Употребление имен существительных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление имен существительных



Справка 1. При проверке отнесения существительных к другому грамматическому роду могут появиться груые речевые ошибки.

Многие наименования лиц по должности, профессии образуют пары мужского и женского рода: санитар – санитарка, переводчик – переводчица. Но следует помнить, что в официально-деловой речи и книжных стилях употребляют слова мужеского рода: врач, директор, декан, употребление формы женского рода (врачиха, директорша, деканша) придают разговорной речи сниженный и несколько фамильярный характер. Существует много наименований лиц в мужском роде, которым нет соответствий женского рода: терапевт, кандидат наук, дипломат, посол. А у некоторых существительных женского рода нет соответствий в мужском роде: маникюрша, балерина, машинистка.

 

Справка 2. Ошибки появляются при употреблении существительных, имеющих только форму единственного числа, в форме множественного числа и наоборот: картофель, подмостки, ножницы.

 

Справка 3. Во многих падежах существительные имеют вариантные окончания, от выбора одного из вариантов и зависит быть речевой ошибке или нет.

1. Варианты окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода – а (-я), -у (-ю):

Окончание –а(-я):

- у существительных, употребляемых в научной речи и книжных стилях: чая, шума, гороха.

- при наличии определения: крепкого чая.

Окончание –у(-ю):

- у существительных с вещественным значением: гороху, чаю;

- у существительных с уменьшительным суффиксом: чайку;

- у собирательных существительных неопределенного множества: много народу;

- у отвлеченных существительных с количественным значением: мало, много шума;

- в некоторых фразеологических оборотах: с глазу на глаз;

- в некоторых сочетаниях после предлогов из, с, до, без, после частицы ни: с ходу, ни слуху ни духу.

2. Варианты окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных.

- в профессиональной речи обычно используются формы существительных, склоняемых по типу одушевленных: наблюдать личинок;

- в общеупотребительной – по типу неодушевленных: наблюдать личинки.

3. Вариант окончаний предложного падежа единственного числа существительных мужского рода.

- выбор окончания –е или –у может быть связан:

а) со значением: на доме (не дома висит таблица); на дому (работа на дому)

б) со стилистической окраской: в отпуске (книжный вариант); в отпуску (разговорный).

4. Вариант окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода.

При выборе окончания –а(-я) или –ы(-и) следует обратить внимание на то, что многие слова имеют нормативные формы:

-а(-я)бега, сторожа, доктора.

-ы(-и)аптекари, выборы, ректоры.

Многие существительные имеют вариантные нормы: фельдшер (фельдшеры, фельдшера); лекарь, тенор, протектор, вымпел.

5. Вариант окончаний родительного падежа множественного числа существительных мужского рода.

- с нулевым окончанием употребляются обычно следующие существительные:

а) названия единиц измерения: ампер, микрон, рентген;

б) названия лиц по принадлежности к национальным группам: цыган, грузин, болгар;

в) названия овощей, плодов: гранат, маслин;

г) названия парных предметов, состоящих из нескольких частей: ботинок, манжет, погон, брюк;

д) существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, сумерек, потемок.

- окончание –ов имеют:

а) названия многих народов: греков, эскимосов, монголов;

б) названия овощей и фруктов: томатов, абрикосов, лимонов;

в) существительные множественного числа: сотов, кулуаров, пожитков;

г) названия военных профессий: саперов, рекрутов;

д) названия отвлеченных понятий: критериев, комментариев, габаритов;

е) названия единиц измерений: ярдов, акров.

Некоторые слова имеют вариантные формы с нулевым окончанием употребляются в основном в устной речи (грамм, апельсин); с окончанием -ов в письменной (граммов, апельсинов).

6. Вариант окончаний родительного падежа множественного числа существительных женского и среднего рода и существительных, употребляющихся только во множественном числе.

а) нулевое окончание нормативно у существительных на –ня: святыня – святынь, пустыня – пустынь;

б) нулевое окончание имеют существительные среднего рода на –ище: корневище – корневищ, хранилище – хранилищ;

в) окончание –ей имеют слова с основой на две или три согласные: распря – распрей;

г) у некоторых существительных сохраняются варианты: грабли – граблей и грабель, баржа – баржей и барж.

