Кризисное положение человека в современном мире. Сущность антропологической катастрофы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризисное положение человека в современном мире. Сущность антропологической катастрофы.



Кризисное положение человека в современном мире. Сущность антропологической катастрофы.

Понятие «антропологическая катастрофа» было введено в обращение М.К. Мамардашвили и получило распространение в философской и публицистической литературе, однако практически нигде ему не дается точного определения, что снижает его объяснительный потенциал. Представляется, что оно важно для понимания многих трендов нашего времени, в том числе неблагополучных, размывающих основы человеческого существования. Целый ряд важных идей, проливающих свет на природу и механизмы антропологической катастрофы, был высказан в работах К. Юнга, Э. Фромма, А. Маслоу, Дж. Лёвинджер и других психологов.

Трудность понимания сущности антропологической катастрофы связан с двойственной, философско-психологической сутью этого понятия. Наиболее общее понимание антропологической катастрофы – уничтожение, разрушение или ослабление человеческого в человеке. Само понимание сути человеческого предполагает философский взгляд на проблему, а феноменология и механизмы его ослабления и/или деструкции относятся к компетенции психологии. В качестве основы для понимания антропологической катастрофы предлагается дифференциальная антропология – область на стыке философии и психологии, изучающая качественные различия между людьми, являющиеся следствием различных траекторий и уровней прижизненного становления человеческого в человеке (индивидуальной онтогенетической эволюции). На психологическом уровне рассмотрения в качестве типообразующих механизмов, в том числе отвечающих за антропологическую дефицитарность индивидов, не проделывающих работу по становлению в них механизмов человеческого существования, выступают механизмы саморегуляции разных уровней, начиная от контроля непосредственных импульсов и кончая сложнейшими механизмами духовности и ответственности.

 

Теоретические основы кризисной психологии. Всеобщие и специфические причины появления кризисной психологии. Предмет кризисной психологии как совокупность уровней теоретических, методологических и эмпирических проблем.

Современная жизнь сопровождается множеством экстремальных ситуаций (экологические бедствия, технологические катастрофы, социально-экономические потрясения, военные конфликты и т.д.). В самом термине «экстремальная ситуация» чувствуется что-то нежелательное: угрожающее, опасное, содержащее в себе большое количество тревоги.

В психологии преобладает понимание экстремальности как особых, неблагоприятных условий для жизнедеятельности человека, ситуаций вызывающих напряженность и перенапряженность, угрожающих жизни людей и требующих экстремальных действий.

Универсальной, определяющей характеристикой всякой экстремальной ситуации может быть признана лежащая в ее сущностном основании пара противоположностей «жизнь-смерть». Она вводит совершенно в новую особую форму существования с определенной ценностно-смысловой ориентацией. Именно в таких ситуациях человек имеет дело с реальной угрозой смерти и получает новый опыт действий. Угроза смерти из потустороннего явления превращается в реальность и открывается человеку как актуальный момент его жизни. Все это наносит сокрушительный удар его чувству неуязвимости и отдаленности смерти, на которых основывается беспечная, неосознанная жизнедеятельность.

Появление кризисной психологии как новой отрасли явилось своего рода откликом на нестабильность, экстремальность общества, откликом на негативные плоды цивилизации. Кризисная психология и психотерапия относительно новые, но интенсивно развивающиеся сферы психологической практики.

Фактически эта отрасль существовала столько, сколько существует само человечество. Ведь всегда существовала необходимость оказания помощи людям, оказавшимся в тяжелых, непереносимых жизненных ситуациях, и всегда были люди, которые оказывали ее.

Появление кризисной психологии как новой отрасли знания явилось откликом на эти непростые вопросы жизни.

В истории часто бывает, что заметить появление нового можно лишь после его появления. Кризисная психология является примером этого явления. Она возникла не за один год. У кризисной психологии как новой отрасли достаточно обширная предыстория и очень краткая история.

Фактически она существует столько, сколько существует человечество. Вот почему важнейшей задачей кризисной психологии является обобщение многовекового человеческого опыта и совмещение этого опыта с современными достижениями современной науки.

Истоки кризисной психологии кроются в первых философских текстах, в греческой и римской мифологии, в Библии. Именно там впервые раскрываются сложности жизненного пути, упоминаются возможные потрясения, тревоги и неожиданности, подстерегающие человека. Кроме описания жизненных ситуаций, там же приводятся и возможные варианты выхода из затруднений через язык мифов и метафор.

