Лекции по Правоохранительным органам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по Правоохранительным органам



Принципы.

Принцип – основополагающее начало, лежащее в основе правового регулирования той или иной сферы общественных отношений

Принцип единства судебной системы:

Единство судебной системы обеспечивается:

· Установление судебной системы РФ Конституцией РФ и ФКЗ;

· Соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных ФЗ правил судопроизводства;

· Применение всеми судами Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

· Признание обязательности на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу (единый статус судебных решений);

· Законодательное закрепление единства статуса судей;

· Финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета;

Принцип независимости суда:

Независимость суда может быть институциональной и содержательной. Институциональная независимость предполагает самостоятельность судебных учреждений по отношению к иным государственным органами. Содержательная независимость предполагает запрет государственным органам, должностным и иным лицам вмешиваться в осуществление правосудия судами; установление ответственности за вмешательство в осуществлении правосудия.

Содержательная независимость суда в свою очередь может рассматриваться как в объективном, так и в субъективном смысле.

В объективном смысле – это требования к самой судебной системе, которые предполагают создание такой системы гарантий, при которой функционирование судебных учреждений происходило в условиях, обеспечивающих отсутствие внешнего влияния на судей, т.е. независимость суда;

В субъективном смысле – это требования, к конкретному судье, т.е. создание такой системы гарантий для участников судебного процесс, при котором исключалось ангажированность конкретного судьи, рассматривающего дело, т.е. его беспристрастность;

 

Требования к обеспечению объективной независимости суда:

Требование 1.

Формирование такого порядка, отбора, назначения судей на должность, который не вызвал бы сомнения в его приверженности интересам правосудия, а не политическим, корпоративным или иным интересам, и исключал бы какие бы то ни было формы дискриминации.

Существуют определенные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

1) Положительные предпосылки (т.е. те качества, которыми судья должен обладать):

· Гражданство РФ;

· Высшее юридическое образование;

· Достижение определенного возраста (не менее 25 лет);

· Наличие стажа (не менее 5 лет);

Возраст и стаж для судей различных судов отличается;

2) Отрицательные предпосылки (т.е. качества, которыми судья обладать не должен):

· Не должен иметь судимость, а также быть преследованным в уголовном порядке, даже если после этого последовала реабилитация;

· Не должен иметь гражданство иностранного государства;

· Не должен быть признан недееспособным или ограниченно дееспособным;

· Не должен страдать наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, психическими расстройствами;

· Не должен быть подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления;

· Не должен иметь заболевания, препятствующие осуществлению судебной функции;

1. Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи (т.е. процедура назначения):

1) Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе.

1 этап:

· Председатель суда, в котором открылась соответствующая вакансия, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей;

· Квалификационная коллегия судей объявляет об открытии соответствующей вакансии в СМИ;

2 этап:

· Для установления наличия у кандидата необходимых теоретических знаний, практических навыков формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Экзаменационные комиссии могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ;

· Далее любой гражданин, соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи, чтобы сдать квалификационный экзамен, пишет заявление, к которому прилагает необходимые документы;

· Экзаменационная комиссия не может отказать кандидату, соответствующему всем критериям;

· Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более 3 лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РФ»;

· Результаты квалификационного экзамена действительны в течение 3 лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени его пребывания в должности и в течение 3 лет после ухода или удаления в отставку;

3 этап:

· после сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи;

· после рассмотрения заявлений квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из кандидатов на должность судьи. Квалификационная коллегия может никого не рекомендовать, тогда процедура начнется заново, при этом решение квалификационной коллегии в отношении каждого из кандидатов должно быть мотивированным;

· к ритерии, в соответствии с которыми квалификационная коллегия проверяет кандидатов, делятся на положительные и правопрепятствующие;

· при принятии решения квалификационная коллегия судей учитывает результаты квалификационного экзамена, стаж работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист РФ», ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук. Если рассматривается кандидат на должность в специализированный суд, то рассматривается также наличие у кандидата квалификации, соответствующей специализации суда;

· кандидатом не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда;

4 этап:

· положительное решение квалификационной коллегии судей направляется в течение 10 дней председателю соответствующего суда, который вносит в установленном порядке в течение 20 дней представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

· Председатель суда может заблокировать неугодного кандидата, наложить право вето, но при этом его решение должно быть мотивированным;

· Квалификационная коллегия судей повторно рассматривает кандидата; если первоначальное решение подтверждается двумя третями голосов, то председатель обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней;

5 этап:

· Назначение на должность осуществляется только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей;

· Порядок наделения судей полномочиями:

a. Судьи ВС РФ назначаются СФ РФ по представлению Президента РФ, которое вносится на основании представления Председателя ВС РФ;

b. Судьи арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ;

c. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ;

d. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

e. Президент может отклонить представленные кандидатуры, притом мотивировка решения необязательна;

f. Президент не может преодолеть отрицательное решение квалификационной коллегии судей;

6 этап:

Присяга судьи;

Требование 2.

