По проведению мониторинговых исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По проведению мониторинговых исследований



МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

«Внутренний мониторинг

Качества учебно-воспитательной деятельности

Творческого объединения»

 

 

                                    Ермолаева Ирина Николаевна,

                                                         директор МУДО «Тельмановский ДДЮТ»

 

                        Рекомендован к печати

                                                          Ученым советом ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»

                                    (протокол №2 от 30.03.2020 г.)

 

Тельманово, 2018


МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

«Внутренний мониторинг

Качества учебно-воспитательной деятельности

Творческого объединения»

 

Объединение ________________________________________________________________

Год обучения________________________________________________________________

Название образовательной программы___________________________________________

____________________________________________________________________________

Направленность образовательной программы_____________________________________

Срок реализации (начало, конец) _______________________________________________

Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________

Дата проведения контроля:

Входной _______________________

Промежуточный ________________

Итоговый ______________________

 

Пояснительная записка

 

Мониторинг уровня и качества освоения обучающимися образовательной программы - это главный показатель результативности обучающихся детского объединения, педагогов и всего учреждения в целом.

Контроль успеваемости обучающихся МУДО «Тельмановский ДДЮТ» регламентируется Программой внутреннего мониторинга качества образовательной деятельности. В этом документе описывается организация процесса мониторинга, определяется частота его проведения, критерии оценивания результатов, указываются методы диагностики и формы представления результатов и т.п.

Кроме того, в образовательных программах творческих объединений должны быть четко прописаны ожидаемые результаты освоения учебного курса, способы проверки, фиксации и представления этих результатов.

Некоторые педагоги считают, что главный показатель результативности их работы – это участие обучающихся в конкурсах, концертах, выставках. Но в большинстве случаев в этих мероприятиях участвуют только наиболее подготовленные дети, а остальные остаются за рамками процесса оценки их достижений. Здесь встает вопрос о важности процесса мониторинга освоения образовательной программы для ребенка. Многие обучающиеся хотят получить оценку за свои знания и умения.

К тому же, имея в своем Методическом Кейсе инструменты отслеживания профессионального роста воспитанника, педагогу легко выстроить индивидуальный маршрут обучения, осуществить к каждому обучающемуся индивидуальный подход, который так важен именно в дополнительном образовании.

На организационном (подготовительном) этапе проведения мониторинга можно столкнуться с определенными проблемами, а именно: обязательность проведения мониторинга пугает педагогов, процесс его организации вызывает затруднения, а анализ результатов предоставляется на откуп методисту и администрации. А ведь основная работа по выявлению, фиксации, обработке и анализу результатов должна проходить на уровне детского объединения; фактически эта деятельность должна осуществляться педагогами дополнительного образования.

Многие педагоги задают вопрос: «С чего начать?». В первую очередь необходимо определиться с частотой проведения мониторинга в объединении, формой (или формами) его проведения, системой оценивания, которую будете использовать, формой фиксации результатов, а главное – понять, что именно вы, как педагог дополнительного образования,  будете проверять (задать параметры), по каким критериям это оценивать и как вы будете анализировать результаты.

Мы предлагаем педагогам дополнительного образования завести журнал (тетрадь), чтобы легко наметить четкий план действий по организации и проведению мониторинга обучающихся своего объединения.

Каждый пункт плана мы детально опишем.

Мониторинг результативности обучающихся

_________________________

(название объединения)

Учебный год

Вид мониторинга Входной (нулевой срез) промежуточный итоговый
Цель      
Сроки проведения      
Формы проведения      
Параметры оценивания      
Критерии оценивания      
Система оценки      
Формы фиксации результатов      
Анализ      

Входной (нулевой срез).

Цель входного этапа мониторинга (нулевого среза) всегда одинакова для всех видов объединений: познакомиться с ребенком и определить уровень его подготовки.

Сроки проведения обычно составляют 10 – 14 дней во второй половине сентября либо 10 дней в первой половине октября (так как учебный год для групп первого года обучения начинается 15 сентября).

Формы мониторинга (выбирайте форму, подходящую именно для вашего объединения): анкетирование, тестирование, собеседование, просмотр, прослушивание, дидактическая игра и т.д. В любом случае вы беседуете с будущими обучающимися (в некоторых случаях с его родителями), что является хорошей формой для входного этапа мониторинга. Каждая из выбранных вами форм требует небольшой подготовки.

Параметры оценивания (а так же критерии и система оценки) в основном применимы к таким формам, как тестирование, прослушивание, просмотр, дидактическая игра и т.п. Они будут перекликаться с ожидаемыми результатами, которые вы прописали в своей Программе. Параметров оценивания должно быть не больше четырех.

