Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила правописания гласных в приставках.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Задание № 2. Понимание смысла текста. В задании № 2 дан вопрос по содержанию предложенного текста. Необходимо выбрать ответ на него из нескольких вариантов ответа. Алгоритм выполнения задания № 2
Задание № 3. Анализ средств выразительности. В задании № 3 необходимо из четырёх данных предложений выбрать такое, в котором есть определённое средство художественной выразительности. Чаще всего будет предлагаться найти в тексте метафору, сравнение, эпитет, гиперболу, олицетворение, фразеологизм и реже – гиперболу. Выучите обязательно теоретический материал по данной теме.
Сравнение — одно из наиболее простых в нахождении средств выразительности. В предложении есть то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются сравнительные союзы: как, словно, будто, точно, как будто и другие, но в предложении может и не быть данных союзов. Пример. Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной (А.С.Пушкин)
Эпитет – это образное определение, передающее чувства, отношение автора к описываемому. Подсказка: такого в жизни мы не можем увидеть, слово употреблено в переносном смысле. Сравните два словосочетания. Весёлый человек — да, он такой в данную минуту. Это не эпитет. Весёлый ветер — это оценка автором, с помощью эпитета он передаёт своё радостное чувство, это он видит в данный момент, что ветер весёлый.
Пример. Не умрут твой стих могучий, Достопамятно — живой, Упоительный, кипучий … (Н.Языков)
Олицетворение, как вы знаете, это оживление неживой природы, придание ей свойств человека — умения мыслить, рассуждать, чувствовать.
Пример. Уж вечер… Облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)
Метафора похожа на сравнение, однако при метафоре есть только что-то одно: либо то, с чем сравнивают, либо то, что сравнивают. Поэтому метафору называю скрытым сравнением. Чаще всего встречаются метафоры: а) выраженные глаголом: река играет, ветер поёт. б) выраженные существительным: дворянское гнезд о.
Не путайте метафору с олицетворением. В данном примере — река играет — даётся лишь сравнение реки с тем, как играют, резвятся дети. Сама река не наделена свойствами человека, она не мыслит, не думает. Не путайте метафору и со сравнением. О том, что река играет, как дети, мы сами догадываемся. В примере нет того, с чем сравнивают реку. Это скрытое сравнение. Пример. И воск слезами с ночника На платье капал. (Б.Пастренак)
Гипербола — это художественное преувеличение (такого в жизни быть не может). Пример В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский). Как найти фразеологизм? Фразеологизм – это устойчивый оборот речи, по значению равный одному слову. Значение фразеологизма определяется не по значению каждого из его слов, а в целом. Поэтому заменять слова в них нельзя. Примеры: сломя голову, спустя рукава, сгорать от стыда и многие другие. Фразеологизмы свойственны устной речи.
Задание № 4. Правописание приставок. Возможные варианты вопросов
Приставки на З-С.
Приставки ПРЕ — ПРИ. Правописание приставок ПРЕ — ПРИ является одним из трудных правил орфографии. Не только потому, что здесь много правил, которые надо запомнить, но и потому, что многие слова просто не попадают под эти правила – в них нельзя определить значение приставки. Многие слова являются иноязычными, поэтому в них ПРЕ и ПРИ — это часть корня. Такие слова надо запомнить.
Запомните значения приставок ПРЕ – ПРИ:
Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ-
Преумножать ( сильно умножать что-то) – приумножать (всего лишь незначительно) Пребывать (то есть находиться где-то) – прибывать (приходить) Предавать (кого-то или что-то) – придавать (значение чему-либо) Презирать (ненавидеть) – призирать (присматривать, например, дома призрения) Преклонить ( почтительно относиться) – приклонить (например, ветку к земле) Преступить (нарушить, например, закон) – приступить (начать что-то делать) Претворять (осуществлять, например, в жизнь планы) – притворить (прикрыть, например, дверь) Преходящий (временный, например, всё в мире преходяще)- приходящий (учитель, няня) Превратный смысл (неверный, перетолкованный кем-то иначе)- привратник (в замке при вратах) Преемник (продолжатель)- приёмник (техника) Непременный (нельзя что-то переменить, например, условие) – применить (использовать в том или ином случае).
