Правила правописания гласных в приставках. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила правописания гласных в приставках.



Задание № 2. Понимание смысла текста.

В задании № 2 дан вопрос по содержанию предложенного текста. Необходимо выбрать ответ на него из нескольких вариантов ответа.

Алгоритм выполнения задания № 2

  • Внимательно вдумайтесь в предложенный вопрос. Найдите в нём ключевые слова, составляющие суть вопроса.
  • Далее внимательно прочитайте все 4 ответа. Никогда не отвечайте сразу, даже если вам кажется, что ответ находится в первом предложении. Возможно, вы ошибаетесь. Обязательно прочитайте все предложенные варианты ответа.
  • Прочитав 4 варианта ответа, исключите те, которые неверно передают смысл содержания текста.
  • Оставшиеся предложения снова прочитайте. Ответом будет то, в котором содержится наиболее полная информация, позволяющая ответить на вопрос. Помните, вопрос всегда имеет какой-то поучительный смысл, поэтому в ответе не будет дана второстепенная или не очень важная информация.

Задание № 3. Анализ средств выразительности.

В задании № 3 необходимо из четырёх данных предложений выбрать такое, в котором есть определённое средство художественной выразительности. Чаще всего будет предлагаться найти в тексте метафору, сравнение, эпитет, гиперболу, олицетворение, фразеологизм и реже – гиперболу. Выучите обязательно теоретический материал по данной теме.

  • Как найти сравнение?

Сравнение — одно из наиболее простых в нахождении средств выразительности. В предложении есть то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются сравнительные союзы: как, словно, будто, точно, как будто и другие, но в предложении может и не быть данных союзов.

Пример.

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной (А.С.Пушкин)

 

  • Как найти эпитет?

Эпитет – это образное определение, передающее чувства, отношение автора к описываемому. Подсказка: такого в жизни мы не можем увидеть, слово употреблено в переносном смысле.

Сравните два словосочетания.

Весёлый человек — да, он такой в данную минуту. Это не эпитет.

Весёлый ветер — это оценка автором, с помощью эпитета он передаёт своё радостное чувство, это он видит в данный момент, что ветер весёлый.

 

Пример.

Не умрут твой стих могучий,

Достопамятно — живой,

Упоительный, кипучий … (Н.Языков)

 

  • Как найти олицетворение?

Олицетворение, как вы знаете, это оживление неживой природы, придание ей свойств человека — умения мыслить, рассуждать, чувствовать.

 

Пример.

Уж вечер… Облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)

 

  • Как найти метафору?

Метафора похожа на сравнение, однако при метафоре есть только что-то одно: либо то, с чем сравнивают, либо то, что сравнивают. Поэтому метафору называю скрытым сравнением.

Чаще всего встречаются метафоры:

а) выраженные глаголом: река играет, ветер поёт.

б) выраженные существительным: дворянское гнезд о.

 

Не путайте метафору с олицетворением. В данном примере — река играет — даётся лишь сравнение реки с тем, как играют, резвятся дети. Сама река не наделена свойствами человека, она не мыслит, не думает.

Не путайте метафору и со сравнением. О том, что река играет, как дети, мы сами догадываемся. В примере нет того, с чем сравнивают реку. Это скрытое сравнение.

Пример.

И воск слезами с ночника

На платье капал. (Б.Пастренак)

 

  • Как найти гиперболу?

Гипербола — это художественное преувеличение (такого в жизни быть не может).

Пример

В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).

Как найти фразеологизм?

Фразеологизм – это устойчивый оборот речи, по значению равный одному слову. Значение фразеологизма определяется не по значению каждого из его слов, а в целом. Поэтому заменять слова в них нельзя.

Примеры: сломя голову, спустя рукава, сгорать от стыда и многие другие.

Фразеологизмы свойственны устной речи.

 

Задание № 4. Правописание приставок.

