Образуйте указанные формы от следующих глаголов: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образуйте указанные формы от следующих глаголов:



Начать, понять, поспать, отнять.

 

б) Обратите внимание на постановку ударения в формах односложных прилагательных без суффиксов или с суффиксом н, л, к, ок типа:

Ва'жный - важна ´, ва ´ жен, ва ´ жны.

Образуйте указанные формы от прилагательных:

Простой, правый, чистый, резкий.

 

 

Задание 7 (контрольное). Прочитайте вслух, правильно расставляя ударение.

Вариант 1. Агент, алфавит, аристократия, аналог, алиби, арест, анатом, блага, бюллетень - бюллетеня, баржа, безудержный, боязнь, баловать, бестселлер, бармен, брошюра, бравурный, банты - бантов, газопровод, глашатай, диспансер, дуршлаг, досуг, еретик, заусеница, завидно, иконопись, кожанка, ломоть, мышление, недуг, одновременно.

Вариант 2. Ворота, выборы - выборов, вероисповедание, гербовый, грошовый, дремота, добыча, дерматин, добела, знахарь, зиждиться, заем -займа, знамение, квартал, каучук, конфиденциальный, мусоропровод, надолго, офицеры - офицеров, опека, опрометью, созыв, сирота - сироты -сирот, стюард, соглядатай, туфля - туфель - туфли.

Вариант 3. Житие, жестяной, жалюзи, индифферентный, индустрия, каталог, приговор, пасквиль, памятовать - памятуя, перипетии, наем - найма, намерение, община, обеспечение, ремень, ракушка, рассредоточение, столяр, танцовщица, туника, триптих, тотчас, убранство, уведомить, феномен, фетиш, украинский, ходатайство.

Вариант 4. Соболезнование, упрочение, укорочение, фортель, факсимиле, хаос, христианин, черстветь, чопорный, шарфы - шарфов, экскурс, эскорт, экзистенциализм, экипировка, ясли - яслей, юродивый, триптих, умерший, озорничать, никчемный, легкоатлет, звонит - звонишь, усугубить, диптих, дочиста, средства, статуя, пуловер, петля, противень, медикаменты.

Вариант 5. Коклюш, истерия, диспансер, генезис, синапс, зообентос, дивертикул, доликокефалия, ивтогамия, инвазия, адермин, кумол, диоптрия, токсоплазмоз, телантроп, акромегалия, имбридинг, шизогония, гетерохрония, эхиуриды, фтизиатрия, недуг, снадобье, макроспориозы, цервикальный, нейролептики, неврастения, бутиловый, биометрия, билирубинемия, флюрография.

 

 

Задание 8 (контрольное). Прочитайте правильно, следите за ударением и произношением гласных и согласных звуков.

Просмотровый кабинет открылся позже. Зубы необходимо пломбировать. Генезис, коклюш, флюрография - иностранные слова. Желчь можно купить в аптеке. Обеспечение больницы медикаментами - ваша задача. Пломбированный зуб реагировал на горячее. Жалюзи в палате были подняты. После трудного дня хирургу принесли кофе и гренки. Это выпускники нашего медицинского колледжа. В районную поликлинику приехал эксперт по фтизиатрии. Валентина Ильинична и Елена Савична работали в частном стоматологическом кабинете. На ужин больным будет подана колбаса и яичница. Ходатайство главного врача было отклонено. В диспансер привели школьников. Пациентка оказалась известной танцовщицей. На рабочем столе молодого врача был хаос. Меня мучила ломота. После принятия алкоголя у него начиналась истерия. Знахарка посоветовала одно из снадобий. В отделении хирургии госпитальный режим. Врач-терапевт принимает по средам. Вася, страдающий диспепсией, был развитой четырехлетний мальчуган. Феномен гения еще до сих пор до конца не изучен. Точная диагностика крайне важна. Больной усугубил свое состояние неправильным лечением. В газете был опубликован некролог. Я купила в аптеке горчичники. В квартире провели дезинфекцию. Непроверенный метод лечения - это афера. Лицо больного выражало озлобленность. Он страдал от изжоги. Булочная находилась рядом с прачечной больницы. В некоторых клиниках договорные цены. Родители рады новорожденному ребенку. Характерные признаки алопеции. Необходимо ободрить человека перед сложной операцией.