7. Вариант окончаний творительного падежа множественного числа существительных 3 склонения.

Некоторые существительные 3 склонения в творительном падеже множественного числа могут иметь вариантные окончания: -ами(-ями) –ьми.

Слова, оканчивающиеся на –ами(-ями), присущи книжной речи; на –ьми – разговорной: дверями – дверьми, дочерями – дочерьми.

И если мы разберемся в выборе падежных окончаний, то никогда не напишем такого объявления: Расчетному центру требуются: бухгалтера, операторы, экономисты.

Слово бухгалтер в именительном падеже множественного числа имеет только форму с окончанием –ы. Бухгалтеры!

 

Справка 2. Глагольные формы, как и формы других частей речи, могут быть представлены в вариантах. В виде стилистических вариантов могут быть формы глаголов настоящего времени: полоскать, плескать, колебать, колыхаться, махать, трепать, сыпать, хлестать, щипать, рыскать и др.:

а) с чередованием согласных в норме (полощут, плещут, машут …) – стилистически нейтральный вариант.

б) без чередования согласных (полоскают, плескают, махают …) – разговорный вариант.

Варианты могут быть и семантическими:

движет – руководит (Им движет чувство ответственности);

двигает – передвигает (Он двигает кресло).

Смешение семантических вариантов приводит к ошибке. Трудности возникают при образовании форм прошедшего времени: сох или сохнул, промокший или промокнувший?

1) нормой является выпадение суффикса –ну - во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов: промокнуть – промок, промокший.

2) без суффикса –ну - образуют форму прошедшего времени со связанной основой: ввергнуть – вверг;

3) бесприставочные глаголы в формах прошедшего времени имеют суффикс – ну - мокнуть – мокнул, мокнувший.

Деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук могут употребляться в двух формах: с суффиксом –в- и с суффиксом –вши- (припав - припавши).

Формам на –вши присущ просторечный характер, формы на –в- общеупотребительны.

 

Справка 3. Полные и краткие формы прилагательных в функции сказуемого могут составлять стилистические или семантические варианты.

1) краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна.

2) полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.

3) полные и краткие формы прилагательного могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).

4) при образовании кратких форм прилагательных с безударным –енный (естественный, торжественный) наблюдается колебания. Искусственный – искусствен, искусственен, торжественный – торжествен, торжественен.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен).

 

Справка 4. Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений.

Ихнея школа победила в соревновании.

Довольно распространенная ошибка – неудачный выбор одного из синонимичных притяжательных местоимений (мой – свой, твой – свой).

Помогает ли то, что ты делаешь тебя самого?

Нагромождение местоимений создает порой неясность текста: Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.

 

Справка 5. Часто появляются ошибки при употреблении числительных оба, обе.

Обоим девушкам надо пересдать биохимию.

С существительными женского рода надо сочетать числительное обе.

Разговорный стиль допускает иногда несклонение сложных и составных количественных числительных. Но в книжных стилях мы не должны отходить от нормы. Всего за полгода этим вопросом интересовались шестьсот человек (в устной речи). Конечно же, в этом предложении, выписанном из газеты, обязательно надо было просклонять числительное: около шестисот человек.

Собирательные числительные используются в ограниченном числе случаев, а именно:

а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: трое сирот, двое друзей;

б) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц;

в) с существительными люди, дети, лицо (в значении человек), ребята;

г) с личными местоимениями: мы, вы, они и др.: нас двое;

д) с субстантивированными числительными и прилагательными: вошли двое, трое больных.

Не сочетаются собирательные существительные с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: Трое студенток, четверо подруг). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими название животных (нельзя сказать: трое волков).

 

Задание 1. Определите падежные окончания существительных. В случае затруднения обращайтесь к «Орфоэпическому словарю».

а) 1. Прохожий купил в киоске пачку табак... и коробку спичек. 2. В компот положили много изюм… и чернослив…. 3. Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося ча…. 4. Больной принял таблетку аспирин… и выпил ложку бром…. 5. Столько этого крик… и визг... было; что барабанные перепонки чуть не лопнули. 6. Всадники быстро промчались и скрылись из вид… 7. Отбо… нет от разных :заманчивых предложений. 8. Трудно даже представить себе,. сколько доход… недополучило в этом году наше хозяйство. 9 Во все магазины завезли превосходного виноград.... 10. Уступите ему смех… ради. 11. Эх, хорошо бы поддать nap…. 12. Вдруг у кра... тротуар... я увидел ребенка.