Экстремальность (от латинского – крайнее, предельное), как это было сформулировано еще античной философией, указывает на предельное состояние в существовании вещей. Наиболее ярко экстремальную форму развития описывает теория катастроф (Ж.Кювье, М.Фуко). Основная идея заключается в следующем: медленное эволюционное развитие в какие-то трудно объяснимые моменты внезапно прерывается кризисными ситуациями. Развитие, по мнению этих исследователей, не есть непрерывная последовательность. Реально оно включает ряд радикальных разрывов, поворотов и переломов, каждый из которых означает полное обновление возможностей, мыслей и действий.

Важным источником кризисной психологии явилась наука феноменология– течение в немецкой философии и психологии, основанное Э.Гуссерлем. Феноменология призвана изучать неискаженное описание непосредственного опыта. Она изучает и описывает способ, которым в сознании в соответствии с определенным смыслом и значимостью преломляется окружающий мир. Человек в своем восприятии выделяет нечто как целое на фоне разнообразной информации, воздействующей на его органы чувств (феномен). Всякий психический феномен либо сам является представлением либо базируется на представлении.

Значительный вклад в процесс становления кризисной психологии внесла гуманистическая психология, зародившаяся в начале 50-ых годов 20-го века. По мнению гуманистических психологов, прежним подходам к человеку не хватала самого главного – внимания к уникальному миру индивидуального опыта. Существующие традиционные подходы исключали из рассмотрения такие важные человеческие качества и свойства, которые, по словам И.Ялома, собственно и делают человека человеком: выбор, любовь, креативность, самоосознавание и т.д. В 60-ых годах гуманистическая психология смогла выдвинуть пять основополагающих принципов (впервые в цельном и законченном виде они были сформулированы президентом Американской ассоциации гуманистической психологии Дж.Бьюдженталем).

Особо можно выделить наследие А.Адлера. Его концепция компенсаторных механизмов расширила возможности психологов по оказанию помощи людям в кризисе. Так же важной явилась идея А.Адлера о стиле жизни (первоначально определенная как «жизненный план») – уникальном соединении черт, способов поведения и привычек, которые создают неповторимую картину существования человека.

В основу кризисной психологии легли ряд концепций когнитивной психологии. Особо здесь можно выделить взгляды Джорджа Келли. Он утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений». Осознание человеком действительности – это всегда есть основа для истолкования. Объективная реальность существует, но все мы воспринимаем ее по-своему. Правда, красота, горе существуют в нашем сознании совершенно уникальным способом, под углом зрения личностных конструктов. По мнению Дж. Келли, «тревога есть осознание того, что события, с которыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной системы». Тревога возникает только тогда, когда осознается отсутствие адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать события жизни.

Возникновение кризисной психологии явилось закономерным этапом в развитии психологического знания. В своем становлении кризисная психология опиралась и продолжает использовать теоретические, практические наработки основных психологических школ. Непосредственная история кризисной психологии начинается в начале 80-ых годов XXвека. Основной причиной выделяется усиливающееся отставание социального прогресса от прогресса научно-технического, ведущего к кризисному положению человека в обществе.

Имелись по крайней мере три веские внешние причины, заставившие обратить внимание на необходимость оформления кризисной психологии как науки. Во-первых, противоречивость перестроечного периода, когда «ветер перемен» превратился в ураган. Выживание в новых условиях, заставившее многих принимать решения. Далеко не все оказались способны авторами своей жизни. Многие из имеющихся сейчас хронических состояний имеют начало в этом периоде. Во-вторых, актуальность проблемы адаптации ветеранов афганской войны к послевоенным условиям общества, в котором им предстояло жить. В-третьих, последствия Чернобыльской катастрофы. Перечисленные причины и поставили задачу выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль, чтобы найти достойные ответы на запросы времени.

Кризисная проблематика в практике социальной работы и ее актуальность. Понятийно-категориальный аппарат кризисной психологии (кризис, психологический стресс, кризисное событие, кризисная ситуация, кризисное состояние, кризисное переживание, жизненный путь, потеря, психическая травма, посттравматическое стрессовое расстройство и др.).

