Основные категории речевой коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории речевой коммуникации.



Кузнецова Т. Д. 2020

Лекция 1. Введение в учебную дисциплину «Речевые практики».

План лекции (1 час)

1. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «Речевая коммуникация».

Междисциплинарные связи.

2. Основные категории речевой коммуникации: речевая ситуация, речевой

акт, речевое общение, речевая коммуникация, речевая деятельность.

3. Понятие коммуникативной компетентности. Атрибуты коммуникативной

компетенции. Формализованная и не формализованная коммуникативная

компетенция.

4. Функции речевой коммуникации. Роль речевой коммуникации в

профессиональной деятельности.

1. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «Речевая коммуникация».

Междисциплинарные связи.

«Речевая коммуникация» – учебная дисциплина, объектом изучения которой

является речевое взаимодействие между людьми. В качестве предмета учебной

дисциплины постулируется культура речевого общения, представленная в ее языковом,

логическом, риторическом, психологическом и этическом аспектах, а так же технологии

эффективной речевой коммуникации.

Цель учебной дисциплины «Речевая коммуникация»: сформировать целостное

представление о специфике речевого взаимодействия людей в процессе их

профессиональной деятельности, а также навыки правильного использования языковых,

логических, риторических, психологических и этических средств для эффективного

свободного общениях в разных ситуациях; научить использовать основные стратегии и

тактические приемы речевой коммуникации с целью убеждения, внушения; продуктивно

работать с информацией.

Задачи учебной дисциплины «Речевая коммуникация»:

 определить категориальный аппарат дисциплины, представить структурно-

системный анализ феномена речевой коммуникации (типы, виды, уровни и

формы);

 раскрыть основы языковой, логической, риторической, психологической и

этической культуры речевой коммуникации;

 раскрыть содержание и особенности применения основных технологий речевой

коммуникации;

 определить тенденции в использовании искусства речевого воздействия в

контексте современности.

Изучив учебную дисциплину «Речевая коммуникация», студенты должны знать:

 основные категории речевой коммуникации;

 приемы и методы формирования системы делового и межличностного

(бесконфликтного) общения;

 пути достижения согласия в речевой коммуникации.

студенты должны уметь:

 грамотно вербализировать содержание своих мыслей;

 выстраивать эффективную стратегию речевого взаимодействия;

 объективно оценивать и учитывать эго-состояние собеседника в процессе речевого

взаимодействия;

 критически оценивать любые речевые события;

 противостоять манипуляциям над сознанием.

студенты должны владеть навыками

 использования речевых тактик общения в процессе повседневной и жизни и в

профессиональной деятельности;

 речевого портретирования личности;

 публичного выступления;

 критического анализа речевых событий и фильтрации информации;

 самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

.

В процессе изучения дисциплины должны быть сформированы следующие

компетенции:

 готовность и способность к дальнейшему самостоятельному овладению

психологическими, этическими, языковыми, логическими и риторическими

приѐмами речевой коммуникации, методами построения различных событий речевого

общения;

 умение отбирать и обрабатывать информацию с учетом цели общения;

 готовность и способность выступать публично;

 готовность и способность обосновывать выдвинутое положение;

 умение отстаивать собственную точку зрения;

 способность оказывать убеждающее воздействие на партнера;

 умение использовать различные стратегии и тактики в деловом общении;

 владение техникой построения речи разной тематики и направленности.

Этика письменной речи.

Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, чтобы сохранить ее в

пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации тогда, когда

непосредственное общение невозможно.

Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению

информации. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом

пространстве, что дает возможность пишущему обдумать текст, возвратиться к нему еще

раз, перестроить текст или часть его, осуществить поиск нужной формы. Письменной

речи свойственны, как правило, сложные синтаксические конструкции, употребление

причастных оборотов, предлогов, вводных слов. Письменная речь обладает

стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе речевых средств.

