Музыкального лицея Комитета по культуре Санкт-Петербурга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкального лицея Комитета по культуре Санкт-Петербурга



 

Составитель Т.А.Гурова

 

1


Класс

 

Р.Шуман

 

1. Назовите годы жизни композитора. К какому стилю принадлежит его творчество?

 

2. Назовите основные жанры в творчестве Шумана в 30-е годы.

 

3. Какие жанры преобладали в творчестве композитора в 1840-м году? С какими фактами его биографии связан выбор этих жанров?

 

4. Какие новые жанры появляются в его творчестве в 40-е годы? Назовите сочинения этих лет.

 

5. В чем состоит особенность фортепианных жанров Шумана?

 

6. Расскажите о замысле, идее, программе цикла «Карнавал».

 

7. Опишите строение цикла. Отметьте, как связаны пьесы между собой.

 

8. Расскажите, опираясь на нотный текст, о двух-трех пьесах (герой, его характер, новаторские средства выразительности).

 

9. Назовите песенные циклы и сборники Шумана. На чьи стихи они написаны?

 

10. Расскажите о цикле «Любовь поэта»:

 

- у какого композитора ранее встречался подобный жанр; - в чем заключаются особенности в раскрытии сюжета; - каким вам видится герой цикла; - какова роль фортепианного сопровождения;

 

- что характерно для вокальных мелодий Шумана, сравните с большинством мелодий Шуберта и т.д.

 

11. Опишите, имея перед собой нотный текст, 2-3 песни из этого цикла (настроение, передача текста мелодией, гармонией, аккомпанементом, особенностями формы).

 

Ф.Лист

 

1. Назовите годы жизни и периоды творчества композитора.

 

2. Назовите виды деятельности Листа. Уточните, в какой период преобладал тот или иной вид занятий.

 

3. Перечислите основные фортепианные сочинения Листа. Какие из них написаны в новых, ранее не известных жанрах?

 

4. Расскажите об этюдах Листа:

 

- какие сборники этюдов вам известны?

 

- какова история создания этих сборников?

 

- для каких целей написаны этюды Листа, чем они отличаются от этюдов Черни, например?

 

- расскажите о некоторых приемах фортепианной техники Листа;

 

- назовите 2-3 наиболее популярных этюда; по нотному тексту опишите звучание «Кампанеллы» и создающие его средства выразительности;

 

– чем обогатил Лист звучание фортепиано в своих сочинениях?

 

2


5. Расскажите о цикле «Венгерские рапсодии»: - с чем связано название «рапсодия»?

 

– опираясь на нотный текст, покажите, как проявляется в музыкальном языке рапсодии №2 национальный колорит; - каково строение рапсодии №2? Опишите характер трех – четырех тем.

 

6. Расскажите о Сонате си минор:

 

– опишите особенности формы сонаты;

 

- наигрывая, опишите настроение темы вступления и ее роль в процессе развития;

 

- по нотному тексту опишите характер двух Главных тем и средств выразительности в них;

 

- передайте образы двух Побочных тем, происхождение второй из них;

 

- опишите средства выразительности в Побочных темах;

 

- по нотам расскажите о преобразовании тем в процессе развития;

 

- какова предполагаемая внутренняя программа сонаты, замыслу каких сочинений Листа она близка?

 

7. Назовите симфонические произведения Листа. В чем их новаторство?

 

8. Расскажите о «Прелюдах»:

 

- в каком жанре написано это сочинение, в чем состоят особенности этого жанра;

 

- опишите программу и идею произведения;

 

- в чем заключаются особенности формы;

 

- проигрывая темы, покажите претворение принципа монотематизма.

 

9. Назовите вокально-инструментальные сочинения Листа. В какой период творчества они создавались? С какими особенностями мировоззрения Листа связано создание этих сочинений?

 

Д.Верди

 

1. Назовите годы жизни композитора.

 

2. В каком жанре преимущественно работал Верди?

 

3. Назовите оперы на литературные сюжеты.

 

4. Отметьте 2-3 оперы 40-х годов и особенность их содержания.

 

5. Перечислите наиболее популярные оперы 50-х годов. В чем их новизна?

 

6. В каких сочинениях проявился стиль «большой французской оперы»?

 

7. Назовите три последних оперы Верди.

 

8. Охарактеризуйте стиль Верди, достоинства его опер (мелодики, драматургии, сценических свойств, особенностей в раскрытии сюжета).

 

9. Расскажите об опере «Травиата» по такому плану:

 

- время создания;

 

3


- литературный первоисточник;

 

- жанровая разновидность оперы;

 

- герои и тембры их голосов;

 

- роль оркестра;

 

- сквозная тема в процессе развития;

 

- краткое содержание каждого акта

 

- образ героини в его развитии (какое психологическое состояние, где проявляется и какими средствами оно выражена);

 

- образ Альфреда в I и II актах (какое психологическое состояние, где проявляется и какими средствами оно выражено);

 

- дуэт Виолетты и Жоржа Жермона II акта, особенности его строения, наиболее яркие его фрагменты, чувства героев и средства, их передающие;

 

- опишите окружение Виолетты в интродукции I действия и то, какими средствами оно показано.