Проблема или трудная жизненная ситуация имеют не только причины возникновения, содержание, но и форму выражения.

Рассматривая клиента в системе «личность-в-ситуации», Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что основные формы поведенческого и эмоционального проявления клиента в проблемной ситуации имеют следующие выражения:

· Временное отклонение · Хроническое отклонение · Кризис · Слом

В связи с этим, с позиций системного подхода кризис - это преходящая функциональная недостаточность, вызванная радикальными изменяющимися требованиями к системе.

Р. Баркер в американской практике социальной работы выделяет два значения в понимании кризиса применительно к личности и к среде:

· личностные ориентации – переживания, страдания, эмоциональные сдвиги. · средовые ориентации – обозначение социальных событий, приводящие к нарушению функционирования социальных институтов.

 В процессе развития кризисных технологий социальной работы оформляется отдельный вид практик – кризисные краткосрочные интервенции. Такие технологии помощи направлены на «вхождение в жизненную ситуацию индивида, семьи или группы с целью оказания помощи в мобилизации ресурсов, необходимых для адекватного решения проблемы».

Достаточно дискуссионным в практике социальной работы является вопрос о тождественности понимания таких процессов как «кризис» и «стресс». В практике социальной работы довольно хрупкая грань между пониманием данных процессов. Тем не менее, в социальной работе принято различать «стресс» и «кризис».

Как известно понятие «стресс» и теорию стресса обосновывает Г. Селье. Физиологическая теория стресса им была разработана в 1936 году и до сегодняшнего дня является исходным пунктом исследований стрессов в различных дисциплинах.

Стресс понимается как относительно стереотипная адаптационная реакция организма, а именно на воздействие стрессопорождающих влияний: жара, холод, инфекции, инъекции адреналина и противотуберкулезные прививки, травмы, расстройство нервной системы, аффективные возбуждения и т.д. Все эти процессы в организме в стрессовой ситуации Г. Селье называет «всеобщим синдромом адаптации». Если организму не удается преодолеть воздействия стресса посредством активации физиологических процессов и удержаться в состоянии повышенной мобилизации сил, происходит резкое сокращение действия мобилизирующих адаптивных механизмов, и организм оказывается в стадии истощения.

В современной теории стресса различают два основных вида стресса: физиологический и психологический стресс.

Помимо, исследования феноменологии стресса, Г. Селье определил три стадии его развития:

1 стадия – фаза тревоги 2 стадия – фаза сопротивления 3 стадия - фаза истощения.

Кризис как процесс отличается от стресса не только по феноменологии, но по процессу протеканию и стадиям развития.

Как считает Л. Рапопорт если стресс, может привести к развитию болезни, то кризис может способствовать росту и развитию. Он имеет ограниченные во времени тенденции формирования, в процессе которого «возникает решение», Исследователи кризиса считают, что кризис протекает от 6 до 8 недель, а стресс по протяженности имеет более длительный период протекания.

Схема кризиса, этиология кризиса Дж. Кульбергом, который выделяет четыре фазы развития кризиса:

1 фаза – фаза шока 2 фаза – фаза – реакции 3 фаза – фаза обработки 4 фаза – фаза новой ориентации.

Фаза шока кратковременная, человек находящийся в кризисе стремиться отстраниться от действительности, у него могут быть различные реакции от вербальной агрессии, крика, плача, до бессмысленных действий: перекладывания вещей, и т.д.

Фаза реакции – это фаза осмысления, когда человек стоит перед необходимостью понять ситуация, хотя она для него хаотичная, не имеющая логики развития и существования.

Фаза обработки – сопровождается временным периодом, который индивидуален для каждого человека. На этой стадии человек анализирует и сопоставляет различные факты жизнедеятельности, приведшие к трудной жизненной ситуации.

Фаза ориентации – закладывает основу для адаптации, которая может иметь как положительные, так и негативные сценарии развития ситуации. Однако здесь формируются основы планирования будущего и ориентиры на определение ситуации в настоящем.

Независимо от подходов к теории кризиса, рассматривая индивидуальный и групповой характер проявления кризисных ситуаций, исследователи выделяют общие подходы к выявлению проявлений феноменологии кризиса, что наглядно показывает данная таблица.

Кризис — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Кризисное событие – событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта, разрушающее обычные стереотипы поведения и вызывающие перестройку структуры личности.

