Основы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил)



ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК (СИЛ)

 

Учебник

 

Под редакцией
кандидата исторических наук, профессора В.А. Кузнецова

Рекомендовано

Главным управлением воспитательной работы

для преподавания учебной дисциплины «Основы

морально-психологического обеспечения деятельности войск»

в вузах Министерства обороны Российской Федерации

 

                      МОСКВА — 2000

 

В учебнике в систематизированном виде излагаются сущность, научные основы, содержание, формы и методы морально-психологического обеспечения (МПО) деятельности войск (сил), раскрывается механизм реализации его структурных компонентов, анализируются пути повышения его эффективности.

Книга предназначена для слушателей, курсантов и преподавателей военно-учебных заведений и может быть использована командирами, органами воспитательной работы в целях практической организации морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

Авторский коллектив:

подполковник А.Н. Зиновьев, кандидат исторических наук (гл. 10); подполковник Ю.А. Иванов (гл. 11); Л.В. Калинчук, доктор исторических наук, профессор (гл. 1); полковник А.Г. Караяни, доктор психологических наук, доцент (гл. 5, 7); подполковник С.И. Квасов (гл. 12); полковник В.А. Кузнецов, кандидат исторических наук, профессор (гл. 2);            В.Г. Маликов, доктор исторических наук, профессор (гл. 4); капитан  1 ранга В.Н. Осташкин, доктор исторических наук, доцент (гл. 6); полковник А.М. Тютченко, кандидат исторических наук, доцент (гл. 3, 8); подполковник П.П. Фоменко (гл. 5, 7); подполковник Ю.П. Юрченко, кандидат социологических наук (гл. 9).

 

Ответственный редактор 

полковник А.М. Тютченко, кандидат исторических наук, доцент

 

   

С ВУ, 2000

ВВЕДЕНИЕ

В военной сфере, как и во всех областях жизни, духовные начала лежат в основе действий и поступков человека. Они являются саморегулятором его поведения. Но, очевидно, значение и роль сознания (психики) человека в военном деле несравненно больше, чем в других областях жизни. Воинская служба сопряжена с колоссальными физическими и психологическими нагрузками. Гигантски возрастает напряжение в ходе боевых действий, когда каждый военнослужащий одвергается смертельной опасности.

По мнению военных экспертов, в современных боевых действиях значительно увеличилось количество факторов, отрицательно влияющих на морально-психологическое состояние военнослужащих. Большинство военных ученых сходятся во мнении, что ход и исход современного боя во многом будут зависеть от морально-психологического состояния личного состава, его способности переносить многократно возросшие нагрузки, преодолевать страх в бою, сохранять волю к победе. Это заставляет очень внимательно и основательно подходить к вопросам изучения и внедрения в практику повседневной работы опыта формирования духовных, моральных и психологических качеств военнослужащих.

Мощным фактором повышения боевой готовности личного состава частей и подразделений является морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск. Введенное сравнительно недавно (в 1993 году) как самостоятельный вид обеспечения деятельности войск, МПО удачно вписывается в общую систему обеспечения войск.

Имея своей основной целью подготовку сознания (психики) личного состава к его адекватному функционированию в экстремальных условиях боя, МПО выходит на одно из ведущих мест в деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы. Это много раз было подтверждено организацией боевых действий в Чечне и других "горячих точках" Российской Федерации и бывшего СССР.

Проблемами морально-психологического обеспечения деятельности войск в настоящее время активно занимаются военные ученые Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Военного университета, Академии Генерального штаба. Общевойсковой академии и некоторых других ведущих ВУЗов страны. В ряду обобщающих работ по всему многообразию проблем морально-психологического обеспечения находится и предлагаемый учебник.

 В учебнике раскрываются содержание теоретико-организационных основ морально-психологического обеспечения деятельности войск, организация информационно-воспитательной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой работы в боевой обстановке, проблемы защиты войск от психологических операций противника. Кроме того, книга помогает сформировать у курсантов более четкое представление о модели современной деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы по организации этого специфического обеспечения боевых действий.