4.Гласные в приставках РАС-РОС и РАЗ – РОЗ В данных приставках А пишется без ударения, О — под ударением:
рАссказ- рОспись
НЕ- пишется под ударением. НИ — пишется без ударения. Примеры: никто- нЕкто, нигде- нЕгде. Задание № 5. Правописание суффиксов различных частей речи.
В задании № 5 чаще всего необходимо найти слова с Н-НН в частях речи. Однако встречаются задания и по другим суффиксам. Поэтому давайте вспомним ВСЕ правила на данную тему. Н-НН в частях речи. Рекомендации по выполнению задания
Кратко причастие не имеет «большого» окончания. Сравните: решённая (полное)- решена (краткое) Запомните формы краткого причастия: Имя существительное. • Найдите слово, правописание суффикса в котором определяется наличием- отсутствием беглой гласной при склонении. Речь идёт о суффиксах — ИК- ЕК (ключик- ключика, замочек- замочка) Имя прилагательное. • Найти слово, правописание гласной в суффиксе которого зависит от ударения. Глагол. • Найти слово, в котором гласная перед суффиксом -Л- зависит от гласной в инфинитиве. Такими суффиксами являются: -А-,-И-, -Е-, -Я-.
Причастие. • Найти слово, правописание суффикса в котором завит от спряжения глагола, от которого данное слово образовано. Нужно искать причастия настоящего времени. Суффиксы -УЩ-, ЮЩ-, -ЕМ- пишутся, если причастие образовано от глагола 1 спряжения, -АЩ-,-ЯЩ-,ИМ-,если от глагола 2 спряжения.
Наречие.
Найдите слово, в котором суффикс зависит от приставки. Запомните: если приставки ИЗ-, ДО-,С-,то пишется суффикс -А-: издавна, досыта, слева; если приставки В-, НА-, ЗА-, то пишется суффикс — О-: влево, направо, засветло.
Задание № 5. Синонимы. Синонимы — слова, имеющие приблизительно одинаковое значение. Почему же тогда в языке появляется сразу несколько слов, которые обозначают примерно одно и то же? А суть- то и заключается в том, что синонимы отличаются оттенками значения, сферой употребления. Задание № 6 позволяет проверить, насколько развиты у учащихся умения правильно употреблять те или иные слова в нужном стиле речи. Предлагается слово разговорное и его необходимо заменить стилистически нейтральным синонимом, то есть таким словом, которое можно употребить в речи любого стиля. Данное задание позволяет определить, насколько развит лексический запас у учащихся. Вот где пригодится ваша любовь к чтению! Легко справятся с заданием те, кто много читает, у кого широкий кругозор. Так что читать книги нужно, и не только художественную, но и научно-популярную литературу, публицистику. Приведу пример синонимичного ряда и покажу, как различно употребление слов из этого ряда.
Задание № 7.Способы связи слов в словосочетании. Существует три типа подчинительной связи. Согласование. Тип связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. согласуется с ним. ПОДСКАЗКА: ищу зависимое слово, которое отвечает на вопросы какой? чей? Изменяю главное — изменяется зависимое (новая люстра — нет новой люстры).
Управление. Тип связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже,так как главное управляет падежом зависимого. ПОДСКАЗКА: — нахожу зависимое слово в падеже, — схема управления: глагол+ слово (решил задачу) или сущ.+ сущ (книга сестры) — изменяю главное — зависимое остается в том же падеже (решили задачу, решаем задачу; о книге сестры, книгой сестры.)
Примыкание. Тип связи, при котором главное и зависимое связаны только по смыслу. Зависимое слово не изменяется. Зависимое слово – наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие, притяжательные местоимения 3-го лица (его, её, их), неизменяемые прилагательные(цвет хаки), существительное- приложение (газета «Известия). (Уехал (куда?) учиться (уехал – главное), решил (как?) быстро (решил – главное), их (чей?) дом (дом – главное). ПОДСКАЗКА: — нахожу зависимое неизменяемое слово Вывод: тип связи всегда определяю только по ЗАВИСИМОМУ слову (т.е. по тому, к которому задаётся вопрос). Задание № 8. Грамматическая основа предложения.