Формирование такого механизма приостановления и прекращения полномочий судьи, который обеспечивал бы независимость судьи и исключал бы возможность освобождения его от должности кроме как по причине неспособности выполнять свои обязанности или за поведение, делающее его несоответствующим занимаемой должности.

Статья 13. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи:

1) Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

· Признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

· Судья фигурирует в уголовном деле;

· Участие судьи в избирательной кампании;

2) Решение о возобновлении полномочий судьи или отставки принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая полномочия судьи или отставку судьи;

Статья 14. Прекращение полномочий судьи:

1) Полномочия судьи могут прекращаться по следующим основаниям:

· Дискредитирующие основания:

o Нарушение судьей, супругом (супругой), детьми запрета об иностранных счетах и т.д.;

o Занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

o Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

o Совершение судьей дисциплинарного проступка, за которое предусмотрено досрочное прекращение полномочий судьи;

· Недискредитирующие основания:

o Письменное заявление судьи об отставке;

o Неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

o Письменное заявление судьи о прекращении полномочий в связи с переходом на иную работу;

o Прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство;

o Избрание на должность государственного служащего (Президента, депутата и т.д.);

o Вступление в силу решения суда об ограничении дееспособности или признании его недееспособным;

o Смерть судьи или вступление в законную силу решения судьи об объявлении его умершим;

o Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда;

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность судьи не могла быть известной, подлежит немедленному освобождению.

Требование 3.

Выделение адекватных финансовых и материальных ресурсов на деятельность судей.

Должно существовать достаточное количество судебных учреждений и судебных должностей, а также в достаточном размере выплачиваться заработные платы и предоставляться льготы.

Обеспечение этих критериев позволяет обеспечить независимость судьи. Чем меньше судебных должностей, тем больше нагрузка на судью. Если нагрузка большая, то работа выполняется в спешке, что часто приводит к судебным ошибкам, которые могут стать основанием для дисциплинарной ответственности судей. Это в свою очередь является инструментом воздействия на судью.

Требование 4.

Освобождение судьи от необходимости отчитываться перед органами, его назначившими.

Требования к обеспечение субъективной беспристрастности суда (т.е. требования, предъявляемые непосредственно к судье).

Требования к поведению судьи устанавливаются ФЗ «О статусе судей» и КСЭ.

1) В судебной деятельности судья должен избегать конфликта интересов.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи может привести/приводит к ненадлежащему исполнению им должностных обязанностей, к причинению вреда правам и законным интересам других лиц.

Личная заинтересованность - возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

Если судья не может быть беспристрастным, а также в случае возникновения конфликта интересов, судья должен либо заявить самоотвод, либо известить всех участников процесса о сложившейся ситуации.

КСЭ устанавливает основания для отказа судьи в рассмотрении дела:

А) одно из участвующих в деле лиц является близким родственником судьи или супругой (супругом);

Б) судья, супруг (супруга) или лицо, являющееся близким родственником, имеет личную заинтересованность в деле, которая может серьезно повлиять на ход процесса;

В) судья располагает сведениями, согласно которым он может стать свидетелем в деле;

Г) на судью или членов его семьи оказывается давление, высказываются угрозы или оказывается иное воздействие, ставящее под сомнение объективность рассмотрения по делу;

 Устанавливается определенная культура процесса:

1. Судья должен проявлять корректность в общении с гражданами, с уважением относится к различным культурным и иным особенностям граждан, не допускать возникновения конфликтных ситуаций и т.д.; (культура процесса)

2. Судья во время исполнения своих обязанностей не должен демонстрировать свою религиозную принадлежность; (культура процесса)

3. Судья должен соблюдать высокую культуру поведения в процессе, поддерживать порядок в зале, вести себя достойно, вежливо в отношении участников процесса; (культура процесса)

 2) во внесудебной деятельности судья не должен совершать поступков, умаляющих достоинство судьи.

