Упражнения для разучивания старта из воды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для разучивания старта из воды



На суше

1. Сидя на скамейке вдоль нее (или на полу на матах) лицом к гимнастической стенке, зафиксировать и. п. пловца для выполнения старта из воды (используя рейки стенки в каче­стве стартовых поручней), выполнить в медленном темпе движения, как при старте из воды (мах руками вперед, «отталкивание руками от стенки), и принять положение сколь­жения на спине с вытянутыми вперед руками.

В воде

1. Научиться принимать стартовую позу в воде. Взяться руками за стартовый поручень, устойчиво упереть­ся ногами в стенку, выполнить несколько пружинистых дви­жений.

2. Научиться принимать положение группировки (как и.п. для последующего старта). Взяться руками за стартовый поручень, устойчиво упереть­ся ногами в стенку, подтянуться на руках, согнув ноги, под­бородок взять «на грудь» – зафиксировать это положение. Упражнение выполнять самостоятельно. Запоминать двига­тельные ощущения.

3. То же, что и упр. 2, но по команде преподавателя.

4. И.п. – стартовая поза пловца. Оттолкнуться ногами от стенки, под поверхностью воды вы­тянуть руки вперед, скользить на спине.

5. То же, что и упр. 6, но руки пронести над поверхностью воды маховым движением.

6. Одновременно с толчком ногами выполнить маховое движе­ние руками, войти в воду, выпрямиться и скользить, после чего чуть взять подбородок «на грудь», резко откинуть кисти рук вверх – это обеспечит движение тела к поверхности воды.

7. То же, что и упр. 8, но после выхода на поверхность начать плавательные движения на спине. Взять подбородок «на грудь», откинуть вверх ладони для бы­строго выхода на поверхность.

8. Совершенствование стартового прыжка.

Упражнения для разучивания скоростного поворота при плавании кролем на груди

На суше

1. Выполнять кувырки вперед в группировке.

2. Выполнять кувырки назад в группировке.

3. Выполнять кувырки вперед и назад в группировке с шага.

4. Выполнять кувырки вперед-назад в группировке с прыжка.

5. Выполнять кувырки вперед и назад через плечо.

В воде

1. Кувырки вперед в группировке после толчка от дна.

2. Кувырки вперед согнувшись после толчка от дна.

3. То же, что и упр. 1 и 2 – через канат разделительной до­рожки; через какие-либо предметы.

4. Вращение в группировке на груди.

5. Вращение в группировке на спине.

6. Кувырки вперед в группировке после скольжения на груди.

7. Кувырки согнувшись после скольжения в положении на груди.

8. Кувырки вперед с полувинтом после скольжения на груди.

9. То же, что и упр. 6–8, но при плавании кролем на груди на дистанции через 4–5 гребковых движений.

10.  У поворотного щита оттолкнуться от дна, выполнить кувы­рок вперед с постановкой ног на щит в положении на спине с последующим отталкиванием от стенки и скольжением в положении на спине.

11.  То же, что и упр. 10, но подход к повороту выполняется с тол­чка от дна бассейна после гребка обеими руками до бедер.

12.  То же, что и упр. 10, но после поочередных гребков руками до бедер.

13.  То же, что и упр. 10, но после подплывания к поворотному щиту кролем на груди в полной координации.

14.  1/2 сальто у бортика с последующим вращением вокруг про­дольной оси тела на 180 °.

15.  То же, что и упр.14, но после 4–5 гребков.

16.  Выполнение скоростного поворота при подплывании кролем на груди в полной координации.

17.  То же, что и упр. 16, но подплывать с разной скоростью.

ТЕМа: Развитие основных физических качеств
в плавании

ПЛАН:

1. Гибкость в плавании

2. Ловкость в плавании

3. Выносливость в плавании

4. Скоростные способности

Гибкость в плавании

Гибкость – одно из важных физических качеств пловца. Хорошая гибкость обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка. Часто понятие «гибкость» считают синонимом понятия «по­движность суставов», однако между ними есть различие. Под подвижностью в суставе понимают степень свободы движений в конкретном суставе; под гибкостью – степень свободы дви­жений в какой-либо части тела или частях тела. Разумеется, отличная подвижность в суставах хорошая основа для высо­кого уровня проявления гибкости. Выделяют три вида подвижности в суставах: а) свободную; б) активную; в) пассивную.

