной ре­фор­мой Петра I

4) цер­ков­ны­ми ре­фор­ма­ми пат­ри­ар­ха Ни­ко­на

11. Что из пе­ре­чис­лен­но­го было при­чи­ной Ли­вон­ской войны?

1) стрем­ле­ние Рус­ско­го го­су­дар­ства по­лу­чить удоб­ный выход к Бал­тий­ско­му морю

2) по­пыт­ка Ли­вон­ско­го ор­де­на при­со­еди­нить нов­го­род­скую и псков­скую земли

3) при­тя­за­ния поль­ско­го ко­ро­ля на мос­ков­ский пре­стол

4) кре­сто­вый поход про­тив Руси, про­воз­глашённый рим­ским папой

С именами Юрия Даниловича, Ивана Калиты и тверских князей связана

1) битва на реке Калка                                 2) борьба за ярлык на великое княжение

3) Ливонская война                                     4) Куликовская битва

Что из названного относилось к причинам возникновения Смуты в Российском государстве в начале XVII в.?

1) пресечение династии Рюриковичей    2) распад государства на удельные княжества

3) начало созыва Земских соборов 4) приход к власти боярского правительства — «семибоярщины»

Первым русским царём был

1) Иван III Васильевич     2) Василий III Иванович 3) Иван IV Васильевич 4) Иван I Данилович

Часть 2

 

35. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таб­ли­цу.

1) Крым­ская война                                

2) ре­фор­ма пат­ри­ар­ха Ни­ко­на           321

3) па­де­ние Ви­зан­тий­ской им­пе­рии

 

36. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

1) Ле­до­вое по­бо­и­ще

2) Ку­ли­ков­ская битва                     123

3) Вос­ста­ние Уота Тай­ле­ра

 

37. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

1) Су­деб­ник Ивана III

2) Со­бор­ное уло­же­ние Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча        312

3) Жа­ке­рия во Фран­ции

 

38. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

1) Съезд кня­зей в Лю­бе­че

2) При­зва­ние ва­ря­гов                                    213

3) Пер­вый созыв ан­глий­ско­го пар­ла­мен­та

 

39. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

1) Из­бра­ние Ми­ха­и­ла Ро­ма­но­ва царем

2) Ку­ли­ков­ская битва                             231

3) Битва на Ко­со­вом поле

40. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тер­ми­на­ми и вре­ме­нем их по­яв­ле­ния.

ТЕР­МИ­НЫ ВЕКА
A) бас­ка­ки
А-2 Б-1 В-4 Г-5

Б) вира

B) при­ка­зы

Г) стрель­цы

1) XI в. 2) XIII в. 3) XIV в. 4) XV в. 5) XVI в. 6) XVII в.  

41. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ре­фор­ма­ми пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. и да­та­ми их про­ве­де­ния.

РЕ­ФОР­МЫ ДАТЫ
A) де­неж­ная ре­фор­ма Е. Ф. Кан­кри­на Б) учре­жде­ние пер­вых ми­ни­стерств B) со­зда­ние III от­де­ле­ния Соб­ствен­ной Его Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ства кан­це­ля­рии Г) учре­жде­ние Го­су­дар­ствен­но­го со­ве­та 1) 1802 г.
А-5 Б-1 В-4 Г-2

2) 1810 г.

3) 1815 г.

4) 1826 г.

5) 1839—1841 гг.

6) 1837 г.

 

42. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ ГОДЫ
А) убий­ство Алек­санд­ра II Б) взя­тие кре­по­сти Оча­ков В) Пол­тав­ское сра­же­ние Г) Ку­ли­ков­ская битва  
А-3 Б-1 В-2 Г-5

1) 1788 г.

2) 1709 г.

3) 1881 г.

4) 1223 г.

5) 1380 г.

6) 1481 г.

 

43. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ ГОДЫ
А) пер­вая сель­ско­хо­зяй­ствен­ная вы­став­ка в Рос­сии Б) взя­тие Аст­ра­ха­ни В) учре­жде­ние Си­но­да Г) Прут­ский до­го­вор с Тур­ци­ей   1) 1711 г.
А-3 Б-6 В-5 Г-1

2) 1737 г.

