Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное самоопределение.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Задачи исследования: 1. Определить понятия «модель» и «портрет» выпускника. 2. Провести опрос обучающихся 10 класса МАОУ Маслянская СОШ и Сладковского района. 3. Составить обобщенный портрет 10-тиклассника МАОУ Маслянской СОШ. 4. Сопоставить полученный портрет с моделью выпускника, описанной в государственных образовательных стандартах. 5. Сделать выводы и познакомить с ними учащихся, участвовавших в исследованиях. Методы исследования. - Опрос с использованием социальных сетей Интернета «ВКонтакте», «Одноклассники»; -анкетирование; -обработка результатов исследования методами математической статистики, -анализ полученных данных; - наглядное представление результатов исследования с помощью сводных таблиц, диаграмм, графиков. Диагностический инструментарий: методики «КОС» (коммуникативные и организаторские способности), «Самооценка» Будасси», «Поведение в конфликте». В ходе исследований использовались источники информации: 1. Личность как субъект общественных отношений.http://www.grandars.ru/college/sociologiya/lichnost.html 2. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова и др. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2008. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» /сост. Т. Г. Навазова; ГАОУ (пк) С РК «КРИРО».- Сыктывкар, 2012. – 64 с. (с. 6, п. 5) 4. Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А. М. Прохоров. – С 56 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – 1600 с., ил. 5. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешов И.В. диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под редакцией Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского.М,: АПК и ПРО, 2003.) 6. Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480 http://vsetesti.ru/283/ 7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 266 с. Имеются попытки создать обобщенный портрет современного старшеклассника, выпускника общеобразовательной школы, хотя единого взгляда на этот вопрос нет. При этом в литературе и некоторых официальных документах встречаются понятия «модель» и «портрет», между которыми нет четкого разграничения, в некоторых документах эти понятия тождественны.
В Большой Советской энциклопедии модель рассматривается как образец, служащий эталоном (стандартом). В широком понимании модель – это образ (изображение, описание) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов. В Советском энциклопедическом словаре под редакцией А. М. Прохорова понятие «модель» рассматривается как абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы, представление самых общих характеристик [4]. Портрет - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Портрет – изображение или описание человека или группы людей, в котором воссоздается облик человеческой индивидуальности. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования 2004 года используется понятие «модель» [4]. Под моделью выпускника понимается совокупность характеристик, которыми он должен обладать при полном завершении реализации образовательных программ (Приложение 4). В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования нового поколения (2012 год) для словесного описания желаемых личностных характеристик выпускника используется понятие «портрет» [3]. Изучая вопрос о тождественности понятий «модель» и «портрет» я пришла к выводу, что по своей сути это различные понятия. Модель описывает желаемое, идеальное состояние объекта, к которому необходимо стремиться, но которое может быть не достигнуто, в то время как портрет описывает существующие в реальной действительности свойства исследуемого объекта. Исходя из такого понимания понятий «модель» и «портрет», на мой взгляд, более корректно данные понятия используются в Федеральном государственном образовательном стандарте 2004 г. В Маслянской школе достаточно уделяется внимания изучению личности ученика. Проводятся диагностики педагогом-психологом, классными руководителями. В целом мы можем иметь представление о «портрете» 10-тиклассника.