б) 1. В нашем кра... много достопримечательностей. 2. Создавая парк, мы плачем об утраченном лес… 3. Темно в лес..., хоть глаз выколи. 4. В этот знойный день можно было свободно дышать только в прохладном уголк... тенистого сада. 5. Многое ли делается для того, чтобы женщины не погрязли в домашнем быт…?. 6. Дожди размыли глинистую дорогу, и теперь сапоги вязнут в грунт.... 7. В цех... поражали порядок и чистота. 8. Специалисты нашли много целебных свойств в мед....9. Я был в отпуск... только две недели. 10. Раздавалось громкое мычание коровы в хлев... 11. В дым…, вылетавшем из трубы, временами проносились сверкающие искры. 12. В набитом пищей зоб… попугая мог оказаться исчезнувший алмаз. 13. Скачки происходили на большом круг... эллиптической формы.

в) 1. На выставке были разные сорта яблок..., мандарин..., апельсин.... 2, Делегация состояла из киргиз..., украинц..., осетин..., таджик.... 3. В скачках участвовала большая группа башкир..., монгол..., якут.... 4. Лампочка в сто свеч... разбилась. 5. На рынке большой выбор помидор…, баклажан.... 6. Город раскинулся на 23 тысяч гектар.... 7. Доставлен новый электросчетчик на 10 ампер.... 8. В домашней обстановке, в простой гимнастерке без погон... он не производил впечатления строевого офицера. 9. В галантерейном магазине большой выбор чул...к… и нос…к.... 10. В эту душную ночь приятно было ощущать свежесть льняных простын.... 11. Быстро проносились легкие косяки неутомимых рикш....12. Вдоль западных побереж... Америки тянется длинная цепь Кордильер... и Анд....

 

Задание 2. В данных предложениях найдите ошибки в употреблении форм рода имен существительных. Исправьте текст.

1. К столу подали сладкое какао и черное кофе без сахара. 2. Совхоз вывез раннюю картофель на рынок. 3. Больше всех городов мне понравилось Тбилиси. 4. «Юманите» опубликовало сообщение раньше других газет. 5. ГЭС расположен в центре города. 6. Маленькая колибри помещена в клетку. 7. Облоно разослало новые программы. 8. Билет с плацкартом достать было невозможно. 9. Отец его был настоящая ханжа. 10. Крыша покрыта толью. 11. ЦСУ выпустил бюллетень. 12. Эту убийцу показали вчера по телевизору. 13. Как ваше фамилие? 14. За забором отдыхала серая кенгуру. 15. На её плечи был накинут пушистый боа. 16. Исполнялась попурри из русских народных песен. 17. В универмаге продается красивая тюль. 18. Лицо женщины было закрыто густым вуалем.

 

Задание 3. Укажите на отклонения от современной нормы в употреблении форм рода имен существительных; дайте стилистическую оценку вариантным формам рода.

I. 1. В Белой зале с участием князя образовались три жиденькие кадрильки (Дост.) 2. Я не знал, что с собой делать, думая только одно: пренебрегу всем своим карьером, брошу полк, останусь навеки в деревне (Бун.). 3. Сахаров, большой умница и хитрец, никогда ничего зря не делает (Стан.) 4. А фонарик, вот какая умница, вдруг погас на несколько минут (Светл.).

II. 1. По правде сказать, она мало походила на философа. Но еще меньше на агитаторшу. 2. Всемирный форум откроется докладом председателя Международной демократической федерации женщин, известной общественной деятельницы, ученой Эжени Коттон. 3. Выступила лауреатка второй премии Мицуко Ухида из Японии, 4. Руководители клубных коллективов досадуют: несколько артистов уже вышли замуж, и теперь заботы о семье могут отвлечь их от дела. 5. Рулевой Петька-гитарист, выдумщик и заводило.

 

Задание 4. Согласуйте с выделенными существительными в роде и числе определения и сказуемые, объясняя их значение и выбор грамматической формы.