Возможные варианты вопросов

  • Выпишите приставки, в которых правописание определяется значением (далее даётся это значение: приближение, присоединение, неполное действие и т.д.). Такой вопрос всегда связан с правописанием приставок ПРЕ- ПРИ.
  • Найдите слова, правописание которых определяется глухостью- звонкостью последующих согласных. Такой вопрос предполагает в ответе слово с приставками, оканчивающимися на З-С. Будьте внимательны, приставка — С пишется не по данному правилу!
  • Найдите слово, с неизменяемыми приставками. Неизменяемые — это все остальные приставки, которые не входят в перечисленные выше: по, над, по, с, пере, и прочие. Они пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.
  • Найдите слово, в котором написание приставки зависит от ударения.

Приставки на З-С.

без- беззаветно бес- беспечно
вз- взлететь вс- вскрикнуть
воз- воззвание вос- восстание
из- известие ис- испытание
низ- низложить нис — ниспадать
раз- раззадорить рас- рассмеяться
чрез- чрезмерно черес- чересполосица

Приставки ПРЕ — ПРИ.

Правописание приставок ПРЕ — ПРИ является одним из трудных правил орфографии. Не только потому, что здесь много правил, которые надо запомнить, но и потому, что многие слова просто не попадают под эти правила – в них нельзя определить значение приставки. Многие слова являются иноязычными, поэтому в них ПРЕ и ПРИ — это часть корня. Такие слова надо запомнить.

 

Запомните значения приставок ПРЕ – ПРИ:

ПРЕ-   ПРИ-  
Значение «очень», «весьма», высокая степень качества. преинтересный прекрасный приближение приехать
Значение «через», «по-иному», = приставке ПЕРЕ. преломление преступление присоединение приклеить
    неполное действие присесть
    завершённое действие придумать
    сопутствующее действие припевать
    пространственная близость, около чего-то приморский
    выполнение действия в чьих-то интересах припрятать прикарманить

Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ-

  1. Запомните пары разных по значению слов, в которых приставки отличаются гласной

Преумножать ( сильно умножать что-то) – приумножать (всего лишь незначительно)

Пребывать (то есть находиться где-то) – прибывать (приходить)

Предавать (кого-то или что-то) – придавать (значение чему-либо)

Презирать (ненавидеть) – призирать (присматривать, например, дома призрения)

Преклонить ( почтительно относиться) – приклонить (например, ветку к земле)

Преступить (нарушить, например, закон) – приступить (начать что-то делать)

Претворять (осуществлять, например, в жизнь планы) – притворить (прикрыть, например, дверь)

Преходящий (временный, например, всё в мире преходяще)- приходящий (учитель, няня)

Превратный смысл (неверный, перетолкованный кем-то иначе)- привратник (в замке при вратах)

Преемник (продолжатель)- приёмник (техника)

Непременный (нельзя что-то переменить, например, условие) – применить (использовать в том или ином случае).

 

  1. Запомните написание слов, в которых значение приставки не определяется или ПРИ и ПРЕ являются частью корня.
президент неприхотливый
президиум привередливый
прельщать привидение
преследовать привилегия
претендент придирчивый
претензия приключение
пресечь приоритет
пресмыкающиеся присягать
препинания (знаки) притязание
(камень) преткновения причудливый
препятствие примитивный
прекословить приверженец
пресловутый пристойный
преимущество прискорбный
премьера прибор
препарат приятель
престол привет
престиж прилежный
прелюдия присяга
преклонный (возраст) приурочить
непреложный (закон) примитив

4.Гласные в приставках РАС-РОС и РАЗ – РОЗ

В данных приставках А пишется без ударения, О — под ударением:

рАссказ- рОспись

 

НЕ- пишется под ударением.

НИ — пишется без ударения.

Примеры: никто- нЕкто, нигде- нЕгде.

Задание № 5. Правописание суффиксов различных частей речи.

 

В задании № 5 чаще всего необходимо найти слова с Н-НН в частях речи. Однако встречаются задания и по другим суффиксам. Поэтому давайте вспомним ВСЕ правила на данную тему.

