Способы выражения вспомогательной части составного именного сказуемого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы выражения вспомогательной части составного именного сказуемого



1.Глаголом — связкой быть (в настоящем времени не употребляется- нулевая связка) Он был врачом. Он врач.
2.Глаголами – связками стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться, представлять собой и т.д. Эта картина считается лучшей в творчестве К.Малевича.
3.Глаголами движения и состояния: прийти, сидеть, приехать, вернуться, стоять и др. День простоял пасмурный.

Таковы типы сказуемых и способы выражения подлежащего.

Алгоритм выполнения задания №8

  • Внимательно прочитайте предложение. Подумайте, что в нём главное, какая основная мысль, без чего предложение не будет точным и полным? Ответьте на вопросы: о чём идёт речь в предложении? (это подлежащее) и что сказано о подлежащем? (это сказуемое.)
  • Помните, что главные члены могут состоять не только из одного слова, но и из нескольких.
  • Будьте внимательны со словом БЫТЬ. Данное слово может быть подлежащим только в значении «находиться» (Он был здесь, то есть находился).В остальных случаях глагол является частью составного именного сказуемого (Она была педагогом).
  • Сложно бывает определить, входит инфинитив в составное сказуемое или нет.

Запомните: инфинитив является частью сказуемого, если оба действия совершает подлежащее (Он решил прочитать эту книгу). Если же действие, выраженное инфинитивом, будут совершать другие, то это не сказуемое. (Он предложил записаться в кружок. Здесь он предложил — это основа, предложил ЧТО? записаться, это дополнение, ведь записываться будут уже другие).

  • Как найти предложение с обособленным обстоятельством?

Сначала вспомните вопросы обстоятельства (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?)

Чаще всего обособленные обстоятельства выражены деепричастным оборотом или одиночным деепричастием.

Примеры.

Он, собрав остаток сил, продолжал идти вперёд.

Он рассказывал, улыбаясь.

Запомните, что обособленными обстоятельствами будут и обороты со словами: несмотря на, невзирая на, благодаря, вопреки, в силу, при условии, вследствие и др.

Примеры.

Он ушёл, невзирая на просьбы окружающих.

Благодаря поддержке родителей, он смог справиться с данной задачей.

 

  • Обособленные дополнения в заданиях предлагаются редко, но и их нужно уметь видеть в тексте. Как определить, что данный обособленный член — дополнение?

Во-первых, конечно, по вопросам косвенных падежей.

Во-вторых, при обособленных дополнениях всегда есть определённые предлоги и существительные с предлогами. Их нужно хорошо запомнить: кроме, наряду, сверх, включая, помимо, вместо, за исключением и др.

Примеры.

Здесь, за малым исключением, собрались люди, хорошо знающие друг друга.

Настроение, сверх обыкновения, было просто замечательное.

 

  • Часто в задании нужно не просто найти определённый обособленный член предложения, а однородные обособленные члены. Это сделать вовсе не трудно. Просто обособленных членов должно быть сразу два (редко — три), они стоят всегда рядом или идут друг за другом. Если между ними есть союз И, то тогда по правилу постановки знаков препинания при однородных членах между оборотами запятой не будет, только перед и после них.

Примеры.

Игрушки, сделанные ребятами и бережно расставленные ими на столах, украсили вставку.(Здесь два обособленных однородных определения, выраженных причастными оборотами, соединённые союзом И, поэтому между ними нет запятой).

Он уехал, невзирая не просьбы родителей и несмотря на их слёзы. (Два однородных обособленных обстоятельства, соединённых союзом И).

Задание № 10. Знаки препинания при вводных словах и обращениях.

• Вспомните, что такое вводные слова. Это слова, выражающие различные оттенки чувств, помогающие оформить мысли и т.д.) Это не члены предложения, они легко могут быть убраны из текста.

• Найдите в предложениях все запятые. Исключите знаки по другим правилам (например, при однородных, обособленных членах, обращении, знаки между простыми предложениями в составе сложного и др.).

Найдя вводные слова, ещё раз убедитесь, что вы не ошиблись. Для этого подумайте, какое значение имеет данное вводное слово (вспомните теорию).