1) Судья не в праве:

· Замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

· Принадлежать к политическим партиям, осуществлять им материальную поддержку, участвовать в их акциях;

· Публично выражать свое мнение к политическим партия и иным общественным объединениям (судья должен казаться «стерильным»);

· Заниматься предпринимательской деятельностью;

· Заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, иной творческой, занятие которой не должно препятствовать осуществлению полномочий судьи (встает вопрос о возможности взятки, поэтому вводятся ограничения возможного вознаграждения во внесудебной деятельности);

· Судья, супруг (супруга), дети судьи не могут открывать и иметь счета (вклады0, хранить денежные наличные средства и ценности в иностранных банках, находящихся за пределами РФ;

· Допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметов рассмотрения в суде, до вступления в силу законного акта;

· Использовать в целях, не связанных с судебной деятельностью, средства материально-технического, финансового, информационного обеспечение, предназначенные для служебной деятельности;

· Разглашать и использовать сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа, в т.ч. служебную информацию;

· Получать в связи с осуществлением полномочий судьи вознаграждения от физических и юридических лиц;

Судья обладает свободой выражения мнения, однако она должна осуществляться таким способом, который был бы совместим с ограничениями, накладываемыми на него его статусом.

Судье не следует использовать свой статус при обращениях в различные государственные органы и органы местного самоуправления по личным вопросам; получать вознаграждение, связанное с выполнением обязанностей по осуществлению правосудия, из иных источников, кроме федерального бюджета, а в случаях, предусмотренных законом, - бюджета соответствующего субъекта РФ.

(К иным примерам ненадлежащего поведения судей можно отнести пьяный дебош в самолете, размещение реплик и фотографий экстремистского характера на странице ВК);

В определенных случаях судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Основания дисциплинарной ответственности: дисциплинарный проступок;

Под дисциплинарным проступком понимается виновное действие (бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона или КСЭ, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи.

Виды дисциплинарных взысканий:

Должен существовать принцип пропорциональности применения взыскания тяжести совершенного проступка.

· Замечание (малозначительность проступка, устное порицание);

· Предупреждение (повторность или значительность проступка);

· Досрочное прекращение полномочий (исключительный характер применяемой меры);

Одним из оснований досрочного прекращения полномочий судьи может быть наличие судебной ошибки. Однако не за каждую судебную ошибку следует привлекать судью к дисциплинарной ответственности, а только за те ошибки, которые носят фундаментальный характер (т.е. однократное грубое нарушение), либо являются систематическими. При том судебные ошибки должны быть подтверждены вступившим в законную силу судебным актом.

Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности:

Судью можно привлечь к дисциплинарной ответственности в течение 6 месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка.

Однако существует срок погашения дисциплинарной ответственности: он составляет 1 год, при условии, что судья за это время не совершил нового дисциплинарного проступка.

Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности:

Компетентным органом, осуществляющим привлечение к административной ответственности, является соответствующая квалификационная коллегия судей - региональная (на судей арбитражных судов субъектов РФ, районных судов, мировых судей, конституционных (уставных) судов субъектов РФ) либо Высшая квалификационная коллегия судей (на судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), на судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ).

Инициирование процедуры может осуществляться:

· председателем суда, в котором работает судья, либо председателем вышестоящего суда;

· обращением органа судейского сообщества;

Квалификационная коллегия судей может провести дополнительную проверку представленных материалов

Сообщения, поступившие в квалификационную коллегию судей от иных органов и должностных лиц, а также от граждан, проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно или направляются для проведения проверки председателю соответствующего суда.

Рассмотрение: в заседаниях квалификационной коллегии судей могут участвовать и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам председатели и заместители председателей судов, в отношении судей которых начата процедура. Председатель может присутствовать, но он не заседает вместе с членами квалификационной коллегии судей. Председатель получает своего рода функции обвинителя. Он не принимает участие в голосовании.

Основное начало гражданского судопроизводства, согласно которому инициирование и поддержание дела в суде является вопросом свободного волеизъявления заинтересованных лиц, которые реализуют соответствующие правомочия по своему усмотрению.

Объяснение принципа:

Предметом судебной деятельности в делах гражданского судопроизводства являются требования частноправового характера. Поскольку обладатель прав вправе распоряжаться своими правами по своему усмотрению, он также вправе самостоятельно решать, прибегать ему к судебной защите или нет.

