Количественные методы разработки, организации и принятия решений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количественные методы разработки, организации и принятия решений.



       При этих методах разработки решений применяется так называемый системный подход, когда объект управления любого ранга и масштаба рассматривается как сложная система с многообразными внутрисистемными связями между отдельными ее элементами и внешними связями с другими системами. Отдельные звенья взаимосвязаны и зависят друг от друга. Любое управленческое решение, особенно стратегического характера и долговременного действия может затронуть многие элементы системы и по взаимосвязи. Поэтому количественные методы принятия управленческих решений предусматривают широкое применение политических, социологических методов, экономико-математических методов, методов линейного моделирования, динамического программирования, вероятностных и статистических моделей из теории массового обслуживания, теории игр, имитационных моделей, методов исследования операций и т.д.

       Количественные методы предполагают выбор оптимальных решений путем сбора и обработки значительного массива информации.

       Количественные методы применяются при выработке государственных решений. Такая работа должна проводиться группами специалистов из разных областей (технологов, политиков, математиков, экономистов, социологов, юристов и др.).

Демократизация разработки решений

       В последнее время в отечественной и зарубежной практике получило распространение принятие коллективных решений, что обусловлено следующими факторами:

- Развитием демократических принципов управления;

- Стремлением руководителей заинтересовать как можно более широкий круг населения, работников в разработке и исполнении решений;

- Всё более возрастающей сложностью решаемых проблем;

- Всё более возрастающей сложностью решаемых проблем;

- Растущей квалификацией и образованием людей, работников, связанных с совершенствованием подготовки и переподготовки кадров.

       В управлении крупными предприятиями и организациями внедряются практика перекладывания разработки решений с одного человека-руководителя на группу лиц либо коллектив.

       Групповые решения, как правило, менее субъективны, чем единоличное.

Недостатки коллективных решений.

       Следует отметить, что чем больше лиц участвует в разработке решений, тем меньшая доля ответственности приходится на каждого, а иногда при отрицательных последствиях какого-либо решения ответственных в таком случае вообще можно не найти.

       Другим недостатком коллективного решения является его сравнительно низкая оперативность.

       Также еще одним недостатком коллективного решения может служить значительное время, затрагиваемое на его принятие, так как дополнительно возникает необходимость в совещаниях, убеждениях, согласованиях. Например, законы Государственной Думой принимаются в трех чтениях. Принятие некоторых законов может затянуться на долгий срок.

Виды коллективных органов в современных структурах, действующих на постоянной основе.

- Совет Федерации;

- Государственная Дума;

       В хозяйственных структурах:

- Советы (директоров, научно-технических, ученые советы, наблюдательные);

- Комиссии (могут работать на постоянной основе и создаваться оперативно для решения конкретного вопроса).

- Собрания (периодические собрания специалистов, членов профсоюза, коллектива и др.)

- Опрос (населения, коллектива).

Общий алгоритм (последовательность) действий при разработке решений.

Например комиссий.

- Формулирование целей руководителем;

- Подбор и утверждение состава комиссии;

- Сбор информации и экспертных данных;

- Разработка в комиссии (в Гос. Думе в комитетах) проекта предложения в процессе обсуждений и дискуссий;

- Рецензирование проекта решения сторонними экспертами или организациями;

- Доработка в комиссии проекта решения с учетом замечаний;

- Рецензирование проекта решения руководителем;

- Доработка проекта решения с учетом замечаний руководителя;

- Окончательное оформление решения.

       Требуемая степень единодушия при принятии решений в разных странах различная. Обычно решения принимаются большинством голосов и утверждается руководителем. В Японии, например, практикуется полное единодушие. Если полного единодушия нет, то решение не принимается, обсуждение переносится. Групповое решение вообще является уникальной чертой японского менеджмента.

       Контроль разработки решения в целом осуществляет руководитель властной структуры или организации, а текущее регулирование и координирование осуществляет руководитель разработки проекта решения, например, председатель комиссии.

Экспертные оценки в принятии решений и их роль.

       Экспертные оценки были всегда. Их роль возросла особенно сейчас, когда технологии и сами задачи, и проблемы усложнились. В этих условиях руководитель любого ранга, особенно высокого, затрудняется принимать индивидуально решение, ему приходится прибегать к услугам экспертов. Современный руководитель должен знать экспертные методы принятия решений, их процедуру, типичные ошибки экспертных технологий.