 

Краткий словарь-справочник

«Давайте говорить правильно»

Правильно Неправильно
алкого'ль а'лкоголь
алфави'т алфа'вит
апа'тия апати'я
аэропо'рта мн.число: аэропо'рты, аэропо'ртов аэропорта' аэропорты' аэропорто'в
бути'к бу'тик
бу'дущий бу'дуЮщий
бюллете'нь бюллете'ня мн.число бюллете'ни бюллете'ней   бюллетеня' бюллетни' бюллетне'й
газопрово'д газопро'вод
ге'рбовый гербо'вый
дире'ктор дире'ктора мн.число: директора' директоро ´ в     дире'кторы дире'кторов
диспансе'р диспа'нсер
добы'ча до'быча
догово'р до'говор
досу'г до´суг
заё'м заЙм
исково'й и'сковый исковый
конкурентоспосо ´ бный конкурентНоспособный
наём на'йма наня'ть найм
на'нял, наняла', на'няло наня'л, наня'ла, наня'ло
наркома'ния наркомани'я
некроло'г некро'лог
облегчи'ть обле'гчить
облегчи'т, облегча'т, облегчи'л обле'гчит, обле'гчат, обле'гчил
опто'вый о'птовый
приня'ть при'нять
при'нял, при'няла, при'няло приня'л, при'няла, при'няло
ре'ктор ре'ктора мн.число: ре'кторы ре'кторов     ректора' ректоро'в
сиро ´ та сироты' мн.число: сиро'ты, сиро'т си'роты, си'рот
снять снял, сняла', сня'ло сня'ли сня'ла
соболе ´ знование соболезнова'ние
соболе ´ зновать соболезнова'ть
со'зыв созы'в
сре'дство сре'дства сре ´ дствами   средства' средства'ми
уве'домить уведоми'ть
уве'домлю, уве'домит уведомлю', уведоми'т
уве'домят уведомя'т
уплати'ть упла'тит, упла'тят   упло'тит, упло'тят
хода ´ тайство ходата ´ йство
хода ´ тайствовать ходата ´ йствовать
эксгума'ция эСгума'ция
экспе'рт э'ксперт
экспе ´ ртный экспертный
эско'рт э´Кскорт
юрисконсульт юрисТко'нсульт

 

РАЗДЕЛ II

ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Точность речи обусловлена в первую очередь выбором слова. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования, либо может придать нежелательную стилистическую окрашенность.

Одним из важнейших средств создания точности речи является соблюдение лексических норм.

 

Справка 1. Соблюдение лексических норм предполагает, во-первых, целенаправленный, внимательный выбор синонима. Синонимы – это слова, близкие или тождественные по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской. Именно смысловые оттенки близких по значению слов делают одно из них единственным, самым точным, которое в контексте будет наилучшим. Например, смотреть и глядеть - слова, очень близкие по значению, однако глагол смотреть указывает на действие, которое совершается более внимательно, более сосредоточенно, чем глагол глядеть. Поэтому нельзя сказать глядел в микроскоп, но можно - глядел в окно. Во-вторых, слово следует употреблять в том значении (прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение этого требования приводит к семантическим ошибкам. Например, такие ошибки допущены в следующих предложениях:

Часто перед врачом из-за дороговизны медикаментов стоит дилемма: какое лекарство больному выписывать. План по оперированным больным выполнен где-то на 80%.

Слово дилемма в словаре имеет значение «положение, при котором любой выбор из двух исключающих друг друга возможностей одинаково затруднителен» и в приведенном примере употреблено неправильно вместо слова проблема, за дача. Наречие где-то имеет значение «в каком-то точно неизвестном месте», употреблено вместо слова приблизительно.

 

Справка 2. К нарушению точности речи приводит смешение паронимов. Паронимы - это однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи, похожие по звучанию, но различные по значению. Например, следует разграничивать в употреблении следующие пары слов: командированный - командировочный.

Командированный - человек, получивший командировку; командировочный - относящийся к командировке (деньги, удостоверение).