 

10. Расскажите об опере «Аида» по плану:

 

- время создания, повод для заказа, премьеры;

 

- назовите героев оперы и тембры их голосов;

 

- какова жанровая разновидность этой оперы, в чем ее особенности?

 

- назовите черты жанра «большой французской оперы» в «Аиде», укажите танцевальные и массовые сцены;

 

- опишите роль оркестра; назовите соло флейты и гобоя, ансамбля флейт;

 

- где и как проявляется восточный колорит?

 

- какие сцены являются психологическими поединками? Опишите их;

 

- какие лейтмотивы звучат в опере? Сыграйте и опишите средства создания образа в них.

 

Р.Вагнер

 

1. Назовите годы жизни Вагнера. 2.Назовите оперы 40-х годов.

3. Где и кем служил Вагнер в 40-е годы?

 

4. Назовите авторов текста в операх Вагнера.

 

5. Назовите истоки сюжета оперы «Тангейзер».

 

6. Назовите главных героев оперы «Тангейзер».

 

7. Опишите идею оперы «Тангейзер».

 

8. Расскажите о строении увертюры к опере «Тангейзер», какие темы в ней использованы и в каком разделе?

 

9. Артисты каких специальностей нужны для исполнения оперы «Тангейзер»?

 

10. Назовите истоки сюжета оперы «Лоэнгрин».

 

4


11. Каково строение оперы «Лоэнгрин», делится ли опера на номера, сцены, картины?

 

12. Какие оперные формы использованы в опере «Лоэнгрин» - речитативы, арии, дуэты, трио, хоры, монологи, диалоги?

 

13. Назовите героев оперы «Лоэнгрин» и тембры их голосов.

 

14. Назовите место и время действия оперы «Лоэнгрин».

 

15. Перечислите лейтмотивы оперы «Лоэнгрин», опишите их образы и средства выразительности, используя нотный текст.

 

16. Опишите идею оперы «Лоэнгрин» как ее видел Вагнер и как она представляется вам.

 

17. В каком действии оперы «Лоэнгрин» впервые показаны лейтмотивы зла? Какие лейтмотивы передают растущее сомнение главной героини?

 

18. Роль оркестра в операх Вагнера.

 

19. Особенности вокальных партий в операх Вагнера.

 

20. Роль лейтмотивов в его операх.

 

21. Как композитор называл свои зрелые оперы?

 

22. Перечислите оперы тетралогии.

 

23. Где и с чьей помощью построен специальный театр для исполнения опер Вагнера? В чем его необычность? Какие нововведения там появились?

 

24. В какой опере Вагнер использовал те же литературные источники, что и в

 

«Лоэнгрине»?

 

25. Расскажите о гармонии Вагнера на примере фрагментов из оперы «Тристан и Изольда», используя нотный текст.

 

А.Дворжак. Симфония №9

 

1.Годы жизни Дворжака. Его роль в истории музыки. Образование, служба. Встречи с великими современниками.

 

2.Назовите несколько популярных сочинений композитора.

 

3.Расскажите об истории создания симфонии №9 – время и место ее сочинения, премьера, виды деятельности Дворжака в этот период.

 

4.Расскажите о литературных, исторических, фольклорных истоках музыки симфонии.

 

5.Строение симфонии. Повторяются ли темы в следующих частях?

 

5


6.Оркестр, особенности оркестрового изложения тем. Назовите тембры звучания основных тем.

 

7.Опишите характер звучания основных тем 1 части.

 

8. Опишите характер звучания основных тем 2 части.

 

9.Опишите характер звучания основных тем 3 части.

 

10.Опишите характер звучания основных тем 4 части.

 

Ж.Бизе. «Кармен»

 

1. Назовите годы жизни Бизе, его национальность.

 

2. Какие произведения Бизе вам известны? В каких жанрах работал композитор?

 

3. По какому литературному произведению создано либретто «Кармен»?

 

4. Опишите реакцию критики после премьеры.

 

5.Расскажите о судьбе автора после премьеры и о дальнейших изменениях в опере.

 

6.Опишите жанровую разновидность «Кармен».

 

7. Из каких номеров складывается опера?

 

8. Назовите героев оперы и тембры их голосов.

 

9. Где происходит действие в каждом из актов?

 

10. В каких номерах и как, какими средствами раскрывается характер главной героини? Расскажите, одинаковы ли образы героини в литературном произведении и опере?

 

11. В каких номерах и как показан характер главного героя? Изменился ли он у Бизе по сравнению с новеллой?

 

12. Есть ли в опере национальный колорит? Если да, то где и как он выявлен?

 

13. Какую роль в «Кармен» играет оркестр (например, аккомпанирующую)?

 

Класс

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.041 с.)