Объем свободной подвижности предполагает естественные, плавные и экономичные движения, при которых активные силы мышц действуют не в течение всего периода выполнения дви­жения, а только в определенных границах, на остальных же участках движение продолжается по инерции. Такие примеры движений можно найти в подготовительных движениях рука­ми в кроле и в дельфине. Движения в суставах могут осуществ­ляться под действием сил тяжести какого-либо сегмента тела.

Пассивная подвижность возможна при отсутствии сопротив­ления мышц-антагонистов и лимитируется в основном растя­жимостью мышц и связок. При плавании кролем на груди и на спине, дельфином пассивная подвижность проявляется при выполнении удара ногами в голеностопных суставах.

Активная подвижность проявляется при максимальных уси­лиях мышц, участвующих в движении, и растяжимости мышц-антагонистов. В циклических движениях такой вид подвижнос­ти нерационален. Лишь тыльное сгибание в голеностопных сус­тавах в брассе требует проявления активной подвижности.

Существенное влияние на уровень подвижности в суставах оказывают индивидуальные особенности строения суставов и связочного аппарата. Нередко это значительно ограничивает развитие данного качества у спортсменов. Примерно в 20 % слу­чаев у детей встречается хорошая подвижность, в 20 % случа­ев – плохая и в 60 % случаев – средняя подвижность.

Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с раннего возраста. У детей и подростков 9–14 лет это качество развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Воспитание гибкости. Пловцы должны ежедневно работать над гибкостью. Перерывы в развитии и поддержании этого важ­ного физического качества исключаются: без выполнения уп­ражнений качество утрачивается.

Опыт показывает, что увеличение подвижности в различных суставах в необходимом для плавания объеме обеспечивает ежедневная 30–60-минутная работа; поддержание ранее дос­тигнутого уровня – 20–40-минутная работа, выполняемая 3–4 раза в неделю. Пловцы могут это делать в виде домашних заданий, включать в тренировочные занятия; развитию гибко­сти могут быть посвящены отдельные тренировочные занятия.

Упражнения на воспитание гибкости можно классифициро­вать на группы:

а) упражнения, связанные с активным растя­жением;

б) упражнения, связанные с пассивным растяжением;

в) упражнения, связанные с проявлением активно-пассивного растяжения.

Объем работы на гибкость у лиц, систематически занимаю­щихся спортивной тренировкой в плавании, неравномерен в течение тренировочных периодов.

Всю работу над воспитанием гибкости можно разделить на два больших этапа: этап базовой подготовки и этап специаль­ной подготовки.

На первом этапе закладывается фундамент гиб­кости, используются упражнения, различные по направлениям, амплитуде, величине усилий. На втором этапе проводится узкая целенаправленная подготовка, связанная как со спецификой плавания, так и со спецификой плавательной специализации.

Упражнения на воспитание гибкости проводятся после пред­варительной тщательной разминки.

При выполнении упражнений используются:

– повторяющиеся растяжения;

– продолжительные одиночные растяжения;

– постизометрическая релаксация (растяжение после изо­метрического напряжения мышц-антагонистов).

Все программы, отдельные упражнения, выполняются на фоне полного восстановления. Величина паузы определяется характером выполняемого упражнения, его продолжительнос­тью, объемом движения (или движений). Все необходимые пловцу физические качества должны воспитываться сопряженно. Это особенно важно для пловцов высокой квалификации.

На гибкость оказывают влияние силовая структура движе­ния, проявления других физических качеств. Учитывая данное обстоятельство, развитие гибкости следует проводить комплексно.

В работе по воспитанию подвижности в суставах с целью кон­троля можно проводить несложные измерения: определение вращательной подвижности в плечевых суставах, наклона впе­ред, подошвенного сгибания стопы, ротации (вращения) наружу в тазобедренных и коленных суставах.