Письменная речь – в основном книжная речь. Как книжная речь она

обслуживает политическую, научную и другие сферы общения, в то время как

разговорная используется на официальных и полуофициальных встречах и

совещаниях, торжествах, в семейно-бытовой обстановке. Письменная речь

строится по нормам литературного языка, и их нарушение недопустимо. Кроме

того, на письме не допускаются быстрые неоправданные переходы от одной мысли

к другой, отсутствие логических связей. Знание правил и норм этикета необходимо

при составлении писем личного и делового характера, оформлении документации.

Этикет письменной речи базируется на общих принципах речевого этикета,

но, кроме того, нужно учитывать следующие правила:

– Необходимо правильно выбрать форму обращения, соответствующую

речевой ситуации. В зависимости от того, частное это письмо или деловая

переписка, указывается обращение – «милый друг» или «уважаемый господин

президент!»

– Письменная речь должна соответствовать нормам и правилам культуры

речи.

– Соответствовать стандарту при деловом общении и подчиняться нормам

жанра: содержать формулы обращения, прощания, каждая отдельная тема

начинается с новой строки, необходимо использовать речевые клише, как то:

просим вас выслать каталог, ставим в известность...

- Тон документа, личной корреспонденции должен быть уважительным и

корректным.

Этика слушания.

Умение слушать - своего рода искусство, которым владеет далеко не каждый. Нам

мешают слушать партнера собственные мысли, которые уводят в сторону от темы

разговора. Порой мы перебиваем партнера, потому что "и так уже все ясно". Еще сложнее,

когда говорящий видит на лице собеседника мученическое выражение, за которым

скрывается равнодушие. Не умея слушать, мы теряем расположение собеседника,

который мог бы стать партнером, а в личном общении - другом.

Что дает умение слушать в деловых контактах? Оно позволяет понять партнера;

получить от него полную информацию; воспринять советы и предложения; сделать

общение комфортным для собеседника и, следовательно, произвести на него хорошее

впечатление.

Манера слушания складывается у человека стихийно и зависит от его пола,

психического склада, занимаемого служебного положения, профессии. Различают

мужской и женский стили слушания. Мужской стиль характеризуется вниманием к

содержанию разговора. Само слушание длится примерно не более 20 секунд. Уловив, о

чем идет речь, такие слушатели начинают продумывать свои критические замечания или

перебивают собеседника. Женский стиль характеризуется большим вниманием к эмоциям

и чувствам собеседника, к самому процессу общения, а не к содержанию разговора.

Женщины более тонко чувствуют собеседника, воспринимают его как личность, гораздо

реже перебивают. Оба стиля слушания имеют свои достоинства и недостатки. Мужской

стиль может вызывать у партнера дискомфорт, женский стиль в отдельных случаях может

быть малоэффективен.

Чтобы научиться слушать, следует проанализировать свою манеру слушать: к

какому стилю ее можно отнести? Позволяет ли она получать необходимую информацию?

Какое впечатление производит на собеседника? Талантом собеседника отличается не тот,

кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами

человек доволен собой и своим остроумием, значит, он вполне доволен и вами.

Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Существуют два

основных вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь

собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Чтобы овладеть

нерефлексивным слушанием, надо научиться "внимательно молчать", демонстрируя

понимание, доброжелательность и поддержку. Такой прием облегчает говорящему

процесс самовыражения и помогает слушателям лучше понять смысл высказываний,

уловить, что стоит за словами. Психологи определили пять ситуаций, при которых целесообразно применять нерефлексивное слушание.

1. Собеседник горит желанием выразить свое отношение к чему-то, хочет

высказать свою точку зрения.

2. Собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы.

Если человек обеспокоен, обижен чем-то или испытывает другие отрицательные

эмоции, стоит предоставить ему возможность высказаться и выразить свои чувства, почти

не вмешиваясь в его речь. Это снимает напряжение и способствует установлению

нормального двустороннего контакта. Возможность высказать накопившееся приносит

говорящему эмоциональное облегчение, а слушающему помогает понять причины

поступков и переживаний собеседника.

3. Собеседнику трудно выразить словами то, что его волнует, о чем он хочет

рассказать.

Минимальное вмешательство в разговор облегчает говорящему самовыражение.

