Политический аспект понятия «патриотизм» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический аспект понятия «патриотизм»



 

Давая определения патриотизму, необходимо сразу же отделить его от явлений, которые могут считаться с ним схожими. Прежде всего среди них выделяют лояльность и фашизм. Оба явления, как и патриотизм, являются отношениями между человеком и государством, однако принципиальное отличие заключается в содержании этих отношений и способе их формирования.

Государства, претерпевшие буржуазные и промышленные революции, со временем превращаются в империи. Именно тогда патриотизм в завоеванной стране становится явной помехой, а самым востребованным явлением становится замена патриотизма лояльностью[24]. Лояльность – это верность действующим законам, постановлениям органов власти (иногда только формальная, внешняя)[X].

Достигается лояльность либо убеждением, и тогда этот механизм становится схож с патриотическим воспитанием, либо принуждением, когда угроза неотвратимости наказания становится главным фактором, определяющим поведение человека. В этом заключается принципиальное отличие данных отношений человека и государства. Нельзя принудить человека быть патриотом, но относительно легко заставить быть его лояльным. Лояльность не требуют жертвенности, важно только лишь то, чтобы человек оставался в системе, соблюдая ее законы и принимая ценности империи. Однако, в случае притеснения интересов граждан государством, может измениться лояльное отношение на повстанческие настроения. Как например, попытка введения всеобщей воинской повинности на фоне прочих проблем привела к войне за независимость Ирландии в 1919-21 гг. И это все при том, что всю Первую Мировую войну на территории Ирландии формировались добровольческие полки. Впоследствии, борцы за независимость были просто «вычеркнуты» из народной памяти, а война оказалась «забытой» для страны[XI].

В то же время лояльность граждан к государству не значит, что у империи нет патриотов. О том, насколько силен патриотизм, можно судить лишь из того факта, что до начала 1916 года армия Великобритании формировалась на добровольной основе[25] прежде всего из населения метрополии. Однако, от большинства жителей империи все же требовалась именно лояльность.

Иногда можно услышать утверждение, что фашизм - это крайняя форма патриотизма. При этом фашизм пытаются рассматривать в интерпретации, отличающей его от нацизма, что само по себе недопустимо, т.к. является первым шагом к оправданию этого явления. Сходство усугубляет и то, что фашистское государство крайне сильно и ведет организованную работу с населением. Любовь к родине является неотъемлемой частью данной идеологии. Однако принципиальное отличие патриотизма от фашизма заключается в том, что фашистское государство требует жертв от своих граждан, реализует свои интересы за счет внешних или внутренних «врагов». Необходимый настрой населения достигается мощным пропагандистским аппаратом, не гнушающимся откровенной лжи.

Определяя механизм патриотического воспитания, мы должны четко осознавать, что в зависимости от поставленных целей с его помощью можно добиваться как лояльного отношения к государству, так и откровенно фашистских проявлений.

Патриотическое воспитание требует особого внимания к содержанию своей деятельности со стороны государства и общества для исключения возможности использования этого механизма в иных целях.

 

Идентичность

 

Исходя из сформулированного выше определения, следует вполне закономерный вопрос, почему человек сам, добровольно и осознанно идет на жертвы своими вполне конкретными интересами ради достаточно абстрактных (на бытовом уровне) интересов государства?

Жертвенность конкретной биологической особи ради своего вида в биологическом смысле явление достаточно распространенное. На такой коллективной жертвенности иногда даже строится все выживание вида, как, например, у муравьев или пчел, готовых просто «завалить врага телами» ради выживания улья или муравейника. Механизмы такого поведения вырабатывались миллионы лет и закреплены генетически. Популяции, представители которых были слишком эгоистичны, попросту вымирали[XII]. Конечно, далеко не все особи конкретного вида альтруисты, но для нас остается важным лишь тот факт, что подобные психологические процессы являются естественными для природы.

