Актуальность профилактической работы с детьми и молодежью в летний период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность профилактической работы с детьми и молодежью в летний период



Содержание

Введение 4
1. Актуальность профилактической работы с детьми и молодежью в летний период 6
2. Нормативно-правовые основы деятельности несовершеннолетнего вожатого (помощника вожатого) 7
2.1.Особенности регулирования труда 7
2.2 Особенности санитарно-эпидемиологических правил и норм 9
2.3 Права и обязанности детей,дисциплина в лагере. 12
2.4 Уголовная ответственность несовершеннолетних 12
2.5 Экономические права ребенка 14
2.6 Этические и иные обязательства помощника вожатого перед ребенком 16
3. Методы профилактической и педагогической деятельности помощника вожатого 17
3.1. Классификация игр для детей школьного возраста 17
3.2. Методы и приемы игрового конструирования 40
3.3. Особенности поведения детей в лагере в зависимости от возраста. 44
3.4. Имидж помощника вожатого 46
4: Безопасность детей в лагере 46
4.1. Оказание доврачебной помощи 46
4.2. Техника безопасности 68
5.Педагогическая песня: традиции и задачи 72
Список литературы 78
Приложение 79-84

 

 

Введение

Методическое пособие разработано педагогами-организаторами отделения социально-педагогической работы и волонтерства Государственного автономного учреждения дополнительного образования Тюменской области «Дворец творчества и спорта «Пионер» (далее – Дворец). Пособие адресовано специалистам учреждений общего и дополнительного образования, а также специалистам сферы молодежной политики муниципальных образований Тюменской области, которые занимаются профилактической работой и подготовкой помощников вожатых для их работы в каникулярный период.

Важными аспектами воспитательной деятельности в процессе организации отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации,  выступает возможность их социализации и реабилитации за счет массового воздействия воспитательной среды, дифференциации интересов детей и подростков с  учетом уровня их потребностей и ценностно-нравственной сферы, выбора разнообразных сфер общения и отношений в пространстве свободного времени, добровольности участия детей и подростков в предлагаемых видах и формах проведения свободного времени, а также реализации субъект-субъектных отношений взрослых и детей (подростков) на основе совместного интереса и деятельности.

Выполнению этих задач способствует реализация программ, направленных на профилактику асоциальных явлений. Вышеуказанные программы соответствуют потребностям и интересам детей и реализуются через приобщение детей к различным видам деятельности.

Для претворения в жизнь педагогических задач в области профилактики во время каникулярного периода нужны грамотные специалисты, обладающие знаниями, возможным опытом и имеющие необходимые, востребованные в современном мире качества личности, определяющиеся профессиональными и социально-личностными компетенциями.

Работа по подготовке помощников вожатых осуществляется во Дворце с 2007 года. Анализ опыта работы и обобщение результатов позволили сформулировать ряд рекомендаций.

 Целью издания методического пособия является повышение качества подготовки кадров, занимающихся профилактикой асоциальных явлений в молодежной среде, а также увеличение числа подготовленных специалистов для работы с детьми в учреждениях Тюменской области.

Ежегодно в каникулярное время на базе образовательных учреждений открываются детские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей и подростков. В современных условиях, с учетом социального заказа, мало предоставить ребёнку отдых и оздоровление, тут необходим глубокий сознательный подход к работе педагогов и вожатых, и других работников учреждений. Следовательно, главной задачей специалистов, организующих каникулярный отдых, становится содействие формированию и развитию личности ребенка даже в короткие сроки каникулярного периода.

Организация отдыха и оздоровления детей имеет множество преимуществ перед другими формами организации свободного времени. Во-первых, это организованный активный отдых, направленный на восстановление, развитие и гармонизацию личности, обеспечивающий сохранение и укрепление физиологической нормы здоровья, развитие духовных и физических сил, гармонию души и тела. Во-вторых, совместное проживание в группе сверстников, выполнение определенных задач помогают детям восстановить свои силы, приобщиться к здоровому и безопасному образу жизни, развивать коммуникативные качества, ознакомиться с новыми видами деятельности. Все эти аспекты помогают раскрыть ребенку потенциал своей личности.