3) 1843 г.

4) 1223 г.                    

5) 1721 г.

6) 1556 г.

 

44. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ ГОДЫ
А) Лю­беч­ский съезд Б) вос­ста­ние древ­лян и ги­бель Игоря Ста­ро­го В) Со­ля­ной бунт Г) вос­ста­ние Еме­лья­на Пугачёва
А-6 Б-1 В-2 Г-4

1) 945 г.

2) 1648 г.

3) 1667–1671 гг.

4) 1773–1775 гг.

5) 1861 г.

6) 1097 г.

45. Ниже при­ведён ряд имён го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к XIX в. На­пи­ши­те фа­ми­лию го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля, не от­но­ся­ще­го­ся к этому пе­ри­о­ду.

1) Витте, 2) Кан­крин, 3) Ува­ров, 4) Мен­ши­ков А.Д., 5) Спе­ран­ский, 6) Ми­лю­тин.

 

46. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Смут­но­го вре­ме­ни. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1) Са­мо­зва­нец, 2) ста­ро­об­ря­дец, 3) се­ми­бо­яр­щи­на, 4) ту­шин­ский вор, 5) шлях­та, 6) опол­че­ние.

47. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям XVI в. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1) Стрель­цы, 2) Зем­ский собор, 3) ка­за­че­ство, 4) цар­ство, 5) ря­до­ви­чи, 6) при­ка­зы.

 

48. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям XVIII в.

1) Сенат

2) кон­ди­ции

3) кол­ле­гии

4) Вер­хов­ный Тай­ный Совет

5) Синод

6) Не­глас­ный ко­ми­тет

 

49. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

Важ­ный в ис­то­рии Рос­сии про­цесс, ха­рак­те­ри­зу­е­мый по­ня­ти­я­ми «Юрьев день», «уроч­ные лета», «бес­сроч­ный сыск бег­лых кре­стьян», на­зы­ва­ет­ся БЕГЛЫЕ_______ кре­стьян.

 

50. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

По­ря­док на­зна­че­ния на долж­но­сти в Мос­ков­ском го­су­дар­стве в XV—конце XVII в. по знат­но­сти рода и важ­но­сти долж­но­стей, за­ни­ма­е­мых пред­ка­ми, на­зы­вал­ся _МЕСТНИЧЕСВОМ______.

51. За­пи­ши­те по­ня­тие, о ко­то­ром идёт речь.

«Ос­нов­ная часть тер­ри­то­рии Рос­сии, не включённая в оприч­ни­ну Ива­ном IV Гроз­ным». - ЗЕМЩЕНА

 

52. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

Важ­ный в ис­то­рии Рос­сии про­цесс, ха­рак­те­ри­зу­е­мый тер­ми­на­ми «са­мо­дер­жа­вие», «не­огра­ни­чен­ная мо­нар­хия», «цен­тра­ли­за­ция вла­сти и управ­ле­ния», на­зы­ва­ет­ся ста­нов­ле­ни­ем и раз­ви­ти­ем _АБСОЛЮТИЗМ____________.

 

53. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

Важ­ный в ис­то­рии Рос­сии про­цесс, ха­рак­те­ри­зу­е­мый по­ня­ти­я­ми «за­по­вед­ные годы», «уроч­ные лета», «бес­сроч­ный сыск бег­лых кре­стьян», на­зы­ва­ет­ся ___ЗАКРЕПОЩЕНИЕМ___________ кре­стьян.

54. Рассмотрите схему и выполните задание

На­пи­ши­те на­зва­ние со­бы­тия, изоб­ражённого на карте. КРЫМСКАЯ ВОЙНА

Начало формы

 

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

 

55. Рассмотрите схему и выполните задание

На­пи­ши­те имя им­пе­ра­то­ра, пра­вив­ше­го в той стра­не, ко­то­рая была ос­нов­ным про­тив­ни­ком Рос­сии в во­ен­ных дей­стви­ях, обо­зна­чен­ных на карте. НАПОЛЕОН

Начало формы

Конец формы

Начало формы

 

56. Рассмотрите схему и выполните задание

Под каким названием вошла в историю война, во время которой состоялись военные действия, обозначенные на схеме стрелками. КРЫМСКАЯ ВОЙНА Конец формы