Ученые доказывают, что инстинкт, ведущий к альтруизму или жертвенности, заложен и в наших генах[XIII]. Человеческая особь вполне готова согласиться на уступки, отодвигать свои интересы и даже пойти на самопожертвование ради выживания своей общности. Проявления, как альтруизма, так и эгоизма, несмотря на генетические предпосылки, носят исключительно сознательный характер[XIV]. Однако, остается неразрешенным вопрос, что определяет эту общность? Тот социум, ради которого каждый конкретный человек идет на жертву? Даже если необоснованно допустить, что человеком в данном вопросе руководит исключительно инстинкт, остается непонятным, какую же общность он будет считать своей. С биологической точки зрения, это может быть семья или род, но никак не государство.

Для разрешения дилеммы: отчего же человек может пойти на жертвы ради государства, следует вспомнить базовое определение понятия «человек». Определение из школьного учебника обществознания: «Человек – это существо био-социальное»[XV]. Из этого следует, что в нашей жизни присутствуют социальные факторы, превращающие отношение человека к государству в явление лично значимое, ради которого возможно поступиться собственными интересами.

Этим социальным фактором является не что иное, как идентичность. Идентичность – это целостное, концентрированное выражение принадлежности человека (в нашем конкретном случае к государству)[XVI]. В свою очередь идентичность базируется на вполне конкретных эмоциональных связях, формирующихся во всех сферах жизнедеятельности человека.

Идентичность (идентичность Я) — согласно Э. Эриксону, — чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. «Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития». — Головин С.Ю. «Словарь практического психолога».

Социальная идентичность формируется прижизненно, что порождает вопрос о направлениях и механизмах этого процесса. Первые социальные идентичности начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. В 4 года начинает формироваться половая идентичность, в 6—7 — этническая (по другим данным, это происходит еще раньше). Социальные идентичности, связанные с определенными ценностными ориентациями, например, политическая, профессиональная, религиозная, возникают преимущественно в подростковом и юношеском возрастах. Однако новые социальные идентичности появляются на протяжении всей жизни человека.

Формирование идентичности идет по пути увеличения размера групп, к которым человек причисляет себя. Оно начинается с формирования представления о себе как о жителе конкретного города, позже возникает представление об этнонациональной, потом гражданской и наконец, наднациональной принадлежности (граждане СНГ, славяне, европейцы).

Патриотическое воспитание – это деятельность, направленная на формирование конкретных эмоциональных связей, определяющих идентификацию каждого конкретного человека с его государством.

 Опираясь на вышесказанное, можно определить, что целью патриотического воспитания является не некое абстрактное приобщение человека к государственности, а формирование конкретных эмоциональных связей, определяющих идентификацию каждого человека с его государством.

Для наглядности понятия «идентичность» представим некую трехмерную паутину, в центре которой находится конкретный человек. Этот человек имеет определенные взгляды, отношение к событиям и явлениям в его жизни. Эти отношения как нити, связывают его с событиями, фактами, явлениями, происходящими в мире. Причем эти связи расходятся во все стороны или сферы жизни и, чем их больше, тем прочнее мировоззрение этого человека. И даже если предположить, что какая-то часть этих эмоциональных связей разорвана, то в зависимости от того, были ли другие связи или нет, человек либо сохранит свое мировоззрение и представление о мире, либо изменит его.

Более конкретно эти связи можно проиллюстрировать на примере разрушения советской идентичности, когда нормы, догмы, эмоциональные связи были в одночасье разрушены. И целая страна (а точнее теперь несколько новых) оказалась во фрустрации. Как результат явился «парад новых идентичностей». Кто-то ощущает в себе наследие фашиста Бандеры, кто-то - Великого Княжества Литовского, а кто-то чувствует себя жертвой советского режима даже четверть века спустя.

Продолжая аналогию, надо отметить, что «паутина идентичности» плетется человеком всю жизнь: на протяжении всей жизни у нас формируются эмоциональные отношения с окружающим нас миром. Поэтому крайне важно формировать патриотические чувства к своей стране с самого раннего детства и в течение всей жизни. Практически бесполезны попытки перевоспитывать взрослого опытного человека, поскольку, как утверждает наука, основы мировоззрения человека к 17 годам уже сформированы.