• Редко, но бывает задание, по которому нужно найти знаки, выделяющие вводное предложение. Сначала вспомните, чем вводное предложение отличается от вводного слова (в нём есть основа). Имейте в виду, что вводное предложение может выделяться тире или скобками. Если вы увидели данные знаки, прежде всего обратите внимание именно на них.
Примеры.
К счастью, погода улучшилась. (Вводное слово)
Сегодня, как мне кажется, должно быть тепло. (Вводное предложение)
Она была красивая и (что гораздо важнее) очень умная и тактичная женщина. (Вводное предложение)
Заподозрить Якова Лукича во вредительстве — сейчас уже казалось ему — было нелегко.(Вводное предложение)

Трудные случаи!

• Если вводное слово стоит после союза А, то перед вводным словом запятая не ставится, только перед союзом А и после вводного слова. Поэтому в ответе будет только одна цифра.
Пример.
Тема эта новая(1), а значит(2), интересная. (В ответе будет только 2, так как запятая 1 ставится по другому правилу).
• Если вводное слово стоит в начале или в конце оборота, то оно не выделяется запятыми. Такие предложения не будут указаны в ответе. В них есть запятые, но они ставятся по правилу обособления оборота.
Пример.
Он вспоминал эти слова(1), возможно слышанные в детстве. (В данном случае запятая 1 ставится перед началом обособленного определения, поэтому эту запятую в ответ не нужно указывать. Она не выделяет вводное слово).

Группы вводных слов по значению.

Значение Вводные слова
1.уверенность конечно, бесспорно, разумеется, без сомнения, несомненно, в самом деле, действительно, само собой, правда, подлинно, само собой разумеется, естественно, спору нет.
2. неуверенность, предположение наверное, вероятно, кажется, как кажется, право, чай, по всей вероятности, пожалуй, очевидно, возможно, по-видимому, видно, верно, как видно, должно быть, может быть, полагаю, думаю, думается, надеюсь, надо полагать, в каком-то смысле, некоторым образом, допустим, предположим, так или иначе, если хотите.
3.различные чувства: радость, одобрение К радости, на радость, к счастью, на счастье, что хорошо, что ещё лучше, к удовольствию кого-либо и др.
4.различные чувства: сожаление, неодобрение к несчастью, к сожалению, по несчастью, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, грешным делом, как нарочно, что ещё хуже, что обидно, увы, к огорчению, жаль, как назло, чего доброго и др.
5.различные чувства: удивление, недоумение удивительное дело, к удивлению, странно, к изумлению, непонятное дело, странное дело и др.
6.различные чувства: общий экспрессивный характер высказывания по справедливости, по сути, по совести, по душе, по существу, по праве сказать, по правде, правда, если правду сказать, надо правду сказать, сказать по чести, смешно сказать, между нами говоря, нечего зря говорить, кроме шуток, признаюсь, в сущности говоря и др.
7.источник сообщения по мнению кого-либо, по сообщению кого- либо, по-твоему, по-моему, по выражению кого-либо, по словам кого-либо, по пословице, по слухам, с точки зрения кого- либо, по преданию, слышно, помнится, дескать, мол, как говорят, говорят, как слышно, как помню, как считают, как указывалось, как известно, как говорили в старину, как оказалось, на мой взгляд, с моей точки зрения, вижу, известно, по наблюдению, с точки зрения и др.
8.порядок мыслей и их связь во-первых, во-вторых, итак, наконец, значит, следовательно, о, таким образом, например, к примеру, наоборот, кроме того, в частности, в довершении всего, к тому же, притом, вдобавок, с одной стороны, с другой стороны, между прочим, впрочем, сверх того, в общем, главное, стало быть, кстати сказать, кстати, к слову сказать и др.
9.способ оформления речи одним словом, словом, иначе говоря, другими словами, грубо говоря, прямо говоря, собственно, собственно говоря, вернее, короче, прямо сказать, лучше сказать, так сказать, проще сказать, если можно так выразиться, как бы сказать, что называется, значит и др.
10.оценка меры степени того, о чём говорится; степень обычности фактов по крайней мере, по меньшей мере, в значительной мере, в той или иной степени, по обычаю, по обыкновению, случается, бывает, как и всегда, как водится, как это случается, как это бывает, как это иногда случается и др.
11.привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование на нём внимания знаешь (ли), видишь (ли), помнишь (ли), веришь ли), понимаешь (ли), позвольте, послушайте, представьте себе, представьте, можете себе представить, вообразите, поверьте, поверишь ли, поверите, признайтесь, не поверишь, заметьте, согласитесь, если хочешь знать, сделайте милость, напоминаем, напоминаю, подчёркиваю, повторяю, что ещё важнее, что важно, что ещё существенней, что существенно, позвольте, помилуйте, поймите, помните, заметьте (себе) и др.
12.выражения вежливости простите, извините, будьте добры, спасибо, будьте любезны, пожалуйста и др.