Критерии оценивания так же относятся к таким формам, как тестирование, прослушивание, просмотр и т.п. Для входного мониторинга лучше всего использовать в качестве критерия способность ребенка выполнить задания самого легкого уровня (ответить на легкие вопросы). Определите эту способность как средний уровень подготовки. Тогда, если ребенок не сможет выполнить задания или правильно ответить на вопросы теста, уровень его подготовки низкий. Если ребенок с легкостью выполняет подготовленные задания (отвечает на вопросы), добавьте 2 -3 усложненных. Если он снова справился, уровень его подготовки высокий.

Система оценки.  Мы советуем педагогам ориентироваться на систему трех уровней (максимальный, средний, минимальный) по 5-ти бальной системе, так как именно в такой форме им придется подавать информацию на обработку администрации:

минимальный уровень - 1-2 балла,

средний уровень - 3 – 4 балла,

максимальный уровень - 4,5-5 баллов.

Формы фиксации результатов. Необходимо самостоятельно подготовить «Карту входящей диагностики».

Анализ – выводы, на основании которых можно корректировать (при необходимости) образовательные программы (только на текущий год и только для данной учебной группы).

Формы фиксации результатов.

В дополнительном образовании можно использовать дневник, тетрадь достижений, портфолио. Все эти формы вам знакомы. В конце отчетного периода необходимо обработать информацию из портфолио (дневника) и представить ее в вами разработанной диагностической карте либо таблице.

Анализ.

Полученные результаты мониторинга необходимы для перевода обучающихся на следующий год (этап) обучения и для тщательного анализа самим педагогом, по результатам которого либо в процесс обучения вносятся коррективы (если результаты диагностики отрицательные), либо продолжается работа в том же успешном ключе.

Вне зависимости от того, какие результаты показали обучающиеся объединения – высокие или низкие, – педагог должен их проанализировать.

Направления анализа могут быть следующие:

- Уровень теоретической подготовки у обучающихся в конкретной образовательной области; степень сформированности  практических умений и навыков (параметры подведения итогов: уровень знаний, умений, навыков обучающихся).

-   Полнота выполнения образовательной программы детского объединения (параметры подведения итогов: количество воспитанников, полностью освоивших образовательную программу).

-  Выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы (параметры подведения итогов: перечень основных причин невыполнения детьми образовательной программы; перечень факторов, способствующих успешному освоению образовательной программы).

Итак, теперь у вас чёткий план действий по проведению мониторинга результативности обучающихся вашего объединения, разработаны и собраны все документы. Вы полностью готовы организовать и провести мониторинг качества образовательной деятельности по вашей образовательной Программе.

                                                    

Система оценивания

По каждому показателю оценивания в таблице 1 выставляется балл: 1, 2, 3, 4, 5.

     Критерии оценивания подаются в приложении к таблице 1 «Мониторинг результатов освоения образовательной программой дополнительного образования».

Итоговый балл равняется сумме оцениваемых показателей мониторинга, деленных на количество оцениваемых показателей.

Оценивание достижений обучающихся осуществляется по следующим критериям:

- на уровне творческого объединения, МУДО, района:

І место – 5 баллов                                

ІІ место – 4 балла                                             

ІІІ место – 3 балла                                              

лауреат – 2 балла                                                

участие – 1 балл                                                  

- на республиканском и международном уровне:

І место – 15 баллов                              

ІІ место – 10 баллов                                         

ІІІ место – 5 баллов                                              

лауреат – 4 балла                                                

участие – 3 балла                                                  

Итоговый оценка равняется сумме баллов, деленных на их количество.

Итоговый балл по освоению образовательной Программы равняется сумме итоговых баллов оцениваемых показателей, деленных на 4.

Таблица 2 «Мониторинг результатов личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы»

Мониторинг оценки качества реализации программ   дополнительного образования предполагает также изучение динамики личностного развития обучающегося.

С этой целью педагоги дополнительного образования используют таблицу 2.

По каждому показателю оценивания в таблице 2 выставляется балл: 1, 2, 3, 4, 5.

Критерии оценивания подаются в приложении к таблице 2 «Мониторинг результатов личностного развития обучающихся».

Итоговый балл равняется сумме оцениваемых показателей мониторинга, деленных на количество оцениваемых показателей.

Таблица 3 «Сводная ведомость мониторинга качества образовательной деятельности»

После заполнения таблиц 1 и 2, педагоги оформляют «Сводную ведомость мониторинга качества образовательной деятельности» (таблица 3), в которой определяют средний балл обучающегося – сумма баллов, деленная на количество показателей.

