В вощеные капсулы упаковывают порошки с веществами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В вощеные капсулы упаковывают порошки с веществами



а) пахучими

б) летучими

в) гигроскопичными

г) только трудноизмельчаемыми

д) имеющими неприятный вкус

 

7. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

7.1 Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учеб. для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006, 592 с.

 

8. Методическая разработка подготовлена (откорректирована)

Обсуждена на заседании кафедры «__» ____________________


№ ФАРМ-16

 

Министерство здравоохзранения российской федерации                                                                                                                                                                          

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

(фГБОУ ВО СОГМА Минздрава России)

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ _фармацевтическая технология

(аудиторные для студентов)

 

 

Курс   3

Семестр   6

Занятие   № 10

 

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Жидкие лекарственные формы. Характеристика. Классификация жидких лекарственных форм. Растворители. Классификация. Истинные и неводные растворы. Номенклатура. Требования. Особенности технологии.

 

2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научиться готовить водные растворы в соответствии со свойствами лекарственных веществ; освоить массообъемный метод приготовления водных растворов.

 

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: проверить и при необходимости исправить дозы лекарственных веществ; приготовить водный раствор:

а) с использованием особых приемов растворения,

б) из лекарственного вещества обладающего окислительными свойствами,

в) из лекарственного вещества, образующего легкорастворимое комплексное соединение;

уметь осуществить процесс очистки растворов от механических примесей; уметь оценивать качество водных растворов на стадии приготовления и отпуска; уметь упаковывать и оформлять водные растворы к отпуску.

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ (в академических часах)   4 часа

5. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ - аудитория 509-510

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

6.1. Государственная фармакопея СССР, X издание. - М.: Медицина, 1968.

6.2. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учеб. для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006, 188-223 с.

6.3. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: практикум для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006.- 84-117 с.

 

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ- 4 ЧАСА

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Проверка подготовленности к занятию:

коррекция исходного уровня знаний студентов путем письменного контроля (по входящему тестовому контролю);

Входной контроль

1. Растворы – жидкая ЛФ, полученная растворением: 

а)                          жидких;

б) твердых;

в) газообразных веществ в соответствующем растворителе.


2. Способ получения воды очищенной:   

а) дистилляция;

б) обратный осмос;

в) ионный обмен;

3. В зависимости от свойств лекарственных средств и применяемых растворителей растворы изготавливают в следующих концентрациях:                        

а) весообъемной;

б) массообъемной;

в) массовой;

г) объемной.

7. Растворители для изготовления неводных растворов подразделяют на:       

а) летучие: этанол, эфир, хлороформ;

б) нелетучие: глицерин, масла жирные, димексид, ПЭО-400, силиконы и др.;

в) комбинированные: сочетание этанола с глицерином, димексидом, водой;

г) огнеопасные;

д) взрывоопасные.

 

8. Спирт этиловый приказом МЗ РФ №110 в перечень ЛС, подлежащих ПКУ:

а) не включен;

б) включен.

 

9. Если в рецепте не указана концентрация спирта, то используют спирт в концентрации:                 

а) 40%;

б) 70%;

в) 90%;

г) 95%;

д) За исключением случаев, состав растворов которых представлен в НТД.

 

7. Этиловый спирт выписывают на бланках формы:

а) на наркотическое средство;

б) 148-1/у;

в) 107/у;

г) Срок действия рецепта – 10 сут.

 

8. Норма отпуска этилового спирта:     

а) до 50 г – по рецептам «Для наложения компрессов» (с указанием необходимого разведения) или «Для обработки кожи».

б) до 100 г – больным с хроническим течением болезни по рецептам с надписью «По специальному назначению», отдельно скрепленной подписью врача и печатью ЛПУ «Для рецептов».

в) с указанием «Только для наружного применения».

 

9. При смешивании спирта и воды:                    

а) Действует закон сохранения массы.

б) объем смеси не равен сумме спирта и воды.

 

10. Явление уменьшения объема (сжатие) называется:              

а) контракция;

б) конвекция.

 

11. Этанольные растворы лекарственных средств:     

а) 148-1/у-88;

б) на розовом бланке;

в) 107-1/у.

 

12. Срок действия рецепта на этанольные растворы лекарственных средств:    

а) 5 сут.