Функциональные основы содержательно представляют ту роль, которую выполняют компоненты МПО в общей его системе. Актуальные проблемы морально-психологического обеспечения рассмотрены в учебнике как технологические процессы их разрешения, ориентирующие читателя на профессиональный подход к практике организации этого вида боевого обеспечения.

В связи с тем, что данный учебник является одной из первых попыток научного обобщения основных проблем МПО деятельности войск для курсантов, авторы не претендуют на всесторонность и полноту освещения поднятых вопросов и способов их решения. Положения учебника рекомендуется применять творчески, с учетом условий обстановки, характера боевых действий и задач, решаемых частями и подразделениями.

 

 

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК (СИЛ)

 

1. Сущность и содержание морально-психологического обеспечения

 

Решающей силой в войне всегда был и остается человек с его профессиональными, морально-психологическими и боевыми качествами, которые не могут быть заменены никаким оружием, никакой техникой при всем их непреходящем значении. В этой связи в деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы исключительно важное место занимает морально-психологическое обеспечение как один из самостоятельных видов обеспечения деятельности войск (сил).

Морально-психологическое обеспечение - это комплекс мероприятий, согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам для создания и поддержания морально-психологического состояния военнослужащих - необходимого условия успешного выполнения служебных, учебно-боевых и боевых задач в любой обстановке.

МПО тесно сопряжено с другими видами обеспечения жизни и деятельности частей и подразделений - боевым, техническим, тыловым. Его главная особенность состоит в том, что оно связано с духовным миром военнослужащих, их моральным и психологическим состоянием, а его методы имеют объектом воздействия сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего.

В системе обеспечения деятельности частей и подразделений МПО выполняет ряд важных функций.

Воспитательная функция отражает направленность на формирование у военнослужащего духовной способности, готовности успешно решать поставленные задачи, невзирая на любые трудности.

Мобилизующая функция МПО проявляется в его влиянии на активизацию духовных и физических сил военнослужащих в интересах предельно полной реализации их возможностей для достижения поставленных целей.

Организующая функция имеет следствием своей реализации организованность и сплоченность воинских коллективов, их способность выступать в качестве боевых единиц, спаянных единством воли и действий, стремлением беспрекословно, точно и в срок выполнить приказ командира.

Защитно-профилактическая функция предполагает предупреждение и преодоление отрицательных явлений в поведении военнослужащих, активное противодействие негативному информационно-психологическому воздействию противника, защиту морально-боевого духа личного состава.

Обеспечить в морально-психологическом отношении деятельность частей и подразделений - значит добиться такого положения, когда уровень морально-психологического состояния военнослужащих соответствует масштабам поставленных целей и задач и активно влияет на их успешную реализацию.

Цели и задачи МПО многогранны. Их объем и содержание зависят от характера решаемых служебных, учебно-боевых и боевых задач, условий выполнения этих задач, особенностей деятельности военнослужащих различных видов Вооруженных Сил, родов войск.

Основными целями МПО деятельности войск (сил) являются:

- формирование у военнослужащих морально-психологического состояния, необходимого для их эффективных действий по выполнению воинского долга в мирных условиях и в боевой обстановке;

     - достижение морально-психологического превосходства над противником, способности противостоять его массированному информационному воздействию на наши войска (силы);

     - максимальное снижение боевых психологических потерь, создание условий для быстрой реабилитации военнослужащих, получивших боевые психологические травмы.

Цели МПО обусловливают его задачи, содержание, формы, методы, а также привлекаемые силы и средства для их реализации.

Морально-психологическое обеспечение включает широкий спектр задач. Первостепенное значение имеют постоянное изучение и доведение до личного состава складывающейся военно-политической и морально-психологической обстановки в стране и за рубежом, в районе боевых действий, доведение и разъяснение решений высших органов государственного и военного руководства, приказов командиров и начальников, требований, предъявляемых к личному составу по поддержанию и укреплению боеготовности и боеспособности частей и подразделений.

Важная роль принадлежит задачам изучения, оценки и прогнозирования морально-психологического состояния военнослужащих, формирования у личного состава высоких морально-боевых и психологических качеств, постоянной готовности к защите Отечества, способности с полным напряжением духовных и физических сил действовать на поле боя и добиваться победы.

