Особенности строения органов дыхания у детей такиие как 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности строения органов дыхания у детей такиие как



Лечебная физкультура при

Заболевании лёгких:

        (Пневмония, Бронхит)

              План лекции

1-Обоснование применения ЛФК

2-АФО строения органов дыхания у детей

3-Система органов дыхания. Главные и вспомогательные дыхательные мышцы.

4-Функция внешнего дыхания.

5-Показания и противопоказания к назначению ЛФК

6-Этиология,патогенез,клиника заболеваний:(острая и хроническая пневмония,плеврит, бронхоэктатическая болезнь, эмфизема лёгких)

7-Сроки назначения на ЛФК.

8-Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК.

9-Задачи и средства ЛФК.

10-Методика проведения занятий.

11-Методика составления конспектов уроков

Лекция.

Частота неспецифических заболеваний лёгких и их последствий –значительно выросла в нашей стране и за рубежом.

Кроме того, наметилась тенденция к затяжному течению о. пневмоний и бронхитов, переходу их в хронические формы.

Необходимо учитывать тот факт,что на фоне аллегизации населения,невоспреимчивости к антибиотикам немедикаментозные методы лечения,в том числе и ЛФК-приобретают всё большее значение.

   А,если принять во внимание,что ЛФК –единственный метод функциональной терапии,то можно с уверенностью сказать о необходимости его применения при заболевании органов дыхания

Механизм трофического действия

-Физические упражнения нормализуя обмен веществ увеличивают использование О2 тканями, предупреждают развитие соединительной ткани, повышают способность к регенерации

Механизм формирования компенсаций

-Открываются дополнительные капилляры в лёгких

-Лучше работают здоровые участки

-Любые заболевания органов дыхания сопровождаются выработкой нежелательных компенсаций-упражнения их разбивают.

Механизм нормализации функций

-С помощью упражнений можно добиться нормализации функций(правильного соотношения вдоха и выдоха, необходимой глубины дыхания, равномерной вентиляции лёгких).

Постепенно повышая нагрузки, улучшается адаптация к бытовой и трудовой деятельности.

Задачи ЛФК и средства их разрешения

1-Воздействие на патологический процесс достигается путём усиления лёгочной вентиляции, крово и лимфообращения в лёгких. С этой целью используются общетонизирующие упражнения и дыхательные.

Общетонизирующие упражнения улучшая функцию всех органов и систем, активизируют и функцию дыхания. Используют упражнения малой, умеренной и большой интенсивности в зависимости от режима. Широко используются упражнения с предметами. игры, упражнения на снарядах.

Дыхательные-воздействуют непосредственно на патологический очаг

Используют статические и динамические дыхательные упражнения

Воздействие на аппарат дыхания

Включаются движения верхними конечностями, плечевым поясом, туловищем по возможно полной амплитуде

 

3-Увеличение подвижности мокроты достигается:

-Частой сменой исходных положений

-Наклонами. поворотами туловища

-Прыжками, подскоками, бегом

 

 

4-Восстановление правильной механики дыхания (частота, глубина. Соотношение вдоха и выдоха)

-Осуществляется с помощью соблюдения временных соотношений вдоха и выдоха(1:2—1:3---1:4-5)

Борьба с развитием спаечного процесса

-Это выполнение движений туловищем по возможно полной амплитуде(наклоны, повороты,закручивание)

-Парадоксальное дыхание

Усиление дренажной функции бронхов

-Дренажные упражнения

-Постуральный дренаж

 

                                    Дренажные упражнения

- направленны на отток

 экссудата из бронхов в трахею. Даются упражнения для различных групп мышц из часто меняющихся исходных положений, приёмы постурального дренажа.

 

 

                                                     

                                            Постуральный дренаж

 

Правое лёгкое

Дренирование переднего сегмента верхней доли лёгкого- сидя, отклонившись назад

Дренирование заднего сегмента - сидя, наклонившись вперёд

Дренирование верхушечного сегмента -сидя наклон влево.

Дренирование средней доли -лёжа на спине подтянув ноги к груди и откинув голову назад, или лёжа на левом боку при поднятом ножном конце кушетки и опущенном правом плече

Дренирование нижней доли- лёжа на левом боку, с прижатой к груди левой рукой, ножной конец кушетки поднят на 40см.

Левое лёгкое

Дренирование переднего сегмента верхней доли - сидя с наклоном назад.

Дренирование заднего сегмента -сидя с наклоном вперёд

Дренирование верхушечного сегмента -сидя наклон вправо.

Дренирование нижних сегментов верхней доли -лёжа на правом боку, рука прижата к груди, ножной конец кушетки приподнят на 50см, при повороте вперёд отток происходит из заднего сегмента.

