Вместо ужасов холокоста – мирное небо над камой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вместо ужасов холокоста – мирное небо над камой



 

   Самуила Марковича назначили директором детского дома, он набрал воспитателей, организовал быт детей и возможность учиться. Воспитанники Каракулинского интерната с благодарностью вспоминали своих учителей, например, Михаила Ивановича Гнедина, выпускника МГУ им. М.В. Ломоносова, и особенно – Берту Павловну Француз, эвакуированную сначала в Куйбышев из блокадного Ленинграда. Там она не смогла найти ни квартиру, ни работу, поэтому выехала в Каракулино. В интернате ей была выделена средняя и старшая группы мальчиков. За четыре года обучения они достигли таких вершин знаний, к которым обычно идут все десять лет.

    В Каракулинском интернате для кружка самодеятельности были приобретены рояль и другие музыкальные инструменты. Коллектив художественной самодеятельности занимал лучшие места не только на районных смотрах, но и на республиканских – в городе Ижевске. Кроме того, ребята организовывали вечера и утренники для колхозников, а также платные концерты в районном клубе, средства от которых перечислялись в специально созданные фонды – для детей фронтовиков, на восстановление Варшавы.
    К концу войны детдом обзавелся своим подсобным хозяйством: здесь были огороды, сады, 70 га пахотной земли, лошади, коровы, свиньи, овцы, гуси, куры, козы, кролики, пчелы, три трактора, четыре автомобиля, картофелекопалка, картофелесажалка, зерноуборочный комбайн, сенокосилки и многое другое.
     Самуил Маркович был талантливым педагогом. Так, например, самое «страшное наказание» для его воспитанников заключалось в том, что провинившемуся приходилось находиться без дела в кабинете директора, а летом на площадке рядом с ним, волей-неволей размышляя о своем поведении.
      По воспоминаниям местных жителей директор детдома Певзнер С.М. на людях вел себя всегда предельно корректно, ровно, никакого зазнайства. Вид имел весьма представительный, просто иноземный. Никто не слышал чтоб он повышал когда голос, но к его мнению везде прислушивались. Был членом бюро райкома партии. Детдом его выглядел государством в государстве, независимой хозяйственной территорией, с ухоженными дорожками и бюстом Сталина до 1956г.за оградой палисада из низкого штакетника. Территория с квартал с разными добротными постройками в тени лип, с разбитым в 1960-е яблоневым садом на пустыре рядом, с собственным деревянным клубом и кинобудкой в нем и даже своей школой, с конца 1960-х уже восьмилеткой. А еще ранее Певзнер С.М. открыл тут стадион для всех на окраине села и опять рядом с его границами.
     В Каракулино дети из Друскенников жили до 1946 года. Проявляя повседневную заботу о детях, воспитатели создавали условия для возникновения настоящей дружбы между классами и отдельными воспитанниками. В послевоенное время в знак почтения и памяти у бывших воспитанников национальных детских домов появилась традиция встречаться в День Победы у себя на родине и, по возможности, через пять лет – в Удмуртии. Из 200 воспитанников Каракулинского интерната около 26 подростков остались жить в России, многие из них заняли достойное положение в обществе. Зинаида Гдальевна Зелигзон работала врачом-терапевтом в Каракулино, затем двадцать один год руководила Каракулинской центральной районной больницей и еще девятнадцать лет являлась заведующей второй поликлиникой ИНИТИ «Прогресс» в Ижевске. Татьяна Марковна Изакович стала врачом отоларингологом. Она долгие годы работала в 1-й и 2-й республиканских больницах, за-нимала руководящие посты в горздраве. Обеим было присвоено звание «Заслуженный врач Удмуртской Республики». Другой воспитанник – Ричард Бакс (здесь и далее сведения почерпнуты из периодической печати, восстановить полные инициалы не удалось) – после обучения в Московской консерватории им. П.И. Чайковского вернулся на родину, стал профессором Варшавской консерватории. Позднее был приглашен в Манчестерскую консерваторию, где получил мантию из рук самой королевы Елизаветы. Геня Липкие и Лена Едваб закончили славянское отделение филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Геня Липкие стала ученым-филологом, защитила докторскую диссертацию у себя на родине, в Польше. Десять лет работала атташе по культурным связям в посольстве Польши в Москве. Позднее заведовала одной из кафедр Калифорнийского университета. В 2000 г. ей было около 80 лет, но она не переставала работать.
    Восемь выпускников Каракулинского интерната получили образование в Сарапульской фельдшерской школе. Двое из них – Хана Лин и Цива Яблоко уехали в Польшу, но никого из родственников там не нашли и эмигрировали в Израиль. Цива Яблоко устроилась на работу в кардиологический центр Тель-Авива, считалась одной из лучших медсестер
     Самуил Певзнер остался на Каме, женился на девушке по имени Бася, одной из тех, кто приехал в пионерлагерь из Белостока. Сыновья Самуила Певзнера Марк и Евгений родились в Каракулино и выросли на территории детского дома, учились и играли вместе с воспитанниками. Их не выделяли: если у воспитанников детского дома не было велосипедов, то и мальчика их не покупали. Кроме того, они прекрасно усвоили все неписаные правила детдомовцев: нельзя ябедничать, нельзя предавать своих и т.д.
     Мама почти не рассказывала о начале войны и их путешествия из Литвы в Каракулино, но вспоминала, что многие из спасенных детей практически не знали русского языка и пытались записывать русские слова, которые видели во время остановок поезда. И чаще всего это были два слова: «уборная» и «кипяток». Они думали, что это названия станций, и недоумевали, почему же они все одинаково называются?
     В первой трети 1970-х, когда оба сына Певзнера учились в Ижевске, семья переехала в город, где Самуил Маркович, будучи персональным пенсионером федеративного значения, продолжал работать директором турбазы «Югдон». Скончался он в 1991 году, но перед этим успел еще собрать в Каракулино многих своих воспитанников за 32 года существования детского дома, который позже стал школой-интернатом.

