Воспитательные возможности естественно-научных предметов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательные возможности естественно-научных предметов



"Везде в мире мы видим царство мысли" [22]. Так, с внутренней стороны, как сияющая мысль Божия, материальный мир открывается святым людям. Первая потребность в познании диктовалась его красотой.

Действием призывающей благодати Божией природа восхищает дух. Древние греки восторженно назвали мир "космосом" - красотою; русское слово "мир" сложено присоединением древнего суффикса -р- к нежной основе ми-, - той же, что и в слове "милый". А "от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их" (Прем. 13:5). "Как не удивляться и не придти в исступление человеческому уму, помышляя о творениях Божиих!" - восклицал св. Максим Исповедник (в начале четвертой сотницы глав о любви). "Понятия творят идолов, лишь удивление постигает нечто", - открывает нам критерий познания Григорий Нисский. За радость познания естественно возблагодарить Подателя познания. В германских языках denken думать недаром производно от danken благодарить. Неблагодарность же смертельно опасна для разумного человека: за неблагодарность отнимается дар разума. "Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью..." (Рим. 1:21-25).

Восторг, удивление, чувство чудесности, радость и красота тварного мира, который свт. Василий Великий назвал "училищем боговедения", передались и экспериментальной науке. А ныне в ней предпосылки удивления и восторга умножились безгранично. "Вся тварь вопиет о Боге" (св. Иоанн Златоуст). Наука присоединилась к воплю огромностью своего опыта. "Когда ты идешь по берегу моря и видишь прекрасный дворец без хозяина, тебе не придет в голову, что его построила лисица или ласка" (Цицерон). В этот древний космологический аргумент бытия Божия современная наука внесла число, измерение и видение непредставимо точного предрассчета творения. Слова Бэкона "малое знание уводит от Бога, большое приводит к Нему" - оказались пророческими. Если вначале ученые изучали мир как язык - по отдельности спряжения, склонения, предлоги, лексику, то современной науке мир открылся как осмысленная речь, как величественная поэма, как изумительной красоты музыкальное произведение, столь совершенное, что изменение даже одной ноты произвело бы нестерпимую фальшь. Достаточно ничтожного сдвига в любом из сопряженных параметров, чтобы, например, остановилась эволюция мироздания и Вселенная навсегда застыла бы в глупой неподвижности. Если разум отказывается верить в самосотворение какого-нибудь примитивного Боинга, то что сказать о неисчислимо тонкой настройке числовых параметров Вселенной? "Рече безумен в сердце своем: несть Бог" (Пс. 13:1). Внушаемая атеизмом презумпция о возникновении умных следствий от глупых слепых причин не соответствует данным науки; она ненаучна, ибо выбор численных значений в каждом из параметров уже в начальных мгновениях истории Вселенной обусловлен целью и точнейшим предрассчетом. Цель же есть присутствие конца в начале. С точки зрения теории вероятностей наш мир абсолютно невозможен и являет собой истинное чудо. И так всюду, куда ни устремить взор. Каждый фрагмент, каждая деталь есть естественное чудо, математически опровергающее гипотезу случайности и воспевающее гимн Творцу.

Антропный принцип (невероятная согласованность численных значений мировых фундаментальных физических постоянных, малейшее отклонение от которых сделало бы невозможным образование устойчивых звездных и планетных систем, возникновение жизни, существование человека), выявленный в различных областях физики, химии и других науках [23], не восхитит лишь мертвого. Он просится в школу и стремится даровать ученикам жизненное вдохновение. Если великолепная вступительная симфония щедродательности, блага, мудрости, всеохватывающей осмысленности и любви столь прекрасна, то каков же масштаб призвания человека?

Здесь границы науки. Она не отвечает экспериментально на вопрос о смысле жизни. Лишь вера, которая есть "истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово" (св. Максим Исповедник), говорит нам, что Бог создал человека, чтобы любить его и поделиться с ним блаженством любви. Но зачем науке противоборствовать вере? "Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога в начале, а вторая - в конце всех мыслей. Религия и наука нисколько не исключают друг друга" (Макс Планк).

Естественные науки демонстрируют несоизмеримость ограниченного человеческого ума и безграничной мысли Божией. Пока человечество благоговейно охраняло свой ум этим чувством дистанции, оно смиренно принимало указание Библии о том, что вначале Бог создал свет, а потом светила. Самонадеянный ум XIX века стал посмеиваться: как это может быть? Весь обыденный опыт плотского человека говорил ему: существование источника света (например, горящей лучинки) предшествует свету. Эту-то свою ограниченность он и вознес над Вышним разумом. История посрамила гордецов. Наука гениев (не серая полунаука), смиренно следуя по следам Божьей мысли, оставленной в творении, удостоверилась прежде всего в том, что мир имел начало во времени, а затем, в 60-е годы XX столетия, открытие реликтового излучения подтвердило и то, что свет действительно предшествовал светилам. Недавнее обнаружение реликтовых ударных волн триумфально закрепило торжество Божией мысли. Так вновь подтвердилась старая истина: последнее слово науки есть первое слово Библии.

