О содержании основной части курсовой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О содержании основной части курсовой работы



За Введением следует Основная часть. Она представляет собой главную часть работы и, как правило, может делиться на разделы или главы. Обычно, основная часть курсовой работы состоит из двух или трех разделов (художественно-теоретическая часть и практически-исследовательская часть). Разделы могут быть разделены на пункты и подпункты, что также находит свое отражение в плане. В начале каждого раздела, желательно упомянуть о задачах данного раздела исследования, а в конце раздела привести выводы по данной структурной единице.

В художественно-теоретической части (первом разделе) обычно дается обзор и критическое изложение истории вопроса. В данном разделе формулируется поставленная задача, анализируются исходные данные и материалы для ее решения, анализируются отобранные иллюстративные и текстовые материалы. В зависимости от характера работы, такой обзор может быть развернутым или очень кратким.

В практически-исследовательской части (второй раздел) – излагается самостоятельная творческая позиция автора на решение поставленной задачи. Рассматриваются применяемые методы и методики исследования. Аргументируется предложенная методика и описывается конечный результат. Необходимо четко уяснить разницу между понятиями: метод и методика. Методика – конкретный способ исследования, определяемый целью исследования; может объединять несколько методов. Метод – определенный тип способа исследования, определяемый инструментами, которые используются при изучении объекта исследования (метод компьютерного моделирования, статистический метод). К общенаучным методам исследования относятся следующие методы: наблюдение, сравнение, счет, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ, синтез и др. Очень существенно, чтобы все структурные части работы были пропорциональны, логично расположены, начинались с сообщения о том, чему они посвящены, и заканчивались выводами в конце каждого раздела.

Основная часть исследования заканчивается заключением. Заключение должно содержать описание конечного результата и содержать выводы, к которым пришел автор в процессе исследования данной темы. В заключении не должно повторяться отрывков из основного текста, также, как и выводов по разделам, тем более, не должны приводится исторические факты или конкретные теоретические аспекты по теме. В заключении необходимо подвести итог всему исследованию, поднимаясь на более высокую ступень обобщения.Эта частьработы является наиболее самостоятельной и важной, в ней студент должен кратко и четко сформулировать выводы, которые позволил сделать материал, изложенный в отдельных пунктах работы. Иными словами, если во Введении были поставлены основные задачи исследования, то в Заключении должны прозвучать конкретные ответы на эти задачи.

Содержание курсовой работы должно отражать процесс поиска ответа, иметь доказательное изложение материала. В связи с этим, студенту необходимо построить четкий план аргументации своей точки зрения, определить аспекты решений проблемы. Именно эти элементы лягут в основу структуры курсовой работы.

Однако, вне зависимости от этой структуры, начинать работу желательно с исторической характеристики исследуемого периода, с выявления особенностей развития художественной культуры и искусства того времени. Изучив историческую ситуацию, основные эстетические концепции исследуемого периода, можно приступить к характеристике творчества художника, к стилистическому анализу произведений искусства.

Анализ (от греческого слова analysis, обозначающего разделение, расчленение) понимается, обычно, как исследование отдельного произведения искусства. Искусствоведческий анализ стремится выяснить, какими художественными средствами автор произведения раскрывает его содержание и его идею.

Анализ произведения, как правило, начинается с его описания. Художественное описание, наиболее распространенное в искусствоведческой практике, представляет собой описание сюжета, пересказ изображенной ситуации, который часто сопровождается определенными замечаниями по поводу композиции, пространства, рисунка, колорита. Сам сюжет не является лишь «литературным добавлением» к структуре произведения. Сюжет – это конкретизация содержания. Он выявляет тему, к которой художник обращается, и в конечном итоге, позволяет сформулировать идею произведения.

Содержание произведения искусства выражается определенной формой, которая воздействует на зрителя чувственно-эмоционально. В живописи – цветом, композицией, силуэтом, движением, фактурой; в графике – характером рисунка, движением, линией, пятном, контрастом и т.п. При анализе произведения важно помнить, что содержание и форма едины и взаимозависимы и при ведущей динамической роли содержания, форма не менее значима, как способ существования и выражения содержания.