Так как нынешние десятиклассники обучаются в соответствии с ФГОС 2012 года, то логично взять за основу портрет выпускника, предложенную данным документом (Приложение 2). В портрет выпускника Маслянской средней школы включены следующие составляющие: социально-демографические характеристики, показатели учебной и внеучебной деятельности, личностные особенности. Анализируются полученные данные сформированности у учащихся умений, позволяющих успешно продолжить образование на следующей ступени обучения. Выявляются основные компоненты функциональной грамотности учащихся в области умений работать с информацией, самообразования, самопознания, коммуникации. Анализируются предпочтения внеурочной, досуговой деятельности учащихся. Косвенно выявляется отношение к школе в целом. Результаты исследований
Протоколы исследования представлены в приложениях 3-10. Всего в исследовании приняли участие 16 обучающихся 10 класса МАОУ Маслянская СОШ (9 девушек-56% и 7 юношей-44%). Контрольная группа состоит из 10 обучающихся: 8 девушек-80% и 2 юноши-20%. По своему социальному статусу семьи Маслянских учащихся достаточно типичны для небольших поселков. Среди опрошенных 56% воспитываются в полных семьях, 4% - в многодетных семьях, 1% - в неполных семьях, 13% воспитываются без родителей. Эту типичность подтверждают данные контрольной группы: полные семьи-60%, многодетные- 30%, неполные -10%. В результате обработки данных сделан вывод, что ученики 10-х классов по типу семьи в поселке Маслянском и Сладковском районе воспитываются в одинаковых условиях. В п. Маслянском подростки оценивают материальное положение своей семьи достаточно позитивно. 75% считают, что живут хорошо, практически ни в чем себе не отказывают. В контрольной группе, среди учеников Сладковкого района этот показатель практически такой же-70%. Положение как средне оценивают – 25% и соответственно30%. С очень трудным семейным положением респондентов нет. Имеют возможность выезжать в города России и знакомиться с культурой и историей нашей страны, расширять свой кругозор не реже 1 раза в год 50 %(60%). За границу отметили выезжают редко 12, 5% Маслянских школьников и 50% школьников контрольной группы. Данные показатели контрольной группы(среди школьников Сладковского района) в 3 раза выше, чем в п. Маслянский. Вероятней всего в эту категорию попали ребята районного центра, где родители с более высоким материальным достатком. Следует отметить, что по протоколу 100% учеников Маслянской школы и контрольной группы имеют компьютеры и доступ в интернет. Мнение, что компьютер полностью вытеснил бумажную книгу расхожи. По данным протокола 44% и 26% (конрольная группа) читают книги. А вот отдельную комнату для подготвки (кабинет) имеет всего 1 человек из обеих групп. (Приложение 3) Важной составляющей образования является кадровое обеспечение. Обратившись за данными к администрации Маслянской школ, было выяснено, что высшее педагогическое образование в Маслянской школе имеют 21 педагог (83%), высшую квалификационную категорию имеют 13 педагогов(52%), один педагог – кандидат педагогических наук. Стаж более 20 лет у 22 педагогов(88%). Со стажем менее 3 лет педагогов нет.
Педагогических состав школ района практически не отличается. Таким образом, качественный состав педагогического коллектива школ примерно одинаковый. Анализ данных позволяет предположить, что обучающиеся Маслянской школы и контрольной группы Сладковского района находятся приблизительно в равных условиях образования.
Отношение к учению и школе Первое впечатление о том, как относятся ученики к учению и школе, дает распределение ответов на вопрос «Насколько Вам интересно учиться в школе?». Из протокола мы видим, что достаточно высокий процент учащихся оценивает свой интерес позитивно: 62,5% Маслянских школьников(контрольная группа-60%) учатся с интересом по некоторым, любимым предметам и 25%(20%) - практически по всем предметам. Есть и такие ребята, которые затрудняются ответить на данный вопрос -12.5%(10%). В контрольной группе один ученик ответил, что учится по инерции(10%). Отношение к учению проявляется и в успеваемости обучающихся. Как показывают результаты протокола в десятом классе Маслянской школы, процент качества составляет 37,5%(6 человек). Если сравнить с контрольной группой, там ест ребята, которые яляются «отличниками». А в целом качество в данной группе составило35 %. Можно сказать, что отношение к учению примерно одинаковое. Результаты анализа данных показывают, что у ребят не достаточно выработана устойчивая потребность к познавательной деятельности, в приобретении качественных знаний, что в свою очередь свидетельствует о том, что у будущих выпускников школы недостаточно выработано ценностное отношение к знаниям. В то же время десятиклассники имеют достаточно высокий уровень притязаний в жизни: 81% испытуемых Маслянской школы и 100% обучающихся из контрольной группы планируют получить высшее образование, что вступает в противоречие к стремлению к качественным знаниям и познавательной деятельности. В выборе места обучения. наиболее привлекательным для продолжения обучения является свой регион -75%(80%). По оному ученику из обеих групп планируют продолжить обучение в Санкт-Петербурге, один в Москве и по одному Омске. Существенное влияние на отношение к школе оказывает характер контактов учащихся с учителями. Никто из опрошенных не выбрал учителей в качестве людей, к которым можно подойти за советом и помощью в трудной ситуации, касающейся школьной жизни. Ребята выбирают родителей-62%(54%) и друзей 38%(46%).