Начало формы

57. Рассмотрите схему и выполните задание

На­пи­ши­те на­зва­ние битвы, пред­став­лен­ной на схеме. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

Начало формы

 

58. Рассмотрите схему и выполните задание

Как на­зы­вал ле­то­пи­сец Не­стор древ­ний реч­ной путь, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1». ИЗ ВОРЯГ В ГРЕКИ

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

 

59-64  Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Начало формы

Из ис­то­ри­че­ско­го очер­ка:

«Кан­ди­да­ту­ра пред­ста­ви­те­ля семьи Ро­ма­но­вых устра­и­ва­ла раз­ные слои на­се­ле­ния и даже клас­сы об­ще­ства. Для бо­яр­ства Ро­ма­но­вы были свои — вы­ход­цы из од­но­го из самых знат­ных бо­яр­ских родов стра­ны. Их счи­та­ли сво­и­ми и те, кто был бли­зок к оприч­но­му двору... но и по­стра­дав­шие не чув­ство­ва­ли себя чуж­ды­ми этому се­мей­ству; среди его чле­нов встре­ча­лись каз­нен­ные и опаль­ные в годы оприч­ни­ны, сам Фи­ла­рет ока­зал­ся в сен­ни­ке при быв­шем оприч­ни­ке Бо­ри­се Го­ду­но­ве. На­ко­нец, Ро­ма­но­вы поль­зо­ва­лись боль­шой по­пу­ляр­но­стью среди ка­за­че­ства, с ним свя­зы­ва­лись мно­гие ил­лю­зии, и дли­тель­ное пре­бы­ва­ние Фи­ла­ре­та в Ту­ши­не... за­став­ля­ло и быв­ших ту­шин­цев не опа­сать­ся за свою судь­бу при новом пра­ви­тель­стве. По­сколь­ку Фи­ла­рет воз­гла­вил в своё время де­ле­га­цию, ко­то­рая при­гла­си­ла на рус­ский трон Вла­ди­сла­ва, то и сто­рон­ни­ки поль­ско­го ко­ро­ле­ви­ча не бес­по­ко­и­лись за своё буду шее при Ро­ма­но­вых».

1. Какие об­сто­я­тель­ства пред­ше­ство­ва­ли на­ча­лу прав­ле­ния ди­на­стии Ро­ма­но­вых на рус­ском пре­сто­ле?

2. Ука­жи­те не менее двух по­ло­же­ний.

 

 

60. Из ра­бо­ты Н. М. Ка­рам­зи­на «Ис­то­рия го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го».

«Са­мо­вла­стие в Рос­сии утвер­ди­лось с об­ще­го со­гла­сия граж­дан: так по­вест­ву­ет наш ле­то­пи­сец — и рас­се­ян­ные пле­ме­на сла­вян­ские ос­но­ва­ли го­су­дар­ство. Оте­че­ство наше, сла­бое, раз­делённое на малые об­ла­сти, обя­за­но ве­ли­чи­ем своим счаст­ли­во­му вве­де­нию мо­нар­хи­че­ской вла­сти.

Ва­ря­ги... пра­ви­ли ими без угне­те­ния и на­си­лия, брали дань лёгкую и на­блю­да­ли спра­вед­ли­вость. Гос­под­ствуя на морях, ва­ря­ги, или нор­ман­ны, дол­жен­ство­ва­ли быть об­ра­зо­ван­нее сла­вян или фин­нов, могли со­об­щить им не­ко­то­рые вы­го­ды новой про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли, бла­го­де­тель­ные для па­ро­да. Бояре сла­вян­ские, не­до­воль­ные вла­стию за­во­е­ва­те­лей, ко­то­рая уни­что­жа­ла их соб­ствен­ную, вы­гна­ли их; но рас­пря­ми лич­ны­ми об­ра­ти­ли сво­бо­ду в не­сча­стье... и вверг­ну­ли оте­че­ство в без­дну зол меж­до­усо­бия. Тогда граж­да­не вспом­ни­ли, может быть, о вы­год­ном и спо­кой­ном прав­ле­нии нор­манн­ском: нужда в бла­го­устрой­стве и ти­ши­не ве­ле­ла за­быть на­род­ную гор­дость; и сла­вя­не, убеждённые — так го­во­рит пре­да­ние — со­ве­том нов­го­род­ско­го ста­рей­ши­ны Го­сто­мыс­ла, по­тре­бо­ва­ли вла­сти­те­лей от ва­ря­гов.