       Эксперты – это высококвалифицированные специалисты в определенной области. Но даже такому эксперту мало иметь особые и обширные знания. Он должен приобрести опыт проведения экспертиз.

       В настоящее время имеет место даже создание банка данных о специалистах, возможных экспертах в различных областях.

       Формирование состава экспертных групп определяется особенностями сложившейся ситуации, требующей принятия управленческих решений. При отсутствии опыта проведения экспертиз рекомендуется обращаться к услугам независимых консалтинговых центров, если таковые существуют в данной области.

       Можно прибегать к услугам отдельных опытных экспертов. Но сложные задачи и проблемы требуют коллективной экспертизы.

Особенности коллективной экспертизы.

- Обеспечивает более полное представление о ситуации, так как отдельные эксперты представляют достаточно детально различные аспекты анализируемой ситуации. Объединение и сопоставление экспертных заключений позволяет получить более полную картину объекта экспертизы;

- Позволяет выявлять заведомо неконкурентные варианты решений на основе сопоставления различных точек зрения;

- Позволяет выявлять «критические» суждения. Высококлассные эксперты могут выдвинуть нетривиальные суждения, отличающиеся от мнения большинства. Но именно они могут оказаться верными;

- Обеспечивает получение объективных оценок, так как мнение отдельных экспертов могут иметь оттенки субъективности;

- Позволяет получить решение повышенной надежности, так как коллективная оценка оказывается более взвешенной и устойчивой.

       Коллективные решения обладают следующими свойствами, называемыми еще условиями Эрроу:

- Свойство независимости, так как результирующая коллективная экспертная оценка решения менее зависит от добавления новых или исключения старых рассматриваемых вариантов решения;

- Свойство непредвзятости, так как в результирующей коллективной оценке решения могут быть реализованы все или большинство возможных сочетаний предпочтительных вариантов решений;

- Свойство монотонности, так как при большом числе экспертов изменение мнения одного из них не изменит результирующего варианта решения;

- Свойство независимости, так как всегда можно выбрать такие оценки сопоставления вариантов решения, что в одних случаях один вариант будет предпочтительнее, в других случаях, при других обстоятельствах будет при тех же оценках предпочтительнее другой вариант;

- Свойство отсутствия диктата. При коллективных оценках альтернативных вариантов решение не должно быть такой ситуации, когда один вариант принимается без оценки и обсуждения.

       Известен парадокс Эрроу, который состоит в том, что на практике выполнение всех перечисленных свойств в большинстве случаев невозможно.

Принятие решений в условиях неопределенности и рисков.

       Управленческие решения в зависимости от объема и надежности исходной информации могут приниматься в условиях:

- определенности (достоверность);

- вероятностной определенности (риска);

- в условиях неопределенности (ненадежности).

       В условиях определенности (достоверности) увеличивается оперативность разработки и принятия решения, уменьшаются затраты на выбор вариантов решения.

       Особо сложно принимать решения в условиях неопределенности, обусловленных крайней ограниченностью, сложностью и недостоверностью информации о ситуации и управляемом объекте.

Виды неопределенности

- количественная, обусловленная большим числом элементов и ситуаций;

- информационная – вызванная недостатком технических, экономических, социальных и др. сведений;

- профессиональная – вызванная недостаточным профессионализмом управленцев, принимающих решения;

- ограничительная – вызванная недостатком времени.

       При разработке решений в таких условиях задача сводится к уменьшению неопределенности путём сведения её, по крайней мере, к условиям риска (т.е. вероятностной определенности), который можно с какой-то точностью прогнозировать.

       Неопределенность может быть полностью или частично устранена углубленным изучением имеющейся информации или приобретением недостающей информации.

Риски и виды рисков при принятии государственных и управленческих решений

       Риск – это потеря статуса, ресурсов (имущества, финансов), снижение доходов, увеличение расходов и многое другое. Это вероятностная категория.

       Проблема не в том, чтобы рисковать при принятии решения, не искать варианты с заранее известным результатом, а в том, чтобы предвидеть риск и снизить его.

       Оценка риска предполагает:

1. Измерение возможных потерь;

2. Измерение вероятности их возникновения.

       Искусство в управлении риском заключается в балансировании уровней риска и потенциальной выгоды решения.

       При их рассмотрении выделяют риски, относящиеся к государственным (хотя бы косвенно) решениям и управленческим (в организациях, фирмах и т.д.).

