Патриотическая работа с населением. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патриотическая работа с населением.



ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

(часть 2)

Научно-теоретические подходы к организации системы патриотической работы с населением

 

 

Автор:

Мерк В.В.

 

 

Красноярск

2016

Аннотация

Предлагаемые методические рекомендации «Научно-теоретические подходы к организации системы патриотической работы с населением» обобщают научные подходы к явлению «патриотизм» как феномену, объясняют тенденции развития современных процессов патриотического воспитания.

Данные методические материалы будут полезны руководителям и специалистам учреждений и организаций, занимающихся работой с детьми и молодёжью, для осмысления философии процессов, которыми они управляют, внимательного отношения к выбору инструментов воспитательного воздействия. 

Рекомендации подготовлены на основе обобщения научных и публицистических статей, диссертаций о патриотическом воспитании, авторского текста автора научных работ по истории, руководителя нескольких патриотических объединений, директора краеведческого музея Емельяновского района Красноярского края В.В. Мерка, а также опыта краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Дом офицеров».

 


Введение

Патриотизм для россиянина – это нечто большее, чем некое абстрактное явление – это часть души, культуры, крайне важная и близкая каждому человеку тема. Наши успехи во внешней политике, спортивные успехи олимпийцев, военные успехи вернули уверенность народа в мощи страны, ее самодостаточности.

Именно сейчас становятся заметны тенденции к укреплению системы патриотического воспитания, объединяются и координируются разрозненные инициативы. На государственном уровне говорится об углублении в массовом сознании населения понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества[I]. Но пока еще не закончена работа по структурированию и регламентации нормативной базы в области патриотического воспитания, хотя уже делаются шаги в этом направлении: уполномоченные органы различных уровней стараются привести существующие патриотические мероприятия в единую работоспособную систему, пытаются согласовать свои действия и выработать единые подходы в вопросах патриотического воспитания.

Именно поэтому сейчас возникает объективная необходимость теоретического осмысления существующей практической деятельности в сфере патриотического воспитания, выработки общих идей и подходов в определении патриотического воспитания, выявления критериев оценки качества этой деятельности.

Данные методические рекомендации основаны на научных знаниях и практике патриотического воспитания, не противоречат региональным нормативным правовым актам Красноярского края, но не являются нормативно-закрепленной концепцией патриотического воспитания в регионе и должны рассматриваться в общем ряду авторских концепций.

 

 Генезис идей патриотизма

 

Крайне разное понимание патриотизма можно встретить сегодня как на бытовом, так и на научном уровне. Для одних патриотизм – это «великое бешенство»[1] или «последнее пристанище негодяев»[2], а для других – решение броситься на амбразуру пулемета[3]. Определяя механизмы формирования патриотических ценностей и чувств, разрабатывая патриотические проекты и программы, необходимо определиться со смыслами и понятиями.

По мнению исследователя Е.Т. Бородина, патриотизм - это чувство[II]. Ю.П. Кокарев считает его моральным качеством личности[III], И.С. Дуранов - частью мировоззрения и идейности[IV], Г.В. Здерева - моральной ценностью[V]. На фоне всех этих разнообразных научных подходов, интересно определение интернет-ресурса «Википедии», в котором информация создается и обновляется самими пользователями, формируется некое общее народное мнение: «Патриотизм (греч πατριωτης – соотечественник, πατρις – отечество) – нравственный и политический принцип, социально чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов Отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своей стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа[4]».

«Википедия» предложила достаточно полное определение. Однако, по-прежнему понимание «патриотизма» разнится, поскольку содержание термина отражает изменчивое явление, которое соответствует эпохе, обществу, языку его породившему. Для специалистов, работающих с детьми и молодежью, важно иметь представление об истории становления патриотизма как явления и его наполнение.

Рассказ о патриотизме следует начать с греческих корней данного термина и явления. Патриотизм в древних греках был строго локализован рамками своего полиса, своей общины. В эту эпоху содержание термина являлось близким к современному определению, но напрямую было связано с гражданством. Гражданство определяло не только принадлежность человека к государству[5], но и определяло достаточно четкий перечень прав и обязанностей[6]. Уже в эпоху Перикла от гражданина общество ожидало действий, которые мы бы сейчас охарактеризовали как патриотические[VI]. Так, греческий военачальник и политик Фокион никогда не выдвигал свою кандидатуру на выборах. Его, по сути, «принуждали» принять государственную должность[7]. При этом данная, пусть и почетная работа, никак не оплачивалась. За отказ от ожидаемых обществом патриотических действий человека вполне могли лишить гражданства[8] или казнить, что в итоге произошло с самим Фокионом.