Грамматическая основа — это основная часть предложения, состоящая из главных членов. Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, то такое предложение называется двусоставным. Если же в нём только один главный член и второй не нужен для понимания смысла, то это односоставное предложение. Подлежащее — это главный член предложения, который называет то, о чём говорится в предложении, то есть предмет речи. Подлежащее может выражаться разными частями речи и даже словосочетаниями. ВИДЫ СКАЗУЕМОГО.
Примеры. Девочка, так увлечённо читающая книгу, привлекал внимание окружающих. (Обособленное определение выражено причастным оборотом). Радостные, они не замечали усталости.(Одиночное обособленное определение) Радостные и восторженные, они не замечали усталости.(Однородные обособленные определения). Путешествие, увлекательное с самого начала, оставалось таковым до конца. (Обособленное определение, выраженное прилагательными с зависимыми словами).
Нужно помнить, что приложение – определение, выраженное существительным. Значит, в обороте, который вы нашли, обязательно главным словом должно быть имя существительное. Если в предложении есть тире, то обратите на него особое внимание, потому что приложение часто обособляется тире. Помните, что приложение — определение, поэтому тоже отвечает на вопросы какой? и др. Примеры. ОН, человек стеснительный, весь вечер просидел в стороне. Астрахань — великое рыбное царство — предстала перед его взором.
Примеры. Он, собрав остаток сил, продолжал идти вперёд. Он рассказывал, улыбаясь. Запомните, что обособленными обстоятельствами будут и обороты со словами: несмотря на, невзирая на, благодаря, вопреки, в силу, при условии, вследствие и др. Примеры. Он ушёл, невзирая на просьбы окружающих. Благодаря поддержке родителей, он смог справиться с данной задачей.
Во-первых, конечно, по вопросам косвенных падежей. Во-вторых, при обособленных дополнениях всегда есть определённые предлоги и существительные с предлогами. Их нужно хорошо запомнить: кроме, наряду, сверх, включая, помимо, вместо, за исключением и др. Примеры. Здесь, за малым исключением, собрались люди, хорошо знающие друг друга. Настроение, сверх обыкновения, было просто замечательное.
Примеры. Игрушки, сделанные ребятами и бережно расставленные ими на столах, украсили вставку.(Здесь два обособленных однородных определения, выраженных причастными оборотами, соединённые союзом И, поэтому между ними нет запятой). Он уехал, невзирая не просьбы родителей и несмотря на их слёзы. (Два однородных обособленных обстоятельства, соединённых союзом И). Задание № 10. Знаки препинания при вводных словах и обращениях. • Вспомните, что такое вводные слова. Это слова, выражающие различные оттенки чувств, помогающие оформить мысли и т.д.) Это не члены предложения, они легко могут быть убраны из текста. • Найдите в предложениях все запятые. Исключите знаки по другим правилам (например, при однородных, обособленных членах, обращении, знаки между простыми предложениями в составе сложного и др.). • Найдя вводные слова, ещё раз убедитесь, что вы не ошиблись. Для этого подумайте, какое значение имеет данное вводное слово (вспомните теорию). • Редко, но бывает задание, по которому нужно найти знаки, выделяющие вводное предложение. Сначала вспомните, чем вводное предложение отличается от вводного слова (в нём есть основа). Имейте в виду, что вводное предложение может выделяться тире или скобками. Если вы увидели данные знаки, прежде всего обратите внимание именно на них. Трудные случаи! • Если вводное слово стоит после союза А, то перед вводным словом запятая не ставится, только перед союзом А и после вводного слова. Поэтому в ответе будет только одна цифра. Группы вводных слов по значению.
