Работа с источниками и литературой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с источниками и литературой



Выбирая тему курсовой работы, студент, как уже было сказано выше, должен достаточно свободно ориентироваться в проблематике избранного раздела истории искусства и иметь общее представление о круге произведений, с которыми ему предстоит работать. На этом этапе, так же необходимо составить предварительный список литературы по теме, который составляется на основе информации отдела каталогов библиотек. Работу с библиографией нужно начинать с самых последних изданий, которые обычно суммируют все, что было сделано ранее, дают самые точные и проверенные сведения.

Все это, представляет собой первоначальный этап работы с источниками. По отношению к предмету исследования курсовой работы источники делятся на прямые и косвенные. Если выбранная тема направлена на изучение творчества отдельного мастера, группы или определенного периода, прямыми источниками являются сами произведения. В случае изучения вопросов истории художественного образования или истории критики, прямыми источниками будут также, документы и эпистолярное наследие, журнальные и газетные статьи, архивные материалы и т.д. Труды, посвященные решению избранной проблемы, освещающие те разделы истории или теории искусства, которые были избраны для исследования, будут являться косвенными источниками. Их значение особенно велико для верного понимания исторической обстановки и условий, в которых жил и работал художник.

Работа в библиотеках, архивах, музеях, которая предстоит студенту, имеет ряд правил, с которыми необходимо ознакомиться на месте. Остановимся, лишь на некоторых практических советах.

Изучая литературу в библиотеке, обязательно аннотируйте каждую прочитанную книгу или статью и делайте выписки всего, что имеет отношение к вашей теме (определение понятий, анализы произведений, интересные мысли и т.д.). Все выписки должны быть оснащены точной сноской, в которой не только точно и полностью указаны все данные об издании, но и страница (см. прил. 2). Это позволит избежать ненужной траты времени на поиск потерянного «адреса» важной цитаты.

Собранный материал желательно систематизировать, например, разложив его в отдельные папки или конверты, соответствующие основным вопросам исследования, что в дальнейшем, значительно облегчит работу.

 

 

II. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ                                                                                                                                                               2.1. Работа над текстом

Курсовые работы являются малыми формами научных сочинений. Написание любого научного сочинения подчинено определенным правилам и принципам, главными из которых, являются объективность и доказательность.

Объективность исследования достигается анализом теоретической литературы по теме, а также, анализом достаточного количества произведений искусств с использованием соответствующих методов исследований. Доказательность изложения обеспечивается точными ссылками на работы авторов, используемых теоретических положений.

После того, как доступные, имеющиеся в наличии источники прочитаны, законспектированы, собран весь необходимый материал, следует приступить к написанию самой работы, начиная с составления плана. План должен отражать логическую последовательность поставленных в работе задач. От того, насколько продуманно и четко сформулированы основные проблемы данного исследования в плане, зависит качество курсовой работы.

Структура курсовой работы.

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Художественно-теоретическая часть, содержащая представление и анализ основных понятий и уровня изученности проблемы в имеющейся литературе.

5. Практически-исследовательская часть - изложение своего видения проблемы, результаты самостоятельного исследования фактического материала методик и этапов работы.

6. Заключение.

7. Список литературы (не менее 20 источников).

8. Приложение.

Охарактеризуем данные пункты:

1. Титульный лист содержит информацию общего плана: название учебного заведения, название учебной дисциплины, тему работы, сведения об авторе и руководителе (см. приложение 3).

2. За титульным листом следует лист «СОДЕРЖАНИЕ». В нем отражаются основные разделы, части и другие подразделы рукописи с указанием страниц начала каждого пункта (см. приложение 4).

3. Всякое исследование должно иметь введение, которое сразу же вводит читателя в тему и задачи работы, основную часть и заключение. По объему, введение, как и заключение, обычно составляет около 10% от всей работы.

Во ВВЕДЕНИИ представляется актуальность исследования, тема курсовой работы, обозначается основная проблематика исследования, проводится оценка современного состояния проблемы, намечаются пути решения проблемы. Автор аргументирует выбранную тему, коротко поясняет, в чем заключается его научный интерес; формирует цель работы, объект, предмет, задачи исследования.

Основанием для работы может быть недостаточная разработанность темы, устарелость оценок и необходимость формирования нового взгляда на проблему, наличие нескольких противоречивых точек зрения на ее решение, общественная значимость темы и т.д.

Актуальность выбранной темы позволяет сформулировать цель курсовой работы и подчиненных ей более частных задач.

Проблема исследования — это категория, которая означает нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема — отражает характерные особенности проблемы.

Объект — это совокупность связей и отношений, свойств, которая существует в теории и практике и служит источником необходимой для исследования информации (например: объект исследования – это искусство архитектуры).

Предмет исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые относятся к непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования (например: предмет исследования – это искусство архитектуры эпохи Возрождения в Италии XIV - XVI веков).

Цель определяет основную проблему исследования.

Постановка задач должна отражать процесс поиска решения этой проблемы. Задач может быть несколько, обычно три или четыре. Например, целью курсовой работы на тему «Традиции русского шатрового зодчества в современной культовой архитектуре» (на примере Казанско-Богородицкой церкви г. Ижевска) является выявление актуальности традиций шатрового зодчества XVII столетия в современной церковной архитектуре. Для достижения этой цели студент ставит перед собой следующие задачи.

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Провести сравнительный анализ политических, экономических, религиозных и эстетических воззрений русского общества XIX и рубежа XX - XXI веков.

3. Выявить традиции русского шатрового зодчества в архитектурных памятниках XIX столетия.

4.  Определить причины обращения в современном церковном зодчестве к планировочным, объемно-пространственным и художественным принципам архитектуры XVII - XIX веков (на примере Казанско-Богородицкой церкви г. Ижевска).

Другой пример. Цель курсовой работы на тему «Образ женщины в живописи Пабло Пикассо»: проанализировать образ женщины в живописи П.Пикассо на разных этапах его жизни. Эта сложная и широкая тема для исследования уточняется студентом рядом более узких и конкретных задач:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать ранние портреты матери, как способ выражения чувств сына.

3. Выяснить, какими путями шел поиск общечеловеческих ценностей в женских образах «голубого периода».

4. Доказать, что кубистические приемы являлись способом передачи внутреннего содержания женских моделей.

Одним из важных разделов Введения является история вопроса, или библиографический обзор. Это, по возможности, наиболее широкий обзор литературы по исследуемой теме. Конечно, он не должен представлять собой монотонное перечисление изданий, все источники должны быть сгруппированы, классифицированы. Обычно, группировка идет по темам изданий: сначала, например, анализируются книги, специально посвященные теме, освещение ее в общих трудах по искусству, затем журнальные и газетные статьи. Если вопрос дискуссионный и существуют разные точки зрения на решение проблемы, то литература группируется по сходству высказанных взглядов. Если решение проблемы прошло явную эволюцию (например, оценка русской архитектуры периода эклектики), выделяются основные этапы этой эволюции, и труды разных авторов анализируются в соответствии с тем этапом существования проблемы, к которому они принадлежат (даже если в этом случае, приходится идти на некоторое нарушение хронологического принципа).

Студент должен сделать аннотации не на всю прочитанную литературу (аннотация – краткая характеристика изданий с точки зрения содержания и формы), но главным образом на те книги, текст которых, так или иначе, используется в курсовой работе. Некоторые источники и авторы могут быть только упомянуты в контексте изучения проблемы. Важно помнить, что именно обзор литературы, особенно ясно выявляет самостоятельность студента, подчеркивает, что нового по сравнению с предшественниками ему удалось найти, уточнить, переоценить и понять по-своему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.008 с.)