Ненужное же вмешательство в его речь, субъективные замечания часто препятствуют

установлению взаимопонимания.

4. Собеседник застенчив, неуверен в себе, имеет различные комплексы.

5. При приеме на работу, во время собеседования, когда о собеседнике хотят узнать

как можно больше.

Можно задать вопрос: "Что в этой работе привлекает вас больше всего?" или

"Почему вы желаете работать именно у нас?" - и дать человеку свободно высказаться, не

направляя ход его мыслей вопросами и комментариями. Минимальное вмешательство в

речь собеседника помогает лучше понять говорящего, его истинные чувства, цели и

намерения, а также показать говорящему, что им действительно интересуются.

Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи с

говорящим, позволяет устранить преграды, искажения информации в процессе общения,

точнее понять смысл и содержание высказываний. Следует иметь в виду, что многие

слова многозначны и могут пониматься по-разному. Значение слова иногда зависит от

ситуации, от контекста, в котором оно используется. Говорящий может вкладывать в

высказывание один смысл, а слушающий истолковывает его по-другому. Людям нередко

трудно прямо и открыто высказать свое мнение. Боязнь быть неправильно понятым,

показаться глупым или смешным, столкнуться с неодобрением, осуждением заставляет

предпринимать обходной маневр, нагромождать слова, скрывая за этим истинные мотивы.

Психологи предлагают четыре основных приема рефлексивного слушания. Эти

приемы обычно применяются комплексно.

1. Выяснение. Это прямое обращение к говорящему за уточнениями. Чтобы

получить дополнительные сведения или прояснить смысл отдельных высказываний,

можно попросить, например: "Пожалуйста, уточните это". Если необходимо понять суть

того, о чем говорит собеседник, можно переспросить: "В этом ли заключается проблема,

как вы ее понимаете?" Подобные вопросы способствуют лучшему пониманию.

2. Отражение чувств. Здесь основное внимание уделяется не содержанию

сообщений, а чувствам, выраженным говорящим, эмоциональной составляющей его

высказываний. Эмоциональная реакция на чувства других очень важны для

взаимопонимания. Эффективность общения зависит не только от его содержательной, но

и от эмоциональной стороны. Возникновение же и проявление эмоций всегда связано с

тем, что особенно значимо для человека. Отражая чувства собеседника, мы показываем

ему, что понимаем его состояние. Чтобы лучше понять чувства человека, нужно следить

за выражением его лица, позой, жестами, интонацией, устанавливаемой дистанцией с

партнером по общению, т.е. пользоваться невербальными средствами общения.

3. Резюмирование. Этот прием целесообразно применять при продолжительных

беседах. Обобщающие фразы дают слушающему уверенность в точном восприятии

сообщения и одновременно помогают говорящему понять, насколько хорошо ему удалось

передать свою мысль. Резюме следует формулировать своими словами, используя

вступительные фразы, например: "Вашими основными идеями, как я понял, являются...",

"Если подвести итог сказанному, то...", "Итак, вы считаете, что..."

Резюмирование особенно полезно в ситуациях, где необходимо принимать

решения (при урегулировании конфликтов, обсуждении разногласий, рассмотрении

претензий и т.д.).

4. Перефразирование. Цель перефразирования - собственная формулировка

сообщения говорящего для проверки точности понимания. Перефразирование можно

начать словами: "Если я вас правильно понял...", "Другими словами, вы считаете...", "Вы

думаете..." Перефразировать следует только существенные, главные мысли сообщения.

При перефразировании нас интересуют именно смысл и идеи, а не установки и чувства

собеседника.