Воспитательная ценность организаций отдыха и оздоровления детей состоит в том, что они создают условия для целесообразного и привлекательного досуга детей и подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в их нравственном и творческом развитии, получении знаний и умений жизнедеятельности, профориентации в условиях конкурентного рынка труда, в новизне впечатлений, самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, спорт, общение, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Для растущих объёмов оказания услуг в сфере детского отдыха существующего количества специалистов недостаточно. В этих условиях возникла необходимость вовлечения в процесс организации работы в каникулярный период подростков.

Цель обучения их основам педагогической грамотности и подготовки в качестве помощников вожатых продиктована не только кадровым вопросом отрасли. Подготовка подростков к работе с детьми развивает в них чувство ответственности, умение расставлять приоритеты, быстро принимать решения в нестандартных ситуациях. Помощники вожатых – будущие педагоги, они учатся быть положительным примером для своих воспитанников, и, следовательно, сами стремятся к вершинам. Досуг этих ребят строго регламентирован, отвлекаться на поступки, неодобряемые обществом, у них нет времени.

Организация подготовки помощников вожатых осуществляется во многих муниципальных образованиях Тюменской области, и настоящее методическое пособие  будет способствовать решению задачи по формированию компетентного кадрового состава в части подготовки помощников вожатых к каникулярному периоду.

 

 

Для удобства восприятия информации выбрана следующая система условных обозначений:

– Внимание! Важно!

 – Советуем, рекомендуем.

 – Пример или практическое задание.

Таблица 2.1.

Рекомендуемый режим дня

Элементы режима дня

Пребывание детей

с 8.30 до 14.30 часов с 8.30 до 18 часов
Сбор детей, зарядка 8.30 - 9.00 8.30 - 9.00
Утренняя линейка 9.00 - 9.15 9.00 - 9.15
Завтрак 9.15 - 10.00 9.15 - 10.00
Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций 10.00 - 12.00 10.00 - 12.00
Оздоровительные процедуры 12.00 - 13.00 12.00 - 13.00
Обед 13.00 - 14.00 13.00 - 14.00
Свободное время 14.00 - 14.30 14.00 - 14.30
Уход домой 14.30  
Дневной сон   14.30 - 15.30
Полдник   16.00 - 16.30
Работа по плану отрядов, работа кружков и секций   16.30 - 18.00.
Уход домой   18.00

 

ВАЖНО!

ПЕРЕЧЕНЬПРОДУКТОВ И БЛЮД, КОТОРЫЕ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ:

 

1. Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности.

2. Остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне.

3. Плодоовощная продукция с признаками порчи.

4. Мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыба, сельскохозяйственная птица, не прошедшие ветеринарный контроль.

5. Субпродукты, кроме печени, языка, сердца.

6. Непотрошеная птица.

7. Мясо диких животных.

8. Яйца и мясо водоплавающих птиц.

9. Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «тек», «бой», а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам.

10. Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, «хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.

11. Крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями.

12. Любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления.

13. Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты).

14. Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы.

15. Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжная сметана без термической обработки.

16. Простокваша-«самоквас».

17. Грибы и продукты, из них приготовленные (кулинарные изделия).

18. Квас.

19. Молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию.

20. Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.

21. Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия.

22. Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы.

23. Кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь.

24. Кулинарные жиры, свиное или баранье сало.

25. Ядро абрикосовой косточки, арахис.

26. Газированные напитки.

27. Молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров.

28. Маринованные овощи и фрукты, в том числе в виде салатов.

29. Кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).

30. Заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди.

31. Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья.

32. Окрошки и холодные супы.

33. Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом.

34. Яичница-глазунья.

35. Паштеты.

36. Блинчики с мясом и с творогом.

37. Первые и вторые блюда с применением (на основе) сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.

2.3 Права и обязанности детей, дисциплина в лагере.

Права и обязанности помощника вожатого в лагере устанавливаются соответствующей должностной инструкцией.

