Программы экологического аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы экологического аудита



Особенностью реализации программ ЭА является и то, что практически вся официальная природоохранная отчетность, составляемая экономическими субъектами (в отличие от финансовой отчетности) недостаточна или недостоверна. Так, по экспертным оценкам в статистическую природоохранную отчетность попадают данные о примерно 15-20 % фактически образующихся выбросов, сбросов, отходов. В такой ситуации при ЭА на первое место должна выходить не столько оценка соответствия деятельности субъекта законодательству, сколько дополнительные консультационные услуги, в частности:

- обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

- определение приоритетов и планирование природоохранной деятельности;

- разработка рекомендаций по снижению рисков возникновения чрезвычайных экологических ситуаций;

- услуги, связанные с повышением эффективности регулирования воздействия на ОС, минимизацией воздействия, рациональным использованием природных ресурсов;

- услуги, связанные с развитием системы производственного экологического мониторинга и управления;

- разработка рекомендаций по развитию отношений с органами государственного экологического контроля и управления, общественностью и населением;

- разработка рекомендаций и предложений по экологическому образованию персонала;

- консультирование в вопросах природоохранного законодательства, информационное обслуживание и др. услуги

Все это определяет отличные от финансового аудита цели и задачи ЭА, иные формы аудиторского заключения и требования к нему.

Сходство экологического и финансового аудита заключается в следующем:

- независимость, объективность, высокий профессиональный уровень аудиторов;

- конфиденциальность получаемых данных;

- предпринимательский характер деятельности;

- предоставление заказчику большого набора консультационных аудиторских услуг;

- преобладание добровольных форм аудита над обязательными;

- предоставление заказчику информации, позволяющей повысить эффективность управления;

- возможность получения прямой или косвенной экономической выгоды;

- обязательная оценка соответствия аудируемой деятельности действующему законодательству

Важное значение имеют различия между государственным экологическим контролем и ЭА.

Государственный экологический контроль - деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленная на соблюдение действующего природоохранного законодательства. Эта деятельность строго обязательна и формально регламентирована. Государственный экологический контроль непосредственно связан с различными формами эколого-правовой ответственности.

ЭА - предпринимательская деятельность физических и юридических лиц, имеющих соответствующую лицензию на ее проведение, направленная на повышение эффективности экологического менеджмента, включая оценку соответствия действующему законодательству. ЭА, носит преимущественно добровольный характер, формально строго не регламентирована и с эколого-правовой ответственностью непосредственно не связано.

Существуют принципиальные различия между оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ЭА.

ОВОС - это общая процедура разработки и обоснования намечаемых экологически значимых решений и действий с учетом позиций всех заинтересованных или не заинтересованных в решении сторон. ОВОС относится к намечаемой, предполагаемой, планируемой деятельности.

ЭА относится к уже реализованной деятельности и реально достигнутым результатам. Отдельные этапы процедуры ОВОС, например, разработка исходных данных для заявления о воздействии на ОС, могут включать в себя проведение программ ЭА в целях получения дополнительной информации о экологической ситуации (в регионе, на промышленной площадке) из независимых источников.

Основные термины и определения, используемые в стандарте ISO 19011:

Экоаудиторская деятельность - предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторской организацией или индивидуальным экоаудитором, по независимой проверке соответствия деятельности организации требованиям законодательства и международным стандартам в области охраны окружающей среды и природопользования, обеспечения промышленной и экологической безопасности.

Объект экоаудита - хозяйственная и иная деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, событие, условие, система управления и/или информация об этих предметах.

Критерии экоаудита - совокупность политик, процедур или требований, по которым аудитор проверяет собранные аудиторские данные (свидетельства) об объекте аудита. Критерии аудита - это база сравнения (нормы, нормативы, эталоны, ссылки и т. п.) Требования могут включать стандарты, руководящие указания, специальные требования организации, а также требования нормативных правовых актов или регламентов.

Свидетельства аудита - записи, изложение фактов или другая информация, которые связаны с критериями аудита и могут быть проверены. Свидетельства аудита могут быть качественными или количественными.

Наблюдения аудита - результат оценки свидетельства аудита в соответствии с критериями аудита.

Заключение по результатам аудита - выходные данные аудита, предоставленные аудиторской группой после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита.

Заказчик аудита - организация или лицо, заказавшее аудит.

Проверяемая организация - организация, подвергающаяся аудиту.

Аудитор-эколог (экоаудитор) - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом, и имеющее квалификационный аттестат экоаудитора-эколога.