Н-НН в частях речи.

Рекомендации по выполнению задания

  • Если необходимо найти краткое причастие, в котором пишется Н, то вы ищете слова, подобные данным: решена, решено, решён, решены

Кратко причастие не имеет «большого» окончания.

Сравните: решённая (полное)- решена (краткое)

Запомните формы краткого причастия:

Имя существительное.

• Найдите слово, правописание суффикса в котором определяется наличием- отсутствием беглой гласной при склонении. Речь идёт о суффиксах — ИК- ЕК (ключик- ключика, замочек- замочка)
• Найти слово, правописание суффикса в котором определяется по ударению и роду существительного (до или после суффикса произносится ударение). Это правило касается суффиксов –ЕЦ-ИЦ (гвардеец- м.р.; бессонница- ж.р.; свидаАньице- ср.р., письмецО- ср.р.)
• Слово, в котором в суффиксе всегда пишется И (это суффиксы: -ин, -изн, -инств,-ищ).Примеры: вершина, новизна, большинство, скучища.
• Слово, правописание суффикса в котором зависит от конечного согласного корня. Это суффиксы -ЧИК-ЩИК. Примеры: налаДчик, сбоРщик.
• Слово образовано — не образовано от слов ж.р. на –ИН(А). Здесь речь идёт о суффиксах
-ИНК(ИН+К)- ЕНК. Примеры: царапинка — царапина, вишенка.

Имя прилагательное.

• Найти слово, правописание гласной в суффиксе которого зависит от ударения.
Это суффиксы – ИВ-ЕВ. Примеры: игрИвый, строевОй.
• Слово, правописание суффикса в котором зависит от конечной согласной основы или возможности образовать краткую форму на -ОК. Здесь речь идёт о суффиксах -К-СК.
Примеры: узкий- узОК, ткаЦкий, француЗский.
• Слово, гласная в суффиксе которого неизменяемая. Это такие суффиксы: ЧИВ,-ЛИВ,- ИСТ.
Примеры: задумчивый, заботливый, прерывистый.

Глагол.

• Найти слово, в котором гласная перед суффиксом -Л- зависит от гласной в инфинитиве. Такими суффиксами являются: -А-,-И-, -Е-, -Я-.
Примеры: с лышАл- слышАть, таЯл- таЯть.
• Найти слово, которое в 1 лице единственного числа оканчивается (или не оканчивается) на -УЮ, -ЮЮ. Здесь имеются в виду суффиксы: -ОВА-, -ЕВА-, -ИВА-, -ЫВА-.
Примеры: советОВАть – советУЮ, испытЫВАть- испытЫВАю.

Причастие.

• Найти слово, правописание суффикса в котором завит от спряжения глагола, от которого данное слово образовано. Нужно искать причастия настоящего времени. Суффиксы -УЩ-, ЮЩ-, -ЕМ- пишутся, если причастие образовано от глагола 1 спряжения, -АЩ-,-ЯЩ-,ИМ-,если от глагола 2 спряжения.
Примеры: читаЮЩий(читать- 1 спр.), видЯЩий(видеть – 2 спр.)
• Правописание гласной пред –Ш- и -ВШ- зависит от гласной в инфинитиве(суффиксы — Я-, -Е-,-И-)
Примеры: сеЯвший- сеЯть, строИвший- строИть.
• Найти слово, в котором гласная перед -Н- или –НН- зависит от гласной в инфинитиве. Нужно искать причастия типа: посеЯнный- посеЯть, земешЕнный- замесИть.

 

Наречие.

 

Найдите слово, в котором суффикс зависит от приставки.

Запомните:

если приставки ИЗ-, ДО-,С-,то пишется суффикс -А-: издавна, досыта, слева;

если приставки В-, НА-, ЗА-, то пишется суффикс — О-: влево, направо, засветло.

 

Задание № 5. Синонимы.