Положение на боку способствует дренированию боковых сементов

Методика откашливания

---Разучить глубокий диафрагмальный вдох

---Во время вдоха инструктор оказывает давление на грудную клетку, после чего через рот производится быстрый выдох при одновременном напряжении мышц брюшной стенки и произношении звуков «хе, кхе».

Сроки назначения на ЛФК

--В детском возрасте- у новорожденных и детей раннего возраста с первых дней)

--- О.Пневмония и о. бронхит ---при улучшении общего состояния, падения температуры до субфебрильных цифр, тенденции к нормализации картины крови, отсутствии явлений интоксикации.

---При хр. пневмонии ЛФК постоянно

---При плеврите - как при о. пневмонии, а при экссудативном-при тенденции к уменьшению экссудата

 

 

                                             ЛФК при острой пневмонии.

О.пневмония вызывается вирусом, пневмококком, стафилококком, кишечной палочкой. Основной путь попадания-бронхолёгочный, реже гемотогенный и лимфогенный.

Патогенез:---при заболевании происходит расстройство дыхания, снижение окислительных процессов.В результате- О2 недостаточность. Далее изменяется скорость кровотока и объём циркулирующей крови. число сердечных сокращений,что приводит к снижению сократительной функции миокарда

                                                                          Классификация

: Пневмония может быть:


-очаговая

-сегментарная

-долевая

-крупозная

                                                                   -интерстициальная

ФОРМЫ:-------- неосложнённая

                       -тяжёлая с синдромами нейротоксическим, сердечно-сосудистым, диспептическим,

                                          обструктивным.

Течение:----острое,затяжное

Осложнения:----гнойно-лёгочно-плевральные(абсцесс,плеврит),поражение других органов(отит, менингит,остеомиелит)

 

                                                                            Клиника

В период    новорожденности характерно раннее развитие интоксикации, дыхательная недостаточность. Первые признаки(вялость, угасание сосательного рефлекса, апное на фоне одышки, приступы цианоза) При вирусной пневмонии-пенистые выделения изо рта.

У детей до года   пневмония имеет постепенное начало. Появляются катаральные явления,подъём температуры, ухудшение общего состояния, потеря аппетита, нарушение сна,вялость-дальше---------------------- дыхательная недостаточность---на 1ое место одышка, цианоз, кашель. Это простая пневмония.

При токсической пневмонии на 1ое место--- поражение систем

У более старших-это острый процесс. Высокая температура, озноб, боли в грудной клетке, ограничение подвижности грудной клетки. При токсической-явления интоксикации.

,

Выбор средств ЛФК определяется режимом

Постельный режим (3-5 дней)

Общий режим к 7-10 дню

                                                                 Занятие групповое-35-40 мин.

И.П.---сидя, стоя. в ходьбе

Задачи ----остаются те же + усиление общетонизирующего воздействия

за счёт увеличения кол-ва повторений движений в крупных мышечных группах до 5-10 раз

--Упражнения на снарядах на снарядах

--Прыжков, подскоков

--Дозированной ходьбы 60-90 ш. в мин.

--Включением подвижных игр и элементов спортивных игр

--Соотношение дыхательных к общеразвивающим 1:4-5

Темп средний

Поликлиника

Хроническая пневмония

 

Её.определяют как хронический неспецифический бронхолёгочный процесс, имеющий в основе необратимые изменения в виде: деформации бронхов,  бронхоэктазов, пневмосклероза и сопровождается рецидивами.

 

Формируется она в результате затяжных течений или часто повторяющихся пневмоний или бронхитов.

В детской практике хр. бронхит, продолжающийся более 8 месяцев, становится синдромом хронического пневмонического процесса.

Поражение воспалительным процессом глубоких слоёв стенки бронхов и перибронхиальной ткани ведёт к резкому нарушению этих структур, возникают склеротические изменения, деформации бронхов, нарушение их моторной,

и секреторной функции, мокрота застаивается.

В клинической картине:

1 Резкое нарушение функции внешнего дыхания

2 Гиперветиляция за счёт учащения дыхания

3 Резкое уменьшение резервных возможностей дыхания, хроническая дыхательная недостаточность

4 Расстройство с.с. системы, изменение обмена веществ иреактивности. У детей – задержка физического развития, деформация позвоночника и грудной клетки.

5-Глубокие нарушения сердечно-сосудистой системы, печени и других органов

6-Нарушаеся дренажная функция бронхов-возникает обструкция бронхов, что может привести к эмфиземе лёгких

ЛФК показана постоянно. При обострении-сроки назначения, задачи, средства те же, что и при острой с некоторыми особенностями:

-Учитывать состояние с.сосудистой системы-осторожнее увеличивать нагрузку

-Чаще менять И.П.

-При наличии бронхоэктазов-больше вводить дренажа

-При наличии эмфиземы-ограничить вдох

Плеврит

Воспалительное заболевание плевры,они бывают сухие и экссудативные.