Проявление принципа:

· Свобода заявлять требования в судебном порядке;

· Свобода обжаловать судебные постановления (т.е. переносить рассмотрение дела из одной стадии процесса в другую);

· Свобода отказаться от требований в любой момент;

· Свобода примирения со своим противником;

Основное начало уголовного судопроизводства, согласно которому инициирование уголовного дела, расследование преступлений и поддержание обвинения в суде есть не право, а обязанность уполномоченных государственных органов и должностных лиц.

Объяснение:

Преступление затрагивает не только интересы конкретных пострадавших лиц (потерпевших) – их в некоторых случаях может и не быть, - а интересы всего общества в целом. Для этого общество содержит государственный аппарат в лице органов дознания, следствия и прокуратуры, которые должны реагировать на любые факты, указывающие на совершение преступления, а именно возбуждать дела, расследовать соответствующие события и привлекать виновных к ответственности;

Проявление:

· Для возбуждения дела не требуется заявление потерпевшего: о факте совершения преступления можно узнать из самых разных источников, в частности, из СМИ;

· По общему правилу невозможно прекратить дело примирением с потерпевшим;

Принцип презумпции невиновности – основное начало судопроизводства, согласно которому лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, предполагается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Основное начало этот принцип получил в уголовном судопроизводстве, однако он также присутствует и в административном.

Аспекты презумпции невиновности:

1. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность – бремя доказывания лежит на стороне обвинения (на сторону обвинения накладывается обязанность обработка всех возможных версий преступления, в т.ч. и оправдательных).

Это не лишает обвиняемого права доказать собственную невиновность;

2. Все сомнения толкуются в пользу обвиняемого - недоказанная виновность приравнивается к доказанной невиновности.

Статус оправдания не меняется в зависимости от того, почему вынесен оправдательный приговор – вследствие недостаточности улик или по причине устранения всякого сомнения в виновности;

3. Предположение о невиновности может быть опровергнуто лишь в процессуальном порядке. Факт не считается доказанным, если при сборе доказательств был нарушен процессуальный закон;

4. До вступления приговора в законную силу подозреваемый\обвиняемый не поражается в правах (по общему правилу);

Исключения: лишь в целях обеспечения общественной безопасности + соблюдения процессуальных гарантий (необходима судебная санкция на применение такой меры пресечения как содержание под стражей);

5. Лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, обязаны относиться к подсудимому как к невиновному;

Условия содержания в следственном изоляторе должны быть лучше, чем в местах лишения свободы (приближены к среднему стандарту жизни);

(что-то про оборудование зала судебного заседания, ахахах)

(презумпция невиновности действует на ординарных стадиях процесса (несмотря на то, что обвинительный приговор уже вступил в законную силу));

(официальные лица не вправе при заявлениях в печати или иных публичных выступлениях указывать на обвиняемого как на несомненного преступника);

 

Проблема нуллификации:

· Суд присяжных де-факто может отменить действие уголовного закона, если его содержание расходится с их нравственными чувствами;

ФЗ о присяжных заседатедях:

1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в ВС РФ (по факту там нет), верховных судах субъектов РФ, окружных (флотских) военных судах (т.е. верховные суды и СОЮ третьего звена);

2. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется только в первой инстанции;

3. Участие в осуществлении правосудия гражданами, включенными в списки присяжных, - гражданский долг;

4. Требования, препятствующие включению в списки присяжных заседателей:

1) Недостижение 25-летнего возраста;

2) Непогашенная или неснятая судимость;

3) Признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) Состояние на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере;

5. Также не допускаются к участию в качестве присяжных заседателей:

1) Подозреваемые, обвиняемые в совершении преступления;

2) Не владеющие языком судопроизводства;

3) Имеющие физические или психические недостатки, препятствующие рассмотрению дела;

6. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели:

1) Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые 4 года составляет общий и запасной списки кандидатов из числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта;

7. Порядок и сроки составления списков:

1) Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта;

2) Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов составляет общий список кандидатов, который подписывается руководителем данного органа;

3) Одновременно составляется запасной список, в который включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда, этот список также подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

4) Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуется в СМИ;

5) Граждане могут обратиться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с письменным заявлением о необоснованном включении в списки, об исключении из списков или исправлении неточных сведений о кандидатах, содержащихся в списках;

8. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели:

1) Исключение осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

2) Случаи:

· Выявление обстоятельств, которые запрещают участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя;

· Подача гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является лицом, которое не владеет языком, на котором ведется судопроизводство; не может исполнять обязанности по состоянию здоровья; достигло 65 лет; замещает государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; является военнослужащим (если был уволен, то нельзя ещё 5 лет); имеет отношение к государственной службе, правоохранительной деятельности, юридическим профессиям (на время осуществления профессиональной деятельности + 5 лет после); является священнослужителем;

9. Порядок и сроки исполнения обязанностей, материальное обеспечение, гарантии неприкосновенности и независимости прописаны выше;

Закон о статусе судей в РФ.

