Жены у гроба в субботу вечером 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жены у гроба в субботу вечером



Мф. 28, 1;

Мк. 16, 1.

По прошествии покоя субботы, когда начинался, по церковному чину, первый день недели, приходили Мария Магдалина и другая Мария (Иаковлева), посмотреть гроб. По возвращении в город, где присоединилась к ним Саломия, они купили ароматов, чтобутром идти помазать Господа Иисуса.


Приставление стражи ко гробу

Мф. 27, 62-66.

Между тем в этот же день, – на другой день, который следовал за пятницею (вечером), собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого.
Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
(Это было, когда жены удалились уже с Голгофы.)

 

Евангельская история

       Между тем, как благочестивые жены, сопутствовавшие Господу от Галилеи, возвратились в Иерусалим после погребения Его в пяток вечером и в субботу по заповеди оставались в покое, не так поступили первосвященники и члены Синедриона, хвалившиеся знанием и исполнением закона.. Вспомнив предсказание Иисуса Христа о Своем тридневном воскресении из мертвых, они, хотя и не верили этому, но внутренне беспокоились, как бы Он, явивший столько знамений во время Своей жизни, на самом деле не восстал из гроба собственною Своею силою, или, через какой-либо подлог от учеников. Увеличению этого сомнения немало способствовало полученное ими, конечно, в тот же вечер обстоятельное донесение, что из среды их же самих явились приверженные к Иисусу (Иосиф Аримафейский и Никодим), которые, не смотря на то, что Он осужден был на смерть по общему приговору всего Синедриона, осмелились торжественно снять Его тело со креста и с честью предать погребению. Тревожимые такими мыслями и подозрениями, превосвященники и фарисеи, забыв заповедь о покое и освящении субботы, едва настало утро этого великого тогда для иудеев дня, как окончания праздника Пасхи и начала опресноков, спешат в претор к Пилату и говорят ему: «Мы вспомнили, что тот Обманщик (так они отзывались о Праведнейшем из всех праведников!), еще будучи в живых, сказал: после трех дней восстану; - итак, прикажи охранять гроб Его до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его, и не сказали народу: воскрес из мертвых! Тогда последний обман будет горче первого». Образ выражения врагов Господа нашего показывает, что сердца их, не смотря на то, что Он уже умер на кресте самою мучительною смертью и лежал во гробе, дышали ещё такою злобою к Нему, что самое имя Господа Христа было для них ненавистно, и потому, упоминая Его, они говорят: «помянухом, яко льстец Он рече». Такая адская мстительность была допущена Промыслом Божиим как воздаяние Правде Божией за злопамятствование и непримиримую вражду, обнаруживаемые иногда людьми к своим противникам, даже и по смерти их.

       Пилат, выслушав просьбу первосвященников, сначала, надо думать, не расположен был удовлетворить этому их желанию, зная обо всем случившемся после смерти Иисуса Христа, по собственному наблюдению и по донесению сотника. Но так как они продолжали настаивать на своем требовании, то, чтобы избавиться от их притязаний, он отвечал им: «Вы имеете стражу (всегда находившуюся в распоряжении первосвященников) возьмите и охраняйте гроб, как сами знаете». Воспользовавшись этим дозволением, они тотчас пошли в сад Иосифа Аримафейского и, как блюстители закона, осмотрев пещеру и гроб, приложили свою печать камню, закрывавшему вход, потом, приставив стражу, сами удалились.

«Неразумные, - замечает на это составитель Синаксаря, - они не сознавали, что это делали против себя: ибо если бы не самими ими приставлена была стража и приложена печать, они могли бы ещё оболгать известие о воскресении Христовом». Таким образом, этими предосторожностями они сильнее других доказательств подтвердили истинность воскресения Иисуса Христа, Господа нашего.

       Когда оканчивался день субботы, «в вечер субботний», жены мироносицы – Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и мать сыновей Зеведеевых – Саломия, купив благовония и масти, пошли из Иерусалима ко гробу, чтобы помазать бездыханное тело Божественного своего Учителя, но на пути с недоумением вопрошали одна другую: «Кто отвалит нам камень от двери гроба» (отверстия пещеры)?!