Особый колорит эпохе придает прямая связь гражданства с имущественными правами. Естественно, гражданами полиса не являлись рабы и метеки[9] от них никто не ожидал проявлений патриотизма.

Кардинально ситуация меняется с приходом средних веков. На первое место выходит преданность династии[VII], по сути, наполненная всеми теми же качествами, что сейчас мы бы отнесли к патриотизму. Однако, «патриотами» средневековых династий являются только те, кто от этих династий напрямую зависит, т.е. феодалы (дворяне). Большая часть населения в лучшем случае лояльна, а то и откровенно индифферентна ко всему, что происходит за околицей их родной деревни. Именно по этой причине, обладая относительно небольшим рыцарским войском, средневековым династиям удавалось контролировать целые страны и регионы.

В это же время принципиально иная ситуация сложилась в городах, во многом схожих с античными полисами. По мере их развития фактор полисного патриотизма становится все более значимым[10]. Именно общая патриотическая идея, как и в античности направленная только на свой город, позволяет сплотить горожан и вновь превратить их в надежный пехотный строй. Именно сплоченность делает пехоту эффективной и возвращает ее на поле боя, и именно патриотизм дает пехоте эту сплоченность[11].

Время идет, города и экономика стран развиваются, и целым валом по миру прокатываются национальные буржуазные революции. Они не только избавляются от средневековых пережитков, но и выводят на первый план новое действующее лицо – на защиту идей революции становятся вся нация или народ. Революционные идеи меняют не только экономические отношения, но и приносят осознание того, что государство и его народ это нечто гораздо большее, нежели правящая им династия. Особенно ярко это проявляется во время Французской буржуазной революции и Войны за независимость североамериканских штатов[12]. В первом случае революционно-патриотические идеи породили такое военное явление, как боевое построение «колонной», а во втором «партизанскую войну».

Патриотическая идея такой довольно абстрактной структуры, как нация и государство, становятся фактором, определяющим победу.

Итак, в XVII-XIX вв. основу боестолкновения являло схождение двух линий стрелков на расстояние эффективного огня и совместные залпы друг в друга. Победу должно было определять то, сколько залпов вы дадите по противнику. Количество эффективных залпов, а, значит, и боевые качества пехоты, определялось исключительно муштрой[13]. В то же время вымуштровать революционные массы, хлынувшие в армию Французской республики, не представлялось возможным. Поэтому решение развернуть линию в колонну стало революционным, во всех смыслах. В колонне для сохранения строя наполненных патриотическими идеями бойцов окружали по периметру более или менее подготовленными солдатами и бросали на прорыв линии врага. По сути, получается, первыми шеренгами колонны попросту жертвовали для того, чтобы подойти на максимально близкое
расстояние и ударить в штыки[14]. Не разбежаться под смертельным огнем солдатам помогал именно патриотический настрой.

На другом континенте, примерно в то же время, среди американских революционеров широко распространение получила тактика партизанской войны. Когда небольшие неорганизованные (в армейском смысле) отряды наносят по возможности наибольший урон четко организованным войскам противника, используя для этого тактику засад, нападения на линии обеспечения, отказываясь от открытого боя. Именно патриотическая идея в головах разрозненных жителей североамериканских штатов позволяла им рассыпаться под мощными ударами организованного врага и собираться вновь. Несмотря на широко распространенные уверения и наставления, основная задача солдата в бою – выжить. Потому большинство солдат после того, как их отряд рассеян, совершенно не спешат собраться под знамена обратно и продолжить подвергать свою единственную жизнь опасности. Значит было что-то, что стало сильнее чувства самосохранения, что-то, о чем крайне нелицеприятно отзывались английские философы и писатели. Конечно же, это был патриотизм, именно патриотизм стал основой военных побед и залогом выживания новых буржуазных государств.

 

Государство или Отечество

 

В приведенном выше определении не говорится о государстве, а говорится об Отечестве. Есть ли разница? Безусловно, и она существенна. Государство – это, прежде всего, форма организации общества, ее формализованные структуры и институты: границы, налоги, суверенитет, вооруженные силы и др. Отечество же напрямую связано с понятием страна, страна предков. Страна – это духовная, культурная составляющая того народа, что живет на определенной, исторически сложившейся территории. Но как же так получилось, что в современном обществе и современном языке эти три понятия подменяют друг друга?

