Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.



Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

· Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, Академия, 2004. – 542 с.

· Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

· Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб: Питер, 2004. – 496 с. 

· Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

· Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.

· Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

· Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

· Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд — во Моск. Ун-та, 1984. – 288 с.

· Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Эмоции».

2. Выполнение и обсуждение результатов исследовательской задачи по изучению индивидуальных особенностей эмоциональной сферы человека.

Исследовательская задача: «Что я предпочитаю переживать».

Цель исследования: выявить индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека.

Инструкция: «Внимательно прочитайте перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое вы больше всего любите испытывать. Если вы совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите выписанный номер в кружок. Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке предпочтения, которое вы отдаете одной эмоции перед другой. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые вы явно предпочитаете остальным. Пример: 9, 8, 4, 6 / 5, 7. 2, 1, 10.

Перечень переживаний

1.Чувство необычайного, таинственного, неизвестного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.

2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей. Предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро станет еще больше.

3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, всегда видишь, что добиваешься успешных результатов.

4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.

5. Веселье беззаботность. Хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой. Безопасностью и безмятежностью жизни.

6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих людей.

7. Горячий интерес. Наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при достижении сути явлений, подтверждении Ваших догадок и предположений.

8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им. Азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности.

9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь. Когда видишь дружбу и взаимопонимание. Когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.

10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, стихов и других произведений искусства.

    После анализа полученных результатов вам станет более  понятным собственный эмоциональный мир, а если вы сравните свои ответы с ответами друзей, может быть, лучше поймете и то, что притягивает вас друг к другу, и то, что порой разделяет вас.

     Но важно помнить, что искренняя, глубокая дружба может объединять и людей с похожими «эмоциональными профилями», и тех, у кого они различны, по принципу взаимодополнения  [17: с. 200-201].

3. Выполнение методики «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман, Д. Рикс). (Приложение 14)

4. Итоговое тестирование

Итоговый тест

1. Эмоции – это

А) сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение

Б) своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе

В) процесс отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств

 

2. Какой критерий классификации эмоций имеют в виду, когда говорят о негативных, позитивных и нейтральных эмоциях?

А) влияние на успешность деятельности

Б) знак переживания

В) уровень эмоциональной сферы

Г) интенсивность

Д) уровень эмоциональной компетентности

 

3. Какой критерий классификации эмоций имеют в виду, когда говорят о стенических и астенических чувствах?

А) влияние на успешность деятельности

Б) знак переживания

В) уровень эмоциональной сферы

Г) интенсивность

Д) уровень эмоциональной компетентности

 

4. Какой критерий классификации эмоций имеют в виду, когда говорят о высших и низших эмоциях?

А) влияние на успешность деятельности

Б) знак

В) уровень эмоциональной сферы

Г) интенсивность

Д) уровень эмоциональной компетентности

 

5. Чувства, выражающие отношение человека к человеку и к обществу, – это чувства

А) социальные

Б) эстетические

В) интеллектуальные

Г) нравственные

 

6. Чувства, выражающие отношение человека к процессу познания, – это чувства

А) социальные

Б) эстетические

В) интеллектуальные

Г) нравственные

 

7. Чувства, отражающие и выражающие отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве, – это чувства

А) художественные

Б) нравственные

В) интеллектуальные

Г) эстетические

 

8. Установите соответствие

1. Аффекты 2. Страсть 3. Настроение А) интенсивное и продолжительное эмоциональное переживание  Б) интенсивное, но кратковременное эмоциональное переживание  В) слабая интенсивность, но длительное по времени

 

 

9. Установите соответствие между понятием и его определением

1. Фрустрация 2. Стресс А) термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия Б) возникает в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия

 

10. Содержание, характер отношения, возбудимость, устойчивость, глубина, сила – это индивидуальные особенности

А) эмоций

Б) мышления

В) воображения

Г) восприятия

Д) ощущений

Е) внимания

 

Тема 16. Воля

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о воле в психологии

2. Характеристика волевых действий и волевой регуляции поведения

3. Структура волевого действия.

4. Компоненты воли (А.Ц. Пуни)

Информационный материал

Понятие о воле в психологии. Все действия человека можно условно разделить на импульсивные, которыенепосредственновызываются субъективными желаниями (голод, жажда и пр.), и волевые, связанные с необходимостью преодоления препятствий удовлетворения потребностей и активно преобразующими действительность.

Долгое время считалось, что для управления волевыми действиями у человека существует особая психическая способность – «воля». Однако, как считает В.А. Иванников, «воля» есть не более, чем теоретическая конструкция, понятие, используемое в психологии для объяснения трех типов ситуаций:

1) порождение мотивационно необеспеченных, но необходимых по решению человека действий;

2) выбор в ситуации равнопривлекательных альтернатив поведения;

3) намеренная регуляция исполнительных действий и психических процессов и состояний.