Права и обязанностей детей и подростков регламентируются Правилами пребывания, утвержденными администрацией лагеря. Вот примерный спектр обязанностей детей и подростков в лагере:

Дети и подростки обязаны:

ü выполнять требования правил детского общежития;

ü выполнять распорядок дня лагеря, правила этикета и поведения в лагере, правила пожарной безопасности и техники безопасности;

ü не покидать территорию лагеря без сопровождения педагогов;

ü принимать участие в самообслуживании (уборка спального помещения, территории, дежурство по столовой);

ü выполнять санитарно-гигиенические требования;

ü принимать участие в воспитательных мероприятиях лагеря;

ü следить за своим внешним видом, одеждой;

ü уважительно относиться к работникам лагеря и отдыхающим детям;

ü бережно относиться к имуществу лагеря;

ü в случае заболевания незамедлительно поставить в известность воспитателя, вожатого отряда и медицинского работника;

ü бережно относиться к природе, не загрязнять окружающую территорию

 

В оздоровительном лагере категорически запрещается:

* курение,

* употребление спиртных напитков,

* употребление наркотических средств,

* самостоятельное купание в водоемах,

* выход за территорию лагеря без сопровождения взрослых и т.д..

Экономические права ребенка

Экономические права граждан перечислены в Гражданском Кодексе Российской Федерации (ГК РФ), и могут более подробно изложены  в специальных законах. Экономические права несовершеннолетних и малолетних, которые они могут реализовать в детском лагере, в сущности, сводятся к праву совершать мелкие бытовые сделки, то есть совершать покупки в магазине кроме приобретения товаров, запрещенных законом до наступления 18 лет (табака и алкоголя).

ГК РФ. Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет:

п.2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

ГК РФ. Статья 28. Дееспособность малолетних:

п.2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

 

Законодательство России не поддерживает «деловую активность» подростков, кроме совершения покупок в магазине на деньги, предоставленные им родителями.

Какие действия следует предпринять в отношении существующих у детей дорогих вещей (украшения, мобильные телефоны, дорогие аксессуары, деньги), а также предметов, представляющих в определенной ситуации опасность для жизни или здоровья других детей?

Самое главное – не забывать делать то, что определено в инструкциях по лагерю.

 

Рекомендуем!

Если у ребенка есть сигареты, нож, спички (зажигалки), легковоспламеняющиеся вещества и аналогичные, то данные предметы необходимо изъять и, либо передать родителям (если имеется такая возможность), либо написать расписку, что указанные предметы «как представляющие угрозу для здоровья детей получены на хранение и подлежат возврату родителям по окончании смены».

Ребенок самостоятельно несет риск сохранения принадлежащих ему вещей.

Отдельный вопрос – деньги. С точки зрения закона, ограничить ребенка в праве самостоятельно хранить и распоряжаться ими нельзя (деньги опасности не представляют и прав других лиц не нарушают), но желательно. Самый лучший способ – уговорить ребенка сдать их на хранение; какие-то суммы выдавать ему по письменным заявлениям, а остальные вернуть в конце смены. При этом гарантии, что ребенок отдал все деньги, нет. Поэтому за детьми необходимо вести постоянное наблюдение, и в случае приобретения ими сигарет, алкогольных напитков, ставить вопрос о нарушении дисциплины детского лагеря.

Многих неприятностей можно избежать, если заранее предпринять необходимые действия.

 

 

В качестве примеров:

· приняли у ребенка деньги – напишите расписку и пусть ребенок поставит подпись;

· сдали деньги или вещи администрации лагеря – получите соответствующий документ;

· выдали часть денег – необходима расписка;

· ребенок нарушил правила – необходимы соответствующие меры;

· забрали сигареты – напишите обязательство возвратить их родителям по окончанию смены;

Если дети старшего возраста (13-15 лет) сознательно вредят - ознакомьте их с правилами пребывания в детском лагере, с ответственностью за нарушение дисциплины. Пусть они поставят свою подпись в ознакомлении или организуйте подпись двух-трех вожатых в случае, если ребенок ознакомлен, но расписаться отказался.