В традиционном обществе основу экономической деятельности составляет сельское хозяйство, которое в свою очередь тесно связано с конкретной территорией. Каждая территория имеет определенные географические, климатические и иные особенности. Вследствие этих особенностей формируются отличные друг от друга общества, а местность, на которой это общество сформировано, становятся для него страной или отечеством[15].

Государство появляется вследствие необходимости организовать существующее общество. Поэтому первые государства появляются там, где от них зависит выживание в долинах рек Нил, Тигр и Евфрат, Янцзы. Строительство ирригационных сооружений здесь требовало колоссальных усилий, но и давало огромный урожай. В этот период, даже если одно государство завоевывало другое, их экономики не сливались в единую систему, что вело к сохранению экономической и культурной обособленности завоеванной страны.

Империи – государства, включающие в свой состав иные страны, появлялись и исчезали. Но ни одна из империй так и не смогла полностью интегрировать все вошедшие в нее территории, т.к. прежде всего, были ориентированы на обогащение центра за счет окраин. Постепенно к ХХ веку между империями оказалась поделена вся планета, а после двух мировых войн за передел мира у ослабевших держав начинается отделение территорий, а затем «парад суверенитетов» их колоний[16]. Еще позже передел мира стал осуществляться в форме интернациональной помощи или в виде защиты от коммунизма. Теперь он продолжается в форме борьбы с терроризмом.

В современном мире основным фактором, объединяющим страну, является ее экономика, однако защитить (национальную) экономику страны может только государство с его формализованными структурами и «аппаратом насилия» (как говорили большевики[17]), иначе страна превращается в сырьевой придаток чужой экономики[18]. Два процесса – дробление империй и создание национальных государств, как бы шли навстречу друг другу, найдя некий баланс на современной политической карте мира. Таким образом, получается, что страны, имеющие культурную, географическую, но прежде всего экономическую (исторически сложившуюся) обособленность в современном мире так или иначе уже являются самостоятельными государствами. Даже те «искусственные» государства, что появились в Южной Америке, Африке или Ближнем Востоке, просуществовали не одно десятилетие, невзирая на религиозные, национальные и др. различия. И все попытки «выделить» в их составе некую новую страну являются искусственными и носят характер исключительно внешнего воздействия[19]. Даже искусственно созданные государства в современных условиях, буквально через одно-два поколения могут создать собственную экономику и быть вполне жизнеспособными, пусть даже находясь в сфере влияния другого государства.

Однако не надо сомневаться, что в случае «необходимости», при условии слабости того или иного государства, будут найдены «причины» и «конфликты», позволяющие выделить из него новую «страну» или чье-то «отечество». Крайним проявлением выделения различных «отечеств» могут стать ситуации, когда соседние деревни захотят отделиться друг от друга[20].  Чуть ли не единственным примером противостояния вышеуказанным процессам в современной истории является КНДР – сильное государство, оказавшее достойное сопротивление и сохранившее государственность без внешней поддержки.

На современном этапе развития нашего общества мы можем говорить, что такие исторически разные явления как страна и государство в современном мире содержательно стали одним и тем же. А слова, их выражающие, «страна», «отечество», «отчизна», «государство» стали словами синонимами.

Идентичность

 

Исходя из сформулированного выше определения, следует вполне закономерный вопрос, почему человек сам, добровольно и осознанно идет на жертвы своими вполне конкретными интересами ради достаточно абстрактных (на бытовом уровне) интересов государства?

Жертвенность конкретной биологической особи ради своего вида в биологическом смысле явление достаточно распространенное. На такой коллективной жертвенности иногда даже строится все выживание вида, как, например, у муравьев или пчел, готовых просто «завалить врага телами» ради выживания улья или муравейника. Механизмы такого поведения вырабатывались миллионы лет и закреплены генетически. Популяции, представители которых были слишком эгоистичны, попросту вымирали[XII]. Конечно, далеко не все особи конкретного вида альтруисты, но для нас остается важным лишь тот факт, что подобные психологические процессы являются естественными для природы.