1. Мо.. импрессарио настаива.., чтобы для концерта привезли нов... рояль. 2. Своей внешностью она производила впечатление типичн... инженю. 3. У входа девушка оставила сво...маленьк... сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял... ярк... бикини. 5. Густ... контральто ее звучал... ровно и уверенно. 6. Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истинн... денди. 7. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн... тогда регби. 8. Взгляды игроков вновь устремились на таинствен... зеро. 9. Местных жителей мучил... бери-бери, котор... казал... неизлечим.... 10. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт... парвеню, котор... просочил... в высшее общество, теперь отворачивал... от друзей. 11. Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморск... кольраби - особый вид капусты. 12. Женщины выдергивали жирн... иваси, застрявш... в сетях. 13. Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденьк... и по-своему миловидн... шимпанзе. 14. В Багдаде я учился в болыш... медресе у знаменитых ученых.

 

Задание 5. Прочитайте данные словосочетания, употребив их в единственном числе. В случае сомнения в родовой принадлежности существительных проверьте себя по словарю.

Большие мозоли, ваши фамилии, войлочные тапочки, заказные бандероли, лесные просеки, маленькие мыши, молодые жирафы, наши плацкарты, новые расценки, спелые помидоры, спелые яблоки, старинные банкноты, старинные рояли, черные ботинки.

 

Задание 6. Подберите к существительному мужского рода существительное женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Адвокат, аквалангист, бакалавр, бригадир, врач, генерал, директор, доктор наук, доктор, защитник, инженер, кондуктор, космонавт, лаборант, машинист, научный сотрудник, педагог, слесарь, солист.

 

Задание 7. Образуйте форму именительного падежа множественного числа данных ниже имен существительных. Найдите имена существительные, которые имеют две формы множественного числа. Объясните различия между ними (смысловые и стилистические). В случае затруднения обратитесь к словарям.

Зуб, колено, корень, корпус, лагерь, лист, месяц, порт, пояс, пропуск, протектор, слесарь, соболь, счет, тополь, торт, тренер, учитель, хлеб, шофер, шум.

 

Задание 8. Объясните и исправьте ошибки в употреблении форм числа имен существительных.

1. Все лето в Москве плохие погоды. 2. На Днепре курсируют небольшие катеры. 3. Директоры и учителя школ города должны присутствовать на конференции. 4. Нештатные лектора горсовета организовали семинар. 5. Умением применять эмоциональные окраски слов Карамзин достиг великой силы раскрытия чувств. 6. Жилищное условие абитуриента неудовлетворительно. 7. В поэме показаны большие симпатии народа к воинам Советской армии. 8. Автор с насмешками говорит об этом герое. 9. Он с трудом разбирал почерка детей. 10. Встречающиеся среди просторечий бессуффикеные существительные используются как средства создания эмоционального повышенного тона. 11. Иногда анализ подменяется простыми перечислениями фактов. 12. Заводу требуются слесаря-инструментальщики. 13. Ребенок ползал на коленах. 14. Несмотря на то что прошли многие годы, роман читается с большим интересом. 15. Постелите коврик, ложитесь на спины. Руки положите вдоль туловищ.

 

Задание 9. От данных прилагательных образуйте краткую форму единственного числа мужского рода. Какой суффикс при этом предпочтительнее? Какой закон развития языка проявляется в этом?

Таинственный, родственный, художественный, существенный, дружественный, величественный, могущественный, искусственный, жизненный, двусмысленный, бедственный, естественный, изысканный, торжественный, посредственный, безнравственный, невежественный.

 

Задание 10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении форм имен прилагательных.

1. Регламент был очень строгий и жесток. 2. День, полон неожиданностей, казалось, не кончится. 3. Начальник учебной части ему неподвластный. 4. Ваш ответ на госэкзамене был посредственен и крайне лаконичный. 5. У него оценки замечательны. 6. Он возвратился радостен. 7. Дипломная работа должна быть переплетенная. 8. Эти газеты совсем свежи. 9. Среди студентов он наиспособный. 10. Писатель употребляет эти слова, чтобы сделать описание предметов наиболее реальным. 11. Ваша библиография оказалась более приемлемее, чем предложенная профессором К. 12. Наш город скоро станет более красивее. 13. Выступления мальчиков на собрании были самыми убедительнейшими. 14. Салфетка у нее более красивее. 15. У этой девочки глаза были более чернее. 16. Саша, бесспорно, самый талантливейший из всех студентов первого курса.