Надеть - одевать. Глаголы надеть и одевать, близкие по звучанию и по морфологическому составу, имеют традиционно в литературном языке разные значения. Одевать - покрыть одеждой или снабдить одеждой кого-нибудь. Например: Девочка одевает куклу; Мать одевает ребенка. Надеть - покрыть себя или часть своего тела какой-нибудь одеждой (обувью). Например: Надеть стерильные перчатки, халат. Одеть употребляется только с одушевленными существительными (одеть ребенка), надеть - с неодушевленными (надеть пальто).

Смешение паронимов - одна из самых распространенных ошибок в речи учащихся. Например: Н. И. Пирогов связан крепкими узлами (узами) с военной полевой хирургией. Пациентка была спокойной, но чувственной (чувствительной) девушкой. Доклад ректора прозвучал здравницей (здравицей) в честь юбилея медакадемии.

Смешение паронимов в данных фразах исказило их смысл.

 

Справка 3. Точность речи может нарушаться в результате невнимания к употребляемым многозначным словам и словам, имеющим омоним. В многозначном слове выделяется основное (прямое, первичное, главное) значение и производные (неосновные, переносные, вторичные). Слово, взятое изолированно, всегда воспринимается в своем основном значении, в котором чаще всего употребляется в речи. Производные же значения выделяются только в сочетании с другими словами. Требование к употреблению многозначных слов: многозначное слово в условиях контекста должно стать однозначным. Если это требование нарушается, то в высказывании может возникать двусмысленность или ненужные смысловые ассоциации. В этом случае на одно значение слова накладывается другое. Многозначность слов дает повод к неправильному истолкованию следующей   фразы: На каждого пациента нашей больницы падает 5-6 процедур.

Лексические ошибки, нарушающие точность речи, могут возникать в результате употребления слов, имеющих омоним. Омонимы - слова, которые совпадают по звучанию (написанию), но имеют разный смысл: Кисть - кисть руки; кисть художника, кисть винограда.

Если контекст точно не указывает на значение слова, то может возникнуть недоразумение, двусмысленность или ненужные смысловые ассоциации. Омонимы требуют от нас осторожности в обращении со словами Неясен смысл следующих предложений: Больные туберкулезом переводятся (переводятся на санаторное лечение или исчезают). Футболисты сегодня ушли с поля без голов.

 

Справка 4. Из недостатков в области словоупотребления необходимо отметить также плеоназмы (греч. «излишество»), многословие, употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов типа поступательное движение вперед, очень громадный, вздернутый кверху, лучший ас, первое боевое крещение, демобилизация из армии, житница зерна, месяц май, прейскурант цен. Крайней формой плеоназма является тавтология, т.е. повторение однокоренных и одних и тех же слов как следствие речевой небрежности, типа всеобщая любовь всех людей, писатель изобразил образ.

 

Справка 5. Лексические нормы проявляются, наконец, в правильной сочетаемости слов. В языке существует большое количество слов с так называемой свободной сочетаемостью. Правила их сочетаемости с другими словами определяются не языком как таковым, а внеязыковой действительностью. Например, возможны следующие варианты сочетаний: выпить микстуру - горькая микстура, белый халат - халат выглажен. Но выпить халат, выгладить микстуру невозможно.

Такие сочетания являются невозможными в силу несочетаемости самих явлений. Сочетаемость слов, определяемая связью предметов и явлений действительности, есть логическая сочетаемость (семантическая). Нарушение логической сочетаемости приводит к логически несообразным объединениям несоотносительных по значению слов - алогизмам. Например, слово уровень имеет два значения: 1) горизонтальная линия, являющаяся границей высоты чего-либо; 2) степень развития чего-либо. В обоих случаях уровень может повышаться или понижаться, но не увеличиваться или уменьшаться.

В языке имеются также случаи, когда запрет на сочетание тех или иных слов накладывается языковой традицией, нормативными установками. Такая сочетаемость слов называется лексической (привычной) сочетаемостью.

Почему можно сказать карие глаза, но нельзя сказать карее платье?Ведь слово карий имеет как в том, так и другом сочетании обычное цветовое значение. Почему возможно сочетание крепкая дружба, но не является нормативным сильная дружба?

Правила лексической сочетаемости постигаются опытом, практически. Поэтому ошибки в данной области чрезвычайно распространены как в детской речи, так и за ее пределами.

