Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа возникновения кризиса. Кризис как сложное переходное состояние, вызванное личностно-значимыми событиями и создающее невозможность (или затрудненность) реализации своего жизненного замысла.
Психологический кризис – этоневозможность достижения цели, реализации замысла, переживание потери чего-то очень значимого для человека. Своеобразие жизненного мира человека условно можно описать, используя два уровня организации жизненного пространства – внутренний и внешний план. В жизни человека присутствуют разные сочетания выделенных уровней. В зависимости от того, на что человек больше ориентируется – на получение удовольствий или на самосовершенствование и личностный рост, он будет по- разному реагировать на возникшие трудности. Сложность кризиса определяется той жизненной ценностью, которая может быть утрачена. На уровне простого внутреннего и внешнего мира личности переживаемый кризис связан с кризисом удовольствий. На уровне простого внутреннего, но сложного внешнего мира – кризисом достижения желаемого, или фрустрацией. На уровне сложного внутреннего и простого внешнего мира личность переживает ценностный кризис. Самый сложный - экзистенциальный кризис, связанный с потерей смысла жизни. Состояние человека, переживающего кризис, характеризуется как страдание, понятное становится непонятным, то, что еще недавно было привлекательным – безразличным или отвратительным, осложняются отношения с другими, непонятно, что происходит и как с этим справиться. Такое состояние характеризует начало кризиса – сенсорное оцепенение. Переживаемое состояние неприятно и для тех, кто находится в этот период рядом. Человек то раздражен без причины, то – подавлен, то совершает нечто неожидаемое от него, то полностью бездействует, и т.п. кризисное состояние личности, по своей содержательной сути, является сложным новообразованием, объединяющим разнородные психические состояния, возникающие в результате переживания личностью кризиса. Появление этого новообразования детерминировано истощением психических ресурсов, («запаса прочности»), позволяющих эффективно и гармонично решать возникающие личностные проблемы в процессе реализации жизненного замысла, смысла жизни. Кризис противоречив. С одной стороны, это болезненные переживания своего несоответствия, своей «несостоятельности». С другой стороны, кризис – это возможность для личностного роста. В итоге возникает более глубокое и полное осознание себя и окружающего мира.
Все кризисы имеют одну общую черту: люди становятся восприимчивы к новым линиям действия. Поскольку не существует другого способа удовлетворительно встретить критическую ситуацию, человеку остается лишь обратиться к своим собственным ресурсам. Следовательно, критическая ситуация представляет благоприятные возможности для индивидуального выражения. Но для одних это может означать рост, а для других – падение. Кто-то воспринимает кризис как учителя на сложном жизненном пути, а кто-то – как событие трагическое в своей основе, разрушившее прежний внутренний мир. Вот почему время кризиса – это решающий поворотный момент в жизни человека, когда в результате страданий и боли рождается нечто новое, позволяющее подняться на очередную ступень. Вот почему любой кризис – это выбор. Либо защищать нашу внутреннюю картину от каких–либо внешних доказательств ее неправильности. Либо попытаться сформировать новую картину окружающего нас мира. В содержательном отношении второй путь требует перестройки смысловых структур сознания, переориентирования на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности. Образно говоря, любой кризис – это столкновение двух реальностей: с одной стороны, жизненного мира личности, а с другой – объективной действительности, которая радикально противоречит всему предшествующему жизненному опыту личности. Процесс адаптации личности к такой действительности чаще всего и называют кризисным переживанием. Последователи социально-психологической ориентации (Lester, Neuringer) считают кризис функцией взаимодействия вызывающего события и специфической личностной предрасположенности. Последняя заключается в особенностях эмоциональной реактивности, самооценки и самовосприятия, системы ценностей, структуры социализации и межличностных контактов. Процесс преодоления кризиса может протекать в двух формах: 1) «нормальный» (развивающий) кризис (человек приобретает новый опыт, расширяет диапазон адаптивных реакций); 2) затяжной, хронический (осложненный) кризис (человек реагирует дезадаптивными реакциями, развитие клинических симптомов вызывает новые дезадаптивные реакции, которые могут принять катастрофический характер и привести к невротическим и психосоматическим расстройствам, тяжелым нарушениям психики, смерти или суициду).
Осложненный кризис по своим симптомам соответствует некоторым категориям международной классификации психических болезней МКБ–10. Очень часто характер изменений не достигает уровня заболевания, проявляясь в комплексе изменений, характерных для разных групп расстройств. Фактически все категории МКБ-10 так или иначе соотносятся с рассматриваемой темой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.023 с.) |