Несмотря на проблемы, возникающие в процессе обучения и жизнедеятельности школы, большинство испытуемых (75% в Маслянской школе и 100% в контрольной группе) не согласны сменить школу на другую(Приложение 3, протокол 1). Приложение 1 Приложение 1а Приложение 2 Модели выпускника
В стандарте 2004 года модель выпускника ориентирована на всесторонне развитую гармоническую личность. Под моделью выпускника понимается совокупность характеристик, которыми он должен обладать при полном завершении реализации образовательных программ.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: - любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; - осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества; - креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, - владеющий основами научных методов познания окружающего мира, -мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность; - готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность; - осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; - уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, - подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, - мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. У выпускника российской школы в 2020 году развиты способности и умения самоорганизации. Он не боится экспериментировать, считая ошибки необходимой составляющей практики и познания. Выпускник ответственен, инициативен и не подвержен вредным привычкам. Физическая культура и волевые навыки позволяют ему выдерживать стресс. Выпускник российской школы в 2020 году умеет считать в уме и способен обходиться без калькулятора. У него есть представления о нанотехнологии, достаточные для того, чтобы его не могли ввести в заблуждение рассказами о новых разработках. Знания о генетике и радиоактивности помогают выпускнику избежать генно-модифицированных и радиоактивных продуктов. Выпускник российской школы в 2020 году умеет создавать компьютерные модели и ставить практические эксперименты для того, чтобы проверить теоретические положения на практике. Выпускник постоянно и повсеместно использует цифровую память и компьютерные программы. Он ценит и понимает ресурсосберегающие технологии и готов действовать в ситуации техногенных катастроф. Выпускник российской школы в 2020 году способен участвовать в общественных сетевых проектах, способен использовать объекты, созданные в сети другими людьми, и готов делиться результатами своего труда. В совместной сетевой деятельности ему помогают чувство юмора, коммуникабельность и мобильность. Выпускнику свойственна гражданская инициатива и предприимчивость члена общины, понимающего принципы и механизмы функционирования общества. Выпускник российской школы в 2020 году знает иностранные языки (прежде всего – английский). У выпускника грамматически правильная речь и он искусно использует приемы риторики в ходе публичных выступлений. Грамотность выпускника не ограничивается только текстом. Он активно использует гипертекстовые, медийные и музыкальные формы самовыражения.
Приложение 3 Протоколы исследований Протокол № 1 Таблица 1
Успеваемость: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а) получаю в основном «отлично»; | 0 | 3(30%) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) учусь на «хорошо и отлично», | 6(37,5%) | 4(40%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) имею самые разные оценки, в том числе и тройки, | 10(62,5%) | 3(30%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г) преобладают тройки. | 0 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Имеем возможность выезжать: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а) в города России: часто (не реже 1 раза в год), | 8(50%)
| 6(60%) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
редко, | 7(44%) | 4(40%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
никогда | 1(6%) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| б) за границу: часто (не реже 1 раза в год), | 0 | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
редко | 2(12,5%) | 5(50%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Никогда | 14(87,5%) | 5(50%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Учусь по профилю: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а) физико-математический, | 0 | 1(10%) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) химико-биологический, | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) гуманитарный, | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г) информационно-технологический | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
д) учусь в общеобразовательном классе. | 16(100%) | 9(90%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
е) Свой вариант_ | 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Собираетесь ли вы учиться дальше (желательный уровень образования): | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а) среднее профессиональное образование (техникум, колледж) | 2(13%)
| 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) высшее профессиональное образование (вуз) | 13(81%) | 10(100%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) не собираюсь нигде учиться. | 1(6%) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