 

Справка 6. Кроме логической и лексической сочетаемости слов, необходимо также учитывать и их стилистическую сочетаемость. Стилистические ошибки возникают из-за стилистически несоразмерного, несозвучного соединения слов, хотя с логической стороны данная связь не вызывает возражения. Отсутствие необходимого языкового вкуса приводит к сочетаниям типа: Возвести приемный покой. Думы о совещании в облздравотделе. Грядущие экзамены.

 

Справка 7. При употреблении слов в речи необходимо учитывать также их эмоциональную окраску, ту оценку, которую они выражают. Слова не только называют предметы и явления реальной деятельности, но и выражают наше отношение к ним (положительное или отрицательное). Примеры с анекдотическими ошибками из сочинений учеников: Жухрай - закоренелый революционер; Отец Павла Власова посвятил жизнь побоям жены.

Часто не учитывается эмоциональная окраска предлога благодаря, употребляемого при указании на причину, которую говорящий считает благоприятствующей, способствующей осуществлению чего-либо. Использование предлога благодаря вместо из-за при указании на отрицательную причину в книжно-письменной речи не рекомендуется. Например: Благодаря эпидемии больницы были переполнены. Благодаря травме у мужчины были повреждены суставы.

Справка 8. Употребляя фразеологические обороты, необходимо помнить об их семантике и стилистической окраске. Если нарушается это требование в речи может возникнуть двусмысленность или ненужные смысловые ассоциации. Например: А. С. Пушкин, прочитав «Ответ Гнедичу» К. Н. Батюшкова, против строк «Твой друг тебе навек отныне С рукою сердце отдает» заметил: «Батюшков женится на Гнедиче!» Нельзя изменять состав фразеологических оборотов: расширять фразеологический оборот (случайная шальная пуля), сокращать его (Успехи этого ученика желают много лучшего), заменять одни слова другими (пока суть да дело вместо пока суд да дело; в его словах нет ни грамма правды вместо в его словах нет ни грана правды).

Нельзя допускать изменения грамматической формы из компонентов фразеологического оборота (заморить червячков, гоняться за длинными рублями).

Среди речевых недочетов, связанных с употреблением фразеологических оборотов, особенно частотны контаминации фразеологизмов, т.е. объединение элементов двух разных фразеологизмов в один (играть значение - из играть роль и иметь значение; предпринять м еры - из принять меры и предпринять шаги; львиная часть - из львиная доля и большая часть).

 

Справка 9. Слова-паразиты засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: Ну, это, как бы, вот и т.п.; словечки типа: так сказать, вообще, честно говоря и т.п. Например: Вы знаете, я не ставил такой диагноз. Поэтому, в общем- то, у меня есть, скажем, сейчас возможность сказать, что это, скажем, была какая-то ошибка.

Справка 10. Избегайте в речи штампов и канцеляризмов.

Штампы - это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Штампами становятся слова, словосочетания и даже целые предложения, которые возникают как новые, стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают первоначальную образность. При голосовании поднялся лес рук. Труженики полей увеличили зерновой фонд.

Канцеляризмы - слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях речи они неуместны, являются штампами.

Смотрите сами: Специалисты колхозов мало уделяют внимания борьбе с сорной растительностью. Имеет место отсутствие запасных частей. Простои рабочих мест имели место из-за необеспеченности металлом. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации.

Задание 1. Прочтите статью Н.Г.Чаусовой «Об истории омонимов: мандарин». Ответьте на вопрос: как возникают омонимы?

В русском языке, как и во многих языках, есть слова, совпадающие по форме, но совершенно различные по значению, - омонимы. Как возникают омонимы? Существует множество причин.

Омонимы могут возникнуть при случайном совпадении по форме совершенно разных слов, например при заимствовании из разных языков (гриф 'птица' из греческого языка, гриф 'печать' - из французского), или же при совпадении заимствованного слова с исконно русским (балка 'овраг' -исконное, балка 'брус, бревно' - из немецкого языка).

Омонимы могут также возникать при совпадении по форме исконных слов в результате изменения их звукового состава, словообразовательных процессов. Так, известное у всех славян слово рысь 'хищное животное семейства кошачьих', производное от рысый, рысавый 'рыжий', совпало с собственно русским рысь 'быстрый аллюр (средний между галопом и шагом), при котором лошадь попеременно выносит то правую переднюю и левую заднюю, то левую переднюю и правую заднюю ноги'.