Обращение.

Обращение — это слово или сочетание слов, называющие того, к кому обращаются с речью.

Обращение всегда имеет форму именительного падежа, может обозначать одушевлённые или неодушевлённые предметы (олицетворять их), чаще всего выражается существительным, произносится со звательной интонацией.

В основном обращение выделяется с обеих сторон запятыми. Но если оно стоит в самом начале предложения и произносится с особым чувством, то после него может быть поставлен восклицательный знак.

Как видим, эта теме намного легче, чем предыдущая. Главное- это не перепутайте обращение со словами, которые вроде бы на них похожи, однако не называют того, к кому обращаются.

Давайте рассмотрим пример.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила (1) читатель дорогой (2)

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так(3) нелюбимое дитя (4) в семье родной

К себе меня влечет.

Пояснение.

В данном примере обращение «читатель дорогой». Именно к читателю обращается поэт.

«Нелюбимое дитя» — это не обращение, ведь к этому дитяти не обращается поэт, в предложении слово «дитя» является подлежащим.

Ответ: 12.

Задание № 11. Количество грамматических основ в сложном предложении.

 

Данное задание связано теоретически с заданием № 8. На данном сайте здесь можно найти материал по теме, вспомнить, что такое грамматическая основа, чем бывают выражены главные члены предложения.

В задании № 11 грамматические основы выписывать не нужно, необходимо только записать цифру — сколько основ данном предложении. Предлагаю некоторые рекомендации по поводу того, как выполнять данное задание.

Алгоритм выполнения задания № 11

  • Найдите грамматические основы в предложении. Помните, что каждая основа имеет самостоятельный смысл, в ней говорится о чём-то об одном.
  • Не забывайте, что есть односоставные предложения, в которых только один главный член предложения, не ищите второй, его просто нет. (Похолодало, поэтому все решили войти в дом. Здесь две основы)
  • Слово НЕТ это сказуемое безличного предложения, это уже одна основа.(Нет, она решила уехать. Здесь две основы)
  • Часто допускаются ошибки в предложениях типа: Марина прекрасно знала английский язык, она решила поступать на инфак. (Здесь сложность в том, что речь в обоих предложениях идёт о Марине, поэтому некоторые думают, что здесь только одна основа. Но ведь во втором простом есть своё подлежащее- ОНА. В данном предложении две основы).
  • Сравните два предложения.

Кажется, сегодня будет тепло.

Кажется, что сегодня будет тепло.

 

Во втором предложении есть союз ЧТО, значит, это сложное предложение. В нём две основы.

Запомните, если вы видите, что в предложении есть подчинительные союзы, то перед вами сложное предложение. Ищите несколько основ.

В первом предложении слово кажется является вводным словом, поэтому в предложении одна основа.

Задание № 12. Знаки препинания в ССП и СПП.

 

АЛГОРИТМ выполнения задания № 12.

• Внимательно прочитайте задание, чётко определите для себя, запятые межу частями сложного предложения, соединёнными КАКОЙ связью вы должны найти.

• Если связь СОЧИНИТЕЛЬНАЯ, то вы находите ССП, ищете сочинительные союзы (вспомните их, в данной статье есть таблица). Здесь тоже л егко перепутать простые предложения с однородными членами, так как однородные члены тоже отделяются сочинительными союзами. Всегда ищите грамматические основы. В сложном их должно быть не менее двух.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.028 с.)