Типичные ошибки в процессе слушания. Слушать партнера - дело сложное,

требующее напряжения. Если вы не очень внимательно прислушиваетесь к собеседнику,

то упускаете многие важные моменты. В результате вы не только потеряете драгоценное

время, но и будете раздражать партнера. Человек, который говорит только о себе и о своей

фирме, не проявляя интереса к своим деловым партнерам, как правило, не добивается

серьезных успехов. Самая распространенная ошибка у неопытных людей, старающихся склонить

собеседника к своей точке зрения, - это стремление слишком мною говорить самим. Не

стоит допускать такой ошибки. Дайте возможность выговориться собеседнику, ведь он

лучше вас осведомлен о своих проблемах и нуждах. Если же вы не согласны с ним, то не

спешите перебивать и не ждите с нетерпением паузы в разговоре, чтобы вставить свое

замечание. Помните, что если вы не дадите высказаться собеседнику до конца, то у него

может создаться впечатление, что его лишили этого права.

Что именно может помешать внимательному слушанию?

1. Отключение внимания. Отвлечь внимание может все, что действует необычно

или раздражает. Например, внешний вид говорящего, его голос или произношение,

мимика и жесты.

2. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем

говорим. Именно поэтому, когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени

свободен и отвлекается от речи говорящего.

3. Антипатия к чужим мыслям. Любой человек всегда больше ценит свои мысли, и

для него обычно приятнее и легче следовать своим мыслям, а не за тем, что говорит

другой.

4. Избирательность внимания. Мы привыкли слушать многое, не уделяя всему

пристального внимания. Попытка слушать все - непосильное занятие. И в порядке

самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок

времени представляет для нас максимальный интерес.

5. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимую

потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят.

Наши мысли заняты формулированием "разгромных" комментариев, с которыми мы

хотим выступить по окончании речи.

Какие ошибки чаще всего допускают те, кто слушает?

1. Удаление от основного предмета разговора, которое свойственно многим

слушателям, в результате чего может потеряться полностью нить изложения.

2. Заострение внимания на "голых" фактах. Они, конечно, важны, но на них не

следует зацикливаться. Психологи утверждают, что даже самые тренированные и

внимательные люди могут точно запомнить не более пяти основных фактов.

3. "Уязвимые места". Для многих людей это такие критические слова, которые

особенно действуют на психику, выводя человека из состояния равновесия. И в этот

момент люди уже не следят за тем, что говорят в этот же момент другие.

Общие рекомендации по развитию навыков эффективного слушания:

1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя в попытке прерывать

собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Подчеркните

своими действиями, что вам интересно его слушать.

2. Дайте собеседнику время высказаться. Многие люди думают вслух и наощупь

идут к своей точке зрения. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, вы

должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь. Не подчеркивайте своим

поведением, что вам слишком трудно слушать.

3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или

замечания порой достаточно для того, чтобы подчеркнуть заинтересованность.

4. Если собеседник уже высказался, то повторите главные пункты его монолога

своими словами. Это гарантирует вас от любых неясностей и недоразумений.

5. Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного

общения.

6. Не лицемерьте, не притворяйтесь. Когда нам уже ясно, что беспристрастная,

надоедливая и неинтересная речь собеседника начисто лишена информации, мы часто

начинаем притворяться; высказываем подчеркнутое внимание к партнеру, но в то же

время взгляд останавливается и мы становимся рассеянными. Стоит партнеру заметить

это, как его мысли путаются и он теряет пить высказывания.

7. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает. Хороший слушатель либо

сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует свое внимание только на словах

партнера.

8. Ищите истинный смысл слов собеседника. Помните, что не всю информацию

удается "уложить" в слова. Слово дополняется изменением тональности и окраски голоса,

мимикой, жестами, движениями и наклоном тела.

9. Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частные факты. Если мы

концентрируем внимание только па частных фактах, то из-за этого возникают

недоразумения.

Использование перечисленных приемов поможет вам улучшить свои способности

слушать людей. И, кроме того, следует каждый день, по меньшей мере два раза по 10

минут, полностью отключившись от собственных мыслей, слушать кого-нибудь: коллегу,

подчиненного, диктора, соседку и т.д. Привычка к концентрации внимания благотворно

скажется на способности слушать.

 

Использование в общении.

Согласно теории Э.Берна, каждая личность имеет три состояния Я, которые

являются отдельными и особыми источниками поведения: состояние Я Родителя,

состояние Я Взрослого и состояние Я Ребенка. И это не абстрактные понятия, а

реальность.

