Салих Ибн абдуль ’азиз Али аш-шейх. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Салих Ибн абдуль ’азиз Али аш-шейх.



Салих ибн Абдуль ’Азиз Али аш-Шейх.

المنهجية في طلب العلم

Методика в требовании знаний

По лекциям брата Наиля Абу Салиха

Чтение и изучение книги «Манхадж в требовании знаний» шейха Салиха Али Шейха, да сохранит его Аллах.

Переписывал и конспектировал ваш брат Инсаф Абу Марьям

Обычным и черным цветом выделены сам текст книги, основываясь на лекции брата Наиля Абу Салиха по этой книги.

А курсивом и жирным шрифтом, и синим цветом комментарий Наиля Абу Салиха в краткой форме (упомянуты важные моменты)

Перевод книги на основе лекций нашего любимого брата Наиля Абу Салиха

Бара’ату аль-исти’ляль – умение сделать вступление. (хутба, вкладывать весь смысл того, о чем будет говориться в дальнейшим)

Знание. Уделение знанию особого внимания, стремление к этому знанию, постижение этого знания, восприятие этого знания является указанием на чистоту сердца. На то, что его сердце здоровое. Любое знание мы имее ввиду? Нет, мы имеем ввиду только Шариатское знание. Тем самым, когда мы говорим только Шариатское знание мы ничего не хотим сказать против других наук, как медицина, против того, что учат инженеры и так далее. Нет, если в этом есть польза, и это изучалось на благо мусульман, иншаа Аллах, человек, который брал эти знания, который относится к знанию этого мира, берет свою награду от Аллаха.

Шариатское знание – обязательно для каждого совершеннолетнего.

Избавить сердце от мусора - Зависть, высокомерие, самообольщение.

Сердце требующего знания.

Знание полезное – это то знание, которое имеет действие.

Если сердце поймет, то, что ему на самом деле приносит пользу в обоих мирах, он непременно устремится к знанию.

Разница между знающим и незнающим огромная. Всевышний Аллах говорит: Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом. (Сура аз-Зумар 39: 9)

О достоинстве знания.

Из плохих нравов требующих знаний:

    1) Спешка, торопливость. Знание не берется за определенное время. Нет знанию границы.

    2) Сразу же браться за большие вещи прежде маленького. Это является Ширком.

    3) Прыгает с одной вещи на другую, так и не закончив первого.

    4) Не заучивает знание. Не достаточно посидеть у ученого.

Шейх Салих Ибн АбдульАзиз Али Аш-Шейх, хафизахуллаху Та’аля.

بسم الله الرحمن الرحیم

С Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного

الحمد لله رب العالمين والصلاة والسلام على نبينا محمد وعلى آله وصحبه

أجمعين.

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду его семье и сподвижникам.

    О Аллах, поведи меня с теми, кого Ты повел, и обереги меня от (всего дурного) в числе тех, кого Ты оберег, и опекай нас среди тех, кого Ты опекал. О Аллах, мы просим у Тебя праведности наших сердец (т.е. праведности вероубеждений, имана и искренности намерения) и праведности в наших делах (т.е. чтобы наши дела соответствовали тому, чем пришел наш Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, без каких-либо нововведений). Пусть наши слова будут теми, которые Аллах любит и которыми Он доволен. О Аллах, наставь нас на совершение того, что Ты любишь и чем Ты доволен. И делай нас из тех, кто следует по пути пророку, саллалаху алейхи уа саллям.[1]

Причина – их отсутствовала путь.

Знание в теорию.

Знание в практике можно получить только вместе с ученым.

Пользы из истории: Не должно быть отчаивания.

Заучивать знания.

Хорошо сказал ‘Аммар: «Человек, который не заучивает знание, подобен человеку, который берет кусок хлеба и бросает хлеб за спину»

    Это указывает тебе на то, что требующий знания нуждается в какой-то решительности и не должен падать духом. Ему не должно это надоедать. Пускай он не говорит: «Я учил, но не взял пользу», а затем начинает искать причины. Причина не в том, что он не понимает, нет, многие требующие знания из молодежи понимают. Однако причина того, что он не взял знания – это то, что он не проклал или не держался того пути, по которому шли те, кто был до нас. Этот путь легче того пути, которые прокладывают на сегодняшний день многие студенты.