2. Статья 1. Судьи – носители судебной власти:

1) Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и в установленных законам случаях представителям народа.

2) Судебная власть самостоятельна.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность судьи не могла быть известной, подлежит немедленному освобождению.

Кодекс судейской этики.

Статья 6. Требования к судье, направленные на обеспечение его статуса.

Пункт 3. Судье не следует использовать свой статус при обращениях в различные государственные органы и органы местного самоуправления по личным вопросам, получать вознаграждение, связанное с выполнением обязанностей по осуществлению правосудия, из иных источников, кроме федерального бюджета, а в некоторых случаях – бюджета соответствующего субъекта РФ;

ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний (далее - директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Прокуратура.

Конституционные основы деятельности: ст. 129 КРФ. Сначала эта статья была помещена в главу «судебная власть», затем, поскольку прокуратура не является судебным органом, она была переименована в «Судебная власть и прокуратура». Ст. 129 носит рамочный характер. В основном она отсылает на ФЗ. Эта статья говорит только о кадровых вопросах назначения прокуроров с участием или без участия Президента РФ.

1. С участием Президента:

1) Генеральный Прокурор – назначается СФ по представлению Президента РФ, освобождаются от должности так же;

2) Прокуроры субъектов РФ – назначаются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектом РФ; освобождаются от должности так же;

3) Иные прокуроры (за исключением прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокурорам) – назначаются и освобождаются от должности только Президентом;

2. Без участия Президента РФ: прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры – назначаются и освобождаются от должности Генеральным Прокурором РФ;

Функции Прокуратуры:

1. Общий надзор за соблюдением законности – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, т.е. надзор за исполнением закона и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (распространяется на всех участников общественных отношений, за исключением граждан);

2. Надзор за деятельностью правоохранительных органов (ОРД, дознание, предварительное следствие, судебные приставы, органы исполнения наказаний) – все то же самое только в отношении правоохранительных органов;

3. Уголовное преследование – самая классическая функция, она не означает, что прокуратура проводит расследование, она значит, что прокуратура поддерживает обвинение в суде;

4. Возбуждение дел об административных правонарушениях – эта функция осуществляется не только прокуратурой, но и другими органами. К особенностям прокуратуры в отношении этой функции относятся:

· Наличие особых категорий дел, возбуждение которых осуществляется только прокуратурой;

· Прокуратура также может вмешиваться в компетенцию других органов, т.е. возбуждать те дела, которые по идее должны возбуждать другие органы; однако прокуратура осуществляет только возбуждение дела, расследование будет производиться компетентным органом;

Принцип единства прокуратуры:

Ст. 11 п. 3 – Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

Аналогичен такому же принципу в судебной системе. Предполагает запрет создания органов, которые не входили бы в единую систему органов прокуратуры.

Это не только организационный принцип. Он одновременно обеспечивает независимость, поскольку ограничивает органы прокуратуры от влияния со стороны государственных органов и других органов и лиц.

Принцип централизма прокуратуры:

Ст. 4 п. 1 – Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основа подчиненности: любой прокурор подчинен своему начальнику, а также Генеральному прокурору. Непосредственная подчиненность Генеральному прокурору необходима для того, чтобы он мог давать непосредственные назначения прокурору, а сам прокурор – предоставлять Генеральному прокурору соответствующие отчеты.

Принцип независимости прокурорского надзора:

1. Запрет воздействия на прокурора;

Ст. 4 п. 2 – Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Ст. 5 п. 1 – Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, СМИ, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Ст. 5 п. 2 – Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления.

Это не значит, что прокуроры эникому не подотчетны. Они не подотчетны только посторонним лицам, но они должны отчитываться перед лицом, его назначившим. Иными словами, прокуроры неподотчетны объектам прокурорского надзора.

Даже Генеральный прокурор является подотчетным лицом: ст. 12 п. 7 – говорит о том, что Генеральный прокурор обязан ежегодно предоставлять палатам ФС РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению; притом СФ РФ он должен предоставлять этот доклад лично.

2. Специальный порядок привлечения к уголовной ответственности:

Ст. 42: проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является компетенцией исключительно органов прокуратуры.

Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела и его предварительное расследование производятся СК РФ.<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.183 с.)