Кризисное состояние – дистресс, который переживается как горе, истощение, сопровождается нарушением адаптации и контроля личности.

Кризисные переживания – это внутренняя психологическая работа по восстановлению душевного равновесия, наполнению новым смыслом человеческой деятельности после преодоления критической ситуации.

Жизненный путь – это процесс развития от младенчества до старости и смерти, результат взаимодействия между личными и социальными событиями.

Утрата (потеря) – это результат какого-либо действия или умысла, приведшего к лишениям и потерям. Утрата в психологии – это своеобразный термин, понятие, характеризующее конкретное эмоциональное состояние человека, вызванное определенными обстоятельствами, действиями или же событиями, непосредственно произошедшими в его жизни или же коснувшимися его, затронувшими. Психологическая травма или психическая травма — вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику. Часто бывает связана с физической травмой, угрожающей жизни, либо нарушающей ощущение безопасности. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – нарушение нормальной работы психики в результате единичной или повторяющейся психотравмирующей ситуации.

Формирование стрессоустойчивости и готовности к возможным кризисным событиям будущего. Формирование готовности к возможным кризисным событиям жизненного пути. Планирование и прогнозирование гипотетических трудностей. Понимание своей активной роли в создании собственного мира.

Стрессоустойчивость — это залог психического здоровья ребенка и обязательное условие социальной стабильности, прогнозируемости общественных процессов. Постоянно возрастание нагрузки на нервную систему и психику современного младшего школьника ведет к эмоциональному напряжению как одному из главных факторов развития заболеваний. Следовательно, организм должен обладать механизмами, обеспечивающими адаптацию к стрессовым ситуациям, которую можно обозначить как процесс, сохраняющий жизнь и активную деятельность организма, а также предупреждающий заболевания в опасных, потенциально повреждающих ситуациях, которые не могут быть преодолены путем простых реакций избегания, избавления или путем специфического приспособления к какому-либо физическому, химическому или биологическому фактору.

В условиях усиления психоэмоциональных нагрузок, повторяющихся стрессовых ситуаций, интенсивный поиск новых методов преодоления психофизиологических расстройств, расширения границ адаптации, повышение работоспособности является необходимым и чрезвычайно важным.

Стресс обладает способностью выводить из строя физиологическую систему объекта, вызывая не только обострения хронических заболеваний, провоцируя новую болезнь. Организм школьника не может выдержать постоянного нахождения в состоянии стресса, тревожности и сильного напряжения, ребенка оказывается в ситуации подчинения стрессу и изменения образа жизни. Долгое напряжение мышц имеет следствием угнетение обмена веществ в организме, соответственно, появляется боль в спине, животе, шее и наблюдается нервный тик. Так, мышечный зажим в области груди грозит ребенку сутулостью, и нарушением работы дыхательной и пищеварительной систем. Стресс провоцирует язвы, гастриты, тошноту. Следствием становится отказ ребенка от еды на фоне ощущения голода. Или напротив, ребенок проявляет избыточный аппетит, переедание приводит к проблемам с желудком, печенью, почками и целого ряда желез.

Другие последствия стресса носят более выраженный психический характер. Так, отмечаются нарушения на уровне личности, способные привести к полной дезорганизации поведения и отрыву от реальности. В повседневной жизни мы нередко испытываем стресс, когда от нас требуется обостренное восприятие, напряжение внимания, слуха, зрения, быстрое реагирование, сообразительность. Некоторые ученые считают, что психологическое напряжение и есть главный показатель стресса. Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование и предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой деятельности. Величина стресса оценивается по величине возрастания гормонов надпочечников в крови — стрессореактивности и по скорости возвращения к прежнему уровню — стрессоустойчивости. Повышение сопротивляемости организма зависит от многих факторов и не может быть сведено только к процессам, которые стимулируются адреналинокортикотропным гормоном. На характер стресса у разных людей влияют: генетическая предрасположенность, характер протекания беременности у матери, ранний детский опыт, характер и направленность человека, общественный статус, ближнее социальное окружение и т. д.

 

Сущность кризисной психодиагностики. Основные подходы кризисной психодиагностики. Изучение документов, наблюдение, индивидуальное диагностическое собеседование, тестирование, биографический метод как основные методы диагностики кризисных состояний личности.