 Точка крепления каждой нити (эмоциональной связи) – это конкретный факт, явление, событие, к которому формируется определенное отношение. Качество этой точки крепления определяется нашим мировоззрением, которое традиционно подразделяют на исторические типы: мифология, религия, наука.

Позитивное отношение к определенному факту (или мифу) формируется под стихийным воздействием социокультурной среды или под целенаправленным воздействием различных факторов. Именно в выборе фактов (событий, явлений) и содержания, к которым формируется эмоциональное отношение у конкретного человека, а также в выборе разнообразных механизмов эмоционального воздействия находится основное поле работы для патриотического воспитания.

Направления, определяющие эмоциональные связи – это основные сферы жизнедеятельности человека. Обычно из этих сфер тренеры личностного роста выделяют, как наиболее значимые: здоровье, семья, работа, образование, отдых, социальная сфера. Но следует подчеркнуть, что, самоидентификация – это не есть патриотизм. Это основа, на которой человек своими волевыми решениями, поступками создает надстройку, которую мы называем патриотизмом.

 

Мировоззрение

 

Если продолжать аналогию, то местом крепления нити «паутины идентичности» будет являться конкретный факт, явление из нашей истории и современности, к которому у нас будет сформировано определенное отношение. Самым простым, массовым и ненадежным основанием для всей паутины является миф. Современный миф - это совсем не то же, что мы когда-то слышали о Зевсе, Гере и других «героях» античности. Но, как и прежде, в его основе нет факта, а есть некая интерпретация. В условиях развития современных средств массовой информации миф создается и распространяется практически мгновенно, тратятся огромные усилия и средства на создание и продвижение этих мифов[XVII]. Миф может укорениться до такой степени, что его начинают воспринимать, как факт, то есть как объективно существующее или существовавшее явление, событие. Однако, при целенаправленной работе миф разрушается, так же, как и создается, моментально и лавинообразно. Если этот миф был фундаментом, для эмоциональной связи, отвечающей за идентичность, его развенчание разрушает одну из основ нашего мировоззрения, ставя под сомнение и остальные однотипные связи[26].

Еще одной формой мировоззрения является религия. Это уже система взглядов и отношений, находящихся в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Основным отличительным фактором религии, является восприятие фактов и формирование отношения к ним, на основе веры, а не критического мышления[27].

Кроме традиционных мировых религий к подобным системам мировоззрения можно отнести и мировые идеологии: фашизм, коммунизм, милитаризм, демократия[28], которые воспринимаются основной массой населения на веру, без конструктивной критики[29]. В свою очередь, такие идеологии очень грамотно продвигают в массы, пропагандируют, считай, проповедуют. При разрушении подобных систем мировоззрения, которое происходит, прежде всего, после поражения в войнах, мироощущение большинства людей, идентификация себя и своего места в мире меняются кардинально, вплоть до массовых самоубийств[XVIII]. Поэтому крайне важно, чтобы в основе нашего мировоззрения, сетки координат, «паутины идентичности» лежали научно обоснованные факты и явления. Важен и сам научный подход к любой информации как таковой.

Когда любой факт, формирующий к себе отношение, обоснован, а его изменения происходит исключительно по научно обоснованным причинам, тогда это изменение не ведет к разрушению всей системы взглядов, т.к. научное мировоззрение само по себе подразумевает развитие, т.е. изменения.

После развала СССР отечественную историческую науку настиг кризис, т.к. ранее во главу научной деятельности ставилась идеология, превалировавшая над самой исторической наукой. Интересен здесь будет тот факт, что многие историки выбирали для своей работы эпохи наиболее свободные от идеологического прессинга. Это привело к формированию в отечественной историографии мощнейших научных школ по Древней Руси, эпохе феодальной раздробленности, реформам Петра и эпохе дворцовых переворотов, где в исследованиях всю идеологическую часть можно было собрать во введении, ограничившись несколькими ссылками на классиков марксизма-ленинизма.