Синонимы — слова, имеющие приблизительно одинаковое значение. Почему же тогда в языке появляется сразу несколько слов, которые обозначают примерно одно и то же? А суть- то и заключается в том, что синонимы отличаются оттенками значения, сферой употребления.
Как мы знаем, в русском языке есть несколько стилей речи: научный, официально — деловой, публицистический, художественный. Это всё книжные стили. И есть стиль разговорный.

Задание № 6 позволяет проверить, насколько развиты у учащихся умения правильно употреблять те или иные слова в нужном стиле речи. Предлагается слово разговорное и его необходимо заменить стилистически нейтральным синонимом, то есть таким словом, которое можно употребить в речи любого стиля.

Данное задание позволяет определить, насколько развит лексический запас у учащихся. Вот где пригодится ваша любовь к чтению! Легко справятся с заданием те, кто много читает, у кого широкий кругозор. Так что читать книги нужно, и не только художественную, но и научно-популярную литературу, публицистику.

Приведу пример синонимичного ряда и покажу, как различно употребление слов из этого ряда.
РАДОСТЬ.
Синонимы: удовольствие, восторг, праздник, торжество, развлечение, веселье, забава, кайф, весёлость, потеха, ликование, упоение, утеха, эйфория, отрада, увеселение и др.
На данном примере видно, как много синонимов имеет всего одно слово.
Теперь найдём разговорные слова (именно они предлагаются в задании №6).
Забава
Кайф
Потеха
Утеха
Отрада
Увеселение
К данным словам нужно подобрать стилистически нейтральные синонимы.
Такими словами будут:
Удовольствие
Праздник
Развлечение
Веселье
Каждое из этих слов – стилистически нейтральный синоним, то есть его можно использовать в речи любого стиля. Какое из них взять – это уже будет зависеть от конкретного контекста.
Возникает вопрос: а почему не взяты слова:
восторг
торжество
весёлость
ликование
упоение
Данные слова уже относятся к возвышенной лексике, которая чаще используется в научной литературе или в разговорной речи¸ но здесь уже им придаётся определённая смысловая нагрузка.
Пример: Все гости пришли на торжество без опозданий.(Слово «торжество» мы употребляем, когда речь идёт о каком-то очень важном событии. В разговорной, обыденной речи мы чаще употребляем слово «праздник»).

Задание № 7.Способы связи слов в словосочетании.

Существует три типа подчинительной связи.

Согласование.

Тип связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. согласуется с ним.

ПОДСКАЗКА: ищу зависимое слово, которое отвечает на вопросы какой? чей? Изменяю главное — изменяется зависимое (новая люстра — нет новой люстры).

 

Управление.

Тип связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже,так как главное управляет падежом зависимого.

ПОДСКАЗКА:

— нахожу зависимое слово в падеже,

— схема управления: глагол+ слово (решил задачу) или сущ.+ сущ (книга сестры)

— изменяю главное — зависимое остается в том же падеже (решили задачу, решаем задачу; о книге сестры, книгой сестры.)

 

Примыкание.

Тип связи, при котором главное и зависимое связаны только по смыслу. Зависимое слово не изменяется.

Зависимое слово наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие, притяжательные местоимения 3-го лица (его, её, их), неизменяемые прилагательные(цвет хаки), существительное- приложение (газета «Известия).

(Уехал (куда?) учиться (уехал – главное), решил (как?) быстро (решил – главное), их (чей?) дом (дом – главное).

ПОДСКАЗКА:

— нахожу зависимое неизменяемое слово

Вывод: тип связи всегда определяю только по ЗАВИСИМОМУ слову (т.е. по тому, к которому задаётся вопрос).

Задание № 8. Грамматическая основа предложения.

 

Грамматическая основа — это основная часть предложения, состоящая из главных членов.

Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, то такое предложение называется двусоставным. Если же в нём только один главный член и второй не нужен для понимания смысла, то это односоставное предложение.

Подлежащее — это главный член предложения, который называет то, о чём говорится в предложении, то есть предмет речи. Подлежащее может выражаться разными частями речи и даже словосочетаниями.