    Теперь возникает очень важный вопрос, который часто повторяется, и многие часто повторяют:

    Какой путь является правильном путем или какая методика является правильным в процессе требования знания? Как идти требующему знания по этому пути, как поступать в соответствии с методикой, посредством которой, если Аллах даст успех, он станет по-настоящему требующим знания и найдет успех в своей учебе?

    Вопрос очень важный. Присутствие на тех собраниях, где требуется знания, множество польз в этом.[4] И самое большая польза то, что требующий знания покидая эти собрания, покидает их, будучи понимающим то, что было преподнесено ему. И знания, при помощи того, что он понял из знания, он сможет понять следующие, что идет по очереди или следующий по счету из знаний.

    Прежде всего, требующий знания нуждается в каких-то нравственных качествах на этом пути. И первое из этих качеств самое великое – чтобы он был искренним пред своим Господом в процессе требования знания. Потому что требование знаний – поклонение.[5] Ученые говорили: «Нет после выполнения того, чем обязал Аллах лучше, чем требование знания».

Понимать знание.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

   مَنْ يُرِدْ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّين

 

«Кому Аллах желает добра, тому дает понимание в религии» [9] подтверждают, что настоящее благо заключается в понимании религии, что подразумевает знание догматов ислама (‘ака‘ид), различных видов поклонения (‘ибадат), установлений шариата (ахкам) и норм нравственного поведения мусульманина (адаб).

Значит, мягкость требуется так, как она проявляется в процессе требования знания, чтобы ты не требовал все сразу. Приведем пример. Кто-нибудь захочет изучать тафсир, пойдет и начнет читать тафсир ибн Джарира. Тафсир ибн Джарира – в нем собран весь тафсир. Этот человек захотел, значит, взять знание сразу. Но сути своей ничего не возьмет. Начнет и закончит читать его. Если ты ему задашь вопрос, то он не сможет вспомнить, кроме как очень мало. Вспомнит то, что там прочитал что-то, в другом месте другое. Однако он не сможет передать тебе в должном виде. Значит необходимо последовательность. Последовательность – это Сунна, которого необходимо выполнять. Так же если человек пойдет изучать хадис и сразу начнет с такой книги как Найлюль-Аутар или Фатх уль-Бари. Придет и скажет, что закончил первый том Фатх уль-Бари. Знай, что этот человек не возьмет знание в том виде, как его брали обладатели знания. Он всего лишь будет начитан просвещенным человеком. У него будет общие познания, однако у него не будет того знания, которое имеет твердую основу, посредством которого становятся учеными, если Аллах даст успех. Так же в фикхе. Если спросишь, что ты читал по фикху? Он ответит: «Это большие книги несколько томов» Будет правильно сказать, что этот человек не проявлял мягкость в процессе требования знаний. Пожелал взять знание оптом, в большом количестве за один раз. Ведь есть вопросы, которые иногда для ученых являются сложными. Однако требующий знание начинающий не должен пытаться читать от начала до конца. Несомненно, он нуждается в этих книгах, чтобы внести ясность в тот или иной вопрос. Однако не должен их читать или считать за основу.

Так же требующий знания не должен в начале своего пути заниматься детальными разборами, если в процессе требования знаний будет заниматься тонкими вопросами, то он забудет, так и не взяв знание. Так как его знание не имеет твердой и непоколебимой основы, посредством которой понимается те детальные вопросы. Некоторые из нас идут на такие уроки, где все разбирают до мельчайших тонкостей. На этих уроках так и не заканчивая ту ил иную книгу на протяжении долгих лет. И одну главу разбирают целыми месяцами. И эти люди думают, что вместе с этим они приобретают знание. Нет, это не является правильной методикой, так как кто следовал этой методики, не проявил мягкость.

А ведь Аллах сказал в Коране: «Однако будьте учеными раббани, ведь вы те, кто обучаете ниспосланному и изучаете его» (Сура аль-‘Имран 3: 79)Имам Бухари сказал: «Ученый раббани, который воспитывает людей от маленького знания прежде большого. Это раббани как в учебе, так же и в преподавании, который воспитывает человека, делает человека лучшей посредством маленького знания прежде большого» Честь учителю и требующему знания, что когда он преподает, понимает относительного того или иного вопроса. Это ему за честь. Однако в этом ему нет пользы, для того, кого он обучает. Ведь он сразу предоставил обзору все то знание, которое он имеет. Или требующий знания подвергнет то, что он узнал, а оно для него слишком детально. Воистину, ученые дают трону столько, сколько нужно и не дают выше уровня слушающего. Значит, необходимо мягкость. О чем пойдет речь, когда будем объяснять последовательность в процессе требования знания.