б) 10 сут.

в) 3 мес.

 

Тестовые задания для самоконтроля.

1. Для получения воды очищенной НЕ используют метод

а) ионного обмена

б) обратного осмоса

в) ректификации

г) электродиализа

д) дистилляции

 

2. Вода очищенная может быть получена любым из перечисленных методов, КРОМЕ

а) дистилляции

б) ионного обмена

в) обратного осмоса

г) фильтрации

д) электродиализа

 

3. В массо-объемной концентрации изготавливают растворы

а) этаноловые

б) стандартных жидкостей, выписанных в прописи рецепта под условным названием

в) этанола различной концентрации

г) 2% раствор крахмала

 

4. Растворы по агрегатному состоянию могут быть

а) только жидкие

б) только жидкие и газообразные

в) жидкие, газообразные, твердые

5. Важной характеристикой любого раствора, показывающей, в каком соотношении следует взять растворитель и растворяемое вещество при изготовлении препарата, является

а) растворимость

б) концентрация

в) совместимость

г) эффективность

 

6. Факторы, влияющие на скорость растворения лекарственных веществ:

а) температура

б) поверхность контакта с растворителем

в) природа растворителя и растворяемого вещества

г) перемешивание

7. Выберите верное утверждение:

а) Понятие "Вода дистиллированная" более широкое, чем "Вода очищенная

б) Понятие "Вода очищенная" более широкое, чем понятие "Вода дистиллированная"

 

8. Спиртовые жидкости при изготовлении жидких лекарственных форм добавляют:

а. в порядке выписывания в рецепте

б. по мере уменьшения концентрации этанола

в. по мере возрастания концентрации этанола

г. в порядке возрастания их количеств

9. Материалы, используемые для фильтрования растворов:

а. марля

б. шелк

в. лавсан

г. ацетатцеллюлозные мембраны.

 

10. Массо-объемный способ изготовления растворов лекарственных веществ означает:

а. лекарственное вещество и растворитель отвешивают до получения заданной массы раствора

б. лекарственное вещество отвешивают, а растворитель отмеривают до получения заданного объема раствора

в. лекарственное вещество отвешивают, а растворитель отмеривают, при этом количество растворителя определяют по разности между объемом раствора и массой лекарственного вещества

г. лекарственное вещество и растворитель отвешивают, при этом количество растворителя определяют по разности между массой раствора и массой лекарственно вещества

 

 

- Решите в тетрадях задачи:

- 1) Рассчитать количество 96,5% спирта и воды для получения 1,0 л 70% спирта.

- 2) В аптеке имеется 40 и 95,6% спирт. Вычислить, какое количество следует взять, чтобы получить 1,0 л 70% спирта плотностью 0,8854 г/мл.

 

9.Решите в тетрадях задачу, соответствующую вашему порядковому номеру. Проведите фармацевтическую экспертизу рецепта, оформить ППК прописи:

1) Возьми: Кодеина фосфата 0,15

Натрия бромида 2,0

Натрия бензоата 3,0

Воды очищенной 180 мл.

Смешай. Выдай. Обозначь: По 1 столовой ложке 3 раза в день.

2) Возьми: Кодеина фосфата 0,15

Натрия гидрокарбоната 2,0

Натрия бензоата 3,0

Нашатырно-анисовые капли 4 мл.

Воды очищенной до 200 мл.

Смешай. Выдай. Обозначь: По 1 столовой ложке 3 раза в день.

3) Возьми: Эфедрина гидрохлорида 0,6

Аммония хлорид

Калия бромида по 3,0

Воды мятной 25 мл

Воды очищенной до 150 мл

Смешай. Выдай. Обозначь: По 1 столовой ложке 3 раза в день.

4) Возьми: Натрия бромида 2,0

Калия бромида 3,0

Воды очищенной 180 мл

Сиропа простого 10 мл

Смешай. Выдай. Обозначь: По 1 столовой ложке 3 раза в день.

5) Возьми: Анальгина 3,0

Калия бромида

Натрия бромида по 4,0

Настойка ландыша 5 мл

Воды очищенной до 150 мл

Смешай. Выдай. Обозначь: По 1 столовой ложке 3 раза в день.