Состояние Я Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую

очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и

заботливом

Состояние Я Ребенок содержит в себе аффективные комплексы, связанные с

ранними впечатлениями и переживаниями. Различают Ребенка ―естественного‖

(―свободного‖), ―маленького профессора‖ и ―адаптированного‖. Естественному Ребенку

свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и

раскованности. Маленький профессор - это естественная мудрость ребенка. Именно эта

часть состояния Я Ребенка является интуитивной, отвечающей на невербальные

сообщения и предчувствующей. Адаптированный Ребенок представлен такими

разновидностями, как ―бунтующий‖ (против Родителя), ―соглашающийся‖ и

―отчуждающийся‖.

Состояние Я Взрослого включает в себя вероятностную оценку ситуации,

рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует ―здесь-и-теперь‖ и

независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и

Ребенке. Когда Вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали ваши

родители, Вы находитесь в состоянии Я Родителя. Когда Вы имеете дело с текущей

реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой, Вы находитесь в состоянии

Я Взрослого. Когда Вы чувствуете и ведете себя подобно тому, как вы это делали это в

детстве, Вы находитесь в состоянии Я Ребенка. Каждая личность имеет мысленные образы родителей, которые образуют ее Родителя. Временами человек ведет себя, говорит, жестикулирует и думает так, как это делали его родители. Иногда человек находится под влиянием их внутренних сообщений. Родительские трансакции по своей природе бывают заботливыми или

содержащими предубеждение. Они применяются со взрослыми так же часто, как и с

детьми. Например, заботливая сторона Родителя уместна, если он откликается на

временную потребность коллеги по работе в заботе и сочувствии, когда тот слишком

взволнован или заболел. Родитель используется неадекватным образом, когда он

принудительно воспитывает, критикует или выказывает пренебрежение другому

человеку, который не хочет, не желает это слышать или не нуждается в этом.

Родитель - это передатчик культурных и семейных сценариев. Он является ценным

и необходимым для человеческого рода, так как облегчает исполнение родительских

задач, освобождая Взрослого для решения более сложных проблем существования.

Когда состояние Родителя является неполным или в значительной степени

неадекватным, то родительским качествам может быть обучен Взрослый. Методы

развития новых состояний Я Родителя находятся в стадии развития. Вы имеете

неповторимое состояние Я Родителя, являющегося, вероятно, смесью полезного и

вредного поведения. Осознание Вашего Родителя дает Вам более разнообразный выбор

способов поведения. В мозгу и нервной системе каждого из нас содержатся записи того, как мы

ощущали свои побуждения, будучи ребенком, как мы воспринимали этот мир, что мы

чувствовали по отношению к этому миру и как мы приспосабливались к нему. Состояние

Я Родителя объединяет личностей, которые являются эмоционально значимыми

авторитетами; состояние Я Ребенка представляет внутренний мир чувств, переживаний и

адаптаций. Личность, которая реагирует так, как это делает ребенок, - с любопытством,

нежностью, эгоистично, подло, игриво, находчиво - откликается из своего состояния Я

Ребенка. В каждом из нас находится маленький мальчик или девочка. Когда Вы ведете себя

или чувствуете подобно тому, как это было с вами в детстве, Вы находитесь в состоянии Я

Ребенка. Естественный Ребенок чувствует себя свободным и делает то, что он хочет. Когда

Вы бываете выразительны, нежны, веселы, эгоистичны или отстаиваете свои права, Вы,

скорее всего, выражаете Вашего Естественного Ребенка. Маленький Профессор - это находчивый маленький ребенок в каждой личности. Когда Вы чувствуете себя интуитивным, переживаете моменты творчества, создаете что- нибудь для удовольствия или манипулирования кем-нибудь, чтобы получить, что Вы хотите, то в этом участвует Ваш Маленький Профессор. Приспособившийся Ребенок - это воспитанный ребенок, который ведет себя так, как этого хотели бы Ваши отец и мать, например очень зависимо от них или самостоятельно не по годам, но иногда чувствует себя не о‘кей. Когда Вы бываете вежливыми, послушными, избегаете конфронтаций, отдаляетесь, медлите или чувствуете себя не о‘кей, Вы, вероятно, проявляете Вашего Приспособившегося Ребенка.