ВИДЫ СКАЗУЕМОГО.

Простое глагольное Выражено глаголом в форме какого-либо наклонения (выражает лексическое и грамматиче­ское значение) Он читает. Мы не будем смеяться.
Составное глагольное Вспомогательный глагол (выражает грамматическое значение и часть лексическо­го) + неопределенная форма глагола (выражает лексиче­ское значение) В роли вспомогательного глагола могут быть другие части речи. Он решил написать письмо родителям.
Составное именное Глагол-связка (выражает грамматическое значение) + именная часть (выражает лексическое значение) Книга была интересной. Мои родители — врачи.

Примеры.

Девочка, так увлечённо читающая книгу, привлекал внимание окружающих.

(Обособленное определение выражено причастным оборотом).

Радостные, они не замечали усталости.(Одиночное обособленное определение)

Радостные и восторженные, они не замечали усталости.(Однородные обособленные определения).

Путешествие, увлекательное с самого начала, оставалось таковым до конца.

(Обособленное определение, выраженное прилагательными с зависимыми словами).

 

  • Теперь разберёмся, как найти обособленное приложение.

Нужно помнить, что приложение – определение, выраженное существительным. Значит, в обороте, который вы нашли, обязательно главным словом должно быть имя существительное.

Если в предложении есть тире, то обратите на него особое внимание, потому что приложение часто обособляется тире.

Помните, что приложение — определение, поэтому тоже отвечает на вопросы какой? и др.

Примеры.

ОН, человек стеснительный, весь вечер просидел в стороне.

Астрахань — великое рыбное царство — предстала перед его взором.

 

Примеры.

Он, собрав остаток сил, продолжал идти вперёд.

Он рассказывал, улыбаясь.

Запомните, что обособленными обстоятельствами будут и обороты со словами: несмотря на, невзирая на, благодаря, вопреки, в силу, при условии, вследствие и др.

Примеры.

Он ушёл, невзирая на просьбы окружающих.

Благодаря поддержке родителей, он смог справиться с данной задачей.

 

  • Обособленные дополнения в заданиях предлагаются редко, но и их нужно уметь видеть в тексте. Как определить, что данный обособленный член — дополнение?

Во-первых, конечно, по вопросам косвенных падежей.

Во-вторых, при обособленных дополнениях всегда есть определённые предлоги и существительные с предлогами. Их нужно хорошо запомнить: кроме, наряду, сверх, включая, помимо, вместо, за исключением и др.

Примеры.

Здесь, за малым исключением, собрались люди, хорошо знающие друг друга.

Настроение, сверх обыкновения, было просто замечательное.

 

  • Часто в задании нужно не просто найти определённый обособленный член предложения, а однородные обособленные члены. Это сделать вовсе не трудно. Просто обособленных членов должно быть сразу два (редко — три), они стоят всегда рядом или идут друг за другом. Если между ними есть союз И, то тогда по правилу постановки знаков препинания при однородных членах между оборотами запятой не будет, только перед и после них.

Примеры.

Игрушки, сделанные ребятами и бережно расставленные ими на столах, украсили вставку.(Здесь два обособленных однородных определения, выраженных причастными оборотами, соединённые союзом И, поэтому между ними нет запятой).

Он уехал, невзирая не просьбы родителей и несмотря на их слёзы. (Два однородных обособленных обстоятельства, соединённых союзом И).

Задание № 10. Знаки препинания при вводных словах и обращениях.

• Вспомните, что такое вводные слова. Это слова, выражающие различные оттенки чувств, помогающие оформить мысли и т.д.) Это не члены предложения, они легко могут быть убраны из текста.

• Найдите в предложениях все запятые. Исключите знаки по другим правилам (например, при однородных, обособленных членах, обращении, знаки между простыми предложениями в составе сложного и др.).

Найдя вводные слова, ещё раз убедитесь, что вы не ошиблись. Для этого подумайте, какое значение имеет данное вводное слово (вспомните теорию).