6) Возьми: Фенобарбитала 0,1

Анальгина 2,0

Хлоралгидрата 1,0

Раствор натрия бромида из 4,0-200 мл

Смешай. Выдай. Обозначь: По 1 столовой ложке 2 раза в день.

7) Возьми: Магния сульфата 6,0

Коффеина-натрия бензоата 0,5

Адонизида 6 мл

Воды очищенной до 100 мл

Смешай. Выдай. Обозначь: По 1 чайной ложке в день. Ребенку 6 месяцев

8) Возьми: Раствор анальгина 2%-200 мл

Димедрола 0,5

Кислоты аскорбиновой 1,0

Гексаметилентетрамина 2,0

Простого сиропа 20 мл

Смешай. Выдай. Обозначь: По 1 десертной ложке в день. Ребенку 1 год.

9) Возьми: Натрия бромида

Калия бромида по 2,0

Аммония хлорида

Хлоралгидратиа по 1,0

Кодеина фосфата 0,05

Воды очищенной 300 мл

Смешай. Выдай. Обозначь: По 1 столовой ложке 4 раза в день.

10) Возьми: Калия йодида

Натрия бромида по 5,0

Глюкозы 10,0

Воды очищенной 180 мл

Смешай. Выдай. Обозначь: По 10 мл 3 раза в день.

11) Возьми: Магния сульфата 8,0

Натрия бромида 2,5

Воды очищенной 120 мл

Смешай. Выдай. Обозначь: По 5 мл 4 раза в день.

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧИ

Rp.: Sol. Cupri sulfatis 3% 150ml

        Da. Signa. Для спринцевания.

Критическая оценка ситуации. Студент приготовил лекарственную форму неправильно. Несмотря на хорошую растворимость меди сульфата в воде (1:3), процесс растворения протекает медленно в связи с плохой смачиваемостью кристаллов вещества. Поэтому прибегают к измельчению кристаллов в ступке. Процеживание рекомендуют производить через стеклянные фильтры. Студент нарушил технологию: не достиг полноты растворения меди сульфата и отпустил лекарственную форму в виде суспензии.

Технология и ее обоснование. Отвешивают на ВР - 5 4,5г меди сульфата, помещают в ступку №4 и растирают в сухом виде, затем добавляют 30мл воды очищенной и продолжают растирание. Полученный раствор процеживают через стеклянный фильтр №1 во флакон. Отпускной флакон укупоривают и снабжают этикеткой "Наружное". Оформляют паспорт письменного контроля.

 

Паспорт письменного контроля

Дата                         № рецепта

Взято: Cupri sulfatis 4,5

       Aquae purificatae 150 ml

              V=150ml

Приготовил: подпись

Проверил: подпись

Отпустил: подпись

 

10. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

10.1 Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учеб. для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006, 592 с.

10.2 Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: практикум для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006.

 

11. Методическая разработка подготовлена (откорректирована)

Обсуждена на заседании кафедры «__» ____________________

 


 

№ ФАРМ-16

Министерство здравоохзранения российской федерации                                                                                                                                                                          

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

(фГБОУ ВО СОГМА Минздрава России)

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ _фармацевтическая технология

(аудиторные для студентов)

 

Курс   3

Семестр   6

Занятие   № 11

 

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Алкоголиметрия. Концентрация этанола. Способы ее выражения, методы и приборы определения.Разведение и укрепление водно-спиртовых растворов в аптеках, их стандартизация. Нормативная документация, используемая в рассчетах по алкоголиметрии: таблицы ГФ. Учет этанола в аптеках.

 

 

2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: освоить методику приготовления водно-спиртовых растворов, знать перечень стандартных этанольных растворов, знать формулы разведения крепкого спирта до нужной концентрации, уметь производить расчеты..

 

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: уметь проводить расчеты по  получению этальнольных растворов нужной концентрации.проводить фармацевтическую экспертизу прописи рецепта, знать нормы отпуска этилового спирта из аптек, его хранение и учет.

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ (в академических часах)   4 часа

5. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ - аудитория 509-510

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

6.1. Государственная фармакопея СССР, X издание. - М.: Медицина, 1968.

6.2. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: учеб. для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006, 213-221 с.

1. 6.3. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм: практикум для студ. – Краснюк И.И., Михайлова Г.В. – 2006.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.081 с.)