Ребенок становится активным, если кто-то ведет себя как родитель. Он также может активизироваться в время зависимости, например, когда человек болен или когда

веселится, как, например, в гостях. Ребенок - это основа представления личности о себе. Ваши ощущения, вероятно, происходят из Вашего состояния Я Ребенка. Каждый человек имеет состояние Я Взрослого и, если только у него нет серьезных повреждений мозга, может использовать способности Взрослого по обработке данных.

Часто обсуждаемая проблема ―зрелость против незрелости‖ не существует в структурном

анализе. То, что называют ―незрелостью‖, - это привычка проявлять детское поведение

неадекватным образом.

Состояние Я Взрослого может использоваться для того, чтобы размышлять,

вычислять вероятности, собирать, перерабатывать информацию и сохранять ее для

использования в будущем. Оно дает возможность быть более независимым и разборчивым

в своих реакциях.

Жизненный опыт - это процесс проверки того, что является реальностью. Он

включает в себя умение отделить факты от фантазий, традиций, мнений и архаических

чувств, замечать и оценивать текущие события, сопоставлять их с прошлым знанием и

опытом. Жизненный опыт позволяет находить альтернативные решения.

Человек, который имеет альтернативные решения, может затем оценить возможные

последствия различных видов своего поведения. Эти функции Взрослого служат для

уменьшения возможности неудач и огорчений и направлены на увеличение творческих

удач. Человек, не удовлетворенный работой, но рассчитывающий ―торчать здесь, что бы

ни случилось‖, может реально оценить свою позицию и решить, является ли она

подходящей. Человек, решивший, что ―торчать на этой работе, что бы ни произошло‖, не

имеет смысла, может начать искать альтернативы в зависимости от своих способностей,

интересов, возможностей и т.д. Чтобы получить необходимые данные, он может посетить

психолога-консультанта, пройти тестирование на профессиональную пригодность,

следить за объявлениями в газете по найму, изучать рекламу и т.п.

Человек, тщательно изучив себя, может понять, что же он хочет получить от

работы - уверенность в себе, удобный график, материальную выгоду, командировки в

другие города, возможность творческой самореализации, общение с людьми или еще что-

нибудь. Он может решить, удовлетворение каких потребностей является для него

значимым и каким образом, если необходимо, найти компромисс между этими

потребностями. Затем человек может выбрать приемлемые альтернативы, оценить

возможные последствия и принять линию поведения, которая обеспечит наиболее полное