Одной из задач МПО является обеспечение предусмотренных законодательством социально-правовых гарантий военнослужащим в мирное и военное время, снабжения их всем необходимым для нормального жизнеобеспечения в любых условиях обстановки.

Задача большой важности состоит в том, чтобы средствами МПО оказывать содействие созданию в воинских коллективах здорового морально-психологического климата, обеспечивающего организованность, сплоченность военнослужащих, высокую дисциплину и правопорядок.

В боевых условиях особое значение имеет задача ослабления воздействия психологических операций противника в целях недопущения дезинформации и деморализации личного состава наших войск (сил), осуществления мероприятий по морально-психологической реабилитации военнослужащих, нуждающихся в ней.

МПО решает также задачи, связанные с формированием духовного фактора и обеспечением его благотворного влияния на все стороны жизни и деятельности частей и подразделений.

Определяющей стороной морально-психологического обеспечения является его содержание. В решающей мере оно обусловлено природой и назначением Вооруженных Сил РФ и непосредственно зависит от конкретных условий функционирования частей и подразделений, характера решаемых ими задач в данное время, уровня профессиональной подготовки и практического опыта должностных лиц, призванных организовывать и проводить мероприятия по МПО.

Главное содержание морально-психологического обеспечения сегодня определяется идеей реформирования Вооруженных Сил России, обеспечения такого уровня их боеготовности и боеспособности, который отвечает реальным потребностям безопасности страны. На это в современных условиях направлены проводимая в войсках государственная политика, работа по формированию у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества. Идеи, лежащие в основе МПО, вытекают из требований Конституции РФ, законов нашего государства, военной присяги. Этими идеями пронизаны воинские уставы, приказы и директивы Министерства обороны РФ, приказы и распоряжения командиров и начальников всех степеней.

В содержании МПО воедино слиты два направления деятельности командиров, штабов, воспитательных органов и их должностных лиц: формирование у военнослужащих высоких духовно-нравственных установок, укрепление морального духа и формирование и поддержание у них надежной психологической устойчивости, готовности к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки, совершенствование их морально-боевых и психологических качеств.

В содержательном отношении МПО включает ряд составляющих его компонентов, являющихся одновременно строго определенными видами деятельности. В их числе: информационно-воспитательная работа, военно-социальная работа, психологическая работа, культурно-досуговая работа, информационно-психологическое противоборство. Каждый из этих компонентов присущими ему формами и методами решает свою специфическую часть общей задачи морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

Информационно-воспитательная работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей военнослужащих в своевременной и полной информации об окружающей действительности, на формирование у них сознательного отношения к выполнению воинского долга по защите Отечества. Эта работа обеспечивает доведение до личного состава необходимых сведений о военно-политической, боевой и морально-психологической обстановке, решениях, принятых органами государственной власти, полученных задачах, действиях своих войск и войск противника и т.д. Она активно способствует достижению устойчивого и управляемого морально-психологического состояния всех категорий личного состава частей и подразделений. При этом широко используются общественно-государственная подготовка, боевое и политическое информирование, листовки, листки-молнии, боевые листки, центральная и военная печать, материалы с соответствующими комментариями по сообщениям центральных средств массовой информации, выступления перед личным составом воинов, участвовавших в боях, и др.

Военно-социальная работа, как система правовых, политических, экономических, воспитательных, социальных и других мероприятий, имеет целью создание таких социальных условий, в которых военнослужащие могли бы эффективно решать возложенные на них обязанности.

Содержание военно-социальной работы обусловлено характером социальных потребностей военнослужащих, спецификой и задачами служебной и боевой деятельности войск (сил). Деятельность командиров, органов воспитательной работы, штабов, служб направляется на обеспечение социальной защиты, социальной поддержки, социальной помощи, социальной реабилитации военнослужащих с учетом реальной обстановки в частях и подразделениях.

Решение всех указанных и других социальных задач особенно важно в боевых условиях, чреватых негативными последствиями для жизни, здоровья и социального положения как самих военнослужащих, так и членов их семей.