Экссудат м. б. серозный, гнойный, кровяной, гнилостный.

При плеврите ---опасность образования  спаек, которые затем превращаются в шварты и беспокоят всю жизнь

                              ЛФК в стационаре по трём двигательным режимам

Показания к назначению такие же,как и при пневмонии

Задачи те же как при пневмонии+ профилактика спаечного процесса или растягивания спаек

Постельный режим 8-10МИН.

И.П.-начинают лёжа на больной стороне, на спине,на4-5 день сидя

ЛФК проводится так же, как при заболевании с.с. системы

(НЕ АКТИВИЗИРУЕТСЯ УГЛУБЛЁННОЕ ДЫХАНИЕ, НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПР-Я)

СРЕДСТВА:------Упр-я для мелких и средних мышечных групп

-На 4-5 день+ И.П. сидя+ упр-я для крупных мышечных групп верхних и нижних конечностей и туловища по небольшой амплитуде2-4 раза

Палатный режим20-25 мин.

И.П.+на здоровом боку

Средства:----Упр-я для всех мышечных групп верхних и нижних конечностей по возможно полной амплитуде

--Специальные упражнения—наклоны. Повороты, прогибания туловища с подъёмом рук вверх с предметами и без, в сочетании с дыханием

--Ходьба с движением рук

--Парадоксальное дыхание

                                                           Свободный режим35-40 мин.

В основном упр-я,направленные на увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, шире используются упр-я с предметами и на снарядах.

Для верхних конечностей маховые и рывковые движения в сочетании с дыханием

  Для увеличения дыхательной экскурсии лёгкого на стороне которого имеются спайки, нужно осложнить деятельность противоположного лёгкого

                                          С этой целью используют следующие приёмы:

-Больной укладывается на здоровую сторону, противоположная рука вверх

-Под здоровую сторону подкладывают валик

-Туловище наклоняется или поворачивается в здоровую сторону во время глубокого вдоха

-Руками сдавливают различные отделы грудной клетки и этим способствуют усилению дыхания в фиксируемых отделах

Эмфизема лёгких

Эмфизема лёгких характеризуется стойким расширением лёгких, понижением эластичности лёгочной ткани, трофическими изменениями альвеол и их увеличением. Как самостоятельное заболевание встречается редко(музыканты, стеклодувы), чаще –следствие хронических заболеваний

При эмфиземе ухудшается диффузия газов, развивается гипоксемия-это ведёт к лёгочной,а потом к сердечно-сосудистой недостаточности. Грудная клетка приобретает бочкообразную форму.

                                                                 Специальные задачи ЛФК:

--Сохранение эластичности лёгочной ткани

--Развитие подвижности грудной клетки

--Тренировка диафрагмального дыхания

--Укрепление дыхательных мышц, в 1 очередь-участвующих в выдохе

--Обучение удлинённому выдоху

Средства как и при пневмонии

Недопустимы натуживания и задержки дыхания

Темп выполнения –медленный

Бронхоэктатическая болезнь

Бронхоэктатическая болезнь-хроническое заболевание, проявление которого –бронхоэктазы, возникает чаще при хронических бронхитах, пневмониях, у детей после гриппа, коклюша, кори.

Клиника- упорный, стойкий кашель с выделением большого количества гнойной мокроты, лихорадочным подъёмом температуры при задержке мокроты. Беспокоят слабость, быстрая утомляемость, одышка.

                                                            Задачи ЛФК:

-----Общее укрепление организма

--Стимуляция более полного выделения мокроты

--Улучшение газообмена и вентиляции в лёгких

--Тренировка дыхательных мышц

--Тренировка сердечно-сосудистой системы

Средства:----Особое внимание дренажным упражнениям и постуральному дренажу

-----Дыхательные с удлинённым выдохом

-----Диафрагмальное дыхание

-----Активные свободные движения для верхних и нижних конечностей по возможной амплитуде

ЛФК противопоказана при лёгочных кровотечениях, распространение гноя, ухудшения общего состояния.

,

Мороз Л.И.- преподаватель высшей категории СПб ГБОУ ЦПК СМО № 1

Март 2014г.

 

 


 

       

 

 

 


 

 

 

 

 

 

    

,

,

 

,

 

 

 

 

 

 

    

,

 

Лечебная физкультура при

Заболевании лёгких:

        (Пневмония, Бронхит)

              План лекции

1-Обоснование применения ЛФК

2-АФО строения органов дыхания у детей

3-Система органов дыхания. Главные и вспомогательные дыхательные мышцы.

4-Функция внешнего дыхания.

5-Показания и противопоказания к назначению ЛФК

6-Этиология,патогенез,клиника заболеваний:(острая и хроническая пневмония,плеврит, бронхоэктатическая болезнь, эмфизема лёгких)

7-Сроки назначения на ЛФК.