Желательное место обучения: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| свой регион (Тюменская область)) | 12(75%) | 8(80%) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Москва, | 1(6,25%) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Санкт-Петербург, | 1(6,25%) | 1(10%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
другой город России: |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Омск | 1(6,25%) | 1(10%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не определился | 1(6,25%) | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | В будущем я, скорее всего, предпочту (один вариант): | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а) вернуться в свой регион | 5(31,25%) | 6(60%) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) остаться в Москве, С.-Петербурге и др. большом городе | 10(62,5%) | 4(40%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) уехать за границу | 1(6,25%) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | Планирую связать свою профессию с областью:: (можно выбрать несколько вариантов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| а) образование и наука | 4(25%) | 3(22%) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) здравоохранение | 0 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) юриспруденция | 0 | 4(29%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г) финансы | 1(6,25%) | 1(7%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
д) сельское хозяйство | 0 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
е) строительство | 4(25%) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ж) промышленность | 2(13%) | 1(7%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
з) торговля | 1(6,25%) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и) транспорт | 1(6,25%) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
к) связь и коммуникации | 0 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
л) искусство | 1(6,25%) | 2(14%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
м) спорт | 1(6,25%) | 1(7%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
н)свой вариант | 1(6,25%) | 2(14%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Необходимые экзамены для вашего поступления в учебное заведение: (можно выбрать несколько вариантов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Математика | 6(37,5%) | 1(4,3%) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Русский язык | 5(31,25%) | 4(17,3%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература | 1(6,25%) | 3(13%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | 1(6,25%) | 5(22%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обществознание, право | 11(68,75%) | 9(39%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Биология | 7(43,75%) | 1(4,3%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Химия | 1(6,25%) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иностранный язык | 0 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физика | 5(31,25) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Вы уже выбрали профессию? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Да | 10(62,5%) | 9(90%) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нет | 6(37,5%) | 1(10%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Что повлияло на ваш выбор? (для тех, кто уже выбрал- не более трех вариантов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1)высокая зарплата | 5(21,7%) | 4(25%) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2)престижно | 2(8,7%) | 3(18,75%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3)мне это интересно | 11(47,8) | 7(44%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4)посоветовали родители, друзья и др. | 2(8,7%) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5)возможность трудоустройства | 2(8,7%) | 2(12%) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6)не ответили | 1(4,3%) | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. |
Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образование | 5,6 | 3,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
способ ности | 4,6 | 3,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
здоровье | 8,2 | 1,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
работоспособность | 6,2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
умение заработать | 7,4 | 6,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
наглость | 12,4 | 7,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
профессионализм | 5 | 3,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
хитрость | 11,5 | 7,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
интеллект | 5,4 | 2,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
везение | 9,1 | 7,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
трудолюбие | 8,2 | 3,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
случай | 11,2 | 8,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ответственность | 6,4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
терпение | 7,8 | 5,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
уверенность в себе | 4,4 | 2,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
упорство | 5,3 | 2,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
доброта, понимание | 7,6 | 4,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
деньги | 7,8 | 6,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
коммуникабельность | 6,8 | 3,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
активность | 6,1 | 4,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практичность | 13,7 | 5,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
связи | 11,5 | 5,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. |
Приложение 4 Протокол № 2 Насколько часто вы испытываете те или иные неприятные чувства и недомогания
Таблица 2
Часто |
Время от времени |
Очень редко |
Практически никогда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
10(1)-Маслянская школа 10(2)- Сладковский р-он | 10(1) | 10(2) | 10(1) | 10(2) | 10(1) | 10(2) | 10(1) | 10(2) | ||||||||||||||||||||||||||||||
повышенная утомляемость, усталость | 5(31%) | 3(30%) | 8(50%) | 2(20%) | 3(19%) | 3(30%) | 0 | 2 ( 20%) | ||||||||||||||||||||||||||||||
пониженная работоспособность | 1(6 %) | 1(10%) | 8(50%) | 1(10%) | 6(38%) | 5(50%) | 1(6%) | 3(30%) | ||||||||||||||||||||||||||||||
подавленное настроение | 0 | 1(10%) | 6(37,5%) | 3(30%) | 6(37,5%) | 4(40%) | 4(25%) | 2(20%) | ||||||||||||||||||||||||||||||
раздражительность, вспышки гнева | 1(6,25%) | 2(20%) | 2(12,5%) | 3(30%) | 8(50%) | 3(30%) | 5(31,25%) | 2(20%) | ||||||||||||||||||||||||||||||
бессонница | 1(6,25%) | 1(10%) | 3(19%) | 1(10%) | 6(37,5%) | 4(40%) | 6(37,5%) | 4(40%) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Невозможно сосредоточиться | 1(6,25%) | 0 | 5(31,25%) | 0 | 8(50%) | 3 | 2(12,5%) | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Головные боли | 2(12,5) | 2(20%) | 4(25%) | 4(40%) | 7(44%) | 1(10%) | 3(19%) | 3(30%) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Боли в желудке, животе | 0 | 1(10%) | 6(37,5%) | 3(30%) | 4(25%) | 4(40%) | 6(37,5%) | 2(20%) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тревожность | 1(6,25%) | 1(10%) | 2(12,5%) | 3(30%) | 7(44%) | 3(30%) | 6(37,5%) | 3(30%) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Боли в сердце | 0 | 1(10%) | 1(6,25%) | 3(30%) | 6(37,5%) | 2(20%) | 9(56,25) | 4(40%) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Плохое зрение | 6(37,5) | 2(20%) | 3(19%) | 2(20%) | 16,25%) | 2(20%) | 6(37,5%) | 4(40%) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Нарушена осанка | 2(12,5%) | 1(10%) | 16,25%) | 3(%) | 4(25%) | 3(%) | 9(56,25) | 3(%) |
Приложение 5
Протокол № 3
Приложение 6
Протокол №4
Приложение 7
Протокол №5
Самооценка навыков в области самообразования и работы с различной информацией
Таблица 5
Маслянская школа. Всего: 16 человек. | Да | Нет | Затрудняюсь ответить | |||
Я УМЕЮ: | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
1.Самостоятельно планировать свою учебную деятельность (ставить цели и задачи, рассчитывать требуемое для их выполнения время) | 14 | 87,5 | 0 | 0 | 2 | 12,5 |
2.Самостоятельно оценивать свои учебные достижения | 15 | 94 | 0 | 0 | 1 | 6 |
3.Формулировать вопросы по изучаемой теме. | 11 | 69 | 0 | 0 | 5 | 31 |
4.Разрабатывать, планировать и выполнять индивидуальные или коллективные проекты. | 10 | 62,5 | 4 | 25 | 2 | 12,5 |
5.Самостоятельно изучить какую-либо тему школьного курса, пользуясь учебными пособиями, интернетом. | 15 | 94 | 1 | 6 | 0 | 0 |
6.Находить и отбирать необходимую мне информацию из книг, справочников, энциклопедий, из Интернета и других СМИ | 15 | 94 | 0 | 0 | 1 | 6 |
7.Пользоваться информацией, представленной в виде числовых таблиц, схем, графиков. | 13 | 81,25 | 1 | 6,25 | 2 | 12,5 |
8.Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки. | 10 | 62,5 | 4 | 25 | 2 | 12,5 |
9.Сопоставлять и критически оценивать разные источники информации, выбирать достоверную информацию. | 11 | 68 | 0 | 0 | 5 | 31 |
Таблица 5а
Школьники Сладковского района. Всего: 10 человек. | Да | Нет | Затрудняюсь ответить | |||
Я УМЕЮ: | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
1.Самостоятельно планировать свою учебную деятельность (ставить цели и задачи, рассчитывать требуемое для их выполнения время) | 8 | 80 | 2 | 20 | 0 | 0 |
2.Самостоятельнооценивать свои учебные достижения | 8 | 80 | 2 | 20 | 0 | 0 |
3.Формулировать вопросы по изучаемой теме. | 7 | 70 | 2 | 20 | 1 | 10 |
4.Разрабатывать, планировать и выполнять индивидуальные или коллективные проекты | 6 | 60 | 2 | 20 | 2 | 20 |
5.Самостоятельно изучить какую-либо тему школьного курса, пользуясь учебными пособиями, интернетом. | 7 | 70 | 2 | 20 | 1 | 10 |
6.Находить и отбирать необходимую мне информацию из книг, справочников, энциклопедий, из Интернета и других СМИ | 8 | 80 | 1 | 10 | 1 | 10 |
7.Пользоваться информацией, представленной в виде числовых таблиц, схем, графиков. | 7 | 70 | 2 | 20 | 1 | 10 |
8.Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки. | 8 | 80 | 1 | 10 | 1 | 10 |
9.Сопоставлять и критически оценивать разные источники информации, выбирать достоверную информацию. | 7 | 70 | 2 | 20 | 1 | 10 |
Приложение 8
Протокол №6
Нет
Затрудняюсь ответить
Приложение 9
Протокол №7
Исследования по методике «Поведение в конфликте»
Таблица 7
Показатели | Маслянская школа. Всего: 16 человек. | % | Школьники Сладковского района. Всего: 10 человек. | % |
Дата исследования | Ноябрь 2020 года | |||
Кол-во | (%) | Кол-во | (%) | |
Соперничество | 11 | 68,75 | 2 | 20 |
Сотрудничество | 2 | 12,5 | 5 | 50 |
Приспособление | 5 | 31,5 | 2 | 20 |
Избегание | 3 | 18,75 | 0 | 0 |
Компромисс | 6 | 37,5 | 4 | 40 |
Приложение 10
Протокол №8
Задачи исследования:
1. Определить понятия «модель» и «портрет» выпускника.