Проявление специальной гибкости при плавании. Ранее было показано значение специальной гибкости для пловца. Какие же конкретные выражения находит это в технике спортив­ных способов плавания? Так, недостаточная подвижность в го­леностопных суставах существенно сказывается на эффективно­сти работы ногами: имеются потери в величине шага пловца. В результате этого повышается темп движений руками. Плохая подвижность в плечевых суставах ограничивает пронос рук над поверхностью воды, нарушает требования в фазе входа руки в воду, «смазывает» начало гребка и, по сути, весь гребок. Особенно большая подвижность в плечевом поясе, в плечевых и голеностопных суставах отличает представителей плавания на спине. Это объясняется характером положения тела в воде и ог­раниченными возможностями включения групп мышц при дви­жении руки во время гребка. При плавании кролем на спине в отличие от кроля на груди гребковые движения руками произ­водятся в направлении дорзальной стороны тела, где подвиж­ность в суставах анатомически ограниченна. С этим связана и такая особенность в плавании кролем на спине, как ограничен­ная вариативность техники. При плавании на спине гребок все­гда получается длинным, так как укоротить его, как в кроле на груди, анатомически невозможно, поэтому спинисты чаще всего выбирают шестиударный вариант координации движений. В ито­ге возрастает значимость движений ногами и вместе с этим – хорошей подвижности в грленостопных суставах. Таким образом, у спинистов, как и у кролистов, ведущие формы подвижности в суставах одни и те же: дорзальная подвижность плечевых сус­тавов и плечевого пояса, подошвенное сгибание в голеностопных суставах. Особое значение подвижность в плечевых суставах имеет в плавании способом дельфин. При выполнении проноса рук над водой недостаток подвижности в суставах нельзя ком­пенсировать кренами туловища, поэтому компенсация происходит за счет увеличения движения вокруг фронтальной оси тела.

Ключом в плавании брассом является работа ногами, при этом толчок совершается подошвенной стороной стопы, для брассистов при­обретает особое значение тыльное сгибание в голеностопных суставах. В исходном положении ног перед началом рабочего дви­жения, когда голени находятся в вертикальном положении, тыль­ного сгибания в голеностопных суставах оказывается недоста­точно для создания опоры. Для эффективной опоры необходимо развернуть стопы кнаружи в горизонтальной плоскости. В исход­ном положении ног это достигается с помощью вращательных движений кнаружи в коленных суставах. Разворот стоп также увеличивают за счет ротации в тазобедренных суставах кнару­жи, или при хорошей подвижности в тазобедренных суставах (ро­тации) – внутрь. Чем шире разведены ноги при толчке, тем боль­шее значение приобретает разворот стоп кнаружи (супинация) при приведении ног. В брассе при колебательных движениях тела вокруг фронтальной оси (тангаж) более важен подъем туловища. Эти движения требуют хорошей подвижности плечевого пояса и подвижности позвоночника в поясничной обла­сти при разгибании назад. Таким образом, в брассе можно выде­лить важность следующих показателей подвижности в суставах: 1) ротация наружу в коленных суставах; 2) ротация наружу в тазобедренных суставах; 3) тыльное сгибание в голеностопных суставах; 4) супинация в голеностопном суставе; 5) вращатель­ная подвижность плечевого пояса; 6) наклон туловища назад.

Ловкость в плавании

Ловкость – это целесообразность движений в данной конк­ретной ситуации; она является сложным двигательным каче­ством, не имеющим единого критерия для оценки.

Известно, что специфика проявления ловкости непосред­ственно связана с условиями деятельности. Плавание предъяв­ляет специфические требования к координационным способ­ностям. Занимающемуся нелегко овладеть согласованием дви­жений рук и ног, когда темп движений неодинаков, добиться такого распределения усилий гребков, при которых не наруша­лось бы равновесие тела. На ловкостные способности в плавании большое влияние оказывает «чувство воды», представляющее собой тонкий анализ информации, получаемой от анализаторов, позволяющий спортсмену точно воспринимать мельчайшие де­тали движения, анализировать их и вносить коррективы.

Совершенствование такого качества, как «чувство воды», осу­ществляется в процессе выполнения разнообразных тренировоч­ных заданий при постоянном контроле темпа, ритма движений, их динамических и кинематических характеристик с сопостав­лением выполняемых двигательных действий с заданными зна­чениями, коррекцией выполняемых двигательных действий.