• Редко, но бывает задание, по которому нужно найти знаки, выделяющие вводное предложение. Сначала вспомните, чем вводное предложение отличается от вводного слова (в нём есть основа). Имейте в виду, что вводное предложение может выделяться тире или скобками. Если вы увидели данные знаки, прежде всего обратите внимание именно на них.
Примеры.
К счастью, погода улучшилась. (Вводное слово)
Сегодня, как мне кажется, должно быть тепло. (Вводное предложение)
Она была красивая и (что гораздо важнее) очень умная и тактичная женщина. (Вводное предложение)
Заподозрить Якова Лукича во вредительстве — сейчас уже казалось ему — было нелегко.(Вводное предложение)

Трудные случаи!

• Если вводное слово стоит после союза А, то перед вводным словом запятая не ставится, только перед союзом А и после вводного слова. Поэтому в ответе будет только одна цифра.
Пример.
Тема эта новая(1), а значит(2), интересная. (В ответе будет только 2, так как запятая 1 ставится по другому правилу).
• Если вводное слово стоит в начале или в конце оборота, то оно не выделяется запятыми. Такие предложения не будут указаны в ответе. В них есть запятые, но они ставятся по правилу обособления оборота.
Пример.
Он вспоминал эти слова(1), возможно слышанные в детстве. (В данном случае запятая 1 ставится перед началом обособленного определения, поэтому эту запятую в ответ не нужно указывать. Она не выделяет вводное слово).

Группы вводных слов по значению.

Значение Вводные слова
1.уверенность конечно, бесспорно, разумеется, без сомнения, несомненно, в самом деле, действительно, само собой, правда, подлинно, само собой разумеется, естественно, спору нет.
2. неуверенность, предположение наверное, вероятно, кажется, как кажется, право, чай, по всей вероятности, пожалуй, очевидно, возможно, по-видимому, видно, верно, как видно, должно быть, может быть, полагаю, думаю, думается, надеюсь, надо полагать, в каком-то смысле, некоторым образом, допустим, предположим, так или иначе, если хотите.
3.различные чувства: радость, одобрение К радости, на радость, к счастью, на счастье, что хорошо, что ещё лучше, к удовольствию кого-либо и др.
4.различные чувства: сожаление, неодобрение к несчастью, к сожалению, по несчастью, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, грешным делом, как нарочно, что ещё хуже, что обидно, увы, к огорчению, жаль, как назло, чего доброго и др.
5.различные чувства: удивление, недоумение удивительное дело, к удивлению, странно, к изумлению, непонятное дело, странное дело и др.
6.различные чувства: общий экспрессивный характер высказывания по справедливости, по сути, по совести, по душе, по существу, по праве сказать, по правде, правда, если правду сказать, надо правду сказать, сказать по чести, смешно сказать, между нами говоря, нечего зря говорить, кроме шуток, признаюсь, в сущности говоря и др.
7.источник сообщения по мнению кого-либо, по сообщению кого- либо, по-твоему, по-моему, по выражению кого-либо, по словам кого-либо, по пословице, по слухам, с точки зрения кого- либо, по преданию, слышно, помнится, дескать, мол, как говорят, говорят, как слышно, как помню, как считают, как указывалось, как известно, как говорили в старину, как оказалось, на мой взгляд, с моей точки зрения, вижу, известно, по наблюдению, с точки зрения и др.
8.порядок мыслей и их связь во-первых, во-вторых, итак, наконец, значит, следовательно, о, таким образом, например, к примеру, наоборот, кроме того, в частности, в довершении всего, к тому же, притом, вдобавок, с одной стороны, с другой стороны, между прочим, впрочем, сверх того, в общем, главное, стало быть, кстати сказать, кстати, к слову сказать и др.
9.способ оформления речи одним словом, словом, иначе говоря, другими словами, грубо говоря, прямо говоря, собственно, собственно говоря, вернее, короче, прямо сказать, лучше сказать, так сказать, проще сказать, если можно так выразиться, как бы сказать, что называется, значит и др.
10.оценка меры степени того, о чём говорится; степень обычности фактов по крайней мере, по меньшей мере, в значительной мере, в той или иной степени, по обычаю, по обыкновению, случается, бывает, как и всегда, как водится, как это случается, как это бывает, как это иногда случается и др.
11.привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование на нём внимания знаешь (ли), видишь (ли), помнишь (ли), веришь ли), понимаешь (ли), позвольте, послушайте, представьте себе, представьте, можете себе представить, вообразите, поверьте, поверишь ли, поверите, признайтесь, не поверишь, заметьте, согласитесь, если хочешь знать, сделайте милость, напоминаем, напоминаю, подчёркиваю, повторяю, что ещё важнее, что важно, что ещё существенней, что существенно, позвольте, помилуйте, поймите, помните, заметьте (себе) и др.
12.выражения вежливости простите, извините, будьте добры, спасибо, будьте любезны, пожалуйста и др.