Бра­тья, име­нем Рюрик, Си­не­ус и Тру­вор, зна­ме­ни­тые или родом или де­ла­ми, со­гла­си­лись при­нять власть над лю­дь­ми, ко­то­рые, умев сра­жать­ся за воль­ность, не умели ею поль­зо­вать­ся».

1. В чём видит Н. М. Ка­рам­зин осо­бен­но­сти опи­сы­ва­е­мо­го им яв­ле­ния?

2. Какие до­во­ды при­во­дит ис­то­рик, го­во­ря о ци­ви­ли­зу­ю­щей роли ва­ря­гов?

 

61. Из работ со­вре­мен­ных ис­то­ри­ков.

«...Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от­ра­жа­ла двой­ствен­ный ха­рак­тер его вре­ме­ни. Ти­шай­ший царь хотел со­б­лю­сти обы­чаи ста­ро­мос­ков­ской Руси, но он же, видя успе­хи за­пад­ных стран, стре­мил­ся пе­ре­нять их до­сти­же­ния и уко­ре­нить их в Мос­ко­вии. Рос­сия ба­лан­си­ро­ва­ла между оте­че­ской ста­ри­ной и ев­ро­пей­ски­ми нов­ше­ства­ми. Алек­сей Ми­хай­ло­вич не провёл ре­форм, ло­ма­ю­щих "мос­ков­ское бла­го­че­стие", во имя ев­ро­пе­и­за­ции, как позже сде­лал его свое­нрав­ный и ре­ши­тель­ный сын Петр Ве­ли­кий. По­том­ки и ис­то­ри­ки по-раз­но­му оце­ни­ва­ли прав­ле­ние Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча: одни не­го­до­ва­ли на "сла­бо­го Алек­сея", дру­гие ви­де­ли в том ис­тин­ную муд­рость пра­ви­те­ля».

 

«...С ухо­дом вто­ро­го Ро­ма­но­ва за­вер­ша­лась огром­ная эпоха. Кон­ча­лась Мос­ков­ская Русь — на­чи­на­лась Рос­сия Но­во­го вре­ме­ни. И хотя между Пет­ров­ски­ми ре­фор­ма­ми и смер­тью Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча оста­лось ещё место для не­сколь­ких лет цар­ство­ва­ния Фе­до­ра и ре­гент­ства ца­рев­ны Софьи, в мас­со­вом со­зна­нии вы­стро­и­лась имен­но такая по­сле­до­ва­тель­ность: царь Алек­сей - им­пе­ра­тор Петр I. По­доб­ная по­сле­до­ва­тель­ность не точна хро­но­ло­ги­че­ски, но она верна по су­ще­ству».

1. В чём, по мне­нию ис­то­ри­ков, со­сто­я­ло глав­ное от­ли­чие прав­ле­ния царя Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от прав­ле­ния его сына - Петра Ве­ли­ко­го?

2. Ука­жи­те не менее двух по­ло­же­ний подтверждающих эти отличия.

 

 

62. Из со­чи­не­ния со­вре­мен­но­го ис­то­ри­ка Е. В. Ани­си­мо­ва.

«Судь­ба Ека­те­ри­ны до­ка­за­ла, что че­ло­ве­че­ская воля, же­ла­ние могут стать не менее ре­аль­ным и мо­гу­чим фак­то­ром ис­то­рии» чем де­сят­ки мно­го­пу­шеч­ных ко­раб­лей и ты­ся­чи сол­дат. Им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на со­зда­ла-таки себе славу, став­шую ей мощ­ным ору­жи­ем, как тот во­ен­ный ко­рабль, ко­то­рый на­зы­вал­ся «Слава Ека­те­ри­ны»...