В циклических видах движений специальных средств для совершенствования ловкости очень мало, потому основная ме­тодическая направленность совершенствования этого качества – использование разнообразия динамических и кинематических характеристик движения, создание неожиданных ситуаций посредством изменения условий и мест проведения упражнений, использование различных тренажеров и специального оборудо­вания для расширения вариативности двигательного навыка.

Выносливость в плавании

В спортивном плавании ведущим фактором, обеспечивающим высокую специальную работоспособность, является выносли­вость – способность выполнять работу заданной мощности на фоне возрастающего утомления без снижения ее механической эффективности (без снижения скорости плавания).

Выносливость предполагает прежде всего высокую производи­тельность сердечно-сосудистой системы и системы дыхания; мощ­ность, емкость и эффективность механизмов энергообеспечения динамической мышечной работы; совершенствование механизмов поддержания гомеостаза; поддержание мощности и эффективности гребковых движений.

Выносливость во многом определяется силой мотивов спортс­мена, волевыми качествами пловца.

В практике принято различать общую выносливость (базо­вую, аэробную) и специальную (анаэробную, скоростную).

Мощность и продолжительность тренировочных упражнений на воспитание выносливости определяются степенью задействования того или иного механизма энергетического обеспечения и характера адаптационных изменений в организме спортсмена, пловца. Современная классификация упражнений на выносли­вость по зонам преимущественной физиологической направлен­ности основывается на взаимосвязи между мощностью работы (скоростью плавания), ЧСС, уровнем рабочего потребления кис­лорода в процентах от МПК.

При выборе тренировочных упражнений для повышения работоспособности в аэробном, а также основных тренировочных отрез­ков и при определении объема нагрузок разной направленности следует учитывать особенности созревания аэробных и анаэроб­ных механизмов энергообеспечения, адаптационные возможнос­ти и уровень совершенства техники плавания.

С методической точки зрения при тренировке спортсме­нов выделяют упражнения, направленные на развитие базовой (аэробной) выносливости, специальной выносливости (выносли­вости к работе гликолитического характера) и скоростной вынос­ливости (алактатной производительности). Такая работа выпол­няется в рамках пульсовых режимов.

Развитие базовой выносливости (БВ1).

Базовая выносливость раз­вивается с помощью циклических упражнений (плавание, бег, спортивная ходьба, гребля, лыжные гонки), выполняемых в I и II пульсовых режимах. Средствами развития базовой выносливости могут быть тренировочные занятия в целом при условии постепенного повышения их моторной плотности, спортивные и подвижные игры, комплексы общеразвивающх упражнений при постепенном увеличении числа упражнений, повторений, темпа движений.

Средства ОФП достаточно эффективны для развития базовой выносливости, где используют равно­мерный и переменный дистанционные методы (дистанции от 800–1000 до 2000–3000 м); низкоинтенсивную интервальную тренировку как на средних, так и на коротких отрезках (25,50, 100, 150, 200, 400, 500, 600 м) в пульсовых режимах I и II.

Работа выполняется при плавании как в полной координа­ции, так и с помощью одних движений ногами или руками.

Базовая выносливость (БВ1) – предпосылка для развития выносливос- ти на уровне МПК (максимального потребления кислорода; базовая выносливость – 2).

Базовая выносливость (БВ2) – это выносливость к рабо­те, требующей максимального напряжения аэробных возмож­ностей и в то же время сопровождающейся активизацией анаэ­робных процессов энергообеспечения. Основой является высокая мощность и выносливость сердечной мышцы и аппа­рата внешнего дыхания. Это работа в III пульсовом режиме.

Средствами развития могут быть кроссовый бег, лыжные гонки по сильно пересеченной местности. Используются упражнения в плавании кролем на груди, избран­ным способом в полной координации, при помощи одних дви­жений ногами (движения ногами более «энергетически емки»; при плавании на «одних руках» достижение больших величин потребления кислорода невозможно).