Система формального анализа произведений архитектуры, скульптуры и живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, как известно, включает в себя такие параметры, как материал, формат, размер, пропорции, цвет, свет, ритмическую и композиционную организацию, конструкцию, взаимодействие с внешней средой и др. Все эти понятия отражают специфику «языка» каждого вида искусства.

В связи с абстрактным (нет аналогий в натуре), образно-символическим характером архитектуры, которая говорит на языке чисел, знаков, абстрактных отношений масс, сил тяжести и имеет главной задачей организацию пространства, основными пунктами ее анализа должны быть:

1) предназначение, функция сооружения;

2) абсолютные размеры и соотношение с окружающей средой;

3) строительные материалы и особенности их образного осмысления;

4) конструкция и заложенные в ней идеи;

5) особенности плана здания;

6) общая организация пространства и масс (что превалирует и почему);

7) количество объемов и порядок их расположения;

8) масштаб здания (соотнесенность с размером человека, с окружающим пространством);

9) пропорции (соотношения частей здания между собой и их отношение к целому);

10) ритм (пространства и массы, различных пространственных ячеек, членений конструкции, проемов и т.д.);

11) силуэт здания;

13) светотеневая организация фасадов и внутреннего пространства;

14) роль цвета;

15) определение стиля;

16) взаимодействие с другими видами искусств (скульптурой, живописью, декоративным искусством).

Анализ архитектуры требует натурного изучения, либо большого количества наглядного материала (планы, разрезы, ландшафтные съемки, фотографии фасадов с разных точек зрения, деталей, фотографии интерьеров и прочее).

При анализе живописи надо учитывать, что, с одной стороны, она оперирует не абстракциями, а узнаваемыми образами реального мира, но, с другой стороны, живописное изображение – это иллюзорное (то есть не менее абстрактное) изображение на двухмерной плоскости, некая интерпретация реальности.

Анализ живописного произведения предполагает следующие позиции:

1) определение функции, назначения (монументально-декоративная или станковая живопись);

2) тема, описание сюжета, идея, жанр;

3) размеры, формат (горизонтальный, вертикальный и др. варианты), рама (как объемный объект);

4) основа, на которую нанесено изображение (дерево, холст, штукатурка и др.);

5) техника, в котором выполнено живописное произведение (фреска, мозаика, масло и др.);

6) интерпретация линии, силуэта, пластики объемов, светотени;

7) выбор точки зрения, линии горизонта;

8) организация правой и левой сторон картин, композиционный центр;

9) ритмическая структура композиции;

10) особенности колорита;

11) характер мазка, проблемы фактуры живописной поверхности;

12) определение стиля.

Спецификой скульптуры является ее трехмерное, объемное изображение в реальном пространстве, обозреваемое с разных точек (в отличие от живописи или графики с их иллюзорной передачей объема на двухмерной плоскости). Главной темой скульптуры является человек, это один из антропоморфных видов искусства. При анализе скульптурного произведения следует определить следующее:

1) назначение скульптуры (монументальная – памятники, надгробия; монументально-декоративная, как связанная с архитектурой; станковая; мелкая пластика);

2) вид скульптуры (круглая, рельеф, который в свою очередь может быть барельефом, т.е. изображением, выступающим из плоскости стены менее чем на половину, и горельефом, выступающим более чем на половину);

3) тема, сюжет, идея;

4) размеры и соотношение с окружающим пространством, архитектурой и масштабом человека, наиболее выразительные точки зрения;

5) материал (камень, дерево, бронза, глина и др.);

6) способ обработки материала, создания произведения (скульптура как способ удаления массы, «отсекания» всего лишнего и пластика, как способ наращивания массы);

7) светотеневая моделировка (естественный, искусственный свет);

8) цвет;

9) соотношения масс, роль деталей;

10) соотношение динамики и статики;