       I. Чистые риски – ведут к потерям: имиджа, прибыли или целевого результата и т.д. Они могут быть и при принятии государственных решений.

       Спекулятивные риски действуют иначе, т.к. можно получить как отрицательный, так и положительный результат. Они также могут быть у государственных решений.

       Природные риски, к ним относят риск каких-либо потерь в результате стихийных сил природы, например, экономический ущерб в результате землетрясений, наводнений, бурь, эпидемий – относятся к любым решениям.

       Экологический риск – заключается в вероятности потерь или дополнительных расходов из-за загрязнения окружающей среды, аварий (разлив нефти, активизация свалок, изменения климата в некоторых районах – относится к любым решениям.

       Политический риск – связан с вероятностью потерь вследствие революций, массовых беспорядков, введения эмбарго, введения санкций, отказ нового правительства от обязательств предыдущего и другие, связанные с политической нестабильностью – относится к любым рискам.

       Транспортный риск - связан с вероятностью потерь и порче при перевозке грузов транспортом – относится в основном к коммерческим управленческим решениям.

       Производственный риск – связан с вероятностью убытков или с дополнительными расходами производств, нарушениями технологии – это сфера управленческих решений.

       Торговый риск – связан с невыполнением одной из сторон своих обязательств, задержкой платежей и др. – относится к государственным и управленческим решениям.

       Спекулятивные и финансовые риски – связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов как государства в целом (сфера государственных решений) так и хозяйствующих субъектов (сфера управленческих решений).

Инвестиционные риски:

1.    Системный риски (их называют также капитальный). Общий риск по всему портфелю ценных бумаг, портфель может быть и у государства, и у коммерческой структуры. Это общий риск, сравнивается с вложением в другие сферы бизнеса.

2.    Селективный риск. Это риск потенциального убытка в результате неправильного выбора инвестирования на определенном рынке. В сфере государственных решений встает вопрос выбора вложений в доллары, ЕВРО, драгоценные металлы, акции и т.д.

3.    Кредитный риск. Это риск, когда заёмщик (должник) не хочет выполнять долг своего предшествующего руководителя или не может.

4.    Риск ликвидности – связан с экономическим положением определенных регионов, особенно характерен для монопродуктовых регионов с плохо развитой экономической инфраструктурой.

5.    Отраслевой риск – связан с подверженностью отрасли циклическим колебаниям, с ослаблением, сокращением или умиранием отрасли и т.д.

6.    Риск предприятия. Это риск потери доходов, ухудшения экономического состояния предприятия. Если это предприятие градообразующее, уникальное, то необходимы государственные решения.

7.    Инновационный риск. Возникает, если нововведения, на которые направлены средства не реализованы или не окупаются.

8.    Временный риск. Возникает, если государство или предприятие не верно выбрало время приобретения или продажи активов, время выпуска продукции или оказания услуг.

9.    Риск законодательных изменений. Это больше характерно для организаций. Для государственных решений риск может возникнуть, если законы других государств и их изменения могут коснуться России.

10.  Рыночный риск – связан с колебаниями стоимости ценных бумаг, нефти, валюты, недвижимости, товаров и т.д. здесь возможны и государственные решения.

11.  Процентный риск – это один из видов рыночного риска, возникающий из-за изменения процентных ставок на международных рынках и рынках страны. Риск касается как государства, так и предприятий.

12.  Отзывной риск. Это риск утраты покупательного дохода в результате отзыва эмитентом ценных бумаг. Например, если государство решит приобрести акции за рубежом, намереваясь получать прибыль (дивиденды), а предприятие или государство эти акции отзывает, то Россия теряет запланированные дивиденды.

Риски, связанные с покупательной способностью денег.

1.    Инфляционный риск. Он может быть связан с существенными потерями из-за колебаний курсов иностранной валюты. Он возникает при проведении международных операций любого характера.

2.    Страновой риск. Он касается больше предпринимательской деятельности, когда страна не может предоставить предпринимателю иностранной валюты для расчета с иностранными поставщиками, так как валюты в стране нет или не хватает.

3.    Валютный риск – может быть связан с существенными потерями из-за колебаний курсов иностранной валюты. Он возникает при проведении международных операций. Например, повышение курсов иностранной валюты выгодно экспортерам, т.к. они, получив ее при обмене валюты на рубли получат больше денежных средств. И наоборот, повышение курсов иностранных валют не выгодно импортерам, так как при этом надо за валюту отдать больше рублей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.036 с.)