При развитии БВ-2 используется интервальный метод (800–1000 м), имеющий вид «гипоксической» (с задержкой дыхания) тренировки с дыханием через 3, 5, 7, 9 циклов; с помощью повторного мето­да тренировки на средних и длинных отрезках (300–500, 800–1500 м) с максимальной мобилизацией усилий; в виде интен­сивной интервальной тренировки на отрезках 200–400 м и ин­тервальной тренировки на коротких отрезках (25–100 м) с боль­шим числом повторений и короткими паузами отдыха.

В общем объеме плавания возрастает доля повтор­но-интервальных упражнений и интенсивного варианта интер­вальной тренировки, в том числе упражнений, выполняемых в «жестких» режимах (пульсовый режим III при коротких паузах отдыха – 5–20 с).

Однако следует помнить, что работа в III пульсовом режи­ме может вызвать у занимающихся перенапряжение сердеч­ной мышцы и ЦНС и поэтому требует большой осторожности и внимания.

Эффективным средством развития максимальных аэробных возможностей являются интервальные серии, состоящие из средних по длине отрезков, выполняемых со ступенчато возра­стающей скоростью плавания. К примеру, первые отрезки плывутся с интенсивностью 50 % от максимальной, последующие 70 %; 80 %; 85–90 % от максимальной скорости. Ступенчатое повышение нагрузки – важное условие достижения пловцами уровня максимального потребления кислорода (МПК), поэто­му важное методическое правило выполнения тренировочной работы при развитии БВ-2 – удержание и даже некоторое по­вышение скорости плавания на отрезках интервальной серии, а также повышение скорости во второй половине средних и длинных дистанций в рамках пульсового режима III.

Развитие специальной (анаэробной) выносливости. Развитие специальной выносливости (СВ) – главное звено спортивной подготовки пловцов – направлено на повышение мощности и емкости анаэробного механизма энергообеспе­чения, способности к удержанию оптималь­ного соотношения между темпом и шагом плавательных движе­ний по мере развития утомления. Данные задачи решаются в про­цессе выполнения упражнений с пульсовым режимом IV.

Анаэробная производительность может развиваться в процес­се силовой тренировки на суше с использованием тренажеров, при круговой тренировке с субмаксимальной интенсивностью движений и продолжительностью рабочих периодов от 30–40 с до 3–4 мин, а также при плавании с помощью движений «од­ними ногами» в IV зоне. Однако основная форма развития СВ – это плавание избранным способом в полной координации и для пловцов всех специализаций – плавание баттерфляем.

Развитие СВ осуществляется при проплывании в условиях соревновательной скорости средних и длинных дистанций (200, 400, 800, 1500 м), а также методами высокоинтенсивной («быс­трой») интервальной тренировки на коротких (50–100 м) и средних (200–400 м) отрезках с интервалами отдыха, в 1,5–3 раза превышающими время преодоления отрезка, в виде повтор­но-интервального плавания так называемых «дробных серий».

Развитие скоростной выносливости (СкВ). Развитие это­го вида выносливости предполагает использование упражнений, воздействующих преимущественно на внутримышечные про­цессы освобождения энергии. Это трени­ровочные упражнения Vзоны.

Основные факторы данного режима – максимальная мощ­ность и частота рабочих движений.

Продолжительность рабочих периодов очень короткая (5–10 – 20–25 с). ЧСС за это время не успевает «разогнаться», потому критерием оценки качества работы служит скорость пре­одоления тренировочных отрезков.

Для тренировки используются отрезки от 10–15 до 25 м с количеством повторений от 2–4 до 10–16. При 1, 2, 3-разовой повторной работе с интервалами отдыха 1–2 мин – отрез­ки до 40–50 м.

Примечание:

I зона – компенсаторное плавание: спокойное плавание (частота сердечных сокращений 130 – 145 уд/мин);

II зона – тренировка направленная на развитие общей выносливости
(в аэробном режиме): энэргообеспечение организма осуществляется аэробным путем (частота сердечных сокращений 145–160 уд/мин);

III зона – работа проходит на уровне максимального потребления кислорода при смешанном, аэробно-анаэробном, энергообеспечении (частота сердечных сокращений 165–180 уд/мин);

IV зона – это проплывание отрезков и серий, близких к соревновательным дистанциям, со скоростью, равной или превышающей ее, с короткими интервалами отдыха (частота сердечных сокращений 180 уд/мин и выше);

V зона – это «чистый» спринт, т. е. проплывание коротких отрезков
(10 – 20 м) с максимальной скоростью (частота сердечных сокращений не учитывается, т. к. работа длится не более 15 с).