В сложной ситуации именно данные документы подтвердят, что вы предвидели сложность обстановки и предприняли все возможное, чтобы избежать проблем. Кроме того, о возникших трудностях официально ставится в известность администрация лагеря.

 

Б: ИГРЫ НА КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ, СПЛОЧЕНИЕ

 

«Свидания»

Каждому участнику игры дается листок бумаги формата А4. Ведущий предлагает всем участникам нарисовать на этом листке циферблат часов с 12 делениями. Потом все игроки должны за определенное время (минут 10) назначить на каждый час по одному «свиданию» с одним участником игры. Причем с одним и тем же человеком можно встретиться только один раз.

После того как все «свидания» будут назначены, ведущий объявляет: «Наступило 3 часа дня. Все, у кого назначены свидания на это время, должны встретиться и рассказать друг другу за несколько минут о своих самых радостных воспоминаниях детства». После того как это задание будет выполнено, ведущий называет другое время и объявляет новое задание для встречающихся в это время. Например, 8 часов вечера, те, у кого на это время назначено свидание, должны встретиться и рассказать друг другу, чтобы они хотели изменить в своей жизни. Задания могут быть самыми разными, главное, чтобы они помогали участникам игры получше узнать и понять друг друга.

Примерные задания:

- любимый город и почему;

- любимая книга;

- что такое счастье в моем понимании;

- самое запомнившееся путешествие и почему;

- любимое блюдо и способ его приготовления;

- любимый фильм;

- с каким животным ассоциирует себя человек и почему;

- предпочтения в музыке;

- домашние животные;

- мои привычки и т.д.

Ведущему необходимо объявит все 12 часов. Если у кого-то из игроков не назначено свидание на какой-либо час, то он должен присоединиться к любому другому свиданию. Тогда рассказывать о себе будут уже 3 человека.

 

«Разминка»

(все бегают по кругу, если слышат 1 хлопок – присесть, 2 хлопка – повернуться на 180’ 3 хлопка - подпрыгнуть)

 

«Счет»

(все сидят в круге. Ведущий называет число и столько должны подняться с мест. Вариант: выложить столько пальцев)

 

«Ритм»

(Ведущий задает ритм.По одному повторяют его в круге)

«Тесный круг»

(все шагают в круге др. за другом в одну ногу, боком к центру, взявшись за талию впереди стоящего, затем через человека, потом через два человека, в конце все садятся др. на друга)

 

«Перейти болото»

(перебраться всей команде по кочкам, делая одновременно 2 касания)

 

«3 одинаковые вещи»

(пары должны найти 3 вещи общие для обоих. Затем каждая пара представляет результаты всей группе. Можно усложнить, выполняя всё молча)

 

«Кто Я?»

(карточка с ФИО знаменитого человека.Игрок задает вопросы группе о себе и догадывается кто он)

 

«Рисунок на спине»

(стоящие в колонне рисуют впередистоящему то, что ощутили на свое спине)

«Статуя»

(выходят 5 добровольцев, по одному заходят и делают статую из людей, дают ейназвание.Следующий заходит и достраивает, давая свое название статуе)

 

«Дракон-принцесса-самурай»

«Робот»

принцип «Палец-лоб» (задаем направление роботу и ведем его, держа 1 указательным пальцем за лоб)

 

«Путаница»

«Единый круг»

Всем сесть в круг, положить руки на плечи и встать одновременно

 

«Квадрат из людей»

(4 чел. садятся на стулья, затем ложаться на живот соседа, стулья убираются, они стоят)

 

«Ку-Ку»

(рассчитаться всем ребятам по очереди в кругу от 1 до 33, заменяя цифры, которые делятся на «3», или в написании есть «3» именами, или «Ку-Ку»)

«Чемодан»

(на листке в виде Чемодана подписать имена каждого ребенка, отправляем их потом по кругу, и каждый может написать то, что узнал нового об этом человеке; например, качества, умения, увлечения)

«Квадрат»

(молча, закрытыми глазами, не договариваясь досчитаться до стольки, сколько человек стоит в квадрате, каждый называет цифру только один раз.Если ошиблись начинают все заново)

 

«3 предмета»

(все в кругу, молча перекидывать один предмет, чтоб он побывал у каждого игрока, затем упражнение повторить в той же последовательности, но добавить 2-ой предмет, и затем добавить 3-ий. Если не поймали или ошиблись, начать игру заново)

 

«Конвейер»

(все садятся в одну линию друг за другом плотно, и по очереди передают 1 человека над головой). Будьте осторожны и страхуйте участников!