Посредством психологической работы у личного состава вырабатываются психологические качества, обеспечивающие его психологическую устойчивость и внутреннюю готовность выполнить боевую задачу, несмотря на любые трудности. Созданию и наращиванию надежного психологического ресурса военнослужащих подчиняются мероприятия по их психологической подготовке, психологической поддержке, психологической реабилитации. Решению этих задач хорошо способствуют беседы по разъяснению механизма влияния боевой обстановки на психику человека, специальные практические занятия по подготовке психики воинов к предстоящим боевым действиям, формированию у них устойчивых навыков владения оружием и боевой техникой, выполнению функциональных обязанностей в сложной, нестандартной ситуации, проведение психореабилитационных мероприятий с военнослужащими, вышедшими из боя, и т.д.

Культурно-досуговая работа способствует организации отдыха личного состава и воспитанию его средствами культуры. Она эффективно влияет на восстановление духовных и физических сил военнослужащих, мобилизацию их духовно-нравственного, боевого потенциала в интересах наиболее качественного выполнения поставленных задач.

Задачи культурно-досуговой работы решаются с помощью богатого арсенала присущих ей форм и методов. В войска направляются концертные и агитационно-культурные бригады, ансамбли песни и пляски, реализуются творческие возможности коллективов художественной самодеятельности. При нахождении частей и подразделений на отдыхе используются массовые формы культурно-досуговой работы - тематические утренники и вечера, лекции, беседы, чтение и обсуждение лучших произведений художественной и мемуарной литературы, просмотр художественных кино- и видеофильмов и т.п.

Информационно-психологическое противоборство имеет общей задачей достижение морально-психологического превосходства над противником и призвано обеспечивать противодействие негативному пропагандистскому и психологическому влиянию и защиту от него личного состава частей и подразделений, ликвидацию последствий этого влияния в целях недопущения деморализации и дезорганизации наших военнослужащих. В этом отношении, как свидетельствует опыт, важное значение имеют упреждающее регулярное информирование личного состава, радио- и телеобращения командования, гражданской администрации к военнослужащим, перекрытие каналов информационно-психологического воздействия противника на наши войска, уничтожение его сил и средств психологической борьбы, а также другие мероприятия.

У каждого из названных компонентов свое собственное предназначение. Взятые в комплексе, они представляют новое качественное образование - МПО деятельности войск (сил).

В современных условиях роль МПО как вида обеспечения деятельности войск (сил) значительно возрастает. Глубокие изменения, происшедшие в духовной жизни общества и армии, сложные и ответственные задачи военного строительства, дальнейшее расширение функций и сфер применения Вооруженных Сил объективно повышают значимость морально-психологического фактора. Ныне чрезвычайно важно, чтобы уровень морально-психологического состояния военнослужащих наиболее полно соответствовал масштабам и сложности задач, стоящих перед армией и флотом. В этом заключается одно из важнейших условий обеспечения высокого уровня их боеготовности и боеспособности.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: ВУ, 1997. -Ч.1.-С.85-100, 142-155.

2. Арзамаскин Ю.Н., Караяни А.Г., Ососков В.П. Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий. -М.:1999.-С.119-186.

3. Военная психология и педагогика: Учебное пособие. -М.:Совершенство, 1998.-С.297-326.

4. Теория и практика морально-психологического обеспечения видов Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: ВУ, 1999.-С.5-61. 

 

 

ГЛАВА 2

ОРГАНЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ - НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАТОРЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВЫX ДЕЙСТВИЙ

Современный общевойсковой бой ведется объединенными усилиями соединений, частей и подразделений всеx видов Вооруженных Сил и родов войск.

Xарактерными чертами современного боя наряду с решительностью целей, маневренностью, высокой напряженностью, динамичностью являются и резкие изменения обстановки, комплексное применение разнообразныx средств вооруженной борьбы, многообразие способов выполнения боевыx задач, сложная радиоэлектронная обстановка, возрастание потерь в живой силе и технике, повышенное морально-псиxологическое и физическое напряжение личного состава.

Современный бой требует от воинов мужества, стойкости и вы-носливости, непреклонной воли к победе, инициативы и дисциплини-рованности, а от командиров, кроме того, умелой его организации, твердого управления войсками, современного и всестороннего обеспечения.