Обращение.

Обращение — это слово или сочетание слов, называющие того, к кому обращаются с речью.

Обращение всегда имеет форму именительного падежа, может обозначать одушевлённые или неодушевлённые предметы (олицетворять их), чаще всего выражается существительным, произносится со звательной интонацией.

В основном обращение выделяется с обеих сторон запятыми. Но если оно стоит в самом начале предложения и произносится с особым чувством, то после него может быть поставлен восклицательный знак.

Как видим, эта теме намного легче, чем предыдущая. Главное- это не перепутайте обращение со словами, которые вроде бы на них похожи, однако не называют того, к кому обращаются.

Давайте рассмотрим пример.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила (1) читатель дорогой (2)

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так(3) нелюбимое дитя (4) в семье родной

К себе меня влечет.

Пояснение.

В данном примере обращение «читатель дорогой». Именно к читателю обращается поэт.

«Нелюбимое дитя» — это не обращение, ведь к этому дитяти не обращается поэт, в предложении слово «дитя» является подлежащим.

Ответ: 12.

Задание № 11. Количество грамматических основ в сложном предложении.

 

Данное задание связано теоретически с заданием № 8. На данном сайте здесь можно найти материал по теме, вспомнить, что такое грамматическая основа, чем бывают выражены главные члены предложения.

В задании № 11 грамматические основы выписывать не нужно, необходимо только записать цифру — сколько основ данном предложении. Предлагаю некоторые рекомендации по поводу того, как выполнять данное задание.

Алгоритм выполнения задания № 11

  • Найдите грамматические основы в предложении. Помните, что каждая основа имеет самостоятельный смысл, в ней говорится о чём-то об одном.
  • Не забывайте, что есть односоставные предложения, в которых только один главный член предложения, не ищите второй, его просто нет. (Похолодало, поэтому все решили войти в дом. Здесь две основы)
  • Слово НЕТ это сказуемое безличного предложения, это уже одна основа.(Нет, она решила уехать. Здесь две основы)
  • Часто допускаются ошибки в предложениях типа: Марина прекрасно знала английский язык, она решила поступать на инфак. (Здесь сложность в том, что речь в обоих предложениях идёт о Марине, поэтому некоторые думают, что здесь только одна основа. Но ведь во втором простом есть своё подлежащее- ОНА. В данном предложении две основы).
  • Сравните два предложения.

Кажется, сегодня будет тепло.

Кажется, что сегодня будет тепло.

 

Во втором предложении есть союз ЧТО, значит, это сложное предложение. В нём две основы.

Запомните, если вы видите, что в предложении есть подчинительные союзы, то перед вами сложное предложение. Ищите несколько основ.

В первом предложении слово кажется является вводным словом, поэтому в предложении одна основа.

Задание № 12. Знаки препинания в ССП и СПП.

 

АЛГОРИТМ выполнения задания № 12.

• Внимательно прочитайте задание, чётко определите для себя, запятые межу частями сложного предложения, соединёнными КАКОЙ связью вы должны найти.

