Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1960-х – 1980-х годов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1960-х – 1980-х годов.



Цель: формирование умения изучать письменные источники, извлекать из них новые знания.

Оснащение занятия: Ручка, тетрадь для практических занятий, печатные материалы, интернет- ресурсы.

Пояснения к занятию

1. Запишите в тетради название и цель практической работы.

2. Внимательно прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

3. Устно ответьте на вопросы к теоретическим материалам

4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия

5.  Выполните задания, ответы запишите в тетрадь.

6. Сделайте вывод о проделанной работе.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

В 1964 году Н.С. Хрущев был смещен, руководство страны возглавил Л.И. Брежнев. Период с 1964 г. по 1984 г. получил название «стабильность» или «застой». В идеологии шел процесс реабилитации (оправдания) Сталина с целью возвеличивания Брежнева. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. Новыми в Конституции были положения о построении в СССР развитого социализма, достижении социальной и национальной однородности советского общества, новой социальной и интернациональной общности – советском народе, ведущей роли КПСС как ядра политической системы страны; создании в стране единого народнохозяйственного комплекса. 1 Идеологией времен застоя стал развитой социализм. Концепция развитого  социализма предполагала: полную социальную и интернациональную однородность советского общества; длительность периода развитого социализма и отдаление коммунистической перспективы. Во внутренней политике основным направлением было свертывание демократии. В художественной культуре наблюдался застой. Из страны были вынуждены эмигрировать А.И. Солженицын, И.А. Бродский, М. Ростропович. В середине 1960-х годов в экономике проводились реформы. Основными направлениями реформы в промышленности были: упразднение совнархозов, восстановление отраслевых министерств, предоставление части доходов для материального стимулирования производителя. Основными мероприятиями реформы в сельском хозяйстве были: повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, установление гарантированного 6-летнего плана госзакупок, введение надбавок за сданную сверх плана сельскохозяйственную продукцию, увеличение капиталовложений. К началу 1970-х годов произошел отказ от реформ. Кризис был отдален благодаря освоению западносибирской нефти. Использование «нефтедолларов» для закупки товаров на Западе стало главным фактором, обусловившим динамичную социальную политику. Во внешней политике шли бесконечные переговоры о разоружении, которые заканчивались безрезультатно. Факторами, способствовавшими разрядке международной напряженности, были: достижение военно-стратегического паритета между СССР и США; подписание серии соглашений между СССР и США о контроле над стратегическими наступательными вооружениями (первые были подписаны в 1972 г.); подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1975 г.). В 1968 г. советские войска были введены в Чехословакию с целью подавления антисоветских выступлений. В 1979 г. советские войска были введены в Афганистан. После смерти Л.И. Брежнева в ноябре 1982 г. руководство страны возглавил Ю.В. Андропов, который пытался найти выход из кризиса, но при этом использовал командно-административные методы. После смерти Андропова в феврале 1984 г. у власти был К.У. Черненко (до марта 1985 г.), который пытался вернуть страну к временам застоя, но это было уже невозможно.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Каковы были причины застоя в экономике страны?

2. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны? 3. В чем заключалась политика разрядки в международных отношениях?

4. Каковы, на Ваш взгляд, причины срыва разрядки?

 

Задания для практического занятия

 

Задание 1. Используя материалы учебника и кратких теоретических материалов, заполните таблицу и дайте ответы на вопросы.

Последствия свёртывания реформы 1965 года

темпы прироста национального дохода

темпы роста производительности труда

1966-1970 гг. 1981-1985 гг. 1966-1970 гг. 1981-1985 гг.
       

1. Какими объективными причинами руководство страны объясняло падение темпов экономического роста?

2. Какие причины такого положения дел можете назвать вы?

 

Задание 2. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

 

Из письма в ЦК КПСС от оставшихся в живых детей коммунистов, необоснованно репрессированных Сталиным. Сентябрь 1967 г.

В настоящее время с трибун, в печати, по радио и телевидению пропагандируются «заслуги» Сталина. Фактически это является пересмотром постановлений XX и XXII съездов КПСС.

Нас это тревожит. И не только потому, что наши родные и мы сами, как миллионы других людей, стали жертвами созданной Сталиным машины преступлений. Нам тяжело сознавать, что в одобрение произвола в своё время были втянуты жестоко обманутые массы. Это не должно повториться. Возрождение прошлого ставит под удар идеи коммунизма, дискредитирует нашу систему, возводит в закономерность гибель миллионов невинных людей.

Любые попытки отбелить чёрные дела Сталина таят в себе опасность повторения страшной трагедии нашей партии, всего нашего народа и коммунистического движения в целом.