И более далекая история науки говорит о превосходстве вышеестественного откровения. По слову великого Афонского чудотворца Паисия (1924-94), "пророк Давид, наши Святые, Василий Великий, писавший о творении, все они по Благодати Божией знали всё о творении мира Богом. Святой Дух переносил их во глубину морскую, показывал им, и они видели Землю, вращающуюся вокруг Солнца, и многое другое". Ясному видению в Духе еретик Варлаам (учитель Петрарки и всего возрожденческого гуманизма) противопоставил геоцентрическую теорию. Кичившийся естественнонаучными познаниями, он потерпел поражение в богословском споре со св. Григорием Паламой, бежал из Византии на Запад, своим учением сильно ранив его. От геоцентризма Запад мучительно освобождался в последующие столетия. На основе ложной геоцентрической модели был разработан новый григорианский стиль. 4 октября 1582 года папа Григорий XIII дерзко изъял из мироздания 10 дней (после 4 октября последовало 15-е), разрушив духовный строй времени. Но Господь не принял новшества: великие чудеса ежегодно вот уже 2000 лет совершаются не по торопливо-разрушительному григорианскому, а по юлианскому календарю, освященному земной жизнью Господа. По нему читается и духовный смысл исторических событий. Не видно, чтобы и природа поспешила за выдумками геоцентристов (крещенские морозы в нашей стране не перескочили на юлианский календарь, как и другие явления природной жизни).

Контраст богооткровенного знания и пустых выдумок - ив самых истоках естественнонаучного знания. В противовес языческим басням о китах и черепахах, на которых стоит мир, Библия свидетельствовала, что Господь "повесил землю ни на чем" (Иов 26:7) - на непостижимой и по сей день силе тяготения.

Велики воспитательные потенции математики. Для В. Гейзенберга математические законы были зримым выражением Божественной воли. Замечательный урок - теорема Пифагора о соизмерении несоизмеримых катетов и гипотенузы, за которую он принес в жертву 500 быков: бесконечно несоизмеримое соизмеряется на высшем уровне. А теоремы Геделя? Они обличают гордыню самодостаточности и устремляют мысль в вышние области. И теорема Колмогорова о том, что все сообщения большого автомата для малых будут обладать всеми признаками случайного набора чисел, т.е. бессмысленностью, - не ясный ли это призыв к смирению, с которого начинается познание - разрушение скорлупы глупой самозамкнутости (в представлении русской философии - раскрытие малого человеческого разума навстречу большому)?

Нет возможности обозреть все науки. Накопленный материал колоссален. Свет славы Божией источается не только фундаментальными законами, но и всяким частным фактом. Нет такой ничтожной мелочи в мироздании, которая при ближайшем рассмотрении не оказалась бы величайшим чудом и таинственным словом Божием, поучающим нас. Перышко птицы. В нем сотни тысяч молний, которые птичка застегивает клювиком, если они разошлись. С миллионами крючочков. И через миллионы с невыразимой нежностью у некоторых пташек проходит волна дивных переливов цвета. Как могло возникнуть чудо легкости, экономности, мудрости и красоты простым перебором случайностей? И мы верили глупой вере эволюционистов, что перышко возникло от случайного растрепывания ороговевшей кожной бахромы?! Гипнотизируют мифом миллиардолетия Земли. Но даже и 100 миллионов лет назад диаметр Солнца, ежесекундно теряющего в массе через излучение, как высчитано, далеко заходил бы за орбиту Земли. За тот же срок луну покрыл бы многометровый океан неспекаемой космической пыли, а в действительности ее слой составляет лишь сантиметр, для накопления которого нужно около 10 тысяч лет. Да и давно бы остыла она, между тем как это раскаленное внутри тело, и лунотрясения сотрясают ее так, что ученые опасаются ее раскола... Эти и многие иные факты приближают возраст земли к 10 тысячам лет (прямых свидетельств миллиардолетия нет ни одного, в окольной же аргументации обнаружен порочный логический круг). (Важно понимать, что предлагаемые автором в данной главе крайние креацианистские воззрения, являются лишь гипотезой о мироздании. Вышеизложенные данные (о солнце, о пыли на луне и т.д.) давно опровергнуты наукой и являются некорректными. Очевидно автор не знаком с современной критикой (в том числе верующих православных ученых) крайнего креационизма. - примечание авторов сайта "В помощь тем, кто проповедует о Христе".)

Накопленный безграничный материал способен перевернуть сознание школьников с головы на ноги, и зомбирование бессмысленностью заменить вдохновенной радостью о Премудрости Божией, которой мы все призваны быть причастниками.

Попутно решалась бы частная задача: развитие проблемного мышления, о чем все так хлопочут. Сопоставление данных современной науки с осевшими в школе застаревшими представлениями о мире - прекрасный материал для того. Заодно еще раз будет подтверждена роль этической стороны: истина гнушается обманом, а подделки (иезуита Тейяра де Шардена и других) в пользу эволюционной теории, до сих пор фигурирующие в школьных учебниках, говорят о том, что отнюдь не стремлением к истине руководствовались ее сторонники [24].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.007 с.)