Особенности творчества и критика 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности творчества и критика



 

В чём отличие Кинга от остальных писателей? Почему он пользуется такой бешеной популярностью вот уже на протяжении нескольких десятилетий? В чём его секрет? Наверняка всё дело не только в прекрасном слоге и невероятно интересных сюжетах, но и в том, как пишутся произведения.

Творчество С. Кинга стало частью массовой литературы со своей спецификой. Среди основных факторов, повлиявших на такой высокий уровень его популярности, можно выделить следующие:

1) Сохранение традиций готики, осознание большого потенциала жанра фантастики;

2) Несложные сюжеты и доступный язык;

3) Богатое воображение;

4) Изображение обыденных событий, которые могут произойти и в реальной жизни;

5) Создание образов персонажей так, чтобы читатель сочувствовал им;

6) Точное описание облика героев произведения, так что их легко представить.

В романах Кинга центральным предметом зачастую являются человеческие страдания и сверхъестественные возможности. Однако автор оставляет выбор за героями: использовать силы во благо или для мести. Можно сказать, что Кинг уделяет большое внимание психологической составляющей своих героев. Основным мотивом большинства его произведений является внутренний конфликт личности, столкнувшейся с необычными обстоятельствами. Кинг – постоянный читатель журналов, посвященных проблемам парапсихологии, из которых он и черпает сюжетную канву для многих своих произведений.

Кинг является представителем «science fiction», того жанра в литературе, который у нас не совсем точно переводят как «научная фантастика». Но научная фантастика – лишь одна из сторон его всевозможного таланта. Придерживаясь традиций профессионалов прошлых лет, он создал совершенно новую форму фантастического и мистического произведения, соединив традиционную «готику» с литературой «основного потока». В своих произведениях, написанных в рамках традиционной англоязычной готической прозы, Кинг прибегает к изображению суровому и непоколебимому противостояния Добра и Зла. Причём автор чётко обозначает свою позицию, даже если Зло одерживает победу, он всегда находится на стороне Добра.

Исследователь Н. Пальцев так же отмечает большую роль природы и общества, которые предстают сущностью всего ужасного в романах Кинга. Основой для сюжетов у него выступают совершенно невинные предметы, животные и т.д. Именно они под действием специфического воображения автора становятся не столь большой, но ощутимой угрозой.

Нередко в романах присутствуют библейские мотивы. Особенно хорошо это прослеживается в романе «Зелёная миля». Разворачивающиеся действия можно соотнести со вторым пришествием Христа. В роли Спасителя – Джон Коффи, приговорённый к смертной казни и обладающий даром исцеления. В роли Понтия Пилата – Пол Эджкомб начальник тюремного блока. Несмотря на невиновность Коффи, Эджкомб не может отпустить его, потому что не имеет власти.

Помимо этого, в сюжетах Кинга присутствует мифология как христианская, так и языческая. Основными мифами, которые он использует, можно назвать миф о воскресших мертвецах, миф о конце света, миф об искушении человека Дьяволом, миф о проклятых местах, а также различные мифы о вампирах и оборотнях. Так, например в основе романа «Кладбище домашних животных» лежит индейская история о проклятой земле, способной воскрешать мертвых, но не возвращать им душу, превращая их в злых зомби-людоедов. Произведение же «Противостояние» полностью построено на мифе о конце света. Сюжет повествует о неизвестном вирусе гриппа, который уничтожил большую часть страны.

Стоит также обратить внимание на то, что в произведениях Кинга большое внимание уделяется образу ребёнка. Связано это с несколькими факторами:

1) со спецификой жанра: благодаря детям, выступающим в роли главных героев, читатель вспоминает свои детские страхи и пробуждает взрослые;

2) ребёнок занимает важное место в мировоззрении писателя. Дети являются олицетворением нравственного потенциала и благополучия мира;

3) собственное детство Кинга наложило большой отпечаток на него как на писателя.