П. Якир, Л. Петровский, А. Антонов-Овсеенко, Ю. Ларин-Бухарин, Ю.Вавилов, А.Бойкий и др. Всего 43 подписи.

 

Из обращения советских правозащитников к Президиуму Консультативного совещания коммунистических партий в Будапеште. 30 апреля 1968 г.

В последние годы в нашей стране проведён ряд политических процессов. Суть этих процессов в том, что людей в нарушение основных гражданских прав судили за убеждения. Именно поэтому процессы проходили с грубыми нарушениями законности, главное из которых – отсутствие гласности…

Ответом тем, кто наиболее активно протестовал, были увольнения с работы, вызовы в КГБ с угрозой ареста и, наконец, самая возмутительная форма расправы – насильственное заключение в психиатрическую больницу…

Мы считаем своим долгом указать на то, что в лагерях и тюрьмах находятся несколько тысяч политзаключённых, о которых почти никто не знает. Они содержаться в бесчеловечных условиях принудительного труда, на полуголодном пайке, отданные на произвол администрации…

Мы просим участников Консультативной встречи взвесить ту опасность, которую порождает попрание прав человека в нашей стране.

 

Из письма А.И. Солженицына IV Всесоюзному съезду Союза писателей.

16 мая 1967 г.

Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу, в нужную пору предупредить о грозящих нравственных и социальных опасностях, не заслуживает даже названия литературы, а всего лишь – косметика…

Уже три года ведётся против меня, всю войну провоевавшего командиром батареи, награждённого боевыми орденами, безответственная клевета: что я отбывал срок как уголовник или сдался в плен (я никогда там не был), «изменил Родине», «служил у немцев». Так истолковывают 11 лет моих лагерей и ссылки, куда я попал за критику Сталина.

Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1974 г.

На основании статьи 7 закона СССР от 19 августа 1938 г. «О гражданстве Союза Советских Социалистических республик» за действия, порочащие звания гражданина СССР, лишить гражданства СССР и выдворить за пределы СССР Солженицына Александра Исаевича, 1918 года рождения, уроженца гор. Кисловодска.

Вопросы к документам:

1. Чем вы можете объяснить кампанию по восхвалению Сталина, начавшуюся в стране после снятия Хрущёва?

2. Согласны ли вы с мнением авторов письма в ЦК КПСС в том, что это означало отход от решений ХХ и ХХII съездов КПСС?

3. Что имел в виду А.И. Солженицын, когда негативно оценивал советскую литературу середины 60-х годов?

4. Какие произведения А.И. Солженицына вы знаете? Какая идея проходит в них красной нитью?

5. Что послужило истинной причиной высылки из страны А.И. Солженицына?

6. Какова была реакция властей и участников Будапештской встречи на обращение диссидентов?

 

 

Задание 3. Ответьте на вопросы, используя документы

Многие историки и политики пытаются дать оценку правлению Брежнева: «В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А. Бовин). «Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущёву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен» (Ф. Бурлацкий) «Если же иметь в виду человеческие качества, то... Брежнев был, в общемто, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни. В житейском плане он был добрый человек. В политическом — вряд ли... Ему не хватало образования, культуры, и интеллигентности. (А. Бовин). Бовин как-то рассказал мне о разговоре, который произошел на даче в Завидове, где готовилась очередная речь. Он сказал Брежневу о том, как трудно живется низкооплачиваемым людям. А тот ответил: «Вы не знаете жизни. Никто не живет на зарплату. Помню, в молодости, в период учебы в техникуме, мы подрабатывали разгрузкой вагонов. И как делали? А три мешка или ящика туда — один себе. Так все и живут в стране». Да, верно говорится: рыба гниет с головы. Брежнев считал нормальным и теневую экономику, и грабительство в сфере услуг, и взятки чиновников. Это стало едва ли не всеобщей нормой жизни. Вспомним слова Сен Симона, давно уже заметившего, что нации, как и индивиды, могут жить двояко: либо воруя, либо производя. (Ф. Бурлацкий) 

Вопросы к документам:

1. Какими личными качествами обладал Л. И.Брежнев?

2. Каким вам представляется Л. И. Брежнев как руководитель СССР?

3. Почему период середины 60х – начала 80х гг. называют «золотым веком» партийно государственного аппарата?

4. В связи, с чем укреплялась роль армии и органов безопасности.  