Ученые доказывают, что инстинкт, ведущий к альтруизму или жертвенности, заложен и в наших генах[XIII]. Человеческая особь вполне готова согласиться на уступки, отодвигать свои интересы и даже пойти на самопожертвование ради выживания своей общности. Проявления, как альтруизма, так и эгоизма, несмотря на генетические предпосылки, носят исключительно сознательный характер[XIV]. Однако, остается неразрешенным вопрос, что определяет эту общность? Тот социум, ради которого каждый конкретный человек идет на жертву? Даже если необоснованно допустить, что человеком в данном вопросе руководит исключительно инстинкт, остается непонятным, какую же общность он будет считать своей. С биологической точки зрения, это может быть семья или род, но никак не государство.

Для разрешения дилеммы: отчего же человек может пойти на жертвы ради государства, следует вспомнить базовое определение понятия «человек». Определение из школьного учебника обществознания: «Человек – это существо био-социальное»[XV]. Из этого следует, что в нашей жизни присутствуют социальные факторы, превращающие отношение человека к государству в явление лично значимое, ради которого возможно поступиться собственными интересами.

Этим социальным фактором является не что иное, как идентичность. Идентичность – это целостное, концентрированное выражение принадлежности человека (в нашем конкретном случае к государству)[XVI]. В свою очередь идентичность базируется на вполне конкретных эмоциональных связях, формирующихся во всех сферах жизнедеятельности человека.

Идентичность (идентичность Я) — согласно Э. Эриксону, — чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. «Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития». — Головин С.Ю. «Словарь практического психолога».

Социальная идентичность формируется прижизненно, что порождает вопрос о направлениях и механизмах этого процесса. Первые социальные идентичности начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. В 4 года начинает формироваться половая идентичность, в 6—7 — этническая (по другим данным, это происходит еще раньше). Социальные идентичности, связанные с определенными ценностными ориентациями, например, политическая, профессиональная, религиозная, возникают преимущественно в подростковом и юношеском возрастах. Однако новые социальные идентичности появляются на протяжении всей жизни человека.

Формирование идентичности идет по пути увеличения размера групп, к которым человек причисляет себя. Оно начинается с формирования представления о себе как о жителе конкретного города, позже возникает представление об этнонациональной, потом гражданской и наконец, наднациональной принадлежности (граждане СНГ, славяне, европейцы).

Патриотическое воспитание – это деятельность, направленная на формирование конкретных эмоциональных связей, определяющих идентификацию каждого конкретного человека с его государством.

 Опираясь на вышесказанное, можно определить, что целью патриотического воспитания является не некое абстрактное приобщение человека к государственности, а формирование конкретных эмоциональных связей, определяющих идентификацию каждого человека с его государством.

Для наглядности понятия «идентичность» представим некую трехмерную паутину, в центре которой находится конкретный человек. Этот человек имеет определенные взгляды, отношение к событиям и явлениям в его жизни. Эти отношения как нити, связывают его с событиями, фактами, явлениями, происходящими в мире. Причем эти связи расходятся во все стороны или сферы жизни и, чем их больше, тем прочнее мировоззрение этого человека. И даже если предположить, что какая-то часть этих эмоциональных связей разорвана, то в зависимости от того, были ли другие связи или нет, человек либо сохранит свое мировоззрение и представление о мире, либо изменит его.

Более конкретно эти связи можно проиллюстрировать на примере разрушения советской идентичности, когда нормы, догмы, эмоциональные связи были в одночасье разрушены. И целая страна (а точнее теперь несколько новых) оказалась во фрустрации. Как результат явился «парад новых идентичностей». Кто-то ощущает в себе наследие фашиста Бандеры, кто-то - Великого Княжества Литовского, а кто-то чувствует себя жертвой советского режима даже четверть века спустя.

Продолжая аналогию, надо отметить, что «паутина идентичности» плетется человеком всю жизнь: на протяжении всей жизни у нас формируются эмоциональные отношения с окружающим нас миром. Поэтому крайне важно формировать патриотические чувства к своей стране с самого раннего детства и в течение всей жизни. Практически бесполезны попытки перевоспитывать взрослого опытного человека, поскольку, как утверждает наука, основы мировоззрения человека к 17 годам уже сформированы.

 Точка крепления каждой нити (эмоциональной связи) – это конкретный факт, явление, событие, к которому формируется определенное отношение. Качество этой точки крепления определяется нашим мировоззрением, которое традиционно подразделяют на исторические типы: мифология, религия, наука.