11) проблема постамента (для круглой скульптуры) как связующего звена между миром искусства и миром реальности;

12) определение стиля;

13) взаимодействие с другими видами искусств.                                                                                                                                                                                 

Графика еще более условна, чем живопись, в ней реальность передается, чаще всего, черно-белым рисунком (линейным, штриховым, контурным). Анализируя произведение графики, необходимо отметить следующее:

1) назначение графики: станковая, книжная, прикладная, плакат (говоря о станковой графике, нужно указать, к уникальной или тиражной относится та или иная работа, отметив технику – ксилография, офорт, литография, линогравюра и др.);

2) тема, сюжет, идея произведения;

3) особенности техники исполнения, графические материалы;

4) использование выразительных средств графики (линия, пятно, светотень, фон, то есть тон и цвет бумаги);

5) взаимоотношения движения и статики.

Для более яркого и динамичного анализа произведений искусства можно использовать предложенные Г. Вельфлиным пять основных оппозиционных пар понятий, основанных на особенности человека мыслить противоположностями. Утверждая что-либо, мы всегда мысленно отталкиваемся от противоположного: если, например, мы делаем вывод о глубине пространства картины, значит, мы имеем некое представление о композиции плоскостной.

Г. Вельфлин выделил следующие бинарные оппозиции:

1) линейность – живописность;

2) плоскостность – глубина;

3) замкнутая форма – открытая форма;

4) тектоническое начало – атектоническое;

5) безусловная ясность – неполная ясность.

Используя эти парные понятия, можно строить динамический, сравнительный анализ любого произведения искусства, художественного стиля эпохи. Эти категории взаимообусловлены. Так, линейность с неизбежностью предполагает плоскостность в трактовке пространства, а тектоническая форма всегда замкнута и состоит из совокупности относительно самостоятельных элементов.

Примером такого видения является искусство Древней Греции, Ренессанса, классицизма, ампира. Противоположные тенденции, а именно живописность, глубина пространства, открытость формы, которая ведет к нарушению ясности тектонических отношений, характерны для эпох эллинизма, маньеризма, барокко, рококо, романтизма.

Среди обязательных требований к работе, особенно важны – ясность изложения, систематичность и последовательность подачи материала. Ясность текста во многом зависит от правильной разбивки на абзацы. Ее критерием является смысл написанного: каждый абзац включает самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях.

Следует избегать повторений, следить, чтобы переход к новой мысли происходил после того, как предыдущая мысль получила законченное выражение. Фразы должны быть, по возможности краткими и ясными для понимания, без нагромождения придаточных предложений и причастных оборотов. Повторения допустимы только для ключевых понятий, обеспечивающих смысловую связность текста.

Критическая оценка существующих точек зрения необходима, но допускается в уважительной форме. Несогласие должно быть аргументировано.

Не рекомендуется перегружать рукопись цитатами. Цитаты лучше чередовать с собственным изложением чужих точек зрения (с обязательной ссылкой на автора, работу, страницы), подчиняя это изложение задачам своей работы, связывая «чужое» и «свое».

К достоинствам работы можно отнести: глубокое проникновение в проблему, достаточную теоретическую осведомленность автора, достоверный анализ фактического материала, его оптимальный объем, новизну и значимость выводов, четкую структуру, ясное изложение, убедительные примеры, хорошее качество оформления работы и т.п. Выводы должны быть логическим завершением данного исследования, они не могут быть взяты из другого источника, даже при всей их правильности.

Недостатками работы признаются: поверхностное знакомство с научной литературой, неадекватные оценки имеющихся в литературе концепций, скудность фактического материала, погрешности при его истолковании, стилистические и орфографические ошибки, недочеты в техническом оформлении работы и т.п.

 

III. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Требования к стилистике изложения текстовой части

Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями данного методического руководства и ФГОС ВО. Авторский текстовой материал должен быть предоставлен в отпечатанном виде и на электронном носителе.