 

«Минное поле»

(1 чел. завязывают глаза, перед ним раскладывают предметы или листы бумаги с заданиями. Он должен пройти весь путь, минуя преграды. А участники направляют его, говоря сколько шагов и куда ему идти)

 

«Магический квадрат. Минное поле -2»

квадрат на полу разлинован 5*5 (мелом на асфальте или листами А4 или малярным скотчем на полу в кабинете). Ведущий загадывает у себя в голове маршрут.Команда молча должна перебраться по минному полю. Если кто-то ошибается, все уходят назад)

 

«Маятник»

«Гармония»

Молча в круге выстроиться в геометр.фигуры: квадрат, треугольник, звездочка, солнце, круг и т.д.

 

«Передатчики»

Молча в круге люди одними указательными пальцами держаться за кончик карандашей, и так вместе всем необходимо присесть, чтоб карандаши не упали, затем пройти определенное расстояние и подпрыгнуть

 

«Плот»

 Необходимо уместиться всем в определенном масштабе пространства.

 

В: ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

«Елочки, иголочки, темный лес, сугроб»

Ведущая произносит слова, показывая жестами. Ведущая намерено путает участников игры, показывая жесты не соответствующие произносимым словам.
(елочка - руки соединены над головой форме треугольника, иголочки – вытянутые руки вперед, темный лес – ладошками закрывают глаза, сугроб – приседают)

Игра «Гром – ураган – землетрясение»

Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют «домик», а третий становится внутрь и становится «жильцом». Когда водящий говорит: «Гром!» - «жилец» выбегает из «дома» и ищет себе другой «домик». Когда ведущий говорит: «Ураган!» - «домик» взлетает и пытается найти себе другого «жильца». При слове «Землетрясение!» все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки. Водящий пытается занять свободное место, а тот, кому места не хватило, становится новым водящим.
Рекомендуем проводить это упражнение в первой части программы занятий, так как оно дает возможность: освоить пространство, повысить уровень эмоционального состояния и начать процесс группообразования.

 

«Земля, вода, воздух»

Играющие образуют круг, а водящий становится посередине с мячом. Ведущий говорит одно из трех слов: «земля», «вода», «воздух» - и бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч, возвращает его и называет животное, птицу или рыбу в соответствии с заданием. Игрок, который нарушил условия игры (неправильно ответил или не поймал мяч), получает штрафное очко.

 

«Фруктовый коктейль»

Участники игры становятся в круг. Ведущий распределяет названия следующих фруктов: апельсин, киви, банан. Ведущий говорит «апельсины». Все апельсины, стоящие в кругу меняются местами. Задача ведущего занять свободное место. Игра продолжается. Если ведущий говорит «фруктовый коктейль», то меняются все местами.

 

«Светофор»

Ведущий имеет карточки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Когда ведущий показывает ребятам карточку зеленого цвета они должны топать ногами, на желтый цвет – хлопать в ладоши и не красный - тихо сидеть. У ведущего есть помощник, который путает ребят и показывает не то, что нужно.

 

«Ромашка»

Эта игра подойдет для компании малышей. Сделай из бумаги ромашку. Количество лепестков должно быть равно количеству гостей. На оборотной стороне каждого лепестка напиши смешные задания. Дети отрывают лепестки и выполняют задания: кукарекают, прыгают по-лягушачьи или на одной ноге, поют песенку или повторяют скороговорку, ползают на четвереньках.

 

«Арам-шим-шим»

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие бегут по кругу со словами: Арам-шим-шим, Арам-шим-шим, Арамия-Дульсия, Покажи-ка на меня. На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «Раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то они пожимают друг другу руки. Если они повернули головы в разные стороны, то они обнимаются. После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место.

