Основные положения Болонского процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения Болонского процесса



Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основные положения Болонского процесса………………………………….5

1.1. История становления Болонского процесса……………………………..…5

1. 2. Основные цели и положения Болонского процесса………………...……..7

2. Болонский процесс и развитие российской системы образования………...14

2. 1. Положительные стороны подписания Болонской декларации………….14

2. 2. Отрицательные стороны подписания Болонской декларации…………..17

2. 3. Болонский процесс и перестройка среднего образования………………24

Заключение………………………………………………………………………29

Литература……………………………………………………………………….30

Приложения……………………………………………………………………...33


Введение

 

Интеграционные процессы, происходящие в мировом образовании, затронули также и систему российского образования: как высшего, так и общего. В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство. Для создания такого единого пространства со странами Европы в сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2010 г. предстоит осуществить реформирование российского образования на всех его уровнях.

Однако процесс реформирования системы отечественного образования поднимает на поверхность ряд проблем, среди которых наиболее остро заявляют о себе социальные и экономические проблемы. Социальные проблемы реформирования национального института образования заключаются в гармонизации целей, содержания и способов образовательной деятельности с изменившимися общественными потребностями и условиями; а экономические проблемы связаны с обеспечением эффективного функционирования института образования в социальном и экономическом пространстве Российской Федерации.

     Перечисленные проблемы свидетельствуют о том, что система образования претерпевает значительные изменения, одним из которых является присоединение и выстраивание российского образования согласно мировым стандартам. Но для того, чтобы процесс реформирования был понятен всем субъектам образовательного процесса необходимо иметь целостное представление о его протекании. Это и определило тему нашего исследования: «Болонский процесс и российская система образования».

Объектом исследования является процесс реформирования российской системы образования. 

Предмет: Болонский процесс как один из компонентов процесса модернизации российской системы образования.

Цель: на основании анализа литературных источников сформировать целостное комплексное представление о Болонском процессе и его влиянии на систему российского образования.

Задачи:

1. Описать основные этапы становления Болонского процесса.

2. Охарактеризовать основные цели и задачи Болонского процесса.

3. Проанализировать роль Болонского процесса для развития российского высшего и среднего образования.

Поставленные цель и задачи обусловили выбор следующих методов:

1. Теоретический анализ и синтез педагогической, психологической, философской литературы по проблеме исследования.

2. Метод экспертных оценок.

Структура работы: введение, в котором дается общая характеристика работы; основная часть, состоящая из 2 параграфов; заключение; список литературы, состоящий из 26 источников; приложение, состоящее из трех частей. В первом параграфе рассматривается история становления Болонского процесса, описываются и анализируются его основные цели и задачи. Во втором параграфе рассматриваются различные аспекты влияния Болонского процесса на российскую систему как высшего, так и среднего образования; приводятся мнения экспертов по проблеме изменения российской системы образования в контексте Болонского процесса. В заключении делается общий вывод по работе.


Основные положения Болонского процесса

Заключение

В заключение, рассматривая различные теоретические аспекты Болонского процесса и его влияния на отечественную систему образования, целесообразно заметить, что еще до официального присоединения России к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Так уже в Законе Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятом в 1996 г., в принципе была предусмотрена многоуровневая система высшего образования. Кроме того, за прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.

     Но, несмотря на положительные примеры такого рода в целом отношение российской вузовской общественности к Болонскому процессу было и пока остается весьма настороженным.

     Поэтому в данной работе автором была предпринята попытка представить целостное комплексное представление о Болонском процессе через: рассмотрение истории становления Болонского процесса; его основных целей и задач; освещение различных аспектов влияния Болонского процесса на российскую систему как высшего, так и среднего образования. Кроме того, были проанализированы мнения экспертов о положительном и отрицательном влиянии Болонского процесса на российскую систему образования.

Данный материал может быть использован при организации занятий по теории обучения, как педагогом, так и студентами; помочь начинающему педагогу-практику при организации своих занятий.

 


Литература

1. Байденко, В.И. Болонский процесс [Текст]: курс лекций. – М.: Изд-во Логос, 2004. – 208 с.

2. Бермус, А.Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса [Текст] / А.Г. Бермус // Педагогика. – 2005. – № 10. – С. 102–109.

3. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие [Текст]: документы международных форумов и мнения европейских экспертов // Под ред. В.И. Байденко. – М.: Изд-во Логос, 2002. – 409 с.

4. Болонский процесс в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие /        В.Б. Касевич, Р.В. Светлов, А.В. Петров, А.А. Цыб. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2004. – 108 с.

5. Булавенко, О. Болонская декларация и структурная перестройка процесса обучения [Текст] / О. Булавенко // Народное образование. – 2005. – № 7. – С. 15–17.

6. Валицкая, А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие [Текст] / А.П. Валицкая // Педагогика. – 2001. – №7. – С. 3–7.

7. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и Российские реалии [Текст] / Ю.С. Давыдов. – М.: МПСИ, 2004. – 136 с.

8. Данильчук, В.И. Нужно ли нам педагогическое образование [Текст] / В.И. Данильчук, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков // Известия Волгоградского педагогического управления. Сер.: Педагогические науки. – 2005. – №1. – С. 63–65.

9. Добренькова, Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс [Текст] / Е.В. Добренькова // Социологические исследования. – 2007.– № 6. – С. 102–109.

10. Добрынин, М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства [Текст] / М.А. Добрынин // Педагогика. – 2006. – № 9. – С. 103–108.