Вопреки временам и нравам легендарная история нашей страны полнится бессмертными именами людей, совершивших подвиг.
    Подвиг – это героический поступок, когда человек преодолевает свои возможности и совершает что-то, что не под силу обычному человеку. Все дальше в

историю уходит Великая отечественная война. Но не тускнеют страницы ее летописи. Память о прошлом, ее великая сила помогает воспитывать в людях сознательную ответственность за все, что происходит на родной земле.
    Воздавая должное павшим героям и здравствующим ветеранам Великой отечественной войны, наследники их боевой славы не просто приобщаются к духовным ценностям общества, а закрепляют в них нормы общечеловеческой нравственности, поднимаются до осознания той истины, что живущие всегда в долгу перед своими предшественниками.
     История жизни Самуила Певзнера может стать образцом для каждого, кто хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию. Жизнь – подвиг. Наша исследовательская работа помогла этим словам обрести реальный смысл. В дальнейшем мы планируем найти как можно больше материалов о воспитанниках детского дома и их родственниках, возможно, даже пообщаться с ними.
     Выбранная нами тема была и будет актуальна. Подвиги люди совершали на протяжении всей истории. Подвиги многих героев становились легендами. Мы считаем, что подвиг связан с преодолением огромных трудностей, а так же с проблемой выбора. Кто-то может, к примеру, совершить подвиг, рискнуть своей жизнью ради спасения чужих жизней, а другой человек, оказавшийся перед этим выбором, струсит. Поэтому, нам кажется, мы сами решаем, совершать нам подвиг или нет. Человек, который сделал свой выбор в пользу свершения благого дела, достоин восхищения. Потому что очень мало людей задумывается о чем-то, кроме собственного благополучия

 

Первого сентября 1941 года здесь начали новый учебный год воспитанники Певзнера, дети из Прибалтики. В дальнейшем, из-за неприспособленности дома отдыха к работе зимой, детей пришлось разделить: 193 воспитанника переехали на жительство в село Каракулино на теплоходе Амур.

 

 

 

Надежда и Алиса Бочкаревы

 

 

 

Мария Ямашева

 

  История моей семьи

           Вероятно, история моей семьи очень похожа на тысячи других, ведь все события, происходящие в нашей стране, в той или иной степени затрагивают каждого из нас. Членов моей семьи коснулись тяжелые 30-е годы, Великая Отечественная война и послевоенное время.                

