Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность психологической работы в боевой обстановке
Психологическая работа выступает в качестве неотъемлемой составной части морально-психологического обеспечения боя. На уровне современных представлений ее можно трактовать в широком и узком значении. Под психологической работой в широком значении понимается непрерывно функционирующая система мероприятий, осуществляемых на всех уровнях государственного и военного управления, нацеленных на построение процесса всесторонней подготовки и боевого применения войск (сил) с учетом психологических закономерностей поведения и действий военнослужащих в боевых условиях. В данном случае речь идет о сквозном, пронизывающем все стороны жизни и деятельности войск психологическом обеспечении, которое предполагает: осуществление научных исследований в целях выявления закономерностей функционирования человеческой психики и психологии воинских коллективов в боевой обстановке; учет выявленных закономерностей при разработке боевых документов, оружия, техники, при строительстве боевых сооружений и систем жизнеобеспечения; подготовку должностных лиц органов военного управления к учету данных закономерностей при осуществлении непосредственного руководства подчиненными; проведение тщательного профессионального психологического отбора кандидатов на военную службу, лиц для выполнения боевых задач в соответствии с требованиями, предъявляемыми предстоящей боевой деятельностью к их психологическим качествам; общую психологическую подготовку личного состава воинских контингентов, привлекаемых для участия в боевых действиях, к решению боевых задач; развертывание и организацию функционирования системы психологической реабилитации и социально-психологической реадаптации с учетом прогнозируемых объемов психотравматизации военнослужащих и потребности в психологической коррекции; создание социально-психологической обстановки в стране, в зоне боевых действий, способствующей эффективным боевым действиям войск. Как видно из перечисленных задач, их реализация требует участия органов государственного и военного управления всех уровней - от воинского подразделения и местного самоуправления до Вооруженных Сил и руководства страны. Мероприятия психологического обеспечения боевых действий осуществляются не только с личным составом соответствующих группировок войск, но и с населением собственного государства и страны противника в сфере науки, образования, военной промышленности и строительства, в области функционирования средств массовой информации и др.
Психологическая работа, понимаемая в узком значении, охватывает комплекс мероприятий, касающихся лишь отдельных военнослужащих, подразделений и частей, действующих непосредственно в боевой обстановке или готовящихся к решению боевых задач. Она представляет собой систему мероприятий, направленных на изучение, формирование, коррекцию и восстановление психологических качеств отдельных военнослужащих и социально-психологических характеристик воинских коллективов, необходимых для успешного выполнения ими боевых задач.Ее целью является создание у военнослужащих такого психологического ресурса, который позволил бы своевременно и качественно решать поставленные им боевые задачи, сохранять свою жизнь и психическое здоровье в любых обстоятельствах современной войны. Системность проводимой работы проявляется в том, что все ее содержание определяется таким системообразующим фактором, как психологическая специфика предстоящих боевых действий, все внутренние ее элементы находятся в отношениях непосредственной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимной компенсации. Исключение какого-либо из составных элементов влечет за собой перегрузки в других звеньях и утрату данным элементом системных свойств. При системном подходе к психологической работе в ней выделяются два взаимосвязанных компонента - психологическое проектирование и психологическая коррекция. Проектирование состоит в прогнозировании психологического содержания ситуаций предстоящей деятельности и закладывании в них психологических условий, обеспечивающих оптимальное решение боевых задач. Другими словами, психологическое проектирование предполагает выявление всей совокупности факторов, которые будут в той или иной мере определять установки, мотивы, психические состояния, боевую активность военнослужащих в предстоящей деятельности, и построение адекватных им психодиагностических, психопрофилактических и психокоррекционных программ работы с людьми.