11. Дырин, А.И. К вопросу о «философии» новейшего периода модернизации российского образования, или его цели и задачи в аспекте реализации Россией Болонской декларации [Текст] / А.И. Дырин // Социология образования. – 2007. – № 1. – С. 13–25.

12. Зайцев, В.В. Пути развития отечественного педагогического образования в условиях Болонского процесса [Текст] / В.В. Зайцев // Известия Волгоградского педагогического управления. Сер.: Педагогические науки. – 2005. – № 1. – С. 65–69.

13. Иванова, В.И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия [Текст] / В.И. Иванова // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 3. – С. 70–74.

14. Известия РАО. – 1999. – № 4.

15. Капранова, В.А. История педагогики [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Капранова. – М.: Новое знание, 2005. – 240 с.

16. Кликунов, Н. ГИФО: плюсы и минусы [Текст] / Н. Кликунов, Г. Окорокова // Высшее образование в России. – 2002. – № 2. – С. 37–42.

17. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

18. Макарова, М.Н. Болонский процесс: мнения и ожидания [Текст] / М.Н. Макарова, В.С. Соломенников // Социологические исследования. – 2007. – №6. – С. 106–109.

19. Музяков, С.И. Ценностные основания модернизации высшего профессионального образования в России [Текст] / С.И. Музяков // Социология образования. – 2007. – № 2. – С. 4 – 11.

20. Плаксий, С.И. Болонский процесс [Текст] / С.И. Плаксий // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 3. – С. 203–206.

21. Родионова, Е. Единый и … неделимый [Текст] / Е. Родионова // Лидеры образования. – 2003. – № 8. – С. 15–17.

22. Сенашенко, В. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций [Текст] / В. Сенашенко, Г. Ткач // Высшее образование в России. – 2003. – № 3. – С. 25–34.

23. Сенашенко, В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования [Текст] / В. Сенашенко // Высшее образование в России. – 2002. – № 2. – С. 28–36. 

24. Смолин, О. Июньские новеллы образовательной политики: вектор или маневр? [Текст] / О. Смолин // Народное образование. – 2005. – № 7. – С. 7–14.

25. Шадриков, В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс [Текст] / В.Д. Шадриков // Вопросы образования. – 2004. – № 5. – С. 2–12.

26. Шевченко, Е.В. Болонский процесс и российская система высшего образования [Текст] / Е.В. Шевченко // Интеграция образования. – 2002. – № 2. – С. 38–42.


Приложение

Приложение 1.

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основные положения Болонского процесса………………………………….5

1.1. История становления Болонского процесса……………………………..…5

1. 2. Основные цели и положения Болонского процесса………………...……..7

2. Болонский процесс и развитие российской системы образования………...14

2. 1. Положительные стороны подписания Болонской декларации………….14

2. 2. Отрицательные стороны подписания Болонской декларации…………..17

2. 3. Болонский процесс и перестройка среднего образования………………24

Заключение………………………………………………………………………29

Литература……………………………………………………………………….30

Приложения……………………………………………………………………...33


Введение

 

Интеграционные процессы, происходящие в мировом образовании, затронули также и систему российского образования: как высшего, так и общего. В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство. Для создания такого единого пространства со странами Европы в сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2010 г. предстоит осуществить реформирование российского образования на всех его уровнях.

Однако процесс реформирования системы отечественного образования поднимает на поверхность ряд проблем, среди которых наиболее остро заявляют о себе социальные и экономические проблемы. Социальные проблемы реформирования национального института образования заключаются в гармонизации целей, содержания и способов образовательной деятельности с изменившимися общественными потребностями и условиями; а экономические проблемы связаны с обеспечением эффективного функционирования института образования в социальном и экономическом пространстве Российской Федерации.

     Перечисленные проблемы свидетельствуют о том, что система образования претерпевает значительные изменения, одним из которых является присоединение и выстраивание российского образования согласно мировым стандартам. Но для того, чтобы процесс реформирования был понятен всем субъектам образовательного процесса необходимо иметь целостное представление о его протекании. Это и определило тему нашего исследования: «Болонский процесс и российская система образования».

Объектом исследования является процесс реформирования российской системы образования. 

Предмет: Болонский процесс как один из компонентов процесса модернизации российской системы образования.

Цель: на основании анализа литературных источников сформировать целостное комплексное представление о Болонском процессе и его влиянии на систему российского образования.

Задачи:

1. Описать основные этапы становления Болонского процесса.

2. Охарактеризовать основные цели и задачи Болонского процесса.

3. Проанализировать роль Болонского процесса для развития российского высшего и среднего образования.

Поставленные цель и задачи обусловили выбор следующих методов:

1. Теоретический анализ и синтез педагогической, психологической, философской литературы по проблеме исследования.

2. Метод экспертных оценок.

Структура работы: введение, в котором дается общая характеристика работы; основная часть, состоящая из 2 параграфов; заключение; список литературы, состоящий из 26 источников; приложение, состоящее из трех частей. В первом параграфе рассматривается история становления Болонского процесса, описываются и анализируются его основные цели и задачи. Во втором параграфе рассматриваются различные аспекты влияния Болонского процесса на российскую систему как высшего, так и среднего образования; приводятся мнения экспертов по проблеме изменения российской системы образования в контексте Болонского процесса. В заключении делается общий вывод по работе.


Основные положения Болонского процесса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.021 с.)