Скоростные способности

Под быстротой понимают способность человека (спортсмена) в максимально короткий отрезок времени совершать двигатель­ные действия, решать двигательные задачи.

Известны три основные формы проявления быстроты:

1) латентное время двигательной реакции;

2) скорость одиночного сокращения;

3) темп движений.

Вместе с тем скоростные способности, их проявление, спе­цифичны для плавания. Пловец может иметь отличные резуль­таты в отдельных формах проявления быстроты и в то же вре­мя – посредственные результаты в плавании: эти способности нужно еще проявить в специфических условиях водной среды, поэтому скоростные возможности пловца могут характеризо­ваться его умением проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью.

Физиологической основой быстроты является подвижность нервных процессов, возможность и скорость мобилизации бес­кислородных механизмов энергетического обеспечения мышеч­ной деятельности.

Скоростные способности спортсменов зависят от силы, гиб­кости, умения расслаблять мышцы, не вовлеченные в работу, от психологической установки и проявления волевых усилий.

Скоростные способности в значительной мере зависят от уров­ня технического мастерства спортсмена-пловца. Это во многом качество, обусловленное природой.

Развитие скоростных способностей пловца начинается с овладения им техникой спортивного плавания. С этой целью нужно добиться точности, свободы и экономичности движений при проплывании различных дистанций, в том числе и длинных, сначала в умеренном, а потом и в высоком темпе. Развитие ско­ростных способностей идет параллельно с изучением техники плавания, формированием стиля, повышением выносливости.

В дальнейшем ставится задача – ускорить гребковые дви­жения, сохраняя их точность и амплитуду. Упражнения вы­полняются повторно на коротких отрезках и в переменном пла­вании, когда повышенный темп чередуется со свободным или умеренным.

При выполнении упражнений рекомендуется: 1) применять плавные ускорения от умеренного до предельного темпа, а по­зднее плавать с равномерной, возрастающей от повторения к повторению скоростью; 2) продолжительность плавания с око­лопредельной, а затем и с предельной мобилизацией сил в пер­вых попытках от 6 до 20 с; 3) планировать оптимальные паузы отдыха, которые обеспечивали бы полное восстановление и ка­чество выполняемых движений.

Помимо упражнений с нарастанием усилий применяются упражнения с их уменьшением. Пловец, развив высокую ско­рость, старается ее удерживать, уменьшая усилия и расслабляя мышцы. Такое плавание «на контрасте» применяется с чередо­ванием движений в различном темпе. Упражнения можно усложнять, применяя дополнительные отягощения.

Упражнения, направленные на повышение скорости движе­ния, планируют после разминки, в первой части занятия, а в тренировочном микроцикле – после дня отдыха или занятий с небольшой нагрузкой. В практике спортивного плавания часто случается так, что пловцы показывают высокие результаты на коротких отрезках дистанции в конце тренировочного занятия. Упражнения для воспитания скоростных качеств выполняют­ся на суше и в воде.

 

 

ТЕМА: Методы обучения, используемые
в плавании

При обучении используются основные методы: словесные, наглядные, практические.

Словесные методы. Метод играет ведущую роль в педагоги­ческом процессе. Постановка задач обучения, объяснение учебного материала, методические указания, замечания, объ­яснение ошибок, оценка деятельности учащихся, способы орга­низации коллектива занимающихся и т. д. – в основе этих про­цессов – слово.

Слово необходимо для описания предмета обучения, которым чаще всего становится сущность того или иного движения.

Известно, что процесс обучения имеет три составляющие:

– формирование знания о предмете изучения, предмете пре­подавания;

– трансформация знания в предмет преподавания;

– превращение знания самим учащимся в предмет учения.

Во всех случаях слово лежит в основе формирования образа предстоящего двигательного действия.