Третье [10]: Чтобы у требующего знания было постоянство в процессе требования знаний. Пускай посвятить знанию самое дорогое – свое время. Пускай не отводит для знания мертвое время, то время, когда его разум устал, и ослабло его понимание. Это противоречие и не является правильным, что такое время делает тщетным[11].

Многие братья думают, что семья и так далее – все это отвлекает. По сути своей, если мы посмотрим искренно в свои души, то увидим, что мы просто ищем оправдание своему бездействию, безделию. Семья не отвлекает от знания. Почему? Разве Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не сказал: «Ризкъ (удел) от Аллаха от двух вещей: от слабых: женщины и дети» Так же он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ризк от Аллаха в двух вещах: в наделе и в знании»

Подели свое время по наукам. У тебя в день бывает время, когда твой разум крепкий, когда ты хорошо понимаешь, хорошо заучиваешь. Удеи это время таким более сложным наукам, как Усуль аль-Фикх, где нуждается в тяжелым умственным труде, или другие подобные науки, как сам Фикх. Когда у тебя голова на среднем уровне, удели таким вещам, как Мустолях уль-Хадис, чтение тафсиров и подобные вещи. Когда у тебя мозг становится совсем слабым, тебе тяжело заучивать и тяжело понимать, читай такие вещи, как биографии сподвижников, ученых,  адабы толиб уль-ильм

Одна вещь, не исключено, что у нас возникают дела связанные с этим светом: иногда надо на рынок сходить, иногда куда-то по делам, или кого-то навестить, иногда. Не теряй время так же в эти время. Постарайся совмещать, когда делаешь мирские дела, в пути, на транспорте, повторяй Коран, хадисы, читай книги и тому подобное.

Средства – основы тафсира, фикха, мы научимся правильно понимать и выводить доказательства. Из терминологии хадисов – определять достоверность хадисы. Так же арабский язык. Не надо ограничиваться только одним. (арабский, мустолях, и тому подобное)

Так же у нас существует другое деление знания. Из знания есть, то, что называют Мулях (вспомогательные) и есть то знание, которое является основами. Как, например, те науки, которые мы перечислили. Из основных те, что является целью, и те посредством которой мы достигаем цели. Это все является гъукъд. А мулях – это такие вещи как биографии, истории, поэзии и тому подобные.

 

Второе: Таухид:

Таухид делится на 2 части:

Третий: Хадис.

Первый с чего начинает требующий знания, это с того, чтобы заучивать 40 хадисов, которые собрал имам ан-Навави. И может быть, если ты спросишь большинство присутствующих, выучили ли они 40 хадисов ан-Наваи (Арба’ин ан-Навави)? Они скажут: «Нет, не выучили». А сами перешли к изучению больших книг, как Найлюль аль-Аутар, Субулюс-Салям или Фатхуль-Бари. А ведь основой является Арба’ин ан-Навави. Посмотри книги, в которых вспоминается биография ученых. Посмотри и прочитай. Не найдешь, чтобы они вспоминали в биографии ученого, чтобы он читал большие книги. Не в биографии ученого, чтобы он прочитал Фатхуль-Бари или аль-Маджму’ и тому подобное. Однако найдешь в их биографии, что он, например, выучил 40 хадисов ан-Навави или аль-Мульха, в такой науки, как ан-Наху, или выучил аль-Гумдах, в Фикхе, или выучил книгу ‘Умдатуль-Ахкам, то есть вспоминается маленькие вещи, почему? По двум причинам:

Во-первых, чтобы показать, что путь в знании должен быть таким и ничего иного.

Во-вторых, чтобы показать значимость этого ученого, что его знание прочное и имеет твердый фундамент, так как он начал с этих кратких текстов и разобрался в них и изучил с шейхом. И не найдешь, чтобы человек начал с Фатхуль-Бари или читал Найлюль-Аутар. И это не является похвальным. Так как вопрос детальный, вопрос этих книг, познается только тогда, когда требующий знания разбирается в элементарных вещах.  