Позитивное отношение к определенному факту (или мифу) формируется под стихийным воздействием социокультурной среды или под целенаправленным воздействием различных факторов. Именно в выборе фактов (событий, явлений) и содержания, к которым формируется эмоциональное отношение у конкретного человека, а также в выборе разнообразных механизмов эмоционального воздействия находится основное поле работы для патриотического воспитания.

Направления, определяющие эмоциональные связи – это основные сферы жизнедеятельности человека. Обычно из этих сфер тренеры личностного роста выделяют, как наиболее значимые: здоровье, семья, работа, образование, отдых, социальная сфера. Но следует подчеркнуть, что, самоидентификация – это не есть патриотизм. Это основа, на которой человек своими волевыми решениями, поступками создает надстройку, которую мы называем патриотизмом.

 

Мировоззрение

 

Если продолжать аналогию, то местом крепления нити «паутины идентичности» будет являться конкретный факт, явление из нашей истории и современности, к которому у нас будет сформировано определенное отношение. Самым простым, массовым и ненадежным основанием для всей паутины является миф. Современный миф - это совсем не то же, что мы когда-то слышали о Зевсе, Гере и других «героях» античности. Но, как и прежде, в его основе нет факта, а есть некая интерпретация. В условиях развития современных средств массовой информации миф создается и распространяется практически мгновенно, тратятся огромные усилия и средства на создание и продвижение этих мифов[XVII]. Миф может укорениться до такой степени, что его начинают воспринимать, как факт, то есть как объективно существующее или существовавшее явление, событие. Однако, при целенаправленной работе миф разрушается, так же, как и создается, моментально и лавинообразно. Если этот миф был фундаментом, для эмоциональной связи, отвечающей за идентичность, его развенчание разрушает одну из основ нашего мировоззрения, ставя под сомнение и остальные однотипные связи[26].

Еще одной формой мировоззрения является религия. Это уже система взглядов и отношений, находящихся в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Основным отличительным фактором религии, является восприятие фактов и формирование отношения к ним, на основе веры, а не критического мышления[27].

Кроме традиционных мировых религий к подобным системам мировоззрения можно отнести и мировые идеологии: фашизм, коммунизм, милитаризм, демократия[28], которые воспринимаются основной массой населения на веру, без конструктивной критики[29]. В свою очередь, такие идеологии очень грамотно продвигают в массы, пропагандируют, считай, проповедуют. При разрушении подобных систем мировоззрения, которое происходит, прежде всего, после поражения в войнах, мироощущение большинства людей, идентификация себя и своего места в мире меняются кардинально, вплоть до массовых самоубийств[XVIII]. Поэтому крайне важно, чтобы в основе нашего мировоззрения, сетки координат, «паутины идентичности» лежали научно обоснованные факты и явления. Важен и сам научный подход к любой информации как таковой.

Когда любой факт, формирующий к себе отношение, обоснован, а его изменения происходит исключительно по научно обоснованным причинам, тогда это изменение не ведет к разрушению всей системы взглядов, т.к. научное мировоззрение само по себе подразумевает развитие, т.е. изменения.

После развала СССР отечественную историческую науку настиг кризис, т.к. ранее во главу научной деятельности ставилась идеология, превалировавшая над самой исторической наукой. Интересен здесь будет тот факт, что многие историки выбирали для своей работы эпохи наиболее свободные от идеологического прессинга. Это привело к формированию в отечественной историографии мощнейших научных школ по Древней Руси, эпохе феодальной раздробленности, реформам Петра и эпохе дворцовых переворотов, где в исследованиях всю идеологическую часть можно было собрать во введении, ограничившись несколькими ссылками на классиков марксизма-ленинизма.

В формировании научного мировоззрения в сфере патриотического воспитания первую скрипку на себя должно взять историческое образование. Потому как именно на уроках истории, на конкретных исторических фактах, которые не будут развенчаны даже при пристальном их изучении уже за рамками школьного учебника, формируются отношение к подвигу, чувство сопричастности, гордость своей страной, своим народом, своей историей [XIX].

 

Эмоциональное отражение

 

Как крепки нити «паутины идентичности» определяет то, какое отношение складывается у каждого из нас к тому или иному факту, явлению. Отношение это должно быть, прежде всего, позитивным. А вот как это отношение сделать позитивным – главный вопрос патриотического воспитания. Методик достаточно много, но многие из них не имеют под собой научно-методического обоснования, не апробированы экспериментально, а, подчас, являются простой копией методик советского времени без корректировки под условия современного мира.

