ГЛАВА 4. Психология человеческих взаимоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 4. Психология человеческих взаимоотношений



Тема 19. Психология общения и коллектива

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды общения

2. Группа и коллектив

3. Межличностные отношения в группах

4. Лидерство и руководство в малых группах

Информационный материал

Понятие и виды общения. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно, общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.).

Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. Удовлетворение этой потребности, появившееся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости.

Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (после 4-й недели жизни). На 2 месяце у младенцев появляется 1-я форма общения со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное общение вне практического сотрудничества с партнером.

К концу первого года жизни у детей формируется ещё одна форма контактов с окружающими – предметно-действенное общение, включенное в совместную деятельность и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативно-личностное общение, основные формы которого развиваются уже во взрослом возрасте.

Общение со взрослыми – один из главных факторов психологического развития ребенка.

Тесная связь между структурами личности и процессов общения как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения общения неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта.

Понятие «общение педагогическое» родилось в конце 1970-х гг. (В.А. Кан-Каллик и А.А. Леонтьев), которое определяется как профессиональное общение педагога с обучаемыми в процессе обучения и воспитания как в урочное, так и во внеурочное время. А.А. Леонтьев ввел понятие оптимального педагогического общения. Это такое общение педагога с учащимися в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Введение понятия оптимальное педагогическое общение очень важно. Во-первых, потому, что как ценность фиксируется не только передача-усвоение знаний, но и развитие личности, а также ученического коллектива; во-вторых, по мнению ученых, очеловечивание начинает затрагивать и учителя, как одного из субъектов учебной деятельности.

Межличностные отношения в группах. В психологии различают группы большие и группы малые. Примеры больших групп – социальные классы, различные этнические группы (нации, народности), профессиональные группы, половозрастные группы. Под малой группой понимают немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Межличностные отношения – это переживаемые и в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Межличностные отношения определяют психологический климат группы. Важнейшая специфическая черта межличностных отношений – их эмоциональная основа: они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Набор этих чувств безграничен. Однако все их сводят в две группы: коньюнктивные (сближающие, объединяющие) и дизъюнктивные чувства (разъединяющие людей чувства). Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития не безразличен для деятельности групп. Группа и коллектив. Коллектив в традициях отечественной психологии рассматривают как определенный уровень развития малой группы.

В широком смысле слова понятие «коллектив» может быть отнесено к любым группам, например, в рамках отдельного учреждения, организации: свое право на существование завоевали такие понятия как «коллектив научно-исследовательского института», «педагогический коллектив школы» и т.д.  

В психологическом знании ситуация складывается несколько иначе: коллективом (в узком смысле этого слова) принято называть высшую стадию развития малой группы.

Тот факт, что высший уровень развития группы был обозначен термином «коллектив», есть дань традиции, которая существовала у нас в стране. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, – это не любая совместная деятельность коллектива, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.

В настоящее время в отечественной психологии существует несколько моделей развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении. Одна из них – содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским: группа состоит из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости.

Во втором слое отношения опосредуются характером совместной деятельности (уровень ценностно-ориентационного единства).

В третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские отношения (готовность к дальнейшему развитию отношений), товарищеские (сближение взглядов и оказание поддержки друг другу), дружеские отношения (общность интересов, целей деятельности). Механизм развития межличностных отношений – эмпатия (отклик одной личности на переживания другой). Эмпатия имеет несколько уровней: первый уровень – когнитивная эмпатия (понимание психического состояния другого человека без изменения собственного состояния), второй уровень – эмоциональная эмпатия – эмпатия в форме сопереживания. Третий уровень – эмпатия в форме межличностной идентификации – мысленная, чувственная и деятельностная. Вопрос 53. Лидерство и руководство в малых группах

Следует иметь в виду ряд характеристик, позволяющих дифференцировать понятия «лидер» и «руководитель».

Лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе. Руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

Лидерство констатируют в условиях микросреды (какой является малая группа). Руководство – элемент макросреды, который связан со всей системой общественных отношений.

Лидерство возникает стихийно. Руководитель группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы. Руководство - явление более стабильное.

Руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет.

Процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе. Лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

Сфера деятельности лидера – малая группа, где он и является лидером. Сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

 

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü определение категории «общение», выделяя в нем существенные признаки;

ü место и роль общения в жизни человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.А. Петровская),

ü структуру общения в изложении разных авторов (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, П.В. Растянникова);

ü уровни развития малой группы (А.В. Петровский).

Уметь:

ü сравнивать определения, которые дают категории «общение» разные авторы (А.А. Леонтьев; М.И. Лисина; А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.);

ü называть виды общения и давать им развернутую характеристику (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Л.А. Петровская);

ü давать характеристику межличностным отношениям.

Владеть:

ü опытом сравнения категорий;

ü опытом сопоставления и сравнения позиций разных авторов по одному и тому же вопросу;

ü опытом организации исследования по изучению особенностей общения и межличностных отношений в группе.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для обсуждения.

2. Законспектируйте статью А.Н. Леонтьева «К теории развития психики ребенка» (с. 509-513) в его работе «Проблемы развития психики», Главу 11. Общение (с. 280-361) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию», Главу 20. Психология межличностного взаимодействия (с. 359-269) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина. 

3. Прочтите материал лекции по теме «Общение и коллектив». Составьте ее развернутый план.

4. Найдите ответы на вопросы, которые будут обсуждаться на практическом занятии.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Выполните методику «Цветопись настроения коллектива» (Приложение 21).

2. Обратитесь к своим любимым художественным произведениям. Найдите в них описания феноменов «общение» и «межличностные отношения в коллективе». По результатам поиска подготовьте презентацию.

3. Предложите 2-3 упражнения на развитие коммуникативных навыков у студентов вашей группы.

Темы рефератов

1. Понятие и виды общения.

2. Роль общения в психическом развитии человека.

3. Техника и приемы общения.

4. Развитие общения.

5. Общение и деятельность.

6. Интимные межличностные отношения (дружба, любовь, вражда, одиночество).

7. Любовь в разные исторические эпохи.

8. Человеческая вражда в произведениях искусства и литературы.

9. Понятие о любви.

10. Возникновение и преодоление одиночества.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.014 с.)