Значит, начинаешь в хадисе, с того, что заучиваешь 40 хадисов ан-Навави. Заучиваешь и ничего иного. Заучиваешь и постоянно повторяешь. Необходимо, чтобы ты выучил их подобно суре аль-Фатиха. Каждую неделю ты должен повторять их полностью. После этого читаешь пояснения на них, и лучше будет, если будешь читать пояснения на них учителем. Если нет возможностей, то сам читаешь пояснения, и уточняешь и спрашиваешь, если тебе что-то не ясно, кого-нибудь из ученых. После того как выучишь 40 хадисов, читаешь некоторые пояснения имама ан-Навави в краткой форме. Более широкие пояснения – это пояснения, на эти хадисы, который написал ибн Дакиик аль-Гиид. Затем следует множество других пояснения. Однако, самое большое – это то, что написал это ибн Раджаб аль-Ханбали.

Читаешь пояснения имама ан-Навави. Когда читал пояснения на хадис, например, «Иннама аль-агмалу бин-нийят» (Воистину, дела по причине намерения), закрываешь книгу и начинаешь объяснять хадис. В этом для тебя много пользы, когда ты захочешь, особенно увещевать людей в мечети. Начиная объяснять любой хадис из сорока хадисов, который собрал имам ан-Навави, приходишь иногда в мечеть в пятницу, в которых несколько требующих знания. Один говорит другому: «Нет, я не буду читать пятничную проповедь. Пускай читает другой» Нет, с требующего знания, где бы он не был, всегда должно быть минимальное количество аятов, тафсиры, которых он должен знать. Тафсир суры аль’Аср или тафсир суры аль-Ихляс и так далее и другие. Или 40 хадисов ан-Навави с пояснениями. Требующий знания всегда должен это помнить. Важно то, что ты начинал с основы, и ты увидишь иншаа Аллах какую огромную пользу ты взял. Заучить и разобрать пояснения на 40 хадисов ан-Навави. Так как эти хадисы содержат в себе огромные множества вопросов. После изучения 40 хадисов переходишь в ‘Умдатуль Ахкам. Затем Булуг аль-Марам. Если кто-то чувствует в себе силы и говорить, начнет сразу с Булуг аль-Марам, заучивать его этот краткий текст, нет проблем. А иначе ‘Умдатуль Ахкам. После изучения нет проблем, как читать сборник хадисов имама аль-Бухари и имама Муслима, и в других книгах по Сунне. Не читай их пока не разберешься в тех книгах, которые являются основами. Так как можешь столкнуться с хадисами, смысл которых ты не поймешь, или найдешь какие-то противоречия, или вопросы фикха, в которых замеченные эти хадисы будут для тебя тяжелыми и так далее.

После Арба’ин переходишь в ‘Умдатуль-Ахкам, где около 400 хадисов, который собрал Макдиси. После ‘Умдатуль Ахкам переходишь в Булуг аль-Марам, где 1500 хадисов, где разбирается законоположения Шариата.

Четвертое: Фикх

Начинаешь с такой книги, как ‘Умдатуль-Фикх, который написал Ибн Кудама, да помилует его Аллах. Тот, кто не живет здесь (то есть в Саудовской Аравии) начинает с другого краткого текста Фикха в любом другом мазхабе. Однако, мазхаб Ханабиля – тот мазхаб, в котором меньшее число противоречий, наименьшее количество вопросов, мнений, которые являются ошибочными. Ошибочные мнения в такой книги, как Зад аль-Мустакна’ мало, большинство правильно. Важно то, что ты берешь краткий текст, как например, ‘Умдатуль-Фикх и разбираешь вопросы, которые затрагиваются в каждой главе. Например, читаешь главу, где разбираются вопрос воды: когда она пригодна, например, для омовения и так далее. Например, читаешь главу, где говорится о воде, быстро проходишь и узнаешь отделений, то есть насколько видов разделили ученые воду, с чего начали, с чем закончили, какие вопросы затрагиваются. Затем после этого читаешь с учителем, необходимо чтобы он был, однако, если никак не получается с учителем, то читаешь сам.

Разделение - таксимат

Терминология – истиляхат.

Общеизвестно, в религии вещи должны взвешиваться. Весы знания. Одна чаша – Коран и Сунна. Другая – вещь, которую мы хотим взвесить. Насколько соблюдается баланс между Корана, Достоверной Сунны и вещью.

Салих ибн Абдуль ’Азиз Али аш-Шейх.

المنهجية في طلب العلم

Методика в требовании знаний

По лекциям брата Наиля Абу Салиха

Чтение и изучение книги «Манхадж в требовании знаний» шейха Салиха Али Шейха, да сохранит его Аллах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.249.30 (0.039 с.)