В советские годы патриотическое воспитание пронизывало жизнь взрослеющего человека от учебы до быта и не являлось функцией одной из социальных сфер, что позволяло всемерно влиять на формирование его мировоззрения. В недавнем прошлом противники создания отдельного телеканала «Культура» здраво рассуждали о том, что такой канал морально освобождает остальные телеканалы от культурного просвещения, концентрируя их деятельность на чем-то специфическом. Так и патриотическое воспитание не может существовать в рамках отдельного школьного предмета, разновидности военно-патриотического клуба или только телепередач, оно должно пронизывать все сферы жизнедеятельности человека.

Многие объединяют патриотическое воспитание и военно-патриотическое воспитание, что в принципе является неверным. Военно-патриотическое воспитание в современных условиях - это сфера деятельности, направленная на подготовку, прежде всего, молодежи к защите Отечества[XX]. Что, в свою очередь, является относительно узкой специализацией, т.к. во всех видах силовых структур нашего государства служат по призыву и работают только около 3,5% населения страны[30].

В советский период военно-патриотическое воспитание имело принципиально иное значение, оно являлось неотъемлемой частью советского и коммунистического воспитания. В условиях глобального противостояния мировых систем его значение сложно переоценить. Военно-патриотическое воспитание было призвано воспитывать любовь к Родине, которая должна была быть основана на пролетарском интернационализме, верности революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, ответственности за укрепление обороноспособности страны, и должна была способствовать усвоению военно-технических знаний[XXI]. Т.е. создавалось и развивалось в строгом соответствие с задачами коммунистической партии.

В современных условиях, когда военное противостояние не является основой жизни страны, а аудитория для патриотического воспитания в десятки раз больше, чем для военно-патриотического, то и методика этого воспитания может быть практически любой, если она соответствует некоторым требованиям. Прежде всего, для того, чтобы воспитание можно было считать патриотическим, любая представленная деятельность должна формировать конкретное позитивное отношение к конкретному факту, событию, явлению, т.е. доказано формировать российскую идентичность.

Перекладывая на язык законодательства современного потребительского общества, заказчик (государство) должен оформить техническое задание, в котором конкретно описать: к каким основным конкретным категориям событий, явлений, фактов должны быть сформированы конкретные отношения определенной целевой группы. В свою очередь, подрядчик (воспитатель) также в документальном виде должен представить план (программу) своей деятельности[31], в котором отражено, какое эмоциональное отражение и к чему формируется при выполнении плана, критерии оценки эффективности исполненной работы (услуги), и т.п. Такой подход гарантирует, что, вне зависимости от формы юридического лица, подрядчик занимается именно патриотическим воспитанием и выполнил договор в соответствии с техническим заданием.

Однако в современных условиях, когда потребителей более 143 млн. чел., а само современное общество крайне изменчиво, любому заказчику будет сложно сформировать исчерпывающее техническое задание. Вследствие чего является необходимым допустить к деятельности в сфере патриотического воспитания всех тех, кто способен представить работоспособный механизм формирования российской идентичности.

Сферы жизнедеятельности

 

Для определения направлений, в которых расходятся «нити идентичности» воспользуемся опытом современных тренеров личностного роста. Традиционно многие из них выделяют семь сфер: семья, образование, отдых, работа, здоровье, развитие, социальное положение. Рассмотрим эти сферы как области, где может осуществляться патриотическое воспитание.

Семья:

«Россия – последний бастион нравственных семейных ценностей»[XXIII].

«То, что я из себя представляю, вложила в меня моя семья, и я ей благодарен за это».

«Мой дед погиб, защищая столицу нашей Родины, я горжусь им»[XXIV].

Семья – это самое близкое для человека и самое для него важное, актуальное.  Именно через семью в традиционном обществе формировалось патриотическое отношение к Отечеству: «где родился там и пригодился». В традиционном обществе семья занимала исключительную роль в патриотическом воспитании. С одной стороны, в эпоху донациональных государств это формировало инертное (индифферентное) отношение к государству. С другой стороны, в эпоху национальных государств[32], то самое государство, не участвуя, по сути, в воспитании каждой конкретной личности, через сложившиеся семейные устои получало уже готовых патриотов своего Отечества.