Однако омонимы чаще возникают не при совпадении разных слов, а при расхождении значений одного слова. В этом случае общность формы омонимов не является случайной, она свидетельствует о некогда существовавших связях между их значениями. Этимология и историческая лексикология позволяют обнаружить утраченные связи между значениями слов, а также выявить причину их утраты.

...Попробуем определить, почему совершенно разные предметы получили одно название, например мандарин 'чиновник в феодальном Китае' и мандарин 'плодовое цитрусовое дерево, а также его плоды'.

Прежде всего, следует отметить, что оба омонима иноязычного происхождения. В русский язык они вошли в разное время. Мандарин 'китайский чиновник' отмечается в XVII веке: «...сидят мандарины, а сидят всякий по чину своем» (Спафарий. Китай. 1678). Это слово заимствовано из португальского языка, где оно возникло в XVI веке. Португальское mandarin (в некоторых источниках - mandarim) 'советник' образовано от mantras 'совет'. Характерно, что мандаринами называли чиновников Китая только европейцы. Сами китайские чиновники именовали себя по-другому - kan (или kwan). К тому же kan в китайском языке обозначает и сорт апельсинов. Чаще всего в западноевропейских и славянских этимологических словарях мандарин 'цитрусовое дерево и его плод' объясняется как производное от мандарин 'китайский чиновник'. Приводятся различные признаки, положенные в основу такого переноса наименования. Растение могло быть названо мандарин, потому что, во-первых, китайские чиновники (мандарины) занимались разведением этого вида цитрусовых; во-вторых, одежды китайских чиновников сходны по цвету с этим плодом; в-третьих, возможно, европейцы усмотрели внешнее сходство плодов с желтолицыми китайскими чиновниками.

Во всех случаях бесспорным признается китайское происхождение названия этого вида цитрусовых. Однако при этом без объяснения остается факт, что слово мандарин 'плод' появляется в европейских языках почти на 200 лет позже, чем мандарин 'китайский сановник': впервые фиксируется в конце третьей четверти XVIII века, в английском языке отмечается с XIX века.

В русском языке слово мандарин 'плод' появляется не раньше конца XVIII века, когда в Петербурге и близлежащих имениях большое распространение получили оранжереи, где выращивались диковинные заморские фрукты, в том числе мандарины.

 

Задание 2. Определите, являются ли выделенные слова разными значениями одного и того же слова (полисемия) или разными словами (омонимия). Выправьте текст, устранив двусмысленность.

1. Этот прием, использованный профессором Ивановым, дал свои положительные результаты. 2. Кулак, готовый каждый момент к бою, сам по себе был отвратителен. 3. Для детских яслей райсовет решил отобрать в районе лучшие дома. 4. К концу занятий члены кружка окружили руководителя и стали разбирать прочитанную литературу. 5. Кинорежиссер заботился о своевременной подготовке кадров. 6. На концерте в оркестре играл ударник из нашей бригады Саша Петров. 7. В своем последнем слове подсудимый Григорьев сказал: «Дайте мне срок, и я исправлюсь». Судьи предоставили ему такую возможность. 8. После второго анализа были получены отличные данные. 9. Миллионы людей теряются из-за отсутствия информации в транспорте, на улице, в магазине. 10. Пора оставить термин «функциональный стиль».

 

Задание 3. а) Определите значение слов-паронимов. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю или к словарю-справочнику «Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка» (составили: Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С., М.: Сов.энциклопедия, 1968).

Мелкий - мелочный; бережливый - бережный; деревянный - древесный; сытый - сытный; костлявый - костистый - костяной - костный; целый -цельный; длинный - длительный; командированный - командировочный; отразить - отобразить; новинка - новшество; гуманизм - гуманность; одинарный - ординарный; адресат - адресант; апробирование - апробация; иммигрант - эмигрант; орудие - оружие; болезненный - больной; духовный - душевный; прецедент - претендент.

б) Подберите паронимы к следующим словам, объясните различие в их семантике.

Искусный, статичный, типичный, проступок, здравица, индеец, стесненный, хозяйский, описка, опасный, техничный, осуждение, скрытый, нетерпимый, тактичный.