Одним из важнейшиx видов обеспечения боевой деятельности войск является морально-псиxологическое обеспечение. Руководство МПО командир осуществляет через органы воспитательной работы.

 

1. Структура органов воспитательной работы и иx задачи в боевой обстановке

Морально-псиxологическое обеспечение организуется и осу-ществляется во всеx видаx боевой деятельности войск. Нормативно-правовой базой для его организации и проведения являются Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы Президента и распоряжения Правительства РФ, приказы и директивы министра обороны РФ, директивы Генерального штаба ВС РФ, указания Главного управления воспитательной работы МО РФ, решение командира на бой и распоряжение по МПО.

Как непосредственные организаторы морально-псиxологического обеспечения боя, органы воспитательной работы составной частью вxодят в органы военного управления, подчиняются министру обороны РФ и соответствующим командирам (начальникам). Они создаются в соответствии с организационно-штатной структурой войск и характером решаемыx задач. Структура органов воспитательной работы разрабатывается Генеральным штабом ВС РФ с участием и по представлению Главного управления воспитательной работы МО РФ. Структура органов воспитательной работы Вооруженныx Сил РФ (см. рис.1) определена Приказом министра обороны Российской Федерации №226 от 6 июля 1995 года, который вводит в действие Положение об органаx воспитательной работы Вооруженныx Сил Российской Федерации.

 

Российской Федерации

     
 

 


Рис. 1.

 

В этом документе указаны статус, задачи и основные направления деятельности органов воспитательной работы в современныx условияx.

Анализ опыта организации морально-псиxологического обеспечения боевыx действий показывает, что органы воспитательной работы осуществляют:

- определение основныx целей, задач, форм и методов морально-псиxологического обеспечения, исxодя из решения командующего (командира) на операцию (боевые действия) и складывающейся обстановки;

- планирование морально-псиxологического обеспечения на период подготовки и ведения операций (боевыx действий), подготовку распоряжений в части;

- проведение информационно-воспитательной, псиxологической, военно-социальной и культурно-досуговой работы;

- руководство силами и средствами морально-псиxологического обеспечения, использование резерва теxническиx средств обеспечения;

- подготовку, перемещение и восполнение потерь военнослужащиx, предназначенныx в структуры воспитательной работы;

- взаимодействие с органами государственной власти и управления, структурами воспитательной работы приданныx и поддерживающиx частей и подразделений;

- обеспечение частей и подразделений печатными изданиями, теxническими средствами морально-псиxологического обеспечения, иx ремонт и восстановление;

- определение порядка и сроков представления информации о морально-псиxологической обстановке и морально-псиxологическом состоянии личного состава; обобщение и внедрение передового опыта ведения боевыx действий, отличившиxся военнослужащиx;

- оказание помощи и контроль за организацией и проведением мероприятий морально-псиxологического обеспечения боевыx действий.

Задачами органов воспитательной работы в xоде боевыx действий являются:

- проведение в частяx и подразделенияx государственной военной политики, воспитание у военнослужащиx личной ответственности за неукоснительное соблюдение Конституции РФ, законов, общевоинскиx уставов, военной присяги и приказов командиров и начальников, формирование у ниx необходимых для боя морально-боевыx и псиxологическиx качеств;

- участие в разработке планов и документов боевой и мобилизационной готовности, подготовки личного состава, а также в планировании и осуществлении мероприятий по морально-псиxологическому обеспечению боевыx задач;

- взаимодействие на местаx с органами государственной власти и управления, общественными организациями и религиозными объеди-нениями, средствами массовой информации в интересаx выполнения боевыx задач;

- подготовка и осуществление мероприятий по укреплению морально-псиxологического состояния и псиxологической устойчивости личного состава, его готовности и способности к выполнению задач в любыx условияx обстановки;

- проведение мероприятий по информационному обеспечению деятельности частей и подразделений, участвующиx в информационно-псиxологическом противодействии, в интересаx поддержания высокого морально-боевого дуxа личного состава;

- участие совместно с юридической службой в правовом воспитании личного состава, формировании законопослушания, работе по укреплению единоначалия, реализация мер по социальной защите военослужащиx и членов иx семей;

- во взаимодействии с другими органами военного управления выработка и осуществление мер по укреплению воинской дисциплины, профилактике правонарушений и сплочению воинскиx коллективов;

- организация и проведение культурно-досуговой работы в целяx воспитания у личного состава высокиx нравственныx качеств защитника Отечества, гордости за историю и боевые традиции российской армии;

- осуществление методического обеспечения информационно-воспитательной работы в подразделенияx, обобщение и распространение передового опыта организации морально-псиxологического обеспечения боя;

- участие в обучении командиров частей и подразделений практике морально-псиxологического обеспечения боевыx действий.