Типологически всех детей в романах можно поделить на четыре группы:

1) Страшные дети. Странные и жуткие, будто из иного мира, являются воплощением зла, их действия не поддаются логике и призваны пугать читателей. Примеры: «Способный ученик», «Кладбище домашних животных»;

2) Носители силы. Дети, обладающие сверхъестественными способностями, заостряют людские пороки и неизбежность морального выбора, выполняют роль «меча правосудия». Примеры: Дэнни из «Сияния», «Кэрри», Чарли из «Воспламеняющая взглядом»;

3) Ребёнок жертва. Являются нравственным мерилом мироздания, по детским страданиям даётся оценка поступков взрослых, жертвенный агнец. Примеры: «Туман», «Куджо»;

4) Кинговский ребёнок. Не является традиционным персонажем, а отражает авторское видение мира и ребёнка, как одного из важнейших составляющих мироздания, имеет большую автобиографичную составляющую. Примеры: «Сердца в Атлантиде», «Оно».

Не редкостью являются и образы писателей, с которыми отождествляет себя автор и наделяет их собственными качествами как положительными, так и отрицательными, благодаря чему они становятся более живыми и реалистичными. Главные персонажи романов «Мизери», «Сияние», «Секретное окно, секретный сад» зарабатывают на жизнь писательской деятельностью, также представители данной профессии встречаются в книгах «Оно» и «Мешок с костями».

Один из секретов успеха Кинга заключается в том, что в его произведениях самые страшные монстры не сверхъестественные существа, а люди. Действия большинства его книг разворачиваются в реальном мире в настоящем времени. Главные герои произведений обычные люди самых обычных профессий: политики, школьники, писатели и учителя. За счёт этого все его книги понятны и близки людям, которые их читают.

Другая составляющая успеха это неразрывная связь ужасного и бытового. Чтобы создать иллюзию реальности, Кинг использует обилие деталей, например цитаты из знаменитых песен, известные американские газеты, или вымышленные города, списанные с настоящих. Так же он часто использует выдуманные цитаты из газет, художественных произведений, энциклопедий и судебных протоколов.

Стоит упомянуть и тот факт, что Кинг умело пользуется не только своим воображением, но и даёт пищу для воображения читателей. Он не описывает чувства и эмоции персонажей, предоставляя читателю право самому испытать их.

Другой очень занимательный факт состоит в том, что все произведения связаны между собой. Они существуют в одной вселенной или мультивселенной, как сейчас это называют, иногда в одной реальности, в одном времени или параллельно друг другу. Действия разных произведений порой даже происходят в одном городе, но в разное время. События романов «Бессонница», «Оно», «Роза Марена», «Ловец снов», «На выгодных условиях» и «Мешок с костями» разворачиваются в городе Дерри, и в каждой этих из книг можно найти отсылки к действиям происходящим в другой. Миры из разных книг перекликаются между собой и очень часто можно наблюдать упоминание одних героев другими или же вовсе появление героев из одной истории совершенно в другой. Вот некоторые примеры:

Ø Главный герой романа «11/22/63» некоторое время жил в Дерри и был знаком с Беверли и Ричи – детьми из произведения «Оно»;

Ø В книге «Мёртвая зона» упоминается роман Кинга «Кэрри»;

Ø В произведении «Ловец снов» главный герой Джоунси находит остатки водонапорной башни и табличку на ней, подписанную героями из книги «Оно». События этих книг происходят в одном городе, но с разницей в несколько десятков лет;

Ø В романе «Мизери» главная героиня Энни Уилкс говорит о своём бывшем любовнике по имени Помрой, который ехал писать сгоревший отель Оверлук. Тот самый отель, в котором разворачиваются действия «Сияния»;

Ø В романе «Бессонница» мальчику Патрику иногда снится человек с пистолетами, которого он впоследствии рисует и называет Роландом – это главный герой эпопеи «Тёмная башня»;

Ø В книге «Мистер Мерседес» двое детективов упоминают в разговоре фильм «Оно», снятый по одноимённому роману Кингу, и клоуна Пеннивайза из того же романа.

