Другие формы государственного статистического наблюдения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие формы государственного статистического наблюдения.



    Форма № 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» отражает объемы инвестиций (с вводом в действие мощностей), направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов, строительство предприятий по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, установок для утилизации и переработки отходов, а также на организацию заповедников и других природоохранных территорий.

    Природопользователи, имеющие лицензию на водопользование и осуществляющие водоохранные работы на водных объектах, отчитываются по форме 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах».  В отчете отражаются водоохранные работы, осуществляемые за счет любых источников финансирования. Отчеты составляются по каждому водному объекту, на котором осуществляются водоохранные работы.

    Форму федерального государственного статистического наблюдения № 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах » предоставляют юридические лица, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних услуг), а также производящие плату за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды. В текущие затраты предприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов включаются текущие затраты:

- на содержание и эксплуатацию основных фондов природоохранного назначения;

- на оплату работ по вывозу, переработке, уничтожению, размещению различных отходов;

- на организацию контроля за вредным воздействием на окружающую природную среду и рациональное использование природных ресурсов, научно-технические исследования, управление природоохранной деятельностью на отчитывающемся предприятии (в том числе на содержание работников экологических служб);

- на мероприятия по рекультивации нарушенных земель собственными силами и оплату услуг сторонним организациям;

- на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей природной среды;

- на прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую природную среду.

    Экологические платежи за использование природных ресурсов отражает фактические суммы выплат в бюджеты разных уровней, производственными предприятиями за загрязнение окружающей среды и за пользование природными ресурсами, а также суммы взысканных с предприятия исков, взысканных в возмещение ущерба, и штрафов за нарушение требований природоохранного законодательства.

 

 

4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ

4.1. зарубежный опыт развития экоаудита

как отдельный элемент управления экологический аудит получил развитие за рубежом уже в начале 1970-х гг. Одними из первых компаний, разработавших собственные программы эко­логического аудита, были US Steel, Allied Chemical и Occidental Petroleum. В экономически развитых странах экоаудит служил средством защиты интересов предпринимательских структур, был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья людей.

В 1984 г. Национальное агентство по охране окружающей среды США (ЕРА) разработало концепцию аудирования для федеральных агентств. В Германии активные работы в области экологического аудита ведутся уже более 25 лет.

к началу 1990-х гг. многие коммерческие банки стали прибегать к процедуре экологического аудита в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с их деятельностью, причиняющей ущерб окружающей среде. к при­меру, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и раз­вития используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний; решение этих банков о выделении ссуды принимается с учетом соблюдения требований экологиче­ского аудита.

В 1993 г. Совет ЕС ввел в действие правила добровольного участия компаний промышленного сектора в Схеме экологического управления и аудита Европейского сообщества (Схеме EMAS).

компания, решившая стать участником ЕMAS, должна выпол­нить ряд условий, а именно: принять политику в области охраны окружающей среды, провести проверку своей деятельности и с уче­том ее результатов разработать программу охраны окружающей среды;

внедрить систему экологического менеджмента, обеспечить проведение экологического аудита, а также подготовить Заявление по охране окружающей среды.

Устоявшегося определения экологического аудита за рубежом пока не существует. Термины, применяющиеся для обозначения различных сходных с аудированием процедур, также разнообразны (оценка эксплуатации, обзорная оценка, проверка соответствия и т. д.). В качестве примера можно привести два характерных опре­деления.

1. Определение, принятое Международной торговой палатой.

Экологический аудит — это инструмент управления,

охватывающий систематическую, документированную, перио­дическую и объективную оценку того, насколько соответствуют организационная система, управление охраной окружающей среды и функционирование оборудования экологическим целям, что пред­полагает усиление управленческого контроля за практической де­ятельностью в области охраны окружающей среды, а также оценку соответствия деятельности производства экологической политике компании, в том числе и соответствие нормативным требованиям.

2. Определение, приведенное в проекте Федерального закона РФ «Об экологическом аудите, экологической аудиторской дея­тельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соответствия документов и (или) проек­тов документов в области охраны окружающей среды аудируемого лица требованиям нормативных документов и международных стандартов в области охраны окружающей среды и осуществляемой аудируемым лицом хозяйственной и иной деятельности, а также подготовка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Конкретные цели и задачи проведения экологического аудита могут быть чрезвычайно разнообразными. Например:

— проверка и обеспечение соответствия деятельности предпри­ятия действующим законодательным и нормативным документам;

— оценка эффективности существующей системы управления охраной окружающей среды на предприятии;

— оценка риска, связанного с использованием тех или иных процессов, материалов, с образованием определенных видов от­ходов и т. д.;

— оптимизация использования ресурсов (включая финан­совые);

— четкое определение уровня ответственности в случае несоб­людения экологических требований;

— снижение риска и предотвращение применения штрафных санкций;

— выработка первоочередных мер и долгосрочной политики в области решения экологических проблем конкретного предпри­ятия и др.

в настоящее время за рубежом осуществляется как доброволь­ное (voluntary), так и обязательное (mandatary) аудирование. Так, экологический аудит играет важную роль в урегулировании кон­фликтов между Национальным агентством по охране окружающей среды сША (EPA) и компаниями — нарушителями экологического законодательства. Концепция экоаудирования находится в про­цессе постоянного изменения.

4.2. введение экологического аудита в россии. правовые основы его применения

Экологический аудит — новый вид аудиторских услуг, полу­чивший в России развитие вследствие нарастающей озабоченности общества состоянием окружающей среды и недостаточно досто­верной информацией в этой области. К ускоренному развитию экологического аудита Россию подтолкнуло вступление в вТО и интегрирование в европейское пространство, где данной сфере деятельности уделяется большое внимание.

Экологический аудит как предпринимательская деятельность в России может применяться:

1) при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности о плате за природопользование и воздействие на окружающую среду;

2) консультировании по финансовым и правовым вопросам природопользования и охраны окружающей среды;

3) анализе финансово-хозяйственной деятельности по приро­допользованию, обеспечению охраны окружающей среды и эколо­гической безопасности;

4) консультировании по оценке экологических рисков и управ­лению

ими;

5) разработке и анализе инвестиционных проектов, составлении бизнес-планов;

6) проведении маркетинговых работ;

4) разработке системы экологического менеджмента в соответ­ствии с действующими требованиями и стандартами;

5) сертификации по экологическим требованиям;

6) экологической паспортизации;

7) оценке воздействия намечаемой деятельности на окружа­ющую среду (разработка природоохранных разделов проектной документации);

8) оценке экологических рисков и ущербов;

9) разработке нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов), в том числе радиоактивных загрязняющих веществ, в окружающую среду, нормативов образования и лимитов размеще­ния отходов, допускаемых уровней воздействия на ОС, обосновании лимитов природопользования.

Внедрение экологического аудита на предприятиях РФ может существенным образом повлиять:

— на повышение эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и уменьшение отрицательного воздей­ствия производства на окружающую среду, главном образом за счет уже имеющихся методов и средств, не требующих значительных дополнительных затрат;

— обоснование необходимости и возможности концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятель­ности, в том числе связанных с инвестициями в экономику отрасли;

— предотвращение локальных экологических проблем и чрез­вычайных ситуаций;

— улучшение отношений с органами местной власти и государ­ственного экологического контроля, экологической общественностью;

— создание и укрепление благоприятного имиджа предприятий строительного комплекса;

— снижение платежей за потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;

проведение в России экологического аудита необходимо в ука­занных ниже ситуациях:

— смена собственника;

— процедура банкротства предприятия;

— формирование запроса на получение кредита от отечествен­ного или зарубежного (международного) банка или фонда;

— создание совместных предприятий или проведