Психологические и социально-ролевые структурные компоненты акта речевой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические и социально-ролевые структурные компоненты акта речевой



коммуникации.

К психологическим структурным компонентам акта речевой коммуникации следует в

первую очередь отнести намерение и цель, т. е. мотивационную составляющую, которая

определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания.

К о м м у н и к а т и в н о е н а м е р е н и е (коммуникативная интенция) – желание

вступить в общение с другим лицом.

В речевом общении обычно достаточно легко различают два вида целей, которые

может преследовать говорящий – б л и ж а й ш у ю, непосредственно выражаемую

говорящим» и более отдаленную, д о л г о в р е м е н н у ю, нередко воспринимаемую как

целевой подтекст, подчас трудно разгадываемый. Тот и другой вид целей имеет много

разновидностей. Основными разновидностями ближайшей цели общения являются:

· получение информации, в том числе оценочной; выяснение позиций; поддержка

мнения; развитие темы; разъяснение; критика (так называемая интеллектуальная цель);

· поддержка или отталкивание партнера, развитие или прекращение коммуникации

(цель, связанная с установлением характера отношений);

· побуждение к действию;

· изменение эмоционального состояния партнера.

За ближайшими целями часто стоит целевой подтекст, углубляющий и усложняющий

общение. Так, в ситуации группового обсуждения какого-либо вопроса ближайшей целью

высказывания типа «Уточни, что ты имел в виду, когда сказал...» является получение

информации с последующей поддержкой или критикой высказанного мнения, при этом

целевым подтекстом (отдаленной целью) может быть как выяснение истины, так и

намерение заявить о себе, утвердить свой статус. Точно так же поддержание разговора

часто служит долговременной цели установления добрых отношений; побуждение к

действию (например, обращение к ребенку: «Помоги маме приготовить обед») бывает

формой реализации воспитательных воздействий (в данном примере ~ формирование

готовности и умения взаимодействовать с другими людьми, способности уступать,

соподчинять свои интересы с интересами других и т. д.).

Долговременные цели говорящего выясняются и понимаются по общему характеру

разговора благодаря более глубокому знанию данного человека, по непроизвольным

проявлениям (вербальным или невербальным). Часто они более или менее тщательно

скрываются людьми, порой принимаются меры к их маскировке.

К социально-ролевым структурным компонентам акта речевой коммуникации следует

отнести статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими

стилевые приемы.

Как известно, понятие «с о ц и а л ь н а я р о л ь» указывает на поведение,

предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т. д.)

положением, или статусом. В начале конкретного коммуникативного акта от

коммуникантов требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера. Это

необходимо для ориентировки в ситуации и выбора соответствующей манеры речевого

поведения. Не случайно, когда представляют друг другу незнакомых людей, то называют

одну из основных социальных ролей (например, «профессор Максаков»), остальные

опознаются по внешнему виду человека или предполагаются сопутствующими

называемой при представлении роли.

По ходу общения могут быть выделены с и т у а т и в н ы е р о л и говорящих,

существенно влияющие на характер общения. Среди них можно назвать:

• лидер, стремящийся повести за собой, убедить в своей правоте;

• хозяин, следящий за общим ходом беседы, уравновешивающий интересы

различных людей, неформально заботящийся об окружающих;

• «капризный ребенок», способный нарушить любые запреты, выплеснуться с

независимыми суждениями;

• «гибкий человек», готовый приспособиться к различным ситуациям, и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.004 с.)