Задание 4. Устраните ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

1) Но величество, могущество русского народа проявляется в его борьбе. 2) Речь Молчалина - речь мелкого, жалостного человека. 3) Ваське Пеплу пришлось пойти по ступеням своего отца. 4) Единство и приемлемость поколений - это один из источников непобедимости нашего народа. 5) Хотя Есенин и принял революцию, но он один из тех людей, которые шли к ней околоточными путями. 6) Врачи предприняли психологическую атаку. 7) Мы не ждем милостыней от природы. 8) Его ожидала блестящая карьера, но любовь к женщине обрушила все его планы и мечты.

Задание 5. Отметьте и устраните неоправданные повторы, избыточные элементы (т.е. тавтологию и плеоназмы), возникшие вследствие незнания точного значения слов.

1. Люди начали понимать, что причиной их рабского существования является существующий строй. 2. Девочка держит на руках маленького малыша. 3. Следует отметить, что, используя архаизмы, устаревшие слова и словосочетания, архаические падежные окончания, Злобин никогда не злоупотреблял использованием архаизмов. 4. Это явление передовое и прогрессивное. 5. А Галка как раз выходила в кинозвезды. После первого дебюта в одном известном фильме ее не однажды уже представляли зрителю, вывозили даже в Европу. 6. Строители-студенты давно обжились на новых местах, уже прошли свое первое «боевое крещение», достаточно промокли под дождями и загорели под знойным солнцем. 7. Вся ценная рыба погибнет в загрязненной, отравленной воде, если стоки промышленной индустрии не будут очищены или отведены. 8. Однако в течение длительного периода времени в колхозе не было никакого порядка. 9. На профсоюзной конференции комбината присутствовало 120 человек делегатов. 10. Свои упреки прораб Матвеев адресовал в адрес строительно-монтажного управления. 11. Группа инженеров фабрики во главе с главным инженером Н. В. Огольцевым разработала оригинальную конструкцию машин. 12. Много жалоб поступает от жителей города на плохую доставку почтовой корреспонденции. 13. Выступавшие ораторы говорили о том, как сделать, чтобы не повторять допущенных ранее ошибок. 14. Многотиражная газета еще мало помещает сатирических карикатур, критикующих различные стороны в деле деятельности предприятия.. 15. С чувством благодарности отмечаем мы большую помощь, оказанную нам... 16. Сейчас на комбинате ведется строительство нового цеха. 17. Сможем ли мы в короткие сроки решить задачу создания обилия сельскохозяйственных продуктов?

Задание 6. Бедность речи проявляется в повторении одних и тех же или чаще однокоренных слов. Устраните тавтологию.

1) На суде Павла судили не как подсудимого, а как грозного судью самодержавия. 2) «Судьба человека» М. Шолохова рассказывает о судьбе советского человека. 3) Из романа я узнала о жизни людей, живших в Петербурге до революции. 4) В рассказах мастера рассказа представлен образ врача. 5) Разорвав свою грудь, он вынул сердце, которое ярко светилось, освещая все вокруг.

 

Справка 11. Синонимы - это слова, близкие или тождественные по своему значению, обозначающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга или оттенками значения (смысловые синонимы), или стилистической окраской (стилистические синонимы), или обоими этими признаками.

При использовании смысловых синонимов важно учитывать не столько их близость, сколько расхождение в оттенках значения, т.к. именно последнее создает возможность наиболее точного выражения мысли. Например, существительные успех, удача и достижение имеют общее значение «хороший результат чего-нибудь», но успех - это хороший результат безоотносительно к средствам, которыми он достигнут; удача - хороший результат, достигнутый, быть может, случайно; достижение - положительный результат каких-либо действий, усилий, работы. Смысловые синонимы различаются также сочетаемостью с другими словами. Так, все слова синонимического ряда смелый - бесстрашный - безбоязненный - храбрый - неустрашимый сочетаются с существительными одушевленными (ср.: смелый человек, бесстрашный человек, безбоязненный человек), но, например, с существительным мысль сочетается обычно только первое (реже второе) в названном ряду прилагательное: можно сказать смелые мысли, но не образуются сочетания «безбоязненные мысли», «храбрые мысли», что связано с различными смысловыми оттенками, присущими словам этого ряда.