Выявление психологического содержания ситуаций будущей деятельности позволяет с большей или меньшей уверенностью предположить: а) какие люди нужны для ее выполнения (их психологические качества, психофизиологические характеристики и др.); б) к решению каких задач их нужно готовить (какие профессионально важные качества развивать); в) как оптимизировать условия, в которых будет осуществляться их деятельность. На такой основе проводятся: психологический отбор военнослужа-щих; их целесообразное распределение по подразделениям (экипажам, расчетам) с учетом психологической совместимости; психологическая подготовка к действиям в конкретных социально-психологических, природно-географических, погодно-климатических и других условиях. Коррекция как компонент психологической работы в боевой обстановке предполагает выявление, оценку и изменение психологических условий уже осуществляющейся деятельности. Для этого необходимо, чтобы в распоряжении командиров, их заместителей по воспитательной работе, психологов имелся в наличии своеобразный эталон нормы, модель оптимальных психологических условий для конкретного вида действий военнослужащих. С помощью такого эталона должностные лица смогут своевременно выявлять отклонения от нормы в психических состояниях, мотивации и поведении подчиненных и принимать экстренные меры по их коррекции. Опыт психологической работы в боевой обстановке, имеющийся в наших Вооруженных Силах и зарубежных армиях, показывает, что коррекции подвергаются: система боевых установок и мотивов; психические состояния отдельных военнослужащих и воинских подразделений; состояние психического здоровья людей; отношения между военнослужащими и др. Психологическая коррекция осуществляется по двум направлениям. Это: а) оптимизация внешних условий деятельности (предупреждение, нейтрализация и ликвидация последствий психологических операций противника; оптимизация среды обитания; рационализация режима деятельности и т.п.); б) психологическая помощь военнослужащим в преодолении психотравмирующих факторов боевой обстановки и последствий боевого стресса (психологическая поддержка и реабилитация). Сказанное выше позволяет выделить общие задачипсихологической работы в боевой обстановке. Ими являются: - прогнозирование психологического содержания условий предстоящей деятельности, выявление ее требований к психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим качествам военнослужащих; - психологический отбор военнослужащих, способных освоить и потенциально выполнять данную деятельность; - распределение личного состава по мелким подразделениям (экипажи, расчеты, боевые группы) с учетом их психологической совместимости, уровня боеспособности, профессиональной подготовленности; - психологическая подготовка людей к действиям в конкретных социально-политических, эргономических, боевых условиях; - психологическая помощь военнослужащим в преодолении психотравмирующих факторов боевой обстановки, психологическая реабилитация лиц, получивших боевую психическую травму;
- социально-психологическая реадаптация, «бескризисное» возвращение участников боевых действий в систему связей и отношений мирного времени. Для технологизации процесса реализации перечисленных задач их целесообразно объединить в три группы или три технологических этапа - психологической подготовки, психологического сопровождения боевых действий войск и социально-психологической реадаптации участников боевых событий. Таким образом, психологическая работа в боевой обстановке представляет собой сквозное психологическое обеспечение боевых действий военнослужащих, осуществляемое в целях создания, сохранения и коррекции их психологического ресурса, необходимого для успешного решения боевых задач, физического выживания и сохранения психического здоровья в боевых условиях. 2. Психологическая подготовка личного состава к боевым действиям Психологическая подготовка представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их психологическую готовность к активным и эффективным действиям на поле боя и устойчивость к воздействию современных средств борьбы. Сущность психологической подготовки состоит в создании у отдельных военнослужащих, воинских подразделений такого психологического ресурса, который позволил бы им действовать в бою как в знакомой, привычной среде, быстро идентифицировать происходящие на поле боя события, выявлять угрожающие тенденции, своевременно и адекватно реагировать на них, сохранять необходимый уровень боеспособности и активности в обстановке действия психотравмирующих факторов. Ясно, что все это может относиться лишь к тем военнослужащим, которые прошли соответствующее психологическое обследование и признаны пригодными к военной службе. В условиях войны или крупного военного конфликта такое обследование может быть осуществлено лишь в военкоматах или на специальных пунктах сбора в рамках профессионального психологического отбора, так как в воинских частях средств для решения этой задачи явно недостаточно. Принято подразделять психологическую подготовку на общую, специальную и целевую. Общая психологическая подготовка к современной войне достигается формированием у военнослужащих патриотизма, негативных установок по отношению к противнику, уверенности в своих силах и победе над врагом, боевой активности, готовности к самопожертвованию, то есть путем определенной мотивации, целеустремленности, направленности, а также выработкой интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других качеств, необходимых для эффективного решения задач воинской деятельности.