Обучаемый многократно проговаривает вслух инструкцию, особенно ощущения при выполнении движения, и лишь после того, как запомнит ее, делает попытку практического выполне­ния. С этой точки зрения на каждое движение в плавании, име­ющее вполне самостоятельное значение, должен существовать «словесный портрет», который в процессе обучения уточняет­ся, дополняется и корректируется.

Психологический образ есть отражение объективной реаль­ности и одновременно – важнейшее звено в системе регуляции действий человека. Образ предметен: он отнесен к существую­щим, вне зависимости от сознания, предметам, которые состав­ляют его содержание; он субъективен по форме. Формирование образа – активный процесс, в ходе которого осуществляется все более полное и глубокое «вычерпывание» информации из окружающей действительности.

Основными уровнями образного отражения являются сенсор­но-перцеп-тивный и представленческий; в него включаются так­же вербально-логические процессы, играющие существенную роль в контроле и интеграции сенсорных данных.

В практике плавания часто используются образные выраже­ния. По-настоящему образным объяснение может быть лишь в том случае, если оно опирается на предшествующий опыт обу­чаемого. Мастерство педагога, тренера заключается в том, что­бы найти сходные, знакомые занимающимся черты между за­данием и их двигательным опытом.

Занятия в бассейне проходят в условиях повышенного шума, возникающего при выполнении упражнений в плавании: плеск воды, эхо и др. Это затрудняет восприятие команд и указаний преподавателя, тем более что уши занимающихся закрыты ре­зиновыми шапочками, поэтому речь преподавателя должна быть кратка, точна, выразительна.

Наглядные методы. Зрительный анализатор играет важней­шую роль не только в жизнедеятельности организма вообще, но и при организации и управлении движениями, в частности. Значительная часть информации из окружающей среды посту­пает через зрительный анализатор.

К наглядным методам обучения относятся: демонстрация техники плавания или отдельного упражнения, использование наглядных пособий, схем, диаграмм, таблиц, кинограмм, учеб­ных фильмов, видеозаписей.

Наглядные методы способствуют дополнению, уточнению, коррекции образа двигательного действия; с их помощью ак­тивно формируется образ.

Демонстрация целого движения и его отдельных частей (показ) на воде может быть выполнена лучшими спортсменами-пловцами как в начале изучения, так и непосредственно в про­цессе него. Показ может выполняться замедленно, с выделени­ем отдельных, главных частей движения; с остановкой и т. д. Показ всегда должен быть представлен в отличном исполнении.

Однако чтобы воспроизвести движение, недостаточно его просто увидеть даже в самом хорошем исполнении: требуются объяснения, комментарии, которые помогут понять суть дви­жения, облегчат его освоение, поэтому наглядные и словесные методы обучения зачастую используются вместе.

К числу наглядных методов обучения относятся специаль­ные условные сигналы и жесты. Они успешно используются многими педагогами, а сами занимающиеся быстро к ним при­выкают.

Метод упражнения относится к числу основных практичес­ких методов.

При обучении плаванию используются специальные физи­ческие упражнения, приходится многократно выполнять упражнение, сначала разучивая отдельные элементы, за­тем соединяя их в целостные движения и, наконец, в способ плавания. Неоднократные выполнения упражнений для освое­ния, закрепления техники плавания и совершенствования в ней способствуют развитию опорно-двигательного аппарата занима­ющихся, совершенствованию процессов управления движени­ями, развитию физических качеств.

С помощью метода упражнений задается необходимая на­грузка при обучении плаванию и в спортивной тренировке. С помощью упражнений осуществляется также необходимый отдых.

Различают метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод.

Метод строго регламентированного упражнения. Методами этого типа деятельность занимающихся организуется и регули­руется с возможно полной регламентацией, включающей сле­дующее:

− твердо предписанную программу движений (заранее обус­ловленные состав движений, порядок их повторения, измене­ния и связи друг с другом);

− возможно точное нормирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнения, а также нормирование ин­тервалов отдыха и строго установленное их чередование с на­грузками;

− создание или использование внешних условий, облегчаю­щих управление действиями занимающихся (построение и рас­пределение группы на местах занятий, использование вспомо­гательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, до­зированию нагрузки, контролю за ее воздействием и т. д.).