«Бабочки, лягушки и цапли»

Дети свободно бегают на площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут «крылышками», кружатся), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произнесет: «Снова побежали!», они снова начинают бегать по площадке в произвольных направлениях.

 

Третий лишний

Играющие парами встают в круг (лицом в центр круга). Выбираются двое водящих - один убегает, другой догоняет (если осалит, то они меняются ролями). Убегающий может пристроится сзади любой пары, при этом тот кто стоит впереди становится ведущим и начинает убегать. Вариант этой игры - “ Заяц без логова ”. Пары встают лицом друг к другу - это “домики”. “Заяц” убегает от “охотника” и может прятаться в домике. Тот, к кому он встал спиной, становится зайцем.

Отгадай, чей голосок?

Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встаёт в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами: “Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, как услышишь “Скок, поскок”, (эти слова произносит один человек), отгадай, чей голосок”. Водящий открывает глаза и отгадывает, кто сказал “Скок, поскок”. Если это удаётся, он меняется с говорившим местами. Можно дать три попытки.

 

Водяной

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: “Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку”. Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. “Водяной”, не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача - определить, кто перед ним. “Водяной” может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.

Жмурки

Водящему завязывают глаза, и он на ограниченной территории пытается коснуться кого-нибудь из играющих, если это удаётся, то водой становится тот, кого осалили. Все играющие издают какие-либо звуки (например хлопают в ладоши), чтобы вода мог ориентироваться на слух.

 

Шишки, орехи, жёлуди

Все ребята встают в круг в рядки по три человека. Первые- шишки, вторые - орехи, третьи - жёлуди. Водящий произносит одно из слов: “шишки”, ”орехи”, “жёлуди”. Те кого он назвал должны поменяться местами. Пока это происходит, водящий старается занять чьё-нибудь место. Тот кому места не хватило становится водящим.

 

Платочек

Дети стоят в кругу. Водящий обходит круг сзади. Он незаметно подкладывает платок за кем-нибудь из круга. Тот, кому подложили платок, хватает его и догоняет водящего, а водящий старается оббежать круг и занять свободное место. Если водящего успели догнать и осалить раньше, то платок кидают и бегут дальше - на своё место. Если нет, то водящим становится опоздавший игрок.

 

Кошки-мышки

Ребята встают в круг и держатся за руки. Двое водящих: кошка и мышка. Кошка догоняет, мышка убегает. Когда кошка догнала, она становится мышкой, а новая мышка выбирается из круга. Круг может поднимать и опускать руки, чтобы помогать мышке проникать в круг и за его пределы, и наоборот мешать кошке догнать мышку.

 

Поймай хвост дракона

Ребята выстраиваются в цепочку, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают “дракона”. Первый - голова дракона, его задача - поймать хвост (последнего), задача хвоста - убегать. Туловище дракона не должно разрываться. После поимки хвостом становится бывшая голова.

 

Курица и коршун

В цепочке первый - “курица-наседка”, остальные “цыплята”. Водящий - “коршун” старается унести последнего цыплёнка (осалить). Задача курицы и цыплят помешать этому. Когда коршун осалит последнего цыплёнка, он сам становится в конец цепочки, а курица становится коршуном.

 

Сети

Площадка ограничена, двое или трое играющих берутся за руки - они сеть. Их задача ловить рыбок, задача рыб не попасть в сеть, если рыбка всё же попалась, она присоединяется к сети. Сеть не должна разрываться. Игра продолжается, пока не останется две-три рыбки, которые в следующем коне становятся сетью.

Салки

На ограниченной площадке водящий догоняет остальных игроков. Тот кого осалили становится водящим.

 

Колдунчики

Один или несколько человек на ограниченной территории салят остальных игроков. “Заколдованные” остаются на месте и кричат “Чай, чай, выручай”. Их могут расколдовать другие игроки дотронувшись рукой (или пролезая между ног - Американские колдунчики). Игра идёт до тех пока останется один - самый ловкий.

