Основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда.



Определение термина "Охрана труда" содержится в статье 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические,  организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В понятие охраны труда внесены принципиальные изменения по сравнению с формулировкой, ранее включенной в государственный стандарт системы ССБТ (ГОСТ 12.0.002-80 "Термины и определения". Оно заключается в том, что уже само понятие "охрана труда" направлено не на голую схему (систему) различного рода мероприятий, а непосредственно на человека труда, работника, представляя охрану труда как систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. А сами мероприятия являются не чем иным, как способы реализации главной идеи, заложенной в понятие "охраны труда".

Понятие охраны труда по существу раскрывает главные направления, образующие замкнутые цепь системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, то есть эта система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, так и связи с ней. Поэтому нельзя отождествлять понятие охраны труда с техникой безопасности или гигиены труда, которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда -эта система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т.д. являются ее составляющими.

6 августа 1993 года приняты и с 1 сентября этого года вступили в действие Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (в дальнейшем Основы) - первый в истории нашей страны законодательный акт, специально посвященный одному из важнейших разделов трудового права, и хотя они не являются актом прямого действия, но предусмотренные в них нормы устанавливают права и гарантии права работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Основные положения в этом законодательном акте заключаются в следующем:

* определена сфера действий Основ и основные принципы государственной политики в области охраны труда;

* определено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий и их объединений;

*  установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятии;

*  проведение обучения и инструктажа работников по охране труда, проведению медицинских осмотров;

*  определена ответственность работодателя за вред причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственности предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

*  предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

*  определены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

*  предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.

В Основах в более развернутом виде приводятся некоторые нормы действующего трудового законодательства, в сконцентрированном виде отражается практика существующая практика, особенно когда речь идет о правах работникам и обязанностях работодателя, а также декларируются нормы, подсказанные жизнью или заимствованные из опыта других стран.

Действие Основ распространяются на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях.

Законодательно (а не различными положениями, как раньше) закреплено, что действие законодательства об охране труда распространяется также на студентов и учащихся, проходящих производственную практику, на военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях, на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.

Основные принципы государственной политики в области охраны труда, предусмотренные статьей 3 Основ, по существу определяют направления деятельности, прежде всего, органов государственной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в ее составе, а также объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Лейтмотивом совместных действий этих органов и общественных организаций должно стать принуждение работодателей к признанию и обеспечению приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Другими словами во главу угла должно быть поставлено условие - не прибыль любой ценой (как раньше - план любой ценой), а сохранение жизни и здоровья человека, занятого на производстве или в другой сфере деятельности. Именно из этого условия надо исходить при разработке новых и совершенствовании действующих законодательных и иных нормативных актов не только непосредственно относящихся к охране труда, но и по другим направлениям правовой, экономической, социальной и технической политики, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав - это по существу главная цель всего законодательного акта. Поэтому при рассмотрении вопросов о правомерности требований работника (бывают и неправомерные требования) или защите его прав на охрану труда следует статью 4 Основ рассматривать в контексте с другими статьями Основ, особенно со статьей 9, так как обеспечение прав работника - это первейшая обязанность работодателя и за исполнение ее он должен нести ответственность (статья 26). Согласно статьи 4 работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности, на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, на получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов, на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Обязанности работодателя указаны в статье 9 Основ. В частности, он должен обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты, обеспечить организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством.

Кроме того, согласно статье 14 Основ работодатель не должен допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека, а если на предприятии производятся или применяются вредные вещества, то должна проводится организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие на работников этих веществ.

Работодатель обязан также организовать и проводить предварительные при поступлении работника на работу и периодические в течении его трудовой деятельности медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством (статья 13).

При обнаружении у работников признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу (статья 6).

Работодатель должен иметь в виду, что работник имеет право также на профессиональную подготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда или в случае потери трудоспособности в связи с полученной травмой на производстве или профессиональным заболеванием, на отказ без каких-либо последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности, на проведение на его рабочем месте инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти или в профсоюзные и другие уполномоченные работниками органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраны труда.

Все эти права гарантируются государством в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Обязанности работника изложены в статье 10 Основ. Он должен соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания (то есть не утаивать то, что обнаружено при медицинском осмотре), о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Косвенно в его обязанности еще входит прохождение в установленном порядке обучения, инструктажа и проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда, иначе запрещается допускать его к работе (статья 5), и если он уклоняется от прохождения медицинских осмотров или не будет выполнять рекомендаций по результатам проведенных обследований, то работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей (статья 13).

Государственное управление охраной труда, согласно Основ, должен осуществлять государственный орган, функции и полномочия которого в этой области определяются Президентом Российской Федерации или его по его поручению Правительство Российской Федерации.

В рамках государственного управления охраной труда Основами предусмотрено создание в министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также в концернах, ассоциациях и других объединениях предприятиях служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если они не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.

Несколько по иному законодатель подошел к управлению охраной труда на предприятиях. Согласно статьи 8 Основ здесь службы охраны труда создаются в случае необходимости и дается ориентация на привлечение специалистов по охране труда на договорной основе.

Работодатель также может привлечь соответствующих специалистов на договорной основе.

Для управления охраной труда непосредственно статьей 8 Основ предусмотрено создание на предприятиях с численностью работников более 10 человек комитетов (комиссий), в состав которых на паритетной (равного представительства) основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных  уполномоченных работниками представительных органов, например, от совета трудового коллектива.

Основами предусматривается создание на трех уровнях фондов охраны труда - федерального, территориальных и фондов охраны труда предприятий (статья 1.).. Их главное назначение - решение глобальных и текущих вопросов обеспечения для миллионов работников нормальных условий труда, сохранения их здоровья, поддержания высокой работоспособности.

Статьей 24 Основ, посвященной вопросам государственного надзора и контроля в области охраны труда, не затрагивается сфера деятельности указанных органов. В ней предусматривается государственный надзор и контроль только в той части трудового законодательства, которая входила в надзорно-контрольные функции технической инспекции труда профсоюзов, то есть дана прямая установка на передачу этих функций государственному органу, обозначен ному в указанной статье как Федеральный орган надзора и контроля за охраной труда.

Наряду с государственным надзором и контролем Основами отведена большая роль общественному контролю (статья 25).

Кроме Основ продолжает действовать Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ, в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г.) В КЗоТ имеется специальный раздел "Охрана труда" (Глава Х), посвященные охране труда и состоящий из 21 статьи, в которых заложены требования к работодателю, гарантируются права работников, а также приведены различные льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда.

КЗоТ предусмотрено, что надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

*  государственные органы и инспекции;

*  профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда - согласно положениям об этих инспекциях.

Статьями 245, 246, 247 КЗоТ Российской Федерации предусмотрено, что государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на отдельных объектах осуществляет Госгортехнадзор России, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок - Госэнергонадзор России, за соблюдением гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил - Госкомсанэпиднадзор России.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря содержит несколько статей, которые относятся к охране труда (статьи 2, 7, 24, 37, 41, 42, 45, 60).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.015 с.)