 

Задание 4. Ответьте на вопросы, используя документы

Из программы КПСС. Принята XXII съездом КПСС 31.10.1961г. Разрешение жилищной проблемы и благоустройства быта. В итоге двадцатилетия общественные фонды потребления будут по своей сумме составлять примерно половину всей суммы реальных доходов населения. Это даст возможность осуществить за счет общества: бесплатное содержание детей в детских учреждениях и школах-интернатах (по желанию родителей); материальное обеспечение нетрудоспособных; - бесплатное образование во всех учебных заведениях; - бесплатное медицинское обслуживание всех граждан, включая обеспечение медикаментами и санаторное лечение больных; - бесплатное пользование квартирами, а также коммунальными услугами; - бесплатное пользование коммунальным транспортом; - бесплатное пользование некоторыми видами бытового обслуживания; 3 - последовательное снижение платы и частичное бесплатное пользование домами отдыха, пансионатами, туристскими базами, спортивными сооружениями; - все более широкое обеспечение населения пособиями, льготами и стипендиями (пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии студентам); - постепенный переход к бесплатному общественному питанию (обеды) на предприятиях, учреждениях и для занятых в производстве колхозников. Из тезисов ЦК КПСС «К 100-летаю со дня рождения В. И. Ленина»...Советское государство неуклонно проводило ленинский генеральный курс на подъем благосостояния и культуры народа: в стране ликвидирована безработица; вместо 10 — 12часового  рабочего дня, как это было на большинстве промышленных предприятий дореволюционной России, теперь установлен 7-часовой рабочий день, а для отдельных категорий трудящихся — 6 и менее часов работы в день при шестидневной рабочей неделе или пятидневная рабочая неделя при той же продолжительности рабочего времени и двух выходных днях; проведено всеобщее оздоровление условий труда; СССР входит в число стран с наиболее низким уровнем производственного травматизма......образование является всеобщим и осуществляется за счет государства. Общество берет на себя значительную часть расходов по воспитанию подрастающего поколения. В настоящее время в постоянных детских садах и яслях воспитывается около 9 млн. детей. Численность обучающихся в общеобразовательных школах возросла при Советской власти с 9,7 до 49 млн. человек; осуществлена единая система пенсионного обеспечения. Пенсии выплачиваются за счет государства и колхозов; пенсионный возраст по старости в СССР ниже, чем в большинстве стран; осуществлены бесплатное медицинское обслуживание, охрана материнства и младенчества. За полвека средняя продолжительность жизни увеличилась более чем вдвое...

Вопросы к документам:

1. Какими были планы социального обеспечения советского народа?

2. Удалось ли выполнить поставленные задачи?

 

Задание 5. Ответьте на вопрос, используя документы

Из речи Л. И. Брежнева Нам необходимо всегда и повсюду... хранить нерушимую верность принципам марксизма ленинизма, проявлять четкий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии. Вопрос к документу. Выделите основные особенности идеологии брежневского периода. Из письма А. И. Солженицына IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей от 01.01.01 г. «За нашими писателями не предполагается, не признается права высказывать опережающие суждения о нравственной жизни человека и общества, по-своему изъяснять социальные проблемы 4 или исторический опыт, так глубоко выстраданный в нашей стране. Произведения, которые могли бы выразить назревшую народную мысль, своевременно и усилительно повлиять в области духовной или на развитие общественного сознания - запрещаются либо уродуются цензурой по соображениям мелочным, эгоистическим, а для народной жизни недальновидным...» Из работы А. Солженицына «Жить не по лжи!» (1974 г.) Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно! Осознав, где граница лжи (для каждого она еще поразному видна),— отступиться от этой гангренной границы! Не подклеивать мертвых косточек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья,— и мы поражены будем, как быстро и беспомощно ложь опадет, и чему надлежит быть голым — то явится миру голым. Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников. 

Вопросы к документу:

1. Чем можно объяснить нарастание сопротивления властям со стороны различных слоев населения в середине 60х – начале 80х гг?

2. Назовите имена известных правозащитников (диссидентов).

3. В чем проявляется усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 60начале 80х гг?

4. Какие новые тенденции духовной жизни проявились в СССР в конце 1960х – начале 1980хгг?

 

Литература

1. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. История (Всеобщая история) Новейшая история 1914- начало XXI века. – М, 2019. – 286с.

2. Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История конец XIX - начало XXI века. – М., 2019. – 447 с.

3. http://www.memo.ru/history/diss/ – История советских диссидентов.
http://www.tuad.nsk.ru/~history/Russia/USSR/index.html –Н.С. Хрущев. Время. Люди. Власть.

4. http://old.polit.ru/documents/252771.html

Практическая работа № 13

«Распад СССР»

Цель: Изучить причины и последствия подписания Беловежских соглашений.

Оснащение занятия: Ручка, тетрадь для практических занятий, печатные материалы, интернет- ресурсы.

Пояснения к занятию

1. Запишите в тетради название и цель практической работы.

2. Внимательно прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

3. Устно ответьте на вопросы к теоретическим материалам

4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия

5.  Выполните задания, ответы запишите в тетрадь.

6. Сделайте вывод о проделанной работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.028 с.)