Это лишь некоторые перекрёстные связи, перечислять все не имеет смысла, поскольку их бесчисленное количество, некоторые даже настолько не очевидные, что увидеть их крайне сложно, но одно можно сказать с полной уверенностью: нет ни одной книги, в которой не было бы отсылки к другой.

Не стоит забывать и том, что произведения Кинга настолько реалистичные и пугающие, потому что многие моменты в них основаны на личном опыте автора, а некоторые даже носят автобиографичный характер.

Главная героиня романа «Кэрри» и её жизнь во многом списана с двух забитых одноклассниц Кинга, над которыми издевались на протяжении всей учёбы. При написании книги он вспоминал школьные годы, тех девушек и насмешки над ними: бедность, набожность родителей, нелюдимость – всё это Стивен подарил своей Кэрри Уайт.

В своих произведениях Кинг часто переносит события из реального мира в вымышленный. Одни мысли о том, что некоторые моменты его романов списаны с настоящих событий, а не являются выдумкой, вселяют ещё больший страх при их прочтении. В романе «Оно» присутствует сцена убийства молодого гея, сброшенного с моста в реку, данное событие действительно произошло в начале двадцатого века в городе Бангор, который в свою очередь стал прообразом города Дерри из книги. Нельзя не отметить и то, как превосходно Кинг передаёт атмосферу 50х годов в Америке, можно сказать, что произведение пропитано «духом времени». Интересно и то, что клоун Пеннивайз не был полностью выдумкой. Прототипом чудовища послужил серийный убийца Джон Уэйн Гейси, который переодевался в клоуна и завлекал своих жертв на детских праздниках.

Так же на свет появилась Джона Коффи (за исключением фэнтезийной составляющей) - главного героя романа «Зелёная миля». Его прототипом стал Джордж Джуниус Стинни-младший, который был несправедливо осужден и казнён за убийство двух белых девочек.

Культовый роман «Сияние» стал для Кинга во многом автобиографичным. Главный герой, как и сам автор, писатель с алкогольной зависимостью. В то время Кинг действительно имел проблемы с алкоголем, но не признавался в этом даже самому себе, поэтому лишь спустя годы он осознал, что стал прообразом Джека Торранса. Писатель признаётся, что иногда ему хотелось применить физическую силу к своим детям – данным качеством обладает и Джек Торранс, но в отличие от своего литературного героя сам Кинг никогда не позволял себе подобного. Он надеялся, что если будет писать о своём желании сорваться на детях, то в жизни этого не случится. Следует так же сказать, что отель Оверлук из книги был списан с отеля Стэнли, в котором Кинг с женой отдыхали, и поселились они в номер 217, в котором жила семья Торранс из романа. Большое впечатление на Стивена произвело и то, что в то время они с женой стали единственными посетителями мрачного закрывающегося отеля. Во многом это помогло Кингу с написанием романа.

Реальные события легли и в основу книги «Кладбище домашних животных». Одно время семья Кингов жила в доме возле шоссе, на котором часто под колёсами грузовиков гибли животные, поэтому соседские дети устроили в лесу кладбище домашних животных. Там же был похоронен кот дочери Стивена, которого сбила машина. А однажды младший сын Стивена чуть вы выбежал на дорогу. Данные события легли в основу романа.

Интересная история приключилась и с псевдонимом Кинга – Ричард Бахман. Он издал несколько книг под данным псевдонимом, пока его не разоблачил продавец книжного магазина. После этого Ричард Бахман скоропостижно скончался от «рака псевдонима». Данная история легла в основу книги «Тёмная половина», в котором псевдоним обрёл плоть и занял место автора.