Стилистические синонимы различаются сферой употребления (принадлежностью к разным стилям речи) и эмоционально-экспрессивной окраской. По принадлежности к разным стилям речи синонимы делятся на нейтральные, книжные, разговорные, просторечные. Ср. нейтральное изучать - книжное штудировать - разговорное зубрить; признаки болезни (нейтральное) - симптомы болезни (книжное). Различную экспрессивную окраску имеют синонимы родина (нейтральное) - отчизна (высок.); наказание (нейтральное) - возмездие (высок.).

 

Задание 7. Определите стилистическую окраску следующих синонимов:

Врач, лекарь, целитель, медик, знахарь, врачеватель.

Задание 8. Определите с помощью словарей различия в семантике и стилистической окраске слов синонимического ряда.

1. Горячий, жгучий, знойный, палящий, раскаленный. 2. Взгляд, воззрение, убеждение, суждение, мнение, точка зрения. 3. Удивить, изумить, ошарашить, озадачить, поразить. 4. Идти, брести, плестись, шествовать. 5. Большой, громадный, гигантский, огромный, исполинский, колоссальный, грандиозный. 6. Знаменитый, известный, популярный.

Задание 9. Раскройте скобки, употребив наиболее подходящее из слов- синонимов.

1. Работа над созданием новой машины требует (упрямства, упорства). 2. Мать (склонилась, наклонилась) над сыном и зарыдала. 3. Раздались (громкие, призывные) звуки труб, (неистовые, дикие) крики воинов, (страшный, грозный, пугающий) топот коней. 4. Татьяна никогда ни с кем не говорила и (пугалась, трепетала, робела, трусила) при одном имени барыни. 5. Во время сборов в поход произошло затмение солнца, но князь Игорь не побоялся этого (предсказания, предзнаменования). 6. К нам в школу поступил новый... физики. Многие современные писатели считают М. Горького своим... На собрании присутствовали профессора, доценты и... института. Он со школьной скамьи мечтал о профессии... (учитель, педагог, преподаватель). 7. Я встретил своего... товарища. В трамвае было несколько... людей (старый, пожилой).

 

Задание 10. а) Прочитайте и запомните словосочетания со словом доверие.

Доверие избирателей, питать к кому-либо доверие, не внушать кому-либо доверия, войти в доверие к кому-либо, выйти из доверия у кого-либо, терять доверие, пользоваться доверием, заслужить доверие, относиться к кому-либо с доверием, оправдать доверие, облечь доверием.

б) Используя словосочетания со словом доверие, расскажите:

1. О вашем начальнике (директоре, заведующем и т. п.); 2. Об отношениях между депутатами и избирателями; О снятом с работы начальнике строительства; 4. Об отношениях между преподавателем и его учениками.

 

Задание 11. а) Скажите, какие из данных слов нейтральны? Какое слово свойственно разговорной речи? Какое характерно для просторечия и содержит отрицательную оценку качества человека?

Настойчивый, упорный, пробивной, настырный (человек)

б) Используя данные прилагательные, расскажите о ваших знакомых.

Задание 12. а) Расскажите, что обозначают данные слова. Незнакомые слова посмотрите в словаре.

Шоссе, дорога, тропа, тропинка, проселок, просека, серпантин, большак, тракт.

б) Представьте данные ситуации в виде диалогов, используя слова, данные в пункте а).

1. Вы заблудились в лесу и спрашиваете дорогу у встретившегося вам лесника. 2. Вы вместе со своими товарищами составляете маршрут туристического похода по горам. 3. Вы впервые едете на машине на дачу к своему знакомому из города.

 

Задание 13. Прочитайте предложения. Укажите, где слово работа можно заменить словом труд. Изменится ли при этом смысл высказывания?

1. Эта статья - первая самостоятельная работа аспиранта. 2. В этом списке - основные работы по фонетике, с которыми студенты должны познакомиться. 3. Последняя работа ученого осталась незаконченной. 4. Писатель принес в издательство свою новую работу. 5. Работы этого скульптора сразу же привлекли к себе внимание. 6. О новой работе режиссера было много споров.

 

РАЗДЕЛ III

ГРАММАТИЧЕСКАЯ НОРМА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.072 с.)