Такая психологическая подготовка предполагает формирование у военнослужащих боеустойчивой психики. Важными задачами являются сплочение, слаживание, повышение социально-психологической совместимости и устойчивости воинских подразделений, превращение их в фактор дополнительной мотивации индивидуальной деятельности и предупреждения психотравматизации военнослужащих. Специальная психологическая подготовка осуществляется в целях достижения требуемой дееспособности, усвоения системы военных знаний, навыков, умений, привычек поведения в экстремальных ситуациях. Для этого у военнослужащих развиваются такие важные качества, как профессиональное восприятие, профессиональное внимание, профессиональная память, профессиональное мышление, а также способность противостоять характерным для конкретной деятельности стрессорам. Военнослужащие обучаются приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, снятию отрицательных психических состояний, методам немедикаментозного обезболивания, оказания себе и сослуживцам первой психологической помощи, способам выживания в экстремальных условиях (например, в плену), умению вводить в заблуждение и устрашать противника и т.д. Целевая психологическая подготовка формирует у военнослужащих установки на выполнение конкретной задачи, на активизацию, настрой психики, выработку психологической готовности сделать все качественно. Немаловажным здесь является целесообразноераспределение и перераспределение личного состава по подразделениям, командам, боевым группам с учетом требований боевой задачи к психологическим возможностям, боевому опыту воинов и той функции, которую они выполняют в коллективе. Для этого условия предстоящей деятельности должны быть описаны с использованием психологических терминов, то есть оценены с точки зрения их возможного влияния на психику человека. Детальному анализу подвергаются социально-психологические, боевые и эргономические факторы. При изучении социально-психологических факторов внимание командиров, офицеров воспитательных органов, психологов обращается на то, как отражены в сознании военнослужащих следующие общественные явления: отношение к войне значимых для них социальных групп, степень популярности войны в сознании масс; понятность и приемлемость для ее участников официально сформулированных целей войны, достигаемых в ней социально-политических, экономических, национальных, религиозных и других результатов; степень психологической и реальной включенности различных социальных групп в войну; характер отношения общества к воюющей армии, наличие антиармейских настроений и акций; сформированность в общественном сознании «образа врага»; успешность развития боевых событий; авторитетность лиц, осуществляющих руководство боевыми действиями войск; групповая совместимость и сплоченность воинских подразделений и др.
Анализ специфики боевых факторов предполагает выяснение: конкретных источников и видов опасности для жизни военнослужащих; степени интенсивности предстоящих боевых действий; достаточности информации и времени для решения боевой задачи; наличия в составе сил противника иррегулярных формирований; возможных физических и психологических потерь своих войск; возможностей противника по осуществлению информационно-психологических акций и др. Эргономические факторы связаны с характеристиками среды и технологических условий осуществления боевой деятельности. К ним относятся: природно-географические и погодно-климатические условия боевой обстановки; физико-химические условия среды обитания (температура воздуха, наличие в нем вредных примесей и процентное содержание кислорода); уровень шума, вибраций, атмосферного давления, освещенности и др.; соотношение ритма деятельности военнослужащих и естественных биоритмов жизнедеятельности человека; возможность целесообразного чередования деятельности, отдыха, сна, своевременного питания; степень отрыва военнослужащих от основных сил, их изоляция, закрытость пространства и др. Не может быть психологической подготовки вообще, своеобразие перечисленных факторов требует соответствующей коррекции программ подготовки личного состава. Результатом целевой подготовки должны стать максимальная мобилизованность психических и психофизиологических возможностей человека и их сосредоточение на достижении цели боевой деятельности, включение регуляторов поведения из подсознательного слоя психики человека и синергетических эффектов психологии группы. Таким образом, психологически подготовить военнослужащих к боевым действиям значит: а) заблаговременно (до вступления в бой) сформировать у них психологическую подготовленность (устойчивость) – систему психологических качеств (знаний, навыков, установок, умений, убеждений, мотивов, личностных качеств), определяющих их потенциальную возможность преодоления трудностей и успешного выполнения поставленной задачи; б) непосредственно перед выполнением конкретной боевой задачи сформировать у воинов состояние психологической готовности, т.е. активности, нацеленности, настроенности, мобилизованности психики на преодоление трудностей предстоящей боевой деятельности; распределить людей таким образом, чтобы воинский коллектив сам выступал своеобразным стимулятором боевой активности и «психотерапевтом» для своих членов. Анализ литературных источников и повседневной практики войск позволяет выделить следующие формы психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям:психологическое просвещение; занятия по предметам боевой подготовки, ориентированные на развитие необходимых психологических качеств и состояний; специальные формы - психотренинги, приемы психической саморегуляции, настрои и др. Психологическое просвещение как форма психологической работы представляет собой систематическое и организованное распространение среди военнослужащих психологической информации в целях формирования у них понимания закономерностей функционирования психики и поведения людей в экстремальных условиях боевой обстановки, умения управлять собственной психикой и оказывать психологическую помощь сослуживцам. Практика показывает, что зачастую простое знание тех психологических явлений, с которыми может столкнуться военнослужащий в сложных условиях, позволяет психологически подготовиться к встрече с неблагоприятными событиями. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факторы выполняет функцию своеобразной «прививки», действующей по принципу «предупрежден — значит защищен». На этот факт еще в начале XX века указывал известный военный психолог Г.Е.Шумков. Он считал, что предварительное ознакомление воинов с реальными событиями в бою - в смысле боевой деятельности и в смысле психических переживаний - есть предварительное накопление боевого опыта, а следовательно, и рациональная работа в целях преодоления вредного влияния сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха. Учитывая действие психологической закономерности, выраженной в формуле «чего не знаю, того боюсь», необходимо в полной мере обеспечить военнослужащих необходимой информацией о психологических особенностях боевой деятельности. Определенный опыт такой работы приобретен командирами и воспитательными органами нашей армии в ходе боевых действий в Чечне. В войска были направлены разработанные учеными Военного университета рекомендации о методах экспресс-оценки психических состояний военнослужащих и оказания им экстренной психологической помощи; о приемах психической саморегуляции, путях социально-психологической реадаптации участников боевых событий и другие. Во многих частях и подразделениях сложилась стройная и действенная система информирования военнослужащих. Заслуживает внимания опыт работы командования вооруженных сил США. Большая разъяснительная работа была проведена им с личным составом американского контингента в зоне Персидского залива при подготовке операции «Буря в пустыне». Военнослужащим были выданы памятки о способах эффективного выживания в пустыне, информационные материалы, отражающие специфику проявления человеческой психики в боевой обстановке. Практика показывает, что психологическая информация может доводиться в устной форме (лекции, доклады, беседы, выступления участников и очевидцев событий) и в печатной (памятки, листовки, боевые листки, военная печать), путем просмотра и обсуждения кинофильмов и др. Эффективность психологического просвещения повышается в том случае, если распространяемая информация конкретизирована в связи со спецификой предстоящей деятельности, отвечает уровню подготовки военнослужащих и их настроениям, не запугивает людей, а дает ключ к пониманию происходящего. Занятия по предметам боевой подготовки должны быть ориентированы на развитие необходимых психических качеств и состояний военнослужащих.В основе способов психологической подготовки лежит принцип внесения в процесс боевой учебы элементов напряженности и внезапности, опасности и риска, что свойственно реальной боевой обстановке, а также многократная тренировка личного состава в выполнении изучаемых приемов и действий в таких условиях. Другими словами, в процессе занятий по огневой, тактической, технической и другим видам боевой подготовки должны моделироваться усложненные условия, соответствующие по психологическому содержанию факторам, воздействующим на психику воинов в боевой обстановке. Такое моделирование не должно являться самоцелью. Главное состоит в том, чтобы приучить воинов к активным и инициативным действиям в условиях повышенных психических нагрузок, обеспечить приобретение ими необходимого опыта преодоления трудностей и отрицательных психических состояний, сформировать у них такие волевые качества, как решительность, стойкость, самообладание, мужество. Психологическая подготовка должна осуществляться в природно-географических, погодно-климатических, социально-политических и эргономических условиях, сходных с условиями предстоящей деятельности. Моделирование угнетающих психику факторов современного боя, как показывает отечественный и зарубежный опыт, может также осуществляться с помощью комплексных систем имитации обстановки боя: компьютерных тренажеров для управления боевыми действиями подразделений; лазерных имитаторов стрельбы; компьютерных тренажеров для подготовки боевых специалистов с использованием эффектов виртуальной реальности; средств имитации применения современного оружия и боеприпасов (взрывчатые вещества, имитаторы ядерных взрывов, учебные рецептуры ОВ, имитаторы радиоактивного заражения, учебная радиоактивная пыль, имитационные мины, фугасы, гранаты, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые выстрелы и патроны, источники сильного света); средств звуковещания с фонотеками звуковой картины боя; имитационных минных полей; средств имитации результатов применения оружия и боеприпасов (разрушенные объекты, участки дорог и мосты, макеты поврежденной техники, муляжи трупов, завалы, аудиозаписи с криками раненых, контуженых, паникеров и др.); средств, применяемых в реальном бою (проволочные заграждения и малозаметные препятствия, противотанковые рвы и ловушки, баррикады, колейные мосты) и др. К числу специальных форм психологической подготовки, как правило, относят идеомоторную тренировку и созданные на ее основе ситуативно-образную психорегулирующую тренировку, гетеротренинг, а также аутогенную тренировку, настрои. К этой же группе, по всей видимости, следует отнести и такие хорошо известные формы эмоционального заражения и энергетической мобилизации военнослужащих, как митинги-клятвы, ритуалы прощания с погибшими боевыми товарищами, встречи с очевидцами зверств противника на оккупированной территории и т.д. Таким образом, в процессе боевой учебы военнослужащий должен познать и по возможности ощутить весь спектр характерных для боевой обстановки воздействий на его организм и психику (зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных, осязательных, вкусовых, вестибулярных), научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.018 с.) |