Река, берег

Чертятся две линии на расстоянии 1 метр. По краям берег, а внутри - река. Ребята встают на берега, лицом к реке. Ведущий подаёт команды “РЕКА” и ”БЕРЕГ”. По команде “РЕКА” надо шагнуть в реку, если играющие уже стоят в реке, то они должны там остаться. Аналогично команда ”БЕРЕГ”. Выходят из игры невнимательные игроки, которые по команде “РЕКА” оказались на берегу, или по команде ”БЕРЕГ” - в реке.

Волки во рву

На площадке чертится коридор (“ров”) шириной до одного метра. Ров можно начертить зигзагом. Во рву водящие - “волки” (2-3), остальные - “зайцы” - прыгают через ров и стараются не быть осаленными. Если до зайца дотронулись или он наступил в ров, то заяц выбывает или становится волком. Волки могут осалить зайцев только находясь во рву.

 

Прятки

Водящий становится в условленном месте с закрытыми глазами. Это менто называется “кон”. Пока водящий громко считает до 20-30, все играющие прячутся на определённой территории. После окончания счёта водящий открывает глаза и отправляется на поиски спрятавшихся. Если он увидит кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя и бежит на кон. В знак того, что игрок найден, надо постучать на кону о стенку или дерево. Если найденный игрок добежит до кона и постучит там раньше водящего, то он не считается пойманным. Он отходит в сторону и ждёт окончания игры. Водящий должен “застукать” как можно больше игроков. В следующий раз водящим становится тот игрок, который был найден и “застукан” последним. (Или по решению играющих - первым.) Каждый раз, когда водящий далеко отходит от кона, спрятавшиеся игроки могут незаметно подкрасться к кону и постучать там. В этом случае они не будут считаться обнаруженными.

 

Палочек

Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое брёвнышко, чтобы получилось подобие качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться в “качелям” и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.

Гуси-лебеди

На площадке на расстоянии 10-15 метров чертятся две линии - два “дома”. В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между домами, под горой живёт волк - водящий. Хозяини гуси ведут между собой диалог: “Гуси, гуси. Га-га-га. Есть хотите? Да-да-да. Так летите! Нам нельзя: серый волк под горой не пускает нас домой.” После этих слов гуси стараются перебежать к хозяину, а волк их ловит. Пойманный игрок становится волком.

 

Вороны и воробьи

На расстоянии 1-1,5 метра чертятся две линии- это линии старта. От них отмеряется 4-5 метров (в каждую сторону) и чертятся ещё две линии - “это домики”. Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий. Одна команда - “воробьи”, другая - “вороны”. Ведущий встаёт между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал “вороны”, то вороны догоняют воробьёв, которые пытаются убежать в домик. Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит “воробьи”, то воробьи догоняют ворон.

 

Светофор

На площадке чертятся две линии на расстоянии 5-6 метров. Играющие стоят за одной линией. Водящий в центре, спиной к играющим. Водящий загадывает цвет, если этот цвет присутствует в одежде играющего, он беспрепятственно проходит мимо ведущего за другую линию, если нет, то водящий может осалить в пространстве, очерченном линиями. Осаленный становить ведущим.

 

Тише едешь

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Задача играющих - как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот. Кто, это сделал, становится водящим. Но дойти до водящего не просто. Играющие двигаются только под слова водящего: “Тише едешь, дальше будешь. СТОП!” На слове “стоп” все играющие замирают. Водящий, стоящий до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придётся уходить назад, за черту (либо по решению играющих сделать назад определённое число шагов). Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеялся также отправляется за черту.

Слон

В этой игре участвуют две команды мальчиков по 6-8 человек. Одна из команд должна выстроится в колонну. Каждый играющий нагибается и прижимает голову к поясу впередистоящего и при этом держаться за него руками. Эта команда- слон. Вторая команда должна взобраться на слона: первый играющий встаёт со стороны слоновьего хвоста, разбегается и, оттолкнувшись о спину последнего игрока, делает как можно больший прыжок на слоновью спину. Он должен приземлиться так, чтобы не упасть со спины и даже не коснуться земли ногами. Затем прыжки совершают остальные игроки из второй команды. Если кто-то из них не удержался и



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.18 с.)