удовлетворение его потребностей. Критерием состояния Я Взрослого является не исправление решений, а процесс проверки реальности и оценивания вероятностей, на базе которых и принимаются решения. Короче говоря, Ваш Взрослый хочет сказать: ―Ты должен делать только самостоятельные объективные оценки ситуации и без предубеждений обдумывать все проблемы, которые обнаружил, или решения, к которым должен прийти‖. Качество решений будет зависеть от того, насколько хорошо информирован Взрослый и насколько хорошо Взрослый умеет отбирать и использовать информацию от Родителя и Ребенка. Тем не менее решения, даже принятые с учетом фактов, не обязательно будут ―правильными‖, так как мы, как и все смертные, порой вынуждены принимать решения на основе неполных данных и можем приходить к неверным заключениям. Состояние Я Взрослого имеет дело с объективной реальностью. Взрослый не зависит от возраста, но на него влияют образование и жизненный опыт личности. Когда активизируется состояние Взрослого, человек может собирать и перерабатывать информацию, предсказывать возможные последствия различных действий и принимать сознательные решения. Но даже когда решение принято Взрослым, оно не обязательно будет точным, если ему не хватает информации. Однако использование Взрослого может помочь сократить число поступков, в которых он раскаивается, и увеличить возможность успеха. Когда существует внутренний конфликт или саморазрушительное взаимодействие между внутренним Ребенком и Родителем, Взрослый может вмешаться в него: он может судить, выносить решение, искать компромиссы, принимать новые решения для выражения внутреннего Ребенка. Он также может принимать или отвергать предположения Родителя на основе реальности и оценивания вероятности. Чтобы достичь такой интеграции личности, Взрослый должен добиться знания о состоянии Я Ребѐнка и Родителя. Этот процесс является частью процесса самопознания. Различные проблемы границ Я могут оказывать воздействие на спонтанное использование личностью своих возможностей. Если границы Я слишком слабые, психическая энергия личности беспорядочно скользит из одного состояния Я другое, заставляя личность вести себя непредсказуемым образом. Если границы Я слишком жесткие, то психическая энергия ―запирается‖ в одном состоянии, исключая другие. Эта проблема ясно видна, когда личность постоянно использует только одно состояние Я и предпочитает действовать почти исключительно в состоянии Я Родителя, Взрослого или Ребенка. Когда личность получает травму или накапливает отрицательные переживания, границам Я наносится повреждение. В результате этого выплескиваются чрезмерные эмоции, которые возникают как реакция на безобидные воздействия. Ясное восприятие Взрослым текущей действительности может также ―засоряться‖ Родительскими предрассудками и Детскими заблуждениями. Когда личность впервые достигает Взрослого осознания, то ее часто охватывает отчаяние. Личность может реагировать на это неприятное чувство по-разному: отдаляясь от других людей, бросая работу, избавляясь от других людей, ничего не делая или достигая исполнительного контроля состояния Я Взрослого над собой и совершая поворот к ответственности за течение жизни. То, что Взрослый является контролером, не означает, что личность всегда находится в состоянии Я Взрослого. Это означает, что Взрослый допускает адекватное появление всех состояний Я, так как каждое вносит свой вклад в целостность личности. Взрослый ―обращен внутрь‖ и знает, когда потребности могут быть удовлетворены с

большим удовольствием и когда их необходимо сдерживать или изменять, чтобы они

были уместны в настоящий момент. Для того, чтобы Взрослый достиг исполнительного контроля, его нужно активизировать и использовать. Каждый имеет эту возможность, хотя некоторым может казаться, что это не так.

Когда Ваше состояние Взрослого включается и направляется во внутрь, оно может

помочь Вам установить курс Вашей жизни намного более разумно. Старая польская

пословица советует: ―Если нет ветра, гребите‖.

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с

позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным,

независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в

равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и

перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет

побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в

позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к

позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому

часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер ("послушный

Ребенок"), так и конфликтный ("бунтующий Ребенок"). Встречаются замаскированные

виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует

истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя

может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог

продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") был на

уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

 

5. Каналы восприятия и распознавания психологических особенностей собеседника.

Основные механизмы восприятия и типичные искажения представлений о

собеседнике. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная

составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек

вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим

человеком – партнером по общению также, как личность. Впечатления, которые

возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых,

потому, что познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому,

что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним

согласованных действий. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии. Под

рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он

воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание

другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс

зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение,

содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в

этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать

наиболее важное, а всѐ остальное отсеивать. Мы не можем видеть и слышать абсолютно

все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. А важную

информацию из мира человек получает через определенные каналы восприятия. Каждый

канал имеет свои тонкости и особенности. Например, самый скоростной – визуальный. А

кинестетический самый медленный. Мы используем свои органы чувств внешним

способом, чтобы воспринимать мир. Внутри себя человек информацию воспроизводит,

т. е. «перепредставляет» переживания самому себе при помощи 4 репрезентативных

систем: визуальной (образы), аудиальной (звуки), кинестетической (ощущения) и

компьютерной (рассудочный). Это те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем

информацию в своем мозге, – картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы и т. д.

Репрезентативная система – это та система, при помощи которой человек

обращается к собственному внутреннему опыту. Репрезентативная система – это своя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.205 с.)