Обращение. Обращение — это слово или сочетание слов, называющие того, к кому обращаются с речью. Обращение всегда имеет форму именительного падежа, может обозначать одушевлённые или неодушевлённые предметы (олицетворять их), чаще всего выражается существительным, произносится со звательной интонацией. В основном обращение выделяется с обеих сторон запятыми. Но если оно стоит в самом начале предложения и произносится с особым чувством, то после него может быть поставлен восклицательный знак. Как видим, эта теме намного легче, чем предыдущая. Главное- это не перепутайте обращение со словами, которые вроде бы на них похожи, однако не называют того, к кому обращаются. Давайте рассмотрим пример. Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила (1) читатель дорогой (2) Красою тихою, блистающей смиренно. Так(3) нелюбимое дитя (4) в семье родной К себе меня влечет. Пояснение. В данном примере обращение «читатель дорогой». Именно к читателю обращается поэт. «Нелюбимое дитя» — это не обращение, ведь к этому дитяти не обращается поэт, в предложении слово «дитя» является подлежащим. Ответ: 12. Задание № 11. Количество грамматических основ в сложном предложении.
Данное задание связано теоретически с заданием № 8. На данном сайте здесь можно найти материал по теме, вспомнить, что такое грамматическая основа, чем бывают выражены главные члены предложения. В задании № 11 грамматические основы выписывать не нужно, необходимо только записать цифру — сколько основ данном предложении. Предлагаю некоторые рекомендации по поводу того, как выполнять данное задание. Алгоритм выполнения задания № 11
Кажется, сегодня будет тепло. Кажется, что сегодня будет тепло.
Во втором предложении есть союз ЧТО, значит, это сложное предложение. В нём две основы. Запомните, если вы видите, что в предложении есть подчинительные союзы, то перед вами сложное предложение. Ищите несколько основ. В первом предложении слово кажется является вводным словом, поэтому в предложении одна основа. Задание № 12. Знаки препинания в ССП и СПП.
АЛГОРИТМ выполнения задания № 12. • Внимательно прочитайте задание, чётко определите для себя, запятые межу частями сложного предложения, соединёнными КАКОЙ связью вы должны найти. • Если связь СОЧИНИТЕЛЬНАЯ, то вы находите ССП, ищете сочинительные союзы (вспомните их, в данной статье есть таблица). Здесь тоже л егко перепутать простые предложения с однородными членами, так как однородные члены тоже отделяются сочинительными союзами. Всегда ищите грамматические основы. В сложном их должно быть не менее двух. Типы сочинительных союзов
• Если вам нужно найти запятые, между частями сложного предложения, соединёнными ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ связью, то находите СПП. Их легко найти по подчинительным союзам. Типы подчинительных союзов
Трудные случаи.
Задание № 13. Типы подчинения придаточных предложений в СПП.
Однородное подчинение придаточных При данном типе подчинения придаточные — однородные, то есть отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному главному предложению, являются одинаковыми по виду(например, все- придаточные времени, или места, или определительные и т.д.). Помните, что если два однородных придаточных соединены разделительным или соединительным одиночным союзом, то запятая между ними НЕ ставится. Пример. Учитель подробно объяснил, как выполняется данное задание, как нужно применять теорию для его выполнения.(В данном примере оба придаточных- изъяснительные). Учитель подробно объяснил, как выполняется данное задание И как нужно применять теорию для его выполнения.(В данном примере между двумя изъяснительными придаточными есть союз И, поэтому запятая между ними не ставится). Параллельное (или неоднородное) подчинение придаточных. При данном типе подчинения придаточные- разные по виду, хотя и относятся к одному главному предложению, но только к разным словам в нём. Пример. Когда наступило утро, путники решили идти дальне, договорившись, по какому пути они пойдут.(Первое придаточное- времени, второе- изъяснительное). Последовательное подчинение придаточных. В данном сложноподчинённом предложении первое придаточное относится к главному, второе — к первому придаточному и так далее, по цепочке. Отсюда и название — последовательное подчинение. Пример. Путники решили, что пойдут по той дороге, которая отмечена на карте. (В данном предложении первое предложение относится к главному, а второе -к первому придаточному: по дороге какой?) Комбинированное подчинение придаточных.
Для комбинированного типа характерно то, что в одном предложении одновременно могут быть разные типы подчинения придаточных. Разберём пример. Вокруг (где именно?), куда ни посмотришь, были празднично одетые люди, так что трудно было понять, выходной ли или будний сегодня день.(Первое и второе предложение- параллельный тип подчинения, а второе и третье- последовательный). Задание № 14.Сложное предложение с разными видам связи между частями. В сложном предложении
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.197 с.) |