8-Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК.

9-Задачи и средства ЛФК.

10-Методика проведения занятий.

11-Методика составления конспектов уроков

Лекция.

Частота неспецифических заболеваний лёгких и их последствий –значительно выросла в нашей стране и за рубежом.

Кроме того, наметилась тенденция к затяжному течению о. пневмоний и бронхитов, переходу их в хронические формы.

Необходимо учитывать тот факт,что на фоне аллегизации населения,невоспреимчивости к антибиотикам немедикаментозные методы лечения,в том числе и ЛФК-приобретают всё большее значение.

   А,если принять во внимание,что ЛФК –единственный метод функциональной терапии,то можно с уверенностью сказать о необходимости его применения при заболевании органов дыхания

Особенности строения органов дыхания у детей такиие как

-продолжающее развитие и дифференцировка тканей при относительно большой фуункциональной нагрузке

-малые размеры полости носа и носоглоточного пространства

-узость носовых ходов

-богатство кровеносными сосудами

-обилие лимфоидной ткани

   Создают особые предпосылки для заболевания органов дыхания у детей

На жизнь, движения, мышление, работу внутренних органов расходуется энергия.

Даже во время сна-нужна энергия. Следовательно, запасы надо пополнять.

  Источник энергии-вещества, получаемые с пищей. Они скапливаются в клетках тканей и подвергаются окислению. В результате окислительных реакций высвобождается энергия, нужная для жизнедеятельности. Нет кислорода-нет окисления.

   Дыхание -обмен газами между организмом и окружающей средой.

Работоспособность человека определяется количеством кислорода,взятого из воздуха в кровь лёгочных капилляров и доставленного в ткани и клетки с помощью системы внешнего дыхания, кровообращения. Всё это связано между собой и все компоненты могут частично компенсировать друг друга. Так при С.С. недостаточности наступает одышка. При заболевании лёгких-тахикардия

Система органов дыхания-носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие и дыхательные мышцы.

     Главные дыхательные мышцы----- межрёберные и диафрагма

Вспомогательные мышцы вдоха:

         -лестничные –при фиксированной шее

        -зубчатые-при фиксированном туловище

        -грудные-прификсированных руках и грудной клетке

        -грудино-ключично-сосцевидные при фиксированной голове

Вспомогательные мышцы выдоха:

          Все мышцы брюшного пресса:(косые наружные и внутренние, поперечная брюшная, прямые. квадратная и поясничная

          Особенно важное значение играют вспомогательные дыхательные мышцы при заболеваниях и физических нагрузках.

Функция системы внешнего дыхания условно м. б. разделена на 2 этапа:

1этап- это газообмен между наружным воздухом иальвеолярным. Этот этап осуществляется вентиляцией(лёгочное или внешнее дыхание)

2 Этап- газообмен между альвеолярным воздухом и кровьюкапилляров лёгких, тесно оплетающих альвеолы. Этот процесс осуществляется путём диффузии(внутритканевое дыхание)

Показателями функции внешнего дыхания являются:

-Экскурсия грудной клетки

-Жизненная ёмкость лёгких(ЖЁЛ)

-Проба Штанге

-Проба Генчи

ЖЁЛ-колеблется от 3500до8000 мл.

Как оценить ДЖЁЛ?---------Она равна осн.обмен (в ккал.)Х 2,3 ж.(2,6)м.

Имеются таблицы Гарриса и Бенедикта для расчёта должного основного обмена, который зависит от пола.возраста,веса. Для оценки Факт ДЖЁЛ надоЖЁЛх100% и разделить на ДЖЁЛ.

При ФЖЁЛ меньше 80% здоровому человеку нужны занятия

Хотя препараты и подавляют микробы---надо восстановить функцию внешнего дыхания.

Причинами дыхательной недостаточности будут:

--Ограничение подвижности грудной клетки

--Уменьшение дыхательной поверхности

--Нарушение проходимости дыхательных путей

--Ухудшение эластичности лёгочной ткани

--Нарушение диффузии газов в лёгких

ЛФК из бронхолёгочной патологии показана при:

-о. и хр. Пневмонии, о. и хр.бронхите, плеврите, эмфиземе лёгких, бронхоэктатической болезни

                                     Клинико –физиологическое обоснование.

Нет сомнения, что существует связь между работой скелетной мускулатуры и аппаратом дыхания.

1 -Механизм тонизирующего действия

-Рефлекторно активизируется дыхание от движения, усиливается вентиляция и газообмен.

-Усиливается кровоток-быстрее рассасывается инфильтрат,предупреждаается образование спаек. Поддерживается эластичность лёгочной ткани. Повышаются защитные силы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.225.224 (0.125 с.)