В.А. Иванников полагает, что под понятием воли скрывается психический механизм, который можно назвать «волевой регуляцией действий». Следует различать непроизвольную, произвольную и волевую регуляцию действий. Непроизвольная регуляция характеризуется достаточностью условий для автоматического исполнения действий и решения различных задач. В произвольной регуляции субъект действия регуляции вынужден намеренно регулировать отдельные параметры действий и психических процессов. Волевая регуляция есть разновидность произвольной регуляции; она осуществляется через намеренное осознанное изменение смысла действия или через создание нового, дополнительного смысла действия, когда первый смысл заставляет принимать действие к исполнению, а второй, намеренно созданный, восполняет дефицит побуждения. Поскольку волевое действие часто является поступком, который характеризует личность, а средством волевой регуляции является изменение смысла действия (личностное образование), то можно считать, что волевая регуляция личностный уровень произвольной регуляции.

Таким образом, воля проявляется как высшая психическая функция (ВПФ), которая, как и другие ВПФ, оказывается социальной по происхождению и осознанной по способу функционирования.

Характеристика волевых действий и волевой регуляции поведения.

Общие характеристики волевого действия (по В.А. Иванникову):

1) волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению;

2) волевое действие есть действие, необходимое по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;

3) волевое действие имеет исходный и проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);

4) волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

Структура волевого акта включает в себя последовательность нескольких этапов: 1) побуждение к совершению действия (желание/влечение); 2) осмысление цели действия; 3) появление дополнительных и контр-мотивов; 4) борьба мотивов; 5) принятие решения о действии; 6) волевое усилие; 7) исполнение волевого действия (внутреннее/внешнее).

Компоненты воли. А.Ц. Пуни выделил 3 компонента в любом волевом действии:

1. Познавательный компонент – заключается в поиске правильных решений, контроле за их выполнением и оценке результатов действия.

2. Исполнительный компонент – заключается регуляции выполнения действия через сознательное самопринуждение.

3. Эмоциональный компонент – заключается в усилении познавательных и исполнительных процессов через самомотивирование. Как правило, это происходит путем актуализации моральных мотивов действия – человек начинает переживать воодушевление, чувство долга, чести и т.п.

К волевым проявлениям личности относят феномен, названный американским психологом Дж. Роттером «локусом контроля» – приписывание личностью своих успехов и неудач преимущественно внешним (экстернальный локус контроля) или внутренним (интернальный локус контроля) причинам.

На основе совершения волевых действий у личности могут формироваться волевые качества: решительность, целеустремленность, настойчивость, упорство, уверенность, инициативность, самостоятельность, смелость, терпеливость, энергичность и др.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü какие типы ситуаций объясняются понятием «воля» в психологии;

ü специфику непроизвольной, произвольной и волевой регуляции поведения;

ü структуру волевого акта;

ü компоненты воли: познавательный, исполнительный, эмоциональный (А.Ц. Пуни).

Уметь:

ü описывать признаки волевого действия и приводить примеры проявления разных волевых качеств;

ü выделять познавательный, исполнительный, эмоциональный компоненты воли человека в реальных жизненных ситуациях.

Владеть:

ü навыками распознавания волевых действий и волевых качеств человека;

ü навыками анализа структуры волевого акта.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки. Законспектируйте Главу 12. Воля (С. 310-350) учебника «Общая психология и психология личности» под ред. А.А. Реана. Перерисуйте из учебника схему волевого действия.

2. Выясните, в чем заключаются физиологические механизмы волевого акта.

3. Законспектируйте Лекцию «Проблема воли в современной психологии» (С. 185-203) из книги «Психологические механизмы волевой регуляции» В.А. Иванникова.

4. Выпишите и запомните признаки волевого действия, а также определения непроизвольной, произвольной и волевой регуляции поведения.

5. Составьте схему волевого акта и схему компонентов волевого действия.

6. Запомните основные волевые качества личности и приведите примеры их проявлений.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Решите задачи:  

А) Почему нельзя согласиться со всеми высказываниями, которые здесь приводятся? Какие из них и в чем соответствуют, а какие – противоречат принципу детерминизма?

    а) «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей» [45: с. 116].  

    б) «Хотя обстоятельства жизни люди игнорировать не могут и не должны, тем не менее их действия зависят не только от обстоятельств, но и от них самих, от их свободной воли» [39: с. 29].  

