Государственные правовые акты по охране труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные правовые акты по охране труда.



В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актом по охране труда.

Нормативные требования по охране труда и их соблюдение по существу являются фундаментом в создании здоровых и безопасных условий труда. Обеспечение единства таких требований - важная государственная задача. Поэтому статьей 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда предусмотрено установление единых нормативных требований для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" обязывает все федеральные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблюдать единые нормативные требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах, предусмотренных в прилагаемом к постановлению перечне. На правительственном уровне, пожалуй, впервые так поставлена задача.

Этим постановлением Правительства Российской Федерации предусматривается система формирования в Министерстве труда Российской Федерации банка данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Федеральные органы исполнительной власти, в том числе и указанные в прилагаемом к постановлению перечне Госстандарт России, Минстрой России, Госкомсанэпиднадзор России и другие федеральные органы надзора,

должны представлять в Министерство труда Российской Федерации утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.

Таким образом Министерство труда Российской Федерации становиться координационным центром нормативного обеспечения по охране труда, а созданная при этом Министерстве Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) согласно Положению об этой инспекции, утвержденному Указом Президента Российской Федерации, обязана обеспечить надзор и контроль за соблюдением нормативных требований по охране труда и за реализацией в целом постановления Правительства Российской Федерации, используя предоставленные инспекции полномочия.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" нормативные правовые акты по охране труда подразделяются на следующие виды.

 

 

Наименование вида нормативного правового акта

Органы, утверждающие
полное сокращенное нормативные правовые акты
1 2 3
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ Р ССБТ Госстандарт России Минстрой России
Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда ОСТ ССБТ Федеральные органы исполнительной власти
Санитарные правила Санитарные нормы Гигиенические нормативы Санитарные правила и нормы СП СН ГН СаНПиН Госкомсанэпиднадзор России
Строительные нормы и правила СНиП Минстрой России
Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности ПБ ПУБЭ   ИБ Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией
Правила по охране труда межотраслевые ПОТ М Минтруд России
Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)   Минтруд России Федеральные органы надзора
Правила по охране труда отраслевые ПОТ О Федеральные органы исполнительной власти
Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ Федеральные органы исполнительной власти
Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)     -----“-----

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Если Конституция Российской Федерации, Основу законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс законов о труде Российской Федерации, содержащий главу X "Охрана труда", являются чисто правовыми основами охраны труда, приведенные в перечне, конкретизируют и детализируют требования этих актов к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, оборудованию, лицам, определяют обязанности, права и ответственность за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране

труда.

Порядок разработки, учета, издания, распространения и отмены правил и инструкций по охране труда определен Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 июля 1993 года N 129, с последующими изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 28 марта 1994 года N 27.

В настоящее время действует около 3-х тысяч нормативных правовых актов по охране труда. Процесс перехода к единым нормативным требованиям по охране труда, пересмотр действующих и создание новых нормативных правовых актов по охране труда длительный и требует значительных материальных средств для его реализации.

Нормативные правовые акты по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации, а также информация об утверждении и издании других нормативных правовых актов по охране труда, направляются министерством в федеральные органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры) и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации для руководства и доведения их до подведомственных предприятий, организаций.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41, 41-1, 41-2, 41-3, 41-4), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 30, 140). Кодексом законов о труде Российской Федерации (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР". В соответствии со статьей 3 этого закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях,  нарушение  должностным  лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководители государственных инспекций труда предоставлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам - в размере до пятидесяти минимальных оплаты труда.

В соответствии со статьей 4 этого федерального закона, дополняющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства Российской Федерации о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может быть увеличен до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с измененной редакцией статьи 140 Уголовного кодекса РСФСР нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же

срок, или штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 27 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, в соответствии с которой работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на должностное лицо или работника одного из следующих дисциплинарных взысканий: замечание,  выговор,  строгий  выговор, увольнение (статья 135 КЗоТ Российской Федерации).

Материальная ответственность наступает в случае ущерба, нанесенного предприятию из-за несоблюдения работников требований и норм охраны труда.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда, Основами законодательства Российской Федерации об охране труда предусмотрена также ответственность предприятия.

За невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (статья 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда).

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (статья 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда).

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающего нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (статья 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.011 с.)