Стилистика изложения должна соответствовать требованиям, предъявляемым научным работам. Материал должен быть логически выстроен, формулировки отличаться четкостью и ясностью, исключающей возможность неоднозначного толкования. Любые выводы, заключения, принятие решений должны быть четко аргументированы и обоснованы.

Изложение материала в главах должно быть логичным, стройным, ясным и грамотным. Не желательно вести изложение от первого лица единственного числа: «Я считаю», «Мне кажется», «По моему мнению», и т.п. Корректнее использовать слова и выражения: «Автор», «На наш взгляд», «По нашему мнению», или обороты в безличной форме: «характеризуя данный период, можно сделать вывод, что…», «изучение этой проблемы позволяет утверждать, что…», «считается, что..», «были получены следующие данные», «разработана методика», «методика была модифицирована», «как показывает анализ результатов» и т.п.).

В работе необходим единый стиль изложения материала, орфографическая и синтаксическая грамотность. При упоминании в тексте фамилий, инициалы ставятся перед фамилией (Т.О. Бердник, Е.В. Шорохов, С.Е. Игнатьев), а в Библиографии, инициалы ставятся после фамилии. В случае, если авторов больше трех, можно указать первую фамилию, далее писать «и др.».

В тексте допустимы общепринятые сокращения (с. - страница, и т.п., и т.д., и др.). Специальная аббревиатура при первом применении поясняется, а в последующем, пояснений не требуется.

Если в тексте используется специфическая терминология, а также малораспространенные сокращения, новые символы и обозначения, то их перечень должен быть представлен под заголовком «Перечень условных обозначений».

 

3.2. Основные требования к оформлению курсовой работы

Текст печатается на белой бумаге формата А4 шрифтом Times New Roman с полуторным межстрочным интервалом, размер шрифта (кегль) 14. Выравнивание (кроме заголовков) – по ширине. Рекомендуется использование следующих размеров полей: верхнее и нижнее – 20 мм, левое 30 мм, правое -1,5 мм. В одной строке получается около 60 печатных знаков (включая пробелы), на одной странице сплошного текста 29-30 строк.

Примерный объем курсовой работы без приложений 25-30 листов с приложениями около 40 листов.

Весь текст следует разбивать на абзацы, первая строка которого, должна начинаться с «красной строки» с отступом 1.25 см. Абзацами выделяются связанные по смыслу части текста.

Начиная с титульного листа, все страницы курсовой работы с приложениями включаются в общую нумерацию работы, но на титульном листе номер страницы не проставляется. Порядковый номер страницы указывается внизу страницы справа или по центру.

Подзаголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» набираются заглавными буквами, располагаются по центру листа и выделяется полужирным начертанием. Эти заголовки не нумеруются, точка в конце не ставится. Каждый новый раздел и структурные части (подзаголовки) курсовой работы начинаются с новой страницы и отделяются от основного текста пробелом.

Текст основной части работы делят на разделы и пункты раздела. Заголовки разделов печатаются заглавными буквами, выделяются полужирным начертанием, без подчеркивания. Заголовки параграфов печатаются с абзаца (пять символов) строчными буквами (кроме первой прописной) и выделяются полужирным начертанием. Переносы слов не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Подпункты раздела нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер пункта состоит из номера раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта, должна быть точка, например, 2.1. (первый параграф второй главы).

Оформляется теоретическая часть в папку, в печатном виде.

 

Оформление ссылок в тексте курсовой работы

Иногда материал, относящийся к теме, представляет собой слишком большой объем или некоторые пояснения к тексту, расширенное изложение тех или иных положений, краткую биографическую справку, и его использование может нарушить пропорциональное соотношение глав или логику изложения. В этой ситуации, данный материал можно вынести в Приложения в конце работы. Фотографии, иллюстрации и другие материалы, имеющие важное значение для аргументации и пояснения, придающие изложению ясность и конкретность, так же оформляются как приложения.  В тексте, на все единицы приложения обязательно даются ссылки, имеющие сквозную нумерацию. Приложение оформляется как продолжение работы, после списка литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.047 с.)