• Если связь СОЧИНИТЕЛЬНАЯ, то вы находите ССП, ищете сочинительные союзы (вспомните их, в данной статье есть таблица). Здесь тоже л егко перепутать простые предложения с однородными членами, так как однородные члены тоже отделяются сочинительными союзами. Всегда ищите грамматические основы. В сложном их должно быть не менее двух.

Типы сочинительных союзов

Тип союзов Примеры
Соединительные и да (в значении И) ни…,ни
Разделительные или либо то…, то не то…., не то а то не то
Противительные а но зато однако да (в значении НО)
Присоединительные да да и тоже также
Пояснительные то есть а именно

• Если вам нужно найти запятые, между частями сложного предложения, соединёнными ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ связью, то находите СПП. Их легко найти по подчинительным союзам.

Типы подчинительных союзов

Типы подчинительных союзов Примеры
Изъяснительные чтобы, будто, что, как
Временные когда, как только, как, лишь, лишь только, между тем как, едва лишь, пока
Причинные Оттого что, потому что, ибо, из-за того что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что
Сравнительные как будто, словно, будто бы,, словно бы, словно как, как, точно
Следствия так как
Условные если, если бы, когда, когда бы, коли, коль, ежели, ежели бы, раз
Уступительные хотя, хоть, хотя бы, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, даром что

Трудные случаи.

  • Во-первых, придаточное может стоять перед главным, а вы обычно ищете запятую перед подчинительным союзом. Поэтому внимательно смотрите на всё предложение, находите подчинительные союзы, вспомните их.
  • Во-вторых, придаточное может стоять в середине главного. Значит, что запятых будет уже две, а не одна.
  • В-третьих, будьте внимательны, когда в предложении несколько придаточных. Особенно если они однородные. Не забудьте про запятую после второго придаточного предложения.
    • Наконец, помните, что вы должны найти запятые только при сложном предложении. Никакие другие по другим правилам не записывайте в ответе.

Задание № 13. Типы подчинения придаточных предложений в СПП.

 

Однородное подчинение придаточных

При данном типе подчинения придаточные — однородные, то есть отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному главному предложению, являются одинаковыми по виду(например, все- придаточные времени, или места, или определительные и т.д.).

Помните, что если два однородных придаточных соединены разделительным или соединительным одиночным союзом, то запятая между ними НЕ ставится.

Пример.

Учитель подробно объяснил, как выполняется данное задание, как нужно применять теорию для его выполнения.(В данном примере оба придаточных- изъяснительные).

Учитель подробно объяснил, как выполняется данное задание И как нужно применять теорию для его выполнения.(В данном примере между двумя изъяснительными придаточными есть союз И, поэтому запятая между ними не ставится).

Параллельное (или неоднородное) подчинение придаточных.

При данном типе подчинения придаточные- разные по виду, хотя и относятся к одному главному предложению, но только к разным словам в нём.

Пример.

Когда наступило утро, путники решили идти дальне, договорившись, по какому пути они пойдут.(Первое придаточное- времени, второе- изъяснительное).

Последовательное подчинение придаточных.

В данном сложноподчинённом предложении первое придаточное относится к главному, второе — к первому придаточному и так далее, по цепочке. Отсюда и название — последовательное подчинение.

Пример.

Путники решили, что пойдут по той дороге, которая отмечена на карте. (В данном предложении первое предложение относится к главному, а второе -к первому придаточному: по дороге какой?)

Комбинированное подчинение придаточных.

 

Для комбинированного типа характерно то, что в одном предложении одновременно могут быть разные типы подчинения придаточных.

Разберём пример.

Вокруг (где именно?), куда ни посмотришь, были празднично одетые люди, так что трудно было понять, выходной ли или будний сегодня день.(Первое и второе предложение- параллельный тип подчинения, а второе и третье- последовательный).

Задание № 14.Сложное предложение с разными видам связи между частями.

В сложном предложении



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.197 с.)