Ведущий аудитор-эколог (ведущий экоаудитор)- лицо, демонстрирующее хорошие знания и личные качества и навыки, которые необходимы для обеспечения эффективного управления и руководства процессом экологического аудита, удовлетворяющее требованиям стандартов ИСО серии 14000 (19011) и квалифицированное руководить экологическим аудитом и проводить его.

Аудиторская группа - один или несколько аудиторов, проводящих аудит, которым, при необходимости, помогают технические эксперты.

Технический эксперт - лицо, предоставляющее аудиторской группе специальные знания и опыт.

Экоаудиторская организация - организация, осуществляющая экоаудиторские проверки и оказывающая сопутствующие экоаудиту услуги.

Сопутствующие экологическому аудиту услуги - отдельные услуги (работы) по обеспечению рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, оказываемые экоаудиторскими организациями и индивидуальными экоаудиторами.

Программа аудита - совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный интервал времени и направленных на достижение конкретной цели.

План аудита - описание видов деятельности и договоренностей (соглашений) по аудиту.

5.3 Менеджмент программы аудита

Из трактуемого в ГОСТ Р ИСО 19011-2003 определения аудита следует, что в аудиторской деятельности следует ориентироваться на процессный подход, т.е. аудит представляется не единичным событием, а процессом или неким циклом действий, которым необходимо управлять. В связи с этим в стандарте предлагается для осуществления аудитов адаптировать известный в системах качества и экологического менеджмента цикл Деминга- PDCA: планирование (plan) - осуществление (do) - проверка (check) - действия по улучшению (action).

Применительно к аудитам предложена следующая последовательность действий в рассматриваемом цикле: разработка программ аудита - внедрение программ аудита - мониторинг и анализ программ - улучшение программ аудита (рисунок 4).

Программа аудита может включать в себя один или несколько аудитов, в зависимости от размера, типа и сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут преследовать разнообразные цели и могут включать комплексные или совместные аудиты. Программа аудита включает в себя все виды деятельности, необходимые для планирования и организации аудитов. Аудируемая организация может установить одну или несколько программ аудита. Высшее руководство организации должно предоставить полномочия соответствующим сотрудникам для менеджмента программы аудита. Менеджмент программы аудита включает соответствующее планирование, предоставление ресурсов и установление процедур при проведении аудитов в соответствии с программой.

Цели программы аудита основываются на рассмотрении:

- приоритетов руководства организации;

- коммерческих намерений;

- требований системы экологического менеджмента;

- законодательных, нормативных и контрактных требований;

- необходимости оценки поставщика;

- требований потребителей;

- потребностей других заинтересованных сторон;

- рисков для организации.

Объем программы аудита может изменяться в зависимости от размера, типа, сложности проверяемой организации.

Ответственность за программы аудита должны нести назначенные руководством предприятия лица, обладающие компетентностью и полномочиями по установлению целей и управлению программой аудита, которые должны устанавливать, реализовывать, проводить мониторинг, анализировать и улучшать программу аудита; определять необходимые ресурсы и обеспечивать их предоставление,

разрабатывать процедуры по планированию и проведению аудитов.

 

Реализация программы аудита включает:

- доведение программы аудита до соответствующих сторон;

- составление графика аудитов;

- поддержание компетенции и развитие аудиторов;

- обеспечение проведения аудитов в соответствии с программой аудита;

- обеспечение управления записями по аудиторской деятельности;

- обеспечение проведения анализа и утверждения отчетов об аудите, а также обеспечение их рассылки заказчику аудита и другим заинтересованным сторонам;

- обеспечение последующих действий.

Для подтверждения реализации программы аудита должны вестись записи, которые включают:

- записи, касающиеся отдельных аудитов, в т.ч.:

планы аудитов; отчеты об аудите; отчеты о несоответствии;

отчеты о корректирующих и предупреждающих действиях;

отчеты о последующих действиях;

- результаты анализа программы аудита;

- записи по персоналу, проводящему аудит, в т.ч.:

оценка компетентности и их деятельности; подбор команды по аудиту; поддержание и повышение компетентности.

Для оценки достижения целей и выявления возможностей улучшения программы аудита должен проводится мониторинг реализации и, через определенные промежутки времени, анализ программы аудита.

При проведении мониторинга должны учитываться способность аудиторских групп реализовать план аудита, соответствие аудита программам и графикам аудитов, обратная связь с заказчиком аудита, проверяемыми организациями и аудиторами.