    в) «Если все материально обусловлено, то человеческой воле не остается никакого выбора, а где нет выбора – там неприменим критерий моральной ценности» [3: с. 63].  

    г) Научный подход к пониманию сущности воли «базируется на признании детерминированности воли и всех волевых проявлений объективными условиями жизни и деятельности людей» [42: с. 313].  

    д) «Поскольку человек способен по своему усмотрению, независимо от внешних условий, усилием собственной воли  принимать любые решения и совершать соответствующие этим решениям действия, то это доказывает на практике, что воля не подвластна внешнему миру, наоборот, она подчиняет себе наши мысли и действия, наше собственное тело» [42: с. 312].  

    2. Выберите линию поведения учителя, которая поможет мобилизовать волю ученика к дальнейшей работе. Какой эффект воспитательного воздействия достигается в каждом из этих случаев?  

    а) Учитель обращается к ученице: «Ты понимаешь, что ты говоришь?» Та молчит, потом говорит: «Понимаю», смотря себе под ноги.

    Учитель: «Ничего ты не понимаешь. Садись». (Смех в классе).

    б) Ученик, получавший все время тройки, прекрасно подготовил очередной урок и получил 5…

    «С нашим Петровым что-то стряслось, – с шуточной тревогой в голосе обратился учитель к классу. – Я вынужден ему поставить пятерку».

    в) «Разве ты не можешь, Витя, на каждом уроке отвечать так же хорошо, как сегодня? Разве ты не можешь быть у нас отличником? Как же тебе не совестно?»

    г) «Сегодня твой ответ меня не удовлетворяет. Ты, видно, недостаточно поработал, постарайся дело исправить, ты это можешь».

    д) «Твои ответы еще не удовлетворяют, но я чувствую, что ты подтягиваешься. Еще больше усилий, и мы тебя сравняем с классом» [25: с. 68].  

Темы рефератов

1. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

2. Волевая регуляция поведения.

3. Значение воли в организации деятельности и общения человека.

4. Основные направления и пути развития воли.

5. Становление волевых качеств личности.

6. Методы изучения воли.

7. Связь саморегуляции с деятельностью.

8. Развитие воли в онтогенезе.

9. Игры у детей и их значение в развитии воли.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

4. Щербаков Е.П. Функциональная структура воли. – 2-е изд. испр. и доп. – Омск: ОмГА, 2015. – 210 с.

Дополнительная:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология». – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

3. Ильин Е.П. Психология воли. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.

4. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Владос, 1999. – 240 с.

5. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. – 1982. – Т. 3. – № 4. – С. 14–24.

6. Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психологический журнал. – 1986. – Т. 7. – № 6. – С. 110–121.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Выполнение методики определения уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд) (Приложение 15).

3. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Выберите из списка то качество, которое относится к волевым

А) стабильность

Б) выдержка

В) любознательность

Г) реактивность

Д) эмоциональность

 

2. Вид регуляции действий, характеризующийся достаточностью условий для их автоматического исполнения

А) волевая регуляция

Б) произвольная регуляция

В) непроизвольная регуляция

 

3. Выберите действие, которое не относится к волевым

А) действие, осуществляемое при дефиците побуждения

Б) целенаправленное действие

В) действие, необходимое по внешним или внутренним причинам

Г) действие, осуществляемое в составе сложного навыка

 

4. Волевое усилие относится к

А) этапам волевого акта;

Б) волевым качествам личности;

В) борьбе мотивов;

Г) непроизвольной регуляции поведения

 

5. Студент, чувствующий необходимость начать готовиться к экзамену, однако при этом переживающий желание отдыхать с друзьями, находится на этапе

А) осмысления цели действия

Б) борьбы мотивов

В) начала волевого усилия

Г) исполнения волевого действия

 

6. Утомленный схваткой боксер перед выходом на ринг в последнем раунде убеждает себя в том, что ему нужно победить во что бы то ни стало ради защиты чести страны. Данная ситуация демонстрирует

А) непроизвольную регуляцию поведения

Б) произвольную регуляцию поведения

В) волевую регуляцию поведения

 

7. Оценка результатов волевого действия относится к

А) познавательному компоненту волевого действия

Б) этапу осмысления цели действия в структуре волевого акта

В) этапу борьбы мотивов в структуре волевого акта

Г) исполнительному компоненту волевого действия

 

8. Опоздавший на работу человек в объяснительной записке начальству пишет, что причиной опоздания явились несколько событий: несработавший будильник, автомобильные пробки по дороге на работу и застрявший лифт. Тем самым работник демонстрирует явление

А) недостатка воли

Б) внешнего локуса контроля

В) доминирования внешних раздражителей

Г) борьбы мотивов в структуре волевого акта

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.202 с.)