Варианты преодоления кризисов. Саморегуляция эмоциональных реакций как центральное звено в преодолении кризиса. Подавление и отвлечение как основные приемы преодоления эмоционального беспокойства.

Можно выделить три уровня эмоциональной саморегуляции личности:

бессознательная эмоциональная саморегуляция

сознательная волевая эмоциональная саморегуляция

сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция.

Эти уровни являются онтогенетическими этапами становления системы механизмов эмоциональной саморегуляции личности. Доминирование того или другого уровня можно рассматривать как показатель развития эмоционально-интегративных функций сознания человека.

Первый уровень эмоциональной саморегуляции обеспечивается механизмами психологической защиты, которые действуют на уровне подсознания и направлены на то, чтобы оградить сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Это особенная форма переработки травмирующей информации, система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении или сведения к минимуму отрицательных эмоций (тревоги, угрызений совести). Здесь выделяют такие механизмы: отрицание, вытеснение, подавление, изоляция, проекция, регрессия, обесценивание, интеллектуализация, рационализация, сублимация и др.

Второй уровень – сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. Она направлена на достижение комфортного эмоционального состояния с помощью волевого усилия. Сюда также относится волевой контроль внешних проявлений эмоциональных переживаний (психомоторных и вегетативных).

Большинство методов и методик эмоциональной саморегуляции, описанных в литературе, относятся именно к этому уровню, например: суггестивные методы (аутотренинг и другие виды самовнушения и самогипноза), прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона, релаксация на основе биологической обратной связи, дыхательные упражнения, переключение внимания и отвлечение от неприятных переживаний, активизация приятных воспоминаний, психотехники на основе визуализации, эмоциональная разрядка через физическую активность, труд, волевое воздействие непосредственно на чувства – подавление их или активизация, отреагирование эмоций через крик, смех, плач (катарсис) и др.

На этом уровне эмоциональной саморегуляции сознательная воля направлена не на разрешение потребностно-мотивационного конфликта, лежащего в основе эмоционального дискомфорта, а на трансформацию его субективных и объективных проявлений. Поэтому, по своей сути механизмы этого уровня являются симптоматическими, а не этиологическими, поскольку в результате их действия не устраняются причины эмоционального дискомфорта. Эта особенность является общей для сознательной волевой и для бессознательной эмоциональной саморегуляции. Существенное отличие между ними состоит лишь в том, что одна осуществляется на сознательном уровне, а другая на подсознательном. Но, жесткой границы между этими двумя уровнями нет, так как волевые регулятивные действия, которые вначале осуществляются с участием сознания, автоматизируясь, могут переходить на подсознательный уровень осуществления.

Третий уровень – сознательная смысловая (ценностная) эмоциональная саморегуляция – это качественно новый способ решения проблемы эмоционального дискомфорта. Она направлена на устранение его глубинных причин – на решение внутреннего потребностно-мотивационного конфликта, что достигается путем осмысления и переосмысления собственных потребностей и ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Высшим аспектом смысловой саморегуляции является саморегуляция на уровне экзистенциональных потребностей и смыслов. Это есть наиболее глубинный и, в то же время, наиболее высший уровень саморегуляции, доступный человеку на современном этапе его развития.

Для осуществления эмоциональной саморегуляции на смысловом уровне необходимо умение четко мыслить, распознавать и описывать с помощью слов наиболее тонкие оттенки своих эмоциональных переживаний, осознавать собственные потребности, стоящие за чувствами и эмоциями, находить смысл даже в неприятных переживаниях и сложных жизненных обстоятельствах. Эти перечисленные умения относятся к компетенции особой интегративной умственной деятельности, которая интенсивно исследуется в науке в течение последних десятилетий и получила название «эмоциональный интеллект (эмоциональная разумность)». К основным функциям эмоционального интеллекта относят: эмоциональную осведомленность, произвольное управление собственными эмоциями, способность к самомотивации, эмпатию и понимание эмоциональных переживаний других людей и управление эмоциональным состоянием других людей.

Социальная сеть как система естественной поддержки клиента в кризисе. Сущность сети естественной поддержки. Активизация ествественной системы поддержки и профессиональная помощь как основные направления деятельности по преодолению кризиса.