       В первой половине XX века родились мои прабабушки и прадедушки, Один из них, Шадрин П.А., является ровесником Великой Октябрьской Революции.                                                            

 

2)История моей семьи в годы Великой Отечественной войны

       С 1941-1945г.г. наша Родина была в опасности. Ей угрожала жестокая и бесчеловечная сила – фашизм! Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Первый день войны помнят все. Он разделил жизнь пополам - на ту, что до войны, и ту, что после. Тысячи земляков защищали Родину с оружием в руках. Много патриотов ушло на фронт добровольцами.                                                    

       Война коснулась и моей семьи. Нашу Родину в годы войны защищали три моих прадедушки. Наша семья собирала сведения об участии в Великой Отечественной Войны «по крупицам». В основном это были воспоминания близких родственников и материалы, собранные работником «Дома культуры» с.Выезд Королевым А., который находит и хранит информацию об односельчанах, воевавших на фронтах ВОВ. Документальных свидетельств (фотографий, писем, документов, орденов, медалей) сохранилось очень мало.                                                                                                                           Мой прадедушка (по маминой линии) Шадрин Александр Иванович родился 9 августа 1924 году, с. Выезд. Окончил 4 класса Выездинской школы. До войны работал трактористом, кузнецом. Участвовал в Великой Отечественной Войне с сентября 1942г. Т.к. на момент начала войны ему было только 17 лет. «В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, с 23 июня в стране была объявлена всеобщая мобилизация. Она коснулась военнообязанных 14 возрастов (1905—1918 годов рождения)».

Имел три ранения. Во время боя он попал в плен к немцам, при попытке к бегству спрятался в стоге сена. Получил обморожение конечности. Немцы подожгли стог сена. «Мы бежали, как зайцы», - вспоминает прадедушка со слезами на глазах. Всю оставшуюся жизнь рана на ноге болела и кровоточила, напоминая ему об этих ужасных днях.

 Воевал до июня 1945г. в 12-ой танковой бригаде. Награжден: медалью "За Победу над Германией»; "За участие в Великой Отечественной войне"; юбилейными медалями: 20 лет, 30 лет, 40 лет, 50 лет, 55 лет Победы в ВОВ; Орденом "Отечественной войны" 2 степени (из литературы я выяснила, что Орден Отечественной войны 2 степени получали те, кто самостоятельно уничтожил 2 легкие танковые машины или 1 тяжелую /среднюю либо в рядах орудийного расчета 3 легкие танковые машины или 2 тяжелые /средние.); медалью Жукова, которая так же давалась за мужество и отвагу, проявленные в боевых действиях при защите Отечества; знаком «Фронтовик»,который предназначался для поощрения участников Вов. Имеет удостоверение инвалида ВОВ. Умер 5 июля 2014 года, с. Шевырялово. (приложение1 фото 14).                                                                                   

Информацию про моего прадедушку (по линии мамы) Шадрина Павла Александровича я нашла на информационный проекте «Память народа». Родился 5 января 1917 года, с.Выезд.Окончил 3 класса. До войны работал механиком тракторного парка (с. Выезд и д.Юрино).Участник Великой Отечественной Войны. Вероятно участвовал с самого начала войны, т.к.ему было 24 года. Рядовой стрелок, Сталинградский фронт, 44 стрелковый полк. Награжден юбилейной медалью за участие в ВОВ (40 лет победы).Умер 11 ноября 2004 года с. Выезд.(приложение1 фото 15).                                                                    

Также в ВОВ участвовал (брат мамы моей прабабушки) Самарин Николай Кузьмич. Погиб под Смоленском примерно в 1942 году. Остальная информация утеряна.

       В то время тяжело было везде: и на фронте, и в тылу. В первые месяцы войны из деревень ушли почти все мужчины, остались женщины, старики, подростки и дети. На их плечи легла вся тяжесть деревенской жизни. Надо было обрабатывать землю, выращивать хлеб, готовить корм для скота. Труженики тыла мои прабабушки и прадедушки, наравне со всеми работали в колхозе.  «26 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ, в котором постановлялось, что «лица, не достигнувшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более двух часов». На деле же подростки работали по 12 часов в день и больше, и даже шести-семилеткам находилась работа. Сельские дети все лето поливали и пололи колхозные овощи. Ребятишки постарше помогали матерям на колхозной ферме, на пахоте и в заготовке дров на зиму, косили и сушили сено на покосах наравне со взрослыми, перевозили грузы на лошадях.»  Моя прабабушка Шадрина Зоя Петровна за свой тяжелый труд была награждена медалью "50 лет Победы", которая давалась труженикам тыла за самоотверженный труд в годы Великой отечественной Войны. 

        Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее, что в истории страны есть боевая страница моей семьи. Мои прадеды достойно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, где решалась судьба всего мира. А остальные представители того поколения самоотверженно трудились в тылу ведь «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют …»

 

 

 

Глава 3

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.023 с.)