В формировании научного мировоззрения в сфере патриотического воспитания первую скрипку на себя должно взять историческое образование. Потому как именно на уроках истории, на конкретных исторических фактах, которые не будут развенчаны даже при пристальном их изучении уже за рамками школьного учебника, формируются отношение к подвигу, чувство сопричастности, гордость своей страной, своим народом, своей историей [XIX].

 

Эмоциональное отражение

 

Как крепки нити «паутины идентичности» определяет то, какое отношение складывается у каждого из нас к тому или иному факту, явлению. Отношение это должно быть, прежде всего, позитивным. А вот как это отношение сделать позитивным – главный вопрос патриотического воспитания. Методик достаточно много, но многие из них не имеют под собой научно-методического обоснования, не апробированы экспериментально, а, подчас, являются простой копией методик советского времени без корректировки под условия современного мира.

В советские годы патриотическое воспитание пронизывало жизнь взрослеющего человека от учебы до быта и не являлось функцией одной из социальных сфер, что позволяло всемерно влиять на формирование его мировоззрения. В недавнем прошлом противники создания отдельного телеканала «Культура» здраво рассуждали о том, что такой канал морально освобождает остальные телеканалы от культурного просвещения, концентрируя их деятельность на чем-то специфическом. Так и патриотическое воспитание не может существовать в рамках отдельного школьного предмета, разновидности военно-патриотического клуба или только телепередач, оно должно пронизывать все сферы жизнедеятельности человека.

Многие объединяют патриотическое воспитание и военно-патриотическое воспитание, что в принципе является неверным. Военно-патриотическое воспитание в современных условиях - это сфера деятельности, направленная на подготовку, прежде всего, молодежи к защите Отечества[XX]. Что, в свою очередь, является относительно узкой специализацией, т.к. во всех видах силовых структур нашего государства служат по призыву и работают только около 3,5% населения страны[30].

В советский период военно-патриотическое воспитание имело принципиально иное значение, оно являлось неотъемлемой частью советского и коммунистического воспитания. В условиях глобального противостояния мировых систем его значение сложно переоценить. Военно-патриотическое воспитание было призвано воспитывать любовь к Родине, которая должна была быть основана на пролетарском интернационализме, верности революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, ответственности за укрепление обороноспособности страны, и должна была способствовать усвоению военно-технических знаний[XXI]. Т.е. создавалось и развивалось в строгом соответствие с задачами коммунистической партии.

В современных условиях, когда военное противостояние не является основой жизни страны, а аудитория для патриотического воспитания в десятки раз больше, чем для военно-патриотического, то и методика этого воспитания может быть практически любой, если она соответствует некоторым требованиям. Прежде всего, для того, чтобы воспитание можно было считать патриотическим, любая представленная деятельность должна формировать конкретное позитивное отношение к конкретному факту, событию, явлению, т.е. доказано формировать российскую идентичность.

Перекладывая на язык законодательства современного потребительского общества, заказчик (государство) должен оформить техническое задание, в котором конкретно описать: к каким основным конкретным категориям событий, явлений, фактов должны быть сформированы конкретные отношения определенной целевой группы. В свою очередь, подрядчик (воспитатель) также в документальном виде должен представить план (программу) своей деятельности[31], в котором отражено, какое эмоциональное отражение и к чему формируется при выполнении плана, критерии оценки эффективности исполненной работы (услуги), и т.п. Такой подход гарантирует, что, вне зависимости от формы юридического лица, подрядчик занимается именно патриотическим воспитанием и выполнил договор в соответствии с техническим заданием.

Однако в современных условиях, когда потребителей более 143 млн. чел., а само современное общество крайне изменчиво, любому заказчику будет сложно сформировать исчерпывающее техническое задание. Вследствие чего является необходимым допустить к деятельности в сфере патриотического воспитания всех тех, кто способен представить работоспособный механизм формирования российской идентичности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.022 с.)