В современном обществе уже большая семья не рассматривается как норма. Род и клан считаются пережитком прошлого, а общественной нормой стала неполная семья. Все это, в свою очередь, стало одной из причин того, почему государство было вынужденно взять и уже не сможет сложить с себя функцию патриотического воспитания. Это еще одна причина, почему термины «Отечество», «страна» и «государство» практически слились воедино.

Однако, нельзя исключать семью из сферы патриотического воспитания и на современном этапе, т.к. она все еще является самым важным явлением в нашей жизни. Как следствие любые действия, направленные на укрепление семьи, направлены и на укрепление государства. Именно в целях защиты семьи и государства увидели свет Федеральный закон №135 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, изданные в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей.

Крайне важно в каждодневной работе формировать позитивное отношение к семье, ориентировать на ответственное отношение к ней, морально осуждать разводы и аборты, демонстрировать плюсы проживания в полноценной семье.

Важно уметь и учить противостоять широкому общественному мнению, в котором неполная семья, аборты, ранний секс, половые извращения стали восприниматься как норма.

Образование:

«Наше образование – лучшее в мире», – достаточно распространенное утверждение. Несмотря на существующие авторитетные заверения, что это утверждение все еще соответствует действительности[XXV], в повседневной жизни мы можем встретить подтверждение совершенно обратному. Используя данное утверждение, следует знать, что оно относилось, прежде всего, к единой советской системе образования, и, в первую очередь, технического. Благодаря его высокому уровню наши специалисты получали качественную профессиональную подготовку, дополненную широким кругозором. Однако, современное российское образование не являет собой копию советского. По многим направлениям у нас есть объективное отставание, хотя большая эрудированность выпускников отечественных вузов порой все еще отмечается[XXVI]. Здесь же следует сказать, что, возможно, уступая в эрудированности, западное образование в среднем дает гораздо больше конкретных коммуникативных навыков и практики их применения, реализации своих знаний в современной экономике.

Поэтому в воспитательной работе лучше использовать не общее утверждение о качестве российского образования, а ориентировать на конкретные факты достижений российской науки.

Можно гордиться, например, такими фактами:

- нобелевский лауреат физик Жорес Иванович Алферов один из крупнейших мировых ученых в области физики и техники полупроводников;

- в 2014 году МГУ им. М. В. Ломоносова поднялся на шесть позиций в престижном мировом рейтинге университетов[XXVII];

- ученые из Института химии твердого тела и механохимии СО РАН создали новый материал для литий-ионных аккумуляторов на основе наноразмерного литий-марганцевого оксида. Батареи на его основе будут более емкими, а скорость их заряда значительно возрастет[XXVIII];

- в Новосибирске вырастили алмазы для компьютеров будущего[XXIX].

О конкретном вкладе отечественных ученых в мировую науку подробнее можно узнать на сайте Российской академии наук http://www.ras.ru/.

Отдых:

При нашей все еще относительно слабо развитой сфере внутреннего туризма и уровне оказываемых услуг следует апеллировать к нашим природным богатствам и традициям. Красота тайги, оз. Байкал, Красноярских или Ленских столбов, Енисея неоспорима. Наши застолья отражают всю широту нашей души, где, чем больше блюд, тем большее радушие проявляют хозяева, где каждый гость дорог. Наш стол столь же многонационален, как и наша страна. Здесь спокойно уживаются кавказский шашлык, среднеазиатский плов, балтийские шпроты и сибирские пельмени.

Русская баня – это просто национальный бренд. Это событие. Это неотъемлемая часть нашей культуры. Одна только подготовка к бане – это целый ритуал, не говоря уже об огромном количестве технологий заготовки, хранения и использования веника. У иностранцев иногда русские традиции вызывают недоумение и ужас. Ну разве понять иностранцу, что такое после парной да в прорубь?

Никто не будет спорить, что русская тройка лошадей – это один из символов России, воспетый ни в одном произведении русских классиков. Но, к сожалению, многие наши сограждане видели ее только по телевизору. Все вышеприведенные примеры говорят нам лишь о том, что у россиян есть свое национальное – яркое и вызывающее бурю эмоций. Внутренний российский туризм пока в силу климатических и экономических особенностей не настолько развит, как хотелось бы, но тенденции к его развитию уже наметились.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.061 с.)