     Таким образом, имея структуру, отлаженный механизм деятельности и достаточное количество сил и средств, органы воспитательной работы соединения, части занимают важное место в системе военного управления. Они в состоянии организовать и практически осуществить морально-психологическое обеспечение боевых действий.

2. Деятельность органов воспитательной работы по организации морально-психологического обеспечения боевых действий

Порядок и требования к организации морально-психологического обеспечения боевых действий соединений, частей и подразделений определяются целым рядом руководящих документов. К ним относятся: Боевой устав Сухопутных войск, проект Наставления по морально-психологическому обеспечению операций (боевых действий), Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФ, приказ МО РФ "О совершенствовании морально-психологического обеспечения в ВС РФ " от 13 апреля 1996 года и т.д.

Морально-психологическое обеспечение боевых действий организуется и осуществляется командирами, штабами, органами воспитательной работы. Непосредственным организатором морально-психологического обеспечения является заместитель командира по воспитательной работе. На него возлагаются:

- планирование и осуществление мероприятий морально-психологи-ческого обеспечения;

- изучение и разъяснение личному составу социально-политической и морально-психологической обстановки в районе боевых действий;

- разъяснение решений высших органов государственной власти, Верховного главнокомандующего, задач, стоящих перед войсками и силами;

- организация системы изучения и прогнозирования морально-пси-хологического состояния и боеспособности войск;

- определение и осуществление необходимых мероприятий с личным составом в соответствии с задачами боя;

- организация мероприятий по снижению эффективности воздействия сил и средств психологических операций противника, участие в планировании и осуществлении мероприятий психологической борьбы;

- подготовка сил и средств морально-психологического обеспечения и руководство их использованием в боевой обстановке;

- организация психологической помощи и реабилитации военно-служащих;

- изучение, подготовка и ввод в строй мобилизационных ресурсов;

- поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления, местного самоуправления, подразделениями воспитательной работы других видов Вооруженных Сил, родов войск, МВД, ФСБ и др.;

- организация снабжения части техническими средствами морально-психологического обеспечения, их ремонта и восстановления;

- оказание помощи и осуществление контроля за выполнением поставленных задач и проведением мероприятий морально-психологи-ческого обеспечения.

С получением боевой задачи заместитель командира полка по воспитательной работе:

1) уясняет боевую задачу, оценивает обстановку и морально-психологическое состояние личного состава, изучает указания вышестоящих органов воспитательной работы по морально-психологи-ческому обечению боя, указания командира полка;

2) производит расчет времени на организацию и проведение мо-рально-психологического обеспечения;

3) доводит до подчиненных сведения о предстоящих действиях, ставит перед ними задачи;

4) организует работу по выработке предложений командиру по морально-психологическому обеспечению боя, планированию морально-психологического обеспечения;

5) организует взаимодействие со штабом, начальниками родов войск и служб, приданными и поддерживающими частями и подразделениями;

6) докладывает командиру части предложения по морально-пси-хологическому обеспечению боя;

7) участвует в постановке задач командирам подразделений и их заместителям по воспитательной работе по вопросам морально-психологического обеспечения;

8) распределяет подчиненных офицеров по пунктам управления и элементам боевого порядка, ставит им задачи и направляет в под-разделения;

9) организует морально-психологическую подготовку личного состава к бою, лично сам работает на наиболее ответственных участках;

10) собирает и обобщает данные о проводимой работе, морально-психологическом состоянии личного состава,его готовности к выполнению боевых задач, докладывает об этом командиру;

11) организует работу по поддержанию и наращиванию морально-психологического превосходства над противником в ходе боя.

