Основные цели и положения Болонского процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные цели и положения Болонского процесса



Болонский процесс – это процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных процессов, которые интенсивно протекают в последние годы во всем мире, в том числе и в Европе. Европейские страны все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открылись границы, введена единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях разнородность систем высшего образования, несопоставимость присеваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной рабочей силы.

Основная цель Болонской декларации – установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Для достижения этой основной цели выдвигается ряд задач, которые, на основании анализа литературы [4, 6, 10] можно сформулировать следующим образом:

- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;

- повышение престижности в мире европейской высшей школы;

- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования;

- достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;

- повышение качества образования;

- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания. 

Выделенные в нормативных документах … должны быть достигнуты к 2010 году.

Декларация содержит шесть ключевых положений, которые в терминологии В.И. Байденко [1, С. 45], можно представить следующим образом:

1) Способствование трудоустройству выпускников.

2) Создание двухуровневой системы высшего образования.

3) Учреждение системы кредитных единиц.

4) Развитие мобильности учащихся.

5) Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам.  

6) Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения.

Для полного понимания Болонской Декларации необходимо более подробно остановиться на характеристике этих шести ключевых ее положениях. При составлении такой характеристики будем опираться на работы следующих авторов [1, 3, 7, 26].

1. Способствование трудоустройству выпускников. Трудоустройство выпускников является одним из важных положений Болонского процесса. Оно предполагает ориентацию высших учебных заведений на конечный результат, т.е. знания выпускников. Полученные в процессе обучения знания должны быть, в последующем, обязательно применены и использованы на пользу, как народа своей страны, так и других стран Европы.

Для того чтобы выпускник мог применить свои знания, создается система, с помощью которой определяется востребованность академических степеней и другие квалификации на европейском рынке труда, а также система профессионального признания квалификаций, присвоенных определенным вузом.

Для максимального упрощения и облегчения системы профессионального признания планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО. Такое приложение выдаётся по запросу студента бесплатно; заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском); имеет строго регламентированную форму, состоящую из восьми разделов.

2. Двухуровневая система высшего образования. Введение двухуровневой системы высшего образования связано с тем, что большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, а также существуют значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр.

Бакалавр – это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года.

Последипломное образование по этой системе осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8 – летнего обучения.

3. Учреждение системы кредитных единиц (ECTS). Введение ECTS – Европейской системы перезачета кредитов – является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы «Эразмус» в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов.

Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента. С помощью них определяется объем полученного образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы.

За учебный семестр начисляется ровно 30 академических кредитов, а за учебный год 60 академических кредитов. Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным. Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.). Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.

При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка, самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п. Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения). Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS является многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д.

В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

Для участия в ЕСТS системе университеты ежегодно готовят обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, и их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, такая информация включает полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

4. Развитие мобильности учащихся. Такая академическая мобильность предполагается следующее:

1. Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.

2. Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.

3. Обучение за рубежом по программам мобильности бесплатно – принимающий вуз денег за обучение не берёт.

Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.

Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.

5. Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Для достижения этого положения разрабатываются сходные учебные планы.

6. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения. Реализация такой концепции позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету – значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея образования, соразмерного со всей протяженностью жизни.

Для реализации основной цели и задач Болонской Декларации, а также шести ее основных положений, подробно охарактеризованных на основании анализа литературных источников выше, существуют рекомендательные и факультативные параметры, которые можно вычленить на основании анализа нормативных документов Болонского процесса [3, 7].

Рекомендательные параметры Болонского процесса:

1) Единые европейские оценки (А – "отлично"; В – "очень хорошо";

С – "хорошо"; D – "удовлетворительно"; Е – "посредственно";

F – "неудовлетворительно").

2) Активная вовлечённость студентов.

3) Социальная поддержка малообеспеченных студентов.

4) Образование в течение всей жизни.

Факультативные параметры Болонского процесса:

1) Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.

2) Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.

3) Модульная система.

4) Дистанционное обучение, электронные курсы.

5) Академические рейтинги студентов и преподавателей.

Реализация этих обязательных, а также некоторых факультативных параметров позволит странам, подписавших Болонскую декларацию, быстрее и с меньшими потерями перестроить собственные системы образования под «болонские» стандарты.

 


2. Болонский процесс и развитие российской системы образования

 

Как отмечает в своей статье Е.В. Шевченко [26, С. 37], начальный опыт участия России в Болонском процессе показывает, что существуют две основные доминирующие точки зрения по вопросу необходимости «болонских» преобразований. Многочисленная, на сегодняшний день, часть педагогической общественности полагает, что советское, а ныне российское высшее образование – лучшее в мире, что любые серьёзные реформы имеют целью "развалить" его, и важно сохранить его в как можно большей неприкосновенности. Вторая группа придерживается той точки зрения, что наше высшее образование "выстроено под пирамиду командной экономики", "архаично", "не соответствует новому облику общества" и подлежит тотальному реформированию. Представители и первой и второй групп, выступая в СМИ и на страницах педагогической печати, отстаивая свою точку зрения, приводят множество доводов и аргументов, подтверждающих их позиции. Поэтому следует более подробно остановиться на характеристике этих двух позиций, тем более что все высказывания и публикации так или иначе касаются системы образования, и выносятся авторами для общественного обсуждения для того (как нам думается), чтобы только улучшить её. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.013 с.)