Одним из примеров наиболее активно разрабатываемых направлений сетевого анализа в социальных и экономических науках стало изучение функционирования так называемых социальных сетей поддержки. Такие сети могут сочетать в себе как формы взаимодействия, характерные для модели слабых связей, так и модели малых миров. Довольно трудно представить какое-либо последовательное определение социальной сети поддержки (social support network). Например, И. Штейнберг подчеркивает, что примерно до середины XX в. в гуманитарных науках то, что сегодня называют социальными сетями поддержки, чаще всего описывалось такими терминами, как союз, объединение, «круги общения» или соединением формальных и неформальных отношений, деловых и эмоциональных контактов и т. п. Основной отличительный признак, который характеризует социальные сети поддержки заключается в том, что они «возникают в месте пересечения, образно говоря, вертикальных линий должностного положения субъекта и горизонтальных цепочек его личной принадлежности к семейному клану, кругу друзей, общности земляков, товариществу однополчан и т. д. Они самоорганизуются на основе недостаточности формальной организации в достижении ее собственной общественно значимой цели (проще говоря, цель больницы – лечить, школы – учить, милиции – защищать, общепита – кормить), но не для дублирования формальных институтов, а для компенсации их недостатков»18. Соединяясь с системой родственных и семейных отношений, социальные сети поддержки создают специфическую среду связей и зависимостей, которые создают особый род неформального социального института, спонтанно возникшего на основе устойчивых связей кровного родства и дружбы членов семей и их ближнего окружения, на взаимном интересе и личном выборе. Иными словами, социальные сети поддержки – это системы устойчивых персонифицированных взаимоотношений и зависимостей участников сети друг от друга, в основании которых находится традиционный институт семьи и дружеской взаимовыручки, регулирующийся как официальными законами, так и нормами обычного права, а в некоторых случаях и «понятиями»19. Такие связи и взаимоотношения составляют ядро неформальной экономики (особенно в странах, где формальные институты слабы и неустойчивы) и являются инструментом социальной адаптации и поддержания социального благополучия людей. Основным признаком, который поддерживает отношения в таких сетях, является идея взаимопомощи или неэквивалентных обменов. Некоторые характеристики, свойственные таким сетям, на отечественном материале описал И.Е. Штейнберг.

1. Необязывающая взаимность. Неэквивалентные обмены в социальных сетях довольно часто предполагают оказание услуг, помощи как бы безвозмездно («просто так»). Неэквивалентные обмены предполагают долгосрочные отношения. Это не просто взаимодействия «по блату» или «по знакомству», но и возможность оказания значимой услуги «за спасибо». Это поддерживает и укрепляет доверие и тем самым стабильность отношений. Социальная сеть поддержки может использовать «блат» в неэквивалентных обменах, но существовать без «нормальных отношений» она не может. 2. Чем меньше уровень доходов в семье, тем большее значение имеют родственные отношения. В «обеспеченных» семьях процесс идет в обратном направлении, связи с родственниками ограничиваются, а с друзьями «своего круга» и «полезными людьми» расширяются. Однако здесь необходимо сделать ряд уточнений. В основании этих перемен лежит селекция прежних связей по причинам не только экономическим, но и психологическим. Это болезненное переживание разрыва прежних статусов и ролей. 3. Отсутствие лидера, наличие координатора. В социальных сетях нет центра, нет единого лидера, а есть совокупность групп со своими центрами и лидерами. Установки на добровольность услуг и помощи препятствуют появлению в социальной сети поддержки традиционного лидера с мобилизующими и контролирующими функциями и соответствующим авторитетом. Однако для функционирования сети необходимо, чтобы кто-то подсказал, к кому обратиться за помощью, выступил посредником, просителем, определил «размеры благодарности». И социальные сети выращивают такого координатора. Внешне он ничем не напоминает традиционного лидера-ведущего, за которым идут ведомые. 4. Обмен психологическими ресурсами. Можно выделить три формы обмена психологическими ресурсами (совет, моральная поддержка, проявление симпатии и любви) в сетях социальной поддержки: • профилактика форс-мажорных обстоятельств, совет, информация, увещевание, вмешательство в ситуацию (угроза потери работы, проблемы со здоровьем, семейные проблемы); • реабилитация последствий посттравмы (потеря работы, болезнь, развод и пр.); • мобилизация ресурсов сети для решения проблемы путем разделения ее на задачи и распределения этих задач по агентам сети.