Анализ программы аудита должен включать:

- результаты и тенденции, выявленные в ходе мониторинга;

- соответствие процедурам;

- выявление потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

- записи по программе аудита;

- альтернативные или новые практики проведения аудита;

- согласованность в деятельности команд по аудиту в аналогичных ситуациях.

5.6 Критерии оценки аудиторов

Уверенность и доверие к процессу аудита зависят от компетентности лиц, проводящих аудит.

Согласно п.7 ИСО 19011:2003, компетентность должна быть продемонстрирована на основе личных качеств, а также необходимых знаний и навыков, которые приобретаются посредством образования, опыта работы, подготовки в качестве аудиторов и опыта проведения аудитов (рисунок 6).

 

К личным качествам, обеспечивающим результативность аудита, относят справедливость, правдивость, искренность, честность, тактичность, широту взглядов и точек зрения, наблюдательность, проницательность, способность к адаптации в различных ситуациях, настойчивость, решительность, самостоятельность.

Кроме того, аудиторы должны обладать знаниями и навыками проведения аудита, которые можно приобрести в ходе обучения или практической деятельности; знанием принципов, процедур и методов аудита; знаниями и опытом в области выявления и разрешения проблем управления и организационных конфликтов.

Кроме того, аудитор должен обладать специальными знаниями в области методов и технологии экологического менеджмента, наук об окружающей среде и технологиях, связанных с охраной окружающей среды, технических и экологических аспектов деятельности.

Аудиторам следует иметь:

- образование, достаточное для приобретения необходимых знаний и навыков;

- практический опыт работы, в том числе в области СЭМ;

- подготовку в качестве аудиторов собственной организацией или внешней организацией;

Аудиторы должны быть компетентными:

- в технических и экологических аспектах аудируемой деятельности;

- в законодательных и нормативных требованиях в области ООС, безопасности и охраны труда;

- в принципах экологического менеджмента и их применения.

К руководителям команд аудиторов предъявляются дополнительные требования для обеспечения результативности и эффективности аудиторской деятельности. С формальной точки зрения руководитель группы аудиторов должен быть специалистом, который принял участие в реализации полной программы не менее чем трех аудитов.

Обязанностью аудиторов является постоянное развитие уровня знаний, навыков и личных качеств за счет дополнительного опыта работы, обучения, самообразования, тренировок, участия в совещаниях, семинарах и конференциях.

Обязанностью аудиторов является регулярное участие в аудитах для поддержания своей компетентности.

Оценка аудиторов проводится на следующих различных стадиях:

- начальное (первичное) оценивание лиц, которые хотят стать аудиторами;

- оценивание аудиторов как часть процесса подбора команды по аудиту;

- постоянное оценивание деятельности аудиторов в целях выявления потребности в поддержании и повышении уровня знаний и навыков.

Процесс оценивания аудиторов включает в себя четыре основных шага:

- идентификацию личных качеств, знаний и умений для соответствия потребностям программы аудита (на уровень знаний и навыков влияют размеры и характер организации, цели и объемы программы аудита, сложность СЭМ);

- определение критериев оценки (количественные - годы опыта работы и обучения, количество проведенных аудитов; качественные - демонстрация личных качеств, знаний или проявление умений при обучении или на рабочем месте);

- выбор соответствующего метода оценки (анализ документов, собеседование, наблюдение, тестирование, анализ деятельности после аудита);

- проведение оценивания (собранная информация сравнивается с установленными критериями, при не соответствии критериям необходима дополнительная подготовка, опыт работы и проведение аудитов, после чего проводится повторная оценка).

Имеются различия в требованиях для профессиональных аудиторов, осуществляющих внешний (сертификационный или аналогичный по сложности) аудит, и для аудиторов (как правило, из числа работников аудируемой организации), привлекаемых к внутреннему аудиту, который является обязательным элементов действующей СЭМ, для периодического осуществления этой деятельности наряду с выполнением своих основных обязанностей.

Подбор аудиторов, работающих в группе, проводят с учетом профессиональной взаимодополняемости и частичной взаимозаменяемости его членов. Группа должна быть небольшой для того, чтобы обеспечить эффективную координацию подходов и усилий, а также систематичность при анализе результатов.

В том случае, если аудиторы представляют стороннюю организацию (при проведении внешнего аудита СЭМ, при проведении оценки исходной ситуации или оценки «второй стороной») к группе аудиторов должны быть прикреплены сопровождающие лица - представители аудируемой организации, которые оказывают содействие при проведении аудита. Сопровождающие должны сохранять непредвзятость, не должны выражать личные точки зрения, препятствовать проведению проверки.

 

 


 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.04 с.)