Присутствуют и автобиографичные детали в романе «Салимов удел». Одно время сам Кинг работал преподавателем английского языка и в какой-то мере описывает себя в герое Мэтта Берка, который так же работает учителем английского. Автору нравится описывать его работу, поскольку он сам влюблён в родной язык и является виртуозом слова: «Он странствовал вдоль и вширь английского языка, как одинокий и странно благодушный древний мореход: Стейнбек – первый урок, Чосер – второй, тематические упражнения – третий и функции герундия перед самым ленчем»[4].

Этот роман – блестящий образец «чёрной прозы» - является примером новаторства Кинга. Разумеется, «Салимов удел» - роман ужасов, но это не отменяет его содержания. Автор закладывает в разговоры героев истинно философские рассуждения о современной эпохе, о насущных проблемах американской культуры, о неразрешимых разногласиях общества, сосредоточенного на бешеном потреблении материальных благ.

Нельзя не упомянуть то, как Кинг мастерски обыграл автомобильную аварию, в которую попал в 1999 году, в собственных произведениях – шестой и седьмой части цикла «Тёмная Башня». Но в отличие от реальности в произведении писатель погиб, из-за чего нарушился космический баланс равновесия. Стрелку Роланду пришлось прорваться в иную реальность и спасти писателя ценой жизни мальчика Джейка, чтобы спасти Вселенную.

Кинг является самым успешным писателем современности, а его книги становятся мегаселлерами – термин, который и появился благодаря писателю, обозначающий бестселлер, продающийся в фантастических тиражах. Однако, академический литературный мир всё никак не может решить является ли он великим писателем. Одни критики называют его произведения дешёвой подделкой, а другие восхваляют всю их глубину.

Писатели Джон Клют и Питер Николс отзываются в основном положительно, называя Кинга по-настоящему популярным писателем, отмечая остроту прозы, стиль изложения, обличение человеческой глупости и внимание к диалогу.

Литературный критик Гарольд Блум оценивает Стивена Кинга, как писателя, которому «грош цена», а его произведения называет неадекватными. Критик С.Т. Джоши вполне согласен с Блумом, давая историям писателя такие характеристики как нелогичные, раздутые и плаксивые. Ричард Снайдер же назвал работы Кинга «не литературой».

Впрочем, далеко не все согласны с такими критическими оценками писателя. Ноэль Кэрролл называет работы Кинга эталоном современной литературы в жанре ужаса. Писатель Джеффри Дивер отмечает, что Кинг популяризировал жанр фэнтези и приложил неимоверные усилия к жанру ужасов, и поэтому он по праву «мастер из мастеров».

Сам же Кинг не стремится к всемирному одобрению и не обращает внимание на критиков. Писатель предпочитает не относить себя ни к одному из лагерей. Он называет себя убеждённым почитателем массовой культуры и «литературным аналогом картошки фри с биг-маком». В то же время он не называет свои работы дешёвой подделкой и отмечает, что любая литература в той или иной степени это искусство. Кинг не называет себя великим писателем, но без ложной скромности говорит о том, что внёс большой вклад в приближение жанра ужасов к высокой литературе.

Нередко и сам писатель даёт комментарии к произведениям других авторов и не всегда положительные.

Так, например, популярный роман «Сумерки» Кинг называет подростковым порно, которое внушает девочкам, что их любовь способна исправить плохого мальчика, а автора серии Стефани Майер называет не слишком хорошим писателем. Неблагосклонен Кинг и к более популярной серии Сьюзен Коллинз «Голодные игры». Писатель не нашёл желания продолжать чтение после первой книги, а также отметил, что сюжет далеко не новый и чем-то походит на его собственный роман «Бегущий человек».

Более лояльно Кинг относится к эротическому бестселлеру «Пятьдесят оттенков серого», называя его не плохой сексуальной прозой для женщин в возрасте от 18 до 25.

Абсолютно положительно писатель оценивает роман Джоан Роулинг «Гарри Поттер», более того он в восторге от этого произведения. Кинг называет данную серию книг вековой и ставит её в одну ряд с «Алисой в стране чудес» и «Властелином колец». Саму Джоан Роулинг он считает отличной писательницей.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.004 с.)