Фран­цуз­ский ди­пло­мат Кор­бе­рон писал в своём до­не­се­нии, что слава, ко­то­рую со­зда­ла себе им­пе­ра­три­ца, её ре­ши­тель­ный ха­рак­тер, её спо­соб­но­сти и удача за­ме­ня­ют ей ис­кус­ных го­су­дар­ствен­ных людей и опыт­ных ге­не­ра­лов.

...Им­пе­ра­три­ца вошла в ис­то­рию Рос­сии как вы­да­ю­щий­ся го­су­дар­ствен­ный де­я­тель, и эпоха её цар­ство­ва­ния стала вре­ме­нем гран­ди­оз­ных ре­форм и из­да­ния важ­ней­ших за­ко­но­да­тель­ных актов...

Перед ней были ре­аль­ные цели укреп­ле­ния са­мо­дер­жа­вия, про­ве­де­ния не­об­хо­ди­мых во­ен­ной, ад­ми­ни­стра­тив­ной и со­слов­ной ре­форм. Она осу­ществ­ля­ла их в еди­ном ключе, с одной ге­не­раль­ной идеей — мак­си­маль­но спо­соб­ство­вать раз­ви­тию и со­вер­шен­ство­ва­нию того "ре­гу­ляр­но­го" го­су­дар­ства, ос­но­вы ко­то­ро­го за­ло­жил ещё Пётр Ве­ли­кий.

...За­ко­но­да­тель­ные акты Ека­те­ри­ны на­дол­го пе­ре­жи­ли её и вме­сте с ос­нов­ны­ми за­ко­на­ми Петра Ве­ли­ко­го стали на дол­гие де­ся­ти­ле­тия ос­нов­ной рос­сий­ской го­су­дар­ствен­но­сти. Соб­ствен­но, о таком вы­во­де ис­то­ри­ка и меч­та­ла, ве­ро­ят­но, че­сто­лю­би­вая ца­ри­ца-за­ко­но­да­тель­ни­ца».

1. Как оце­ни­ва­ет автор эпоху Ека­те­ри­ны II?

2. Какие ка­че­ства её лич­но­сти по­мог­ли, по мне­нию со­вре­мен­ни­ков и ис­то­ри­ков, со­вер­шить столь гран­ди­оз­ные пре­об­ра­зо­ва­ния и со­здать себе славу? (Ука­жи­те не менее четырёх по­ло­же­ний).

 

63. Из труда со­вре­мен­но­го ис­то­ри­ка.

«Во­круг его имени вра­ща­ют­ся почти все важ­ные со­бы­тия рус­ской ис­то­рии конца XI - на­ча­ла XII века... Он вы­де­лял­ся бле­стя­щи­ми спо­соб­но­стя­ми го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля, уме­ни­ем про­ти­во­по­ста­вить узким, ко­рыст­ным ин­те­ре­сам нужды сво­е­го го­су­дар­ства... В пе­ри­од его прав­ле­ния была со­став­ле­на древ­ней­шая из из­вест­ных ле­то­пи­сей — "По­весть вре­мен­ных лет". Сам он на­пи­сал "По­уче­ние детям", ко­то­рое по­ка­зы­ва­ет, что этот князь об­ла­дал ли­те­ра­тур­ным та­лан­том. В этом про­из­ве­де­нии он от­ме­чал, что совер­шил более вось­ми­де­ся­ти круп­ных по­хо­дов про­тив по­лов­цев, а мел­ких - и не упом­нить. В более позд­ние вре­ме­на по­яви­лась ле­ген­да о том, что ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор - его род­ной дед - при­слал ему знаки цар­ско­го до­сто­ин­ства».

1. Какие черты князя вы­де­ля­ет автор?

2. Ука­жи­те не менее трёх черт лич­но­сти князя.

 

БАНК ЗАДАНИЙ

годовой контрольной работы по истории за курс 11 класса

Часть 1

1. Какое из ука­зан­ных со­бы­тий про­изо­шло в XV в.?

1) восстание Уота Тайлера в Англии

2) «сто­я­ние» на реке Угре

3) стро­и­тель­ство Со­фий­ско­го со­бо­ра в Нов­го­ро­де

4) при­ня­тие Со­бор­но­го Уло­же­ния



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.075 с.)