 

Задание 11. Раскройте скобки, употребив местоимения в нужном падеже с буквой Н или без нее.

1. Под (он) струя светлей лазури, над (он) луч солнца голубой (Л.). 2. В (он) винограду кисти рделись (Кр.). 3. Навстречу (он) идет вдохновенный кудесник (П.). 4. Сыр выпал - с (он) была плутовка такова (Кр.). 5. Меж (они) все рождало споры (П). 6. Со стороны (они) не было возражений. 7. С (он) родителями брат знаком. 8. Позади (они) слышались возгласы. 9. Щеки у (они) были красные от мороза. 10. Вслед (она) неслись приветственные возгласы. 11. Перед (она) весь мир открылся. 12. Студенты выполнили все, что от (они) требовалось.

 

Задание 12 Раскройте скобки, выбрав нужное местоимение.

1. Дождь лил (все, целые) сутки. 2. Работа должна быть закончена в срок при (каждый, любой, всякий) условиях. 3. В комедии Гоголя «Ревизор» (каждое, любое, всякое) действующее лицо дано своеобразно. 4. Этот малыш собирал (каждый, любой, всякий) хлам. 5.(Каждый, всякий, любой) студент будет обязательно опрошен. 6. Один из читателей просит (какой-то, какой-нибудь) журнал. 7. Я прислушивался, не раздадутся ли (чьи-то, чьи-нибудь) шаги.

 

Задание 13. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор. Устраните неправильные формы, цифры напишите прописью.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. (две женщины – двое женщин) долго болтали у колодца. 3. Декан вызвал к себе (23 студентов – 23 студента). 4. Лекции читали (три профессора – трое профессоров). 5. Их (четыре – четверо), все они студентки Тверской медицинской академии. 6. При балерине неотлучно находились (два слуги – две слуги – двое слуг). 7. Мать страшилась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырех сирот – четверых сирот). 8. В семье старого якута было (три сына – трое сыновей); все (три – трое) прекрасные охотники. 9. Старшие братья уехали вперед, младшие дожидались, пока за ними (троими – тремя) приедет мать. 10. (Обоим – обеим) ученицам дали дополнительное задание.

 

Задание 14. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления форм времени и наклонения глаголов. Исправьте предложения.

1. Наверху целый день движут мебель. 2. Прочитайте текст и выправите ошибки. 3. За последний год спортсмены достигнули больших успехов. 4. Бунин, как и все русские писатели, переживал за свой народ и очень остро ощущает драматичность жизни. 5. Ученые двигают науку вперед. 6. В это время рыба метает икру.

 

Справка 2. При построении предложения допускается много речевых ошибок, связанных с согласованием сказуемого с подлежащим. Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: Детвора благодарны шефам за подарок.

При подлежащем, в состав которого входят слова большинство, меньшинство, ряд, часть, множество и управляемое существительное в родительском падеже (типа ряд школ, большинство учеников), сказуемое может стоять как во множественном, так и единственном числе.

Единственное число употребляется, если не подчеркивается активность действующих лиц (Большинство студентов отсутствовало).

Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамен).

 

Справка 3. При подлежащем, выраженном количественно – именным сочетанием (семь голов, несколько человек) сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

Формой множественного числа сказуемого подчеркивается активность действующих лиц.

Форма единственного числа сказуемого употребляется при:

- пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне;

- наличии существительного-подлежащего, обозначающего неодушевленный предмет или животное: Прошло сто лет;

- составном сказуемом, оканчивающемся на один: Сравните: Тридцать три богатыря выходят. Тридцать один богатырь выходит.

- сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, лишь, только: Уже много врачей посетило эту клинику.

- сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает активность, равноправность действующих лиц: А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят (А.С.Пушкин). Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное: Жил старик со старухой (А.С. Пушкин).

- при подлежащим может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определенным словом: На соревнованиях автомобиль «Жигули» пришел первым. Но: «Жигули» пришли первыми (здесь «Жигули» уже не приложение).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.071 с.)