2. Провести опрос обучающихся 10 класса МАОУ Маслянская СОШ и Сладковского района.
3. Составить обобщенный портрет 10-тиклассника МАОУ Маслянской СОШ.
4. Сопоставить полученный портрет с моделью выпускника, описанной в государственных образовательных стандартах.
5. Сделать выводы и познакомить с ними учащихся, участвовавших в исследованиях.
Методы исследования.
- Опрос с использованием социальных сетей Интернета «ВКонтакте», «Одноклассники»;
-анкетирование;
-обработка результатов исследования методами математической статистики,
-анализ полученных данных;
- наглядное представление результатов исследования с помощью сводных таблиц, диаграмм, графиков.
Диагностический инструментарий: методики «КОС» (коммуникативные и организаторские способности), «Самооценка» Будасси», «Поведение в конфликте».
В ходе исследований использовались источники информации:
1. Личность как субъект общественных отношений.http://www.grandars.ru/college/sociologiya/lichnost.html
2. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова и др. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2008.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» /сост. Т. Г. Навазова; ГАОУ (пк) С РК «КРИРО».- Сыктывкар, 2012. – 64 с. (с. 6, п. 5)
4. Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А. М. Прохоров. – С 56 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – 1600 с., ил.
5. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешов И.В. диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под редакцией Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского.М,: АПК и ПРО, 2003.)
6. Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480 http://vsetesti.ru/283/
7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 266 с.
Имеются попытки создать обобщенный портрет современного старшеклассника, выпускника общеобразовательной школы, хотя единого взгляда на этот вопрос нет. При этом в литературе и некоторых официальных документах встречаются понятия «модель» и «портрет», между которыми нет четкого разграничения, в некоторых документах эти понятия тождественны.
В Большой Советской энциклопедии модель рассматривается как образец, служащий эталоном (стандартом). В широком понимании модель – это образ (изображение, описание) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов.
В Советском энциклопедическом словаре под редакцией А. М. Прохорова понятие «модель» рассматривается как абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы, представление самых общих характеристик [4].
Портрет - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Портрет – изображение или описание человека или группы людей, в котором воссоздается облик человеческой индивидуальности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования 2004 года используется понятие «модель» [4]. Под моделью выпускника понимается совокупность характеристик, которыми он должен обладать при полном завершении реализации образовательных программ (Приложение 4).
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования нового поколения (2012 год) для словесного описания желаемых личностных характеристик выпускника используется понятие «портрет» [3]. Изучая вопрос о тождественности понятий «модель» и «портрет» я пришла к выводу, что по своей сути это различные понятия. Модель описывает желаемое, идеальное состояние объекта, к которому необходимо стремиться, но которое может быть не достигнуто, в то время как портрет описывает существующие в реальной действительности свойства исследуемого объекта. Исходя из такого понимания понятий «модель» и «портрет», на мой взгляд, более корректно данные понятия используются в Федеральном государственном образовательном стандарте 2004 г.
В Маслянской школе достаточно уделяется внимания изучению личности ученика. Проводятся диагностики педагогом-психологом, классными руководителями. В целом мы можем иметь представление о «портрете» 10-тиклассника.
Так как нынешние десятиклассники обучаются в соответствии с ФГОС 2012 года, то логично взять за основу портрет выпускника, предложенную данным документом (Приложение 2).
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.185 с.)