Социокультурная направленность творчества С. Кинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурная направленность творчества С. Кинга



Прежде чем говорить о конкретной направленности творчества Кинга следует разобраться с понятием «массовой» литературы.

Массовая литература – та часть произведений, которые издаются миллионными тиражами и знакомы каждому. Когда речь заходит о подобной литературе, то, как правило, её считают «третьесортной», пригодной лишь для коммерческого рынка. Для такой литературы важную роль играют средства массовой информации. В отличие от серьёзной, массовая литература направлена на количество, а не качество, и предполагает большой отклик среди аудитории.

Все массовые произведения подчиняются конкретным моделям:

· Определённое развитие сюжета;

· Редкое различие тематики;

· Шаблонные главные герои;

· Наличие клише;

· Канонические приёмы.

Использование канонов лежит в основе всех жанровых разновидностей массовой литературы, включая детективы, триллеры, фэнтези и ужасы.

Несмотря на то, что Кинг сам называет себя массовым и жанровым писателем, его нельзя считать таковым. При анализе его произведений становится ясно, что в них отсутствует большинство стандартных моделей, а всё больше заметны черты высокой литературы. Кинг старается придерживаться одного жанра, но избегает в нём шаблонов и клише. Большинство его произведений описывают фантастические и невозможные события, при этом сочетая в себе и современную реальность с американским бытом. Социальный аспект его творчества считается главной отличительной чертой от других массовых писателей.

Таким образом, можно смело утверждать, что Стивен Кинг является новатором, его произведения лежат между серьёзной и массовой литературой. Произведениям писателя присуща идейная концептуальность; иногда он демонстративно релятивен – и в плане идей, и в художественном отношении. Его книги популярны среди всего населения, но изначально в них заложены различные варианты трактовки, исходя из разного восприятия и предпочтений читателей. Разнообразие смысловых понятий в произведениях автора создают видимость многозначности.

Российский литературный критик, специалист по американской литературе ХХ века А. М. Зверев отмечает, что «та же “Мертвая зона” может быть прочитана и как захватывающий детектив, и как повествование о тайнах парапсихологии, и как рассказ о стоическом мужестве человека, вернувшегося к полноценной жизни, хотя его положение выглядело безнадежным»[5].

Стивен Кинг национальный писатель, который одним из первых модернизировал готику и адаптировал её на современные реалии.

В большинстве книг Кинга можно наблюдать образы неподдельной провинциальной Америки, являющиеся отражением родного для писателя штата Мэн, и обычного американца со своими опасениями и страхами. Взгляд писателя прежде всего направлен на политическую, провинциально-городскую, религиозную, семейную проблематику, печатные СМИ и популярную культуру.

1) Внутренняя политика показана в романе «11/22/63» (название совпадает с датой убийства Кеннеди) – политика Джона Кеннеди и ситуация в Америке 1950-60х годов;

2) Внешняя политика так же демонстрируется в романе «11/22/63» – тяжёлая ситуация в стране и боязнь СССР. В сборнике повестей «Сердца в Атлантиде» можно наблюдать воспоминания героев о вьетнамской войне;

3) Тема семьи поднимается в романе «Оно» – насилие в семье некоторых героев, незаинтересованность родителей в жизни детей;

4) Религиозные тематики можно заметить в романе «Зелёная миля» – непоколебимая и истинная вера Джона Коффи в победу сил Добра. Роман «Кэрри» показывает другую сторону веры – религиозный фанатизм, который подвергается критике со стороны автора;

5) Популярная культура и СМИ рассматриваются в романе «Мёртвая зона» - негативный образ бульварных репортёров и жёлтой прессы. Роман «Регуляторы» изображает телевизор – предмет обожания американцев – как кровожадного монстра.

6) Городская жизнь и пороки жителей обыгрываются в романах «Безнадёга» и «Мёртвая зона».

Проанализировав всё вышеперечисленное, можно прийти к выводу, что массовая литература — это прежде всего продукт индустрии, сосредоточенной на широком выпуске клишированной развлекательной литературы.  Рассматривая произведения Кинга, можно сделать вывод, что, несмотря на статус самого востребованного писателя, его творчество находится на грани серьёзной и массовой литературы.

Помимо социальной направленности, Кинг в некоторых своих произведениях поднимает тему статуса массового писателя. Его творчество является ярким примером взаимообмена "элитарного" и "массового". Писатель нередко обращается в художественных и нехудожественных произведениях к осмыслению своего места в литературной нише. Кинг стремится воздействовать на формирование писательской репутации и изменить устоявшиеся представления о позиции популярного и серьёзного авторов.

Данные размышления можно увидеть в книгах "Пляска смерти" и "Как писать книги". В первом произведении Кинг исследует современное состояние культуры, во втором делится секретами писательского мастерства, но обе книги созданы с целью укрепить собственную репутацию.

В "Пляске смерти" писатель выступает в роли литературоведа и критика, которые формируют литературный процесс. Книга представляет собой анализ социальных, исторических и культурных причин роста популярности жанра в послевоенной Америке. Кинг проводит исследование жанра "ужасов", его дефиниций и повествовательных архетипов. Несмотря на проделанную работу, книга не подходит под описание академического труда, поскольку имеет пограничный статус между научным и художественным произведением. Книга имеет два разных предисловия - одно для студентов, критиков и учёных, другое для фанатов. При этом оба предисловия направлены на создание дружеской беседы с читателем. Данная беседа основа на двух принципах. Первый – признание читателя равноправным собеседником, от которого автор не скрывает собственные неудачи. Второй – использование автобиографического материала. Данные принципы подчёркивают значимость читателя и автора, воплощают идею их важности и обсуждения ими культурных проблем. В своём произведении Кинг показывает роль и место одной из разновидностей массовой литературы в формировании современной культуры. Помимо этого, в книге затрагиваются проблемы писательства: талант и мастерство, задачи и предназначение современного писателя, ответственность перед читателем и т.д.

Эта тема становится основной в произведении "Как писать книги", которое объединяет в себе автобиографию и учебник по писательскому мастерству. Кинг рассказывает читателю свою историю становления как автора и попутно даёт советы начинающим писателям. Автор особенно подчеркивает тот факт, что всего добился сам, и если смог он, то сможет и любой другой. Это подтверждает и композиция книги: автобиография чередуется с обучающими главами. Кинг описывает свой нелёгкий путь без прикрас, чем вызывает доверие читателей. Таким образом, писатель высказывается о своей репутации, которая была "подпорчена" желанием создавать массовую литературу, презираемую не только критиками, но и читателями. Сам же "учебник" способствует упрочнению авторитета Кинга, и устранению стереотипов о массовой литературе. В книге автор убеждает читателя в том, что, будучи популярным писателем не только обладает талантом, но и поднимает в произведениях нравственную и социальную проблематику.

"Как писать книги" и "Пляска смерти" направлены на формирование статуса писателям без ограничений рамками одного жанра, упрочение репутации и отказа от деления литературы на "массовую" и "высокую".


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.006 с.)