 

 

Психологическая характеристика современного терроризма. Психологические последствия террористического события, травматичность, пролонгированный характер, ухудшение психического здоровья жертв. Характеристика внутренних и внешних потерь жертв террористического события.

в террористической деятельности, которая имеет внешнюю и внутреннюю структуру. Внешняя структураслужит формой, «оболочкой» этого явления и характеризуется субъектом, объектом и методом. Первым элементом внешней структурытеррористической деятельности является субъект. Ему противостоит объект. Субъект направляет на этот объект свои действия. Следует учитывать, что уровень организации субъектов может быть различным. Субъектом террористической деятельности может быть физическое лицо или организация физических лиц. При этом уровень их «сплоченности» может быть различным. Индивиды (или их организации) могут быть связаны с государством, т.е. состоять на государственной службе в специальных подразделениях и действовать под руководством и контролем государства по его заданию (использоваться открыто, так и втемную), тогда это «государственный терроризм». Отдельные группы лиц могут выступать и самостоятельно – «организованный терроризм». Кроме того, практике известны и террористы-одиночки, способные действовать на свой страх и риск – т.н. «аффективный терроризм».

Второй элемент внешней структуры террористической деятельности – объект террористической деятельности. Круг объектов террористических устремлений достаточно обширен и может включать в себя:

объекты, на которые оказывается давление с применением средств террора («третья сторона»): правительственные или государственные органы, политические деятели или организации, а также отдельные лица или массовая аудитория, через которых (опосредованно) террористы воздействуют на властные структуры, создавая у всех ощущение опасности; международные       организации, политические партии, общественные объединения, иные негосударственные, в том числе коммерческие структуры, должностные лица и иные субъекты, выступающие адресатами требований террористов. Отмечается двоякий механизм воздействия на «третью сторону» – адресата требований: непосредственный и опосредованный. Опосредованное воздействие может осуществляться многопланово, в том числе путем создания такой атмосферы в обществе (как правило с использованием средств массовой информации), которая подрывает доверие к государственным либо иным органам, дестабилизирует политико-правовую, экономическую, социально-психологическую и иную ситуации;

объекты, к которым применяется террористическое насилие: лица, не имеющие к террористическим действиям и их целям никакого отношения, и / или материальные ценности, имущество, производственные сооружения и т.п.. При терроризме его непосредственные жертвы, на которых оказывается психофизическое насилие, не участвуют в конфликте террористов и «третьей стороны», более того, они могут часто даже не знать о таком конфликте.

В классификации объектов террористической деятельности стоят гипераварийные объекты: атомные и гидроэлектростанции, газо- и нефтепроводы, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие, газовые и химические предприятия и т.п. Террористы уже сегодня в состоянии вывести из строя, разрушить, уничтожить эти объекты.

Совершение террористического акта делает его жертв товарищами по несчастью и обусловливает развитие довольно стереотипных реакций. Анализ поведения жертв террористических актов показывает, что оно по многим параметрам сближается с поведением жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

По различным классификациям выделяются отдельные фазы поведенческих реакций. Объединяя данные многих исследователей, можно обозначить:

фазу предвоздействия, когда испытываются чувства грозящей белы, беспокойство, ощущение угрозы; эта фаза особенно актуальна, если террористические акты осуществляются систематически либо нм предшествуют угрозы; нередко угроза игнорируется. На фазе предвоздействия среди населения отмечаются единичные невротические расстройства с выраженным психогенным компонентом и паническим радикалом;

фазу воздействия непосредственно период действия разрушительного фактора; как правило, это минуты и часы, реже дни; доминирующей эмоцией в этот период является страх;

героическую фазу, которая длится также несколько часов или дней, сопровождается подъемом, воодушевлением, всплеском альтруизма, желанием помочь пострадавшим спастись и выжить;

фазу «медового месяца», которая сопровождается чувством гордости за то, что опасность преодолена, уверенностью в том, что в скором времени проблемы будут решены;

фазу разочарования, которая длится до полутора лет, сопровождается чувством разочарования, гнева, негодования и горечи, крушением личных надежд; фазу восстановления, которая развивается через полтора-два года, сопровождается осознанием необходимости налаживать жизнь, брать на себя ответственность за решение насущных проблем.

Кризисное положение человека в современном мире. Сущность антропологической катастрофы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.043 с.)