Смысл такой регламентации понятен: обеспечить оптималь­ные условия для освоения новых двигательных умений, навы­ков и (или) гарантировать точное направленное воздействие на развитие физических качеств.

Методы строго регламентированного воздействия имеют мно­жество конкретных вариантов, выбор которых зависит от со­держания занятий, этапов обучения и т. д. Примером данного метода в плавании является целостно-раздельный метод обуче­ния спортивным способам плавания, технике прикладного пла­вания. В процессе совершенствования двигательных навыков и воспитания физических качеств аналогичные по методичес­кому смыслу подходы воплощаются в методах двух типов: ме­тодах избирательно-направленного воздействия (упражнения), методах сопряженного упражнения; по признаку стандартизации или вариативности действий – методах стандартно-повтор­ного упражнения и методах вариативного упражнения.

Эти и многие другие методы широко известны в практике спортив­ной тренировки в плавании.

Игровой метод. Игровой метод – это не обязательно какая-либо подвижная или спортивная игра (к примеру, водное поло); в принципе, он может быть применен на любом материале, лю­бых физических упражнениях, если соответствует определенным признакам, характеризующим этот метод. Такими признака­ми являются: отсутствие жесткой регламентации действий, ве­роятностные условия их выполнения, широкие возможности для проявления самостоятельности и творческих начал, сюжетноролевая основа. Разумеется, метод не исключает точного педагогического управления, оно лишь усложняется и приоб­ретает особые формы. Метод используется даже не столько на начальном этапе обучения, сколько для комплексного совершен­ствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

Соревновательный метод. Соревнование имеет большое значение как способ организации и стимулирования деятель­ности пловца. Соревнование – всегда противоречие, это сопер­ничество, состязание, борьба за первенство или за высокое достижение.

Любые соревнования сопровождаются высокой эмоциональ­ной окраской, высоким уровнем функциональной активности организма.

Соревновательный метод характеризуется унификацией тре­бований. Это напрямую отражено в постоянно существующих и видоизменяющихся правилах соревнований.

Исключительно велико значение метода для воспитания мо­рально-волевых качеств: целеустремленности, инициативнос­ти, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания самоотверженности и т. д. Вместе с тем, метод может способствовать и закреплению отрицатель­ных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщес­лавия и т. д.). Он оправдывает себя только в том случае, когда есть высококвалифицированное педагогическое руководство.

Методы тренировки

Равномерный метод. Предусматривает непрерывное продол­жительное плавание. Метод используется на протяжении всех периодов тренировки, помогает выработать экономичную технику движений, осуществлять чередование нагрузки и расслаб­ления работающих мышц. Несмотря на то что применение ме­тода требует огромных энергетических затрат и продолжитель­ного времени для тренировки, он достаточно эффективен. ЧСС при выполнении упражнений – 140–150 уд/мин.

Переменный метод – предусматривает чередование нагрузок раз­ной интенсивности. Это чередование может быть ритмичным (оди­наковые периоды работы повышенной интенсивности чередуются с одинаковыми периодами работы пониженной интенсивности) или аритмичным. Разновидностью аритмичного чередования является так называемый «фартлек» («игра скоростей»).

Интервальный метод – это многократное повторение рабо­ты «порциями». Время, затрачиваемое пловцом на преодоле­ние рабочего отрезка и паузы между отрезками, может быть задано строго и достаточно произвольно, это имеет определен­ные организационные преимущества; однако его недостаток – монотонность, поэтому в ряде случаев его следует применять очень осторожно, особенно в работе с начинающими пловцами.

Повторный метод. Предусматривает проплывание серии отрезков от 15 до 200 м с максимальной, субмаксимальной и реже – с большой интенсивностью. Скорость преодоления отрезков – соревновательная или выше соревновательной. Па­узы отдыха сравнительно продолжительные.

Комбинированный метод. Имеет элементы вышеперечислен­ных методов.

 

Контрольные ЗАДАНИЯ

1. Особенности техники обучения «кролем» на груди.

2. Особенности техники обучения «кролем» на спине.

3. Особенности техники обучения способа «брасс».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.140.111 (0.107 с.)