       По учению Православной Церкви Господь наш Иисус Христос во время тридневного пребывания Своею пречистою «плотию во гробе, душею, яко Бог, сходил во ад и из него извёл души от века содержимых праведников, - в раю был с разбойником, на престоле – со Отцем и Духом, вся исполняй неописанный» (тропарь пасхального канона).

       Во аде находились и страдали до крестной смерти Господа Иисуса Христа души всех умерших людей. Этой участи не избегли даже ветхозаветные праведники – Авраам, Исаак, Иаков, Давид. Ни один луч небесного света не проникал к ним, и уделом их была непрерывная печаль. Но вот вдруг ад озаряется чудным светом, в нём является Вседержитель неба, земли и преисподней, Царь царствующих, Господь и Спаситель наш. Пред Его Божеством диавол повергся в прах, у него отнимается всякая власть над душами, заключёнными во аде. Те из них, которые уверовали во Иисуса Христа, как Спасителя мира, все освобождаются из адского плена, спадают с них узы вечного мрака, и они вслед за Спасителем в радости и веселье исходят из ада в область света и блаженства, в Царство небесное.

 

Богослужение

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместо с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

Основные воспоминания дня Великой субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи:

«Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный».


           В древности литургия Великой субботы, как и другие великопостные литургии, совершались на закате дня, и поэтому ее начинают с вечерни. Так как вечернее богослужение всегда относится к следующему дню, а следующий день - Пасха, то литургия Великой субботы совмещает два момента: с одной стороны, она завершает страстные службы, а с другой - начинает пасхальное торжество. Эти противоположные черты - скорби и отрады, слез и светлого ликования - чудесным образом сочетаются в ходе богослужения. Посредине храма еще лежит изображение погребенного Спасителя, а хор уже воспевает Его победу над смертью.
         В древности в Великую субботу совершалось крещение "оглашенных" - лиц приготовленных к принятию христианства. Продолжительное чтение паремий давало время совершить таинство крещения надо многими оглашенными.

           Паремии. 1) Быт. 1:1-13 (сотворение мира).2) Ис. 60:1-16 (новозаветная Церковь). 3) Исх. 12:1-11 (установление Пасхи).4) Иоана гл 1-4 (история пророка Иоаны). 5) Иис. Нав. 5:10-15 (празднование Пасхи при Исусе Навине). 6) Исх. 13:20-14:32 (переход через Красное море). В конце паремии хор многократно поет: "Славно бо прославися". 7) Соф. 3:8-15 (призвание язычников в Церковь). 8) 3 Цар. 17:8-23 (пророк Илия воскрешает юношу). 9) Ис. 61:10-11, 62:15 (Новозаветная Церковь). 10) Быт. 22:1-18 (жертвоприношение Исаака). 11) Ис. 61:1-9 (проповедь Мессии). 12) 4 Цар. 4:8-37 (пророк Елисей воскрешает юношу). 13) Ис. 63:11-64:5 (покаянная молитва). 14) Иерем. 31:31-34 (заключение Нового Завета). 15) Дан. 3:1-51 (спасение трех отроков из Вавилонской печи). В конце паремии хор многократно поет: "Господа пойте и превознисите во вся веки".

           Для новокрещеных, стоящих теперь в храме в белых рубашках и со свечами в руках, хор вместо Трисвятого поет "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись, Гал. 3:27). После этого песнопения вечерня переходит в литургию.

           Апостольское чтение (Рим. 6:3-11) призывает христиан умереть для греха, чтобы жить с Иисусом Христом. Здесь наступает переломный момент от страстного к Пасхальному богослужению: закрывается алтарь и происходит перемена всех облачений в храме с темных на белые, священнослужители переоблачаются в светлые одежды. По чтении Апостола поются, вместо "Аллилуиа", семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли". К началу чтения Евангелия, которое возвестит о воскресении Спасителя (Мт. 28:1-20), храм приобретает светлый, пасхальный вид. После чтения Евангелия продолжается литургия Василия Великого обычным порядком.

Вместо Херувимской поется:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.007 с.)