При уяснении боевой задачи заместитель командира по воспитатель-ной работе должен понять: замысел морально-психологического обеспече-ния боевых действий; место и роль части, подразделения в предстоящем бою; цель морально-психологического обеспечения, задачи, решаемые силами и средствами старшего начальника, соседей; порядок взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения.

Оценка обстановки и морально-психологического состояния личного состава включает изучение и анализ политико-экономических условий и особенностей района боевых действий, качественного состава его населения, морально-психологического состояния личного состава противника и своих войск.

При оценке политико-экономических условий района боевых действий и качественного состава его населения анализируются следующие вопросы:

- на территории какого государства расположен район боевых действий. Отношение этого государства к военно-политическим союзам;

- в состав какого операционного, стратегического направления он входит;

- каковы общественно-политическое устройство страны, социальный и национальный состав населения, религиозные верования, уровень религиозности;

- отношение населения к войне, к войскам сторон;

- наличие политических партий и общественных организаций, патриотические, прогрессивные, реакционные общественные объединения и союзы, степень их влияния на население района;

- особенности национальной психологии, обычаи, нравы и т.д.;

- общая экономическая характеристика района;

- особенности инфраструктуры, наиболее крупные объекты про-мышленности, транспорта и связи;

- направленность сельскохозяйственного производства;

- cеть теле- и радиовещания, полиграфическая база;

- памятники мировой и национальной культуры;

- криминогенная обстановка;

- наличие групп, незаконно проникших с территорий сопредельных государств, их поведение, влияние на коренное население регионов;

- степень подверженности населения пропаганде и психологическому воздействию противника.

В результате оценки и обобщения делаются выводы, учитывающие развитие событий, вырабатываются предложения.

При оценке морально-психологического состояния личного состава противника рассматриваются следующие вопросы:

- государственная принадлежность войск и сил флота, особенно при коалиционном составе. Наличие противоречий между представителями различных государств;

- национальный состав. Xарактер отношений между военнослу-жащими различных национальностей. Подверженность военнослужащих национальной ограниченности, чувству национальной исключительности, другим национальным предрассудкам;

- социально-классовый состав соединений и частей. Xарактер отношений между рядовым, сержантским и офицерским составом;

- система комплектования войск (сил). Соотношение между кадро-выми профессионалами и военослужащими, призванными из резервов;

- возрастные характеристики категорий военнослужащих (рядовые, сержанты, офицеры);

- опыт воинской службы и опыт боевых действий. Уровень боевой обученности личного состава, знание им района боевых действий;

 - религиозные верования личного состава. Уровень религиозности, наличие религиозных факторов. Вероятность межконфессиональных противоречий;

- состояние воинской дисциплины, организованности и порядка;

- уровень исполнительности и законопослушания различных катего-рий военнослужащих. Xарактер нарушений воинской дисциплины;

- морально-психологические, профессиональные качества руководя-щего состава противостоящих частей и соединений (образование, опыт, характер, темперамент, воля и т.д.);

- степень идеологической обработки личного состава (отношение к войне, к правительству, уверенность в своей правоте и т.д.);

- состояние психологической готовности к ведению боевых действий. Боевой настрой, уверенность в своих силах, оружии, технике, фундаментальная надежность психики и т.д.;

- наличие и готовность сил и средств психологической борьбы к проведению операций.

С учетом особенностей группировки войск (сил) противника, региона могут анализироваться и другие факторы, оказывающие влияние на морально-психологическое состояние противника.

При оценке морально-психологического состояния личного состава своих войск анализируются следующие вопросы:

- наименование объединения, соединения, части, краткая истори-ческая справка. При коалиционном составе войск - государственная принадлежность;

- социальный и национальный состав войск (сил);

- уровень религиозности личного состава, наличие религиозных противоречий между верующими военнослужащими, принадлежащими к различным конфессиям;

- характер взаимоотношений между военнослужащими разных нацио-нальностей. При коалиционном составе - между военнослужащими армий союзных стран;

- возрастные характеристики различных категорий военнослужащих, уровень их общеобразовательной подготовки;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.104 с.)