Способы и порядок создания и прекращения юридических лиц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы и порядок создания и прекращения юридических лиц.



1. Создание юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК (ст. 50.1—52), Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также спе­циальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих (п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммер­ческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК).

В зависимости от степени и характера участия органов государствен­ной власти в процедуре образования юридического лица наука граж­данского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц:

1)   явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода реше­ние о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания. В законе установлены правила создания, указывается перечень доку­ментов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган. Требования соблюдены — производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в Рос­сийской Федерации;

2)  распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.;

3)  разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Например, на создание коммерческой организации требу­ется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд руб. (п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

2. В процедуре создания юридического лица можно выделить следующие этапы:

1)  принятие решения об учреждении юридического лица;

2)  государственная регистрация юридического лица.

При создании юридического лица одним лицом решение об учреж­дении принимается учредителем единолично. В случае, если юриди­ческое лицо учреждается несколькими учредителями, решение о его создании должно быть принято единогласно.

В решении об учреждении юридического лица указываются сле­дующие сведения:

•  об учреждении юридического лица;

•  об утверждении его устава;

•  о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;

•  об избрании (назначении) его органов;

•  о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица (только для юридических лиц кор­поративного типа) (ст. 50.1 ГК).

3. Принятие решения об учреждении юридического лица сопровож­дается созданием и утверждением учредительного документа, который определяет его правовое положение.

Учредительным документом юридического лица в соответствии с ГК является устав. Исключением являются хозяйственные това­рищества, которые осуществляют свою деятельность на основании учредительного договора, имеющего юридическую силу устава (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК).

Учредительным документом юридического лица в соответствии с ГК выступает устав. Исключение — хозяйственные товарищества, которые осуществляют свою деятельность на основании учредительного договора, имеющего юридическую силу устава (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК). Другим ис­ключением в настоящее время являются государственные корпорации, которые действуют на основании закона о такой корпорации.

В учредительных документах должны содержаться сведения о наиме­новании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юриди­ческого лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и видов. Сведения, необходимые для включения в устав юриди­ческого лица, таким образом, могут конкретизироваться в соответствии с ГК и иными федеральными законами. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах в устав акционерного общества, помимо указанных выше сведений, включаются сведения о правах акционеров, о размере уставного капитала, о размещаемых обществом акциях и др.

В уставе некоммерческой организации, а также в уставе унитарного предприятия в силу особого статуса таких юридических лиц должны содержаться сведения о предмете и целях их деятельности. По общему правилу сведения о предмете и целях деятельности коммерческой организации не обязательны для включения в ее устав (но могут быть, а иногда должны быть включены).

Юридическое лицо может быть зарегистрировано, если представлен типовой устав. Формы типовых уставов утверждаются уполномоченным государственным органом. При этом сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, должны включать­ся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). При использовании юридическим лицом типового устава сведения о наименовании, фирменном наименовании и месте нахождения юри­дического лица указываются только в ЕГРЮЛ.

Примерами могут служить Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная компания «Российские автомо­бильные дороги», Агентство по страхованию вкладов, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Госу­дарственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и др. Юридическое лицо считается созданным и приобретает право­способность со дня занесения данных о нем в ЕГРЮЛ.

4.  Государственная регистрация юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом по месту нахождения посто­янно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственным органом, уполномоченным в области регистра­ции юридических лиц, является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы — в отношении коммерческих организаций. В отношении некоммерческих организаций таким уполномоченным органом выступает Министерство юстиции РФ и его территориальные органы (ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях); в отноше­нии кредитных организаций — Банк России (ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности).

5.  Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей устанавливает единый порядок регистрации вне зави­симости от вида и организационно-правовой формы юридического лица. Однако федеральными законами устанавливаются особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политических партий, религиозных организаций, банков, страховых организаций и т.д.).

Для регистрации юридического лица в уполномоченный орган по­даются документы, исчерпывающим образом определенные законом.

Требования государственного органа о предоставлении иных докумен­тов признается незаконным. Документы могут быть поданы как непос­редственно в территориальный регистрирующий орган (в том числе посредством электронного документооборота через единый портал государственных и муниципальных услуг), так и через многофункци­ональный центр государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК до государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган обязан проверять сведе­ния, содержащиеся в документах, представленных для регистрации, на предмет их достоверности. Таким образом, проверка документов осуществляется не только по формальному признаку (соответствие закону), но и по содержанию (соответствие действительности). Не­соответствие содержащихся в поданных на регистрацию документах сведений действительности должно являться основанием для отказа в регистрации. Например, одним из оснований для отказа в государст­венной регистрации является наличие у регистрирующего органа под­твержденной информации о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юри­дического лица (подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

6. Сведения о вновь созданном юридическом лице заносятся в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления. При этом ГК в п. 2 ст. 51 закрепляет принцип публичной достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в соответствии с которым лицо, действовавшее в гражданском обороте, полагаясь на данные о своем контрагенте — юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считается добросовест­ным. Юридическое лицо по общему правилу не вправе ссылаться на не­достоверность таких данных, например, на отсутствие полномочий у лица, заключившего сделку от имени юридического лица и значащегося в реестре в качестве единоличного исполнительного органа.

Юридическое лицо освобождается от ответственности перед контра­гентом за недостоверность или недостаточность сведений, включенных в реестр, в случаях, если: 1) контрагент заведомо знал или должен был знать о недостоверности сведений; 2) недостоверные сведения вклю­чены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица, например в результате недобросовестного поведения должностных лиц регистрирующих органов.

Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 23). От­каз в государственной регистрации может быть оспорен в судебном порядке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.01 с.)