Таблица 4 «Итоговый протокол оценки качества реализации

программ дополнительного образования»

     Процент уровня освоения дополнительных образовательных программ определяется по формуле: количество выставленных баллов по уровням умножить на 100% и разделить на количество обучающихся в учебной группе.

      Например: в группе 12 обучающихся, из них 8 человек получили средний балл от 4 до 5.

8 х100 = 66,6 % обучающихся максимально усвоили программу

 12

Таблица 5 «Сохранность контингента обучающихся»

    В таблице 5 отображается количественный состав обучающихся каждой учебной группы по полу и возрасту.

Список литературы, рекомендуемой к изучению

педагогами дополнительного образования

 

1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. – 2004. – № 12.

2. Демченко Е. Д., Кацалап Т.В. Оценка качества реализации образовательных программ в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации. - Комсомольска-на-Амуре, 2011. – 13 с.

3. Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник. – 2006. – № 11.

4. Кашепов М.В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования // Внешкольник. – 2007. – № 2.

5. Писарев А.Е. Как организовать аттестацию учащихся в детском объединении учреждения дополнительного образования: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. М., 2009.

6. Попова Г.П., Размерова Г.А., Ремчукова И.Б. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование. - Волгоград: Учитель, 2007. – 186с.

 


Таблица 1

Диагностическая карта

мониторинга результатов освоения образовательной программы дополнительного образования

МУДО «Тельмановский ДДЮТ»

в 20___ – 20____ учебном году

Творческое объединение _________________________________________________группа_________________________

Дата наблюдения ______________________

      Фамилия, имя       обучающегося               Показатели   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.

17.

18.

19.

20.

Теоретическая подготовка

   
Теоретические знания, предусмотренные программой                                

 

 

 

 
Владение специальной терминологией                                

 

 

 

 
              Итоговый балл                                

 

 

 

 

Практическая подготовка

   
Практические умения и навыки, предусмотренные программой                                

 

 

 

 
Владение специальным оборудованием и оснащением                                

 

 

 

 
Творческие навыки                                

 

 

 

 
Итоговый балл                                

 

 

 

 

Достижения обучающихся

На уровне детского объединения                                

 

 

 

 

На уровне ДДЮТ                                

 

 

 

 

На уровне района, города                                

 

 

 

 

На республиканском, международном уровне                                

 

 

 

 

Итоговый балл                                

 

 

 

 

Итоговый балл по освоению программы                                

 

 

 

 

                                                       

 

Педагог _____________________________________ подпись ______________

 

 

Приложение к таблице 1

                                     

МОНИТОРИНГ

результатов освоения образовательной программой дополнительного образования

 

Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Число баллов Методы диагностики

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы Соответствие теоретических знаний программным требованиям Минимальный уровень (менее 30% объема знаний) – практически не усвоил теоретическое содержание программы; овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; Средний уровень (объем знаний – 50%) – объем усвоенных знаний составляет более ½; Максимальный уровень – освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период. 1-2     3-4   4,5-5 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.
Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Минимальный уровень - обучающийся, как правило, избегает употреблять термины знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой; Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. 1-2     3-4 4,5-5 Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. Плана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Минимальный уровень (менее 30% объема знаний) - практически не овладел умениями и навыками; овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; Средний уровень (объем знаний – 50%) – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период 1-2     3-4   4,5-5 Наблюдение, практические задания
Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием) – не пользуется специальными приборами и инструментами; Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога; Максимальный уровень - работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей 1-2     3-4 4,5-5 Наблюдение, практические задания
Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий начальный уровень развития креативности – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; творческий уровень (II) – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. 1   2 3-4     5 Наблюдение, практические, конкурсные и презентационные занятия

 Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные

Умение подбирать и анализировать специальную литературу   Самостоятельность в подборе и работе с литературой   Минимальный уровень - учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; Средний уровень – работает с литературой с помощью педагога или родителей; Максимальный уровень - работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.     1-2   3-4 4,5-5

 

Творческие задания по теории, реферативные конспекты, собеседование и т.д.

Умение пользоваться компьютерными источниками информации Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации   Минимальный уровень - компьютерные источники не использует, работать с ними не умеет; испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с компьютерными источниками, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; Средний уровень – работает с компьютерными источниками с помощью педагога или родителей; Максимальный уровень - работает с компьютерными источниками самостоятельно, не испытывает особых трудностей.     1-2   3-4   4,5-5
Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.) Самостоятельность в учебно-исследовательской работе Минимальный уровень - осуществлять учебно-исследовательскую работу не может, испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи педагога; Средний уровень – работает над проектом, готовит рефераты и т.д. с помощью педагога или родителей; Максимальный уровень - работает над проектом, готовит рефераты и т.д. самостоятельно, не испытывает особых трудностей.       1-2   3-4   4,5-5

Учебно-коммуникативные

Умение слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей     Адекватность восприятия информации идущей от педагога     Минимальный уровень - объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию;  Средний уровень – слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других; Максимальный уровень - сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнение других. 1-2     3-4     4,5-5

 

 

Наблюдение

Умение конструктивно общаться со сверстниками, выступать перед аудиторией Сформированность умения общаться со сверстниками, свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации   Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения в общении, нуждается в постоянной помощи, периодически провоцирует конфликты; перед аудиторией не выступает; испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; Средний уровень – часто нуждается в помощи педагога или родителей, сам  в конфликтах не участвует, старается их избежать; готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога; Максимальный уровень – не испытывает особых трудностей, пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты; самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию. 1-2   3-4     4,5-5
Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств Минимальный уровень - участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога; Средний уровень - участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога; Максимальный уровень - самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения. 1-2   3-4   4,5-5

Учебно-организационные

Умение организовывать свое рабочее (учебное) место Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой Минимальный уровень - рабочее место организовывать не умеет; испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; Средний уровень - организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога; Максимальный уровень - самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой 1-2     3-4   4,5-5    
Умение планировать и организовать работу, распределять учебное время   Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время Минимальный уровень – организовывать работу и распределять время не умеет; испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и  помощи педагога и родителей; Средний уровень - планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей; Максимальный уровень - самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. 1-2     3-4   4,5-5

 

Умение аккуратно, ответственно выполнять работу Аккуратность и ответственность в работе Минимальный уровень – безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится; испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; Средний уровень - работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога; Максимальный уровень - аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам. 1-2     3-4   4,5-5
Навыки соблюдения в процессе деятельности правила безопасности   Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Минимальный уровень – правила ТБ не запоминает и не выполняет; овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой; Средний уровень - объем усвоенных навыков составляет более ½; Максимальный уровень - освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы. 1-2     3-4 4,5-5

 

 

Таблица 2

                                                                                                                                                                                                       

МУДО «Тельмановский ДДЮТ»  

в 20__ – 20___ учебном году

Творческое объединение _________________________________________________группа_________________________

Дата наблюдения ______________________

Педагог _____________________________________ подпись ______________

 

Фамилия, имя обучающегося

МОНИТОРИНГ

результатов личностного развития обучающихся

Качества

 личности

Сводная ведомость

мониторинга качества образовательной деятельности

МУДО «Тельмановский ДДЮТ»

в 20__ – 20__ учебный год

Педагог______________________ Объединение, кружок _______________________________________________________

группа _____________________ год обучения _________________________________________________________

Вид диагностики (входящая, промежуточная, конечная) ___________________________________________________

 

 

п/п

ФИО обучающегося

 

 

Средний балл по показателям

Средний балл обучающегося

Теоретическая подготовка   подготовка Практическая подготовка Учебно-интеллектуальные умения Учебно – коммуникативные умения Учебно-организационные умения   Активность, организаторские способности Коммуникативные навыки, коллективизм Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность Нравственность, гуманность Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности Достижения обучающихся
1                          
2                          
3                          
4                          
5                          
6                          
7                          
8                          
9                          
10                          
11                          
12                          

 

Таблица 4

 

Итоговый протокол

оценки качества реализации программ дополнительного образования

МУДО «Тельмановский ДДЮТ»

в 20__ – 20__ учебный год

 

Группа, год обучения

Минимальный уровень

%

Средний уровень

%

Максимальный уровень %

На конец первого полугодия На конец года На конец первого полугодия На конец года На конец первого полугодия На конец года  
___ год обучения            

 

 

Таблица 5                                                                                                                                                                                          

МУДО «Тельмановский ДДЮТ»

за 20__ – 20__ учебный год

 

Педагог_________________________ Объединение, кружок ____________________________________________________

Дата наблюдения_________________________

 

Группа, год обучения

 

Количество обучающихся на начало

учебного года

 

 

Всего на начало года

Количество обучающихся на конец первого полугодия

Всего на первое полугодие

Количество обучающихся на конец учебного

года

Всего на конец года

 

 

Сохранность контингента обучающихся на конец учебного

года

%

 

Младший школьный возраст (7-10 лет)

Средний школьный возраст (11-14 лет)

Старший школьный возраст (15-17 лет)

 

Младший школьный возраст (7-10 лет)

Средний школьный возраст (11-14 лет)

Старший школьный возраст (15-17)

 

Младший школьный возраст

(7-10 лет)

Средний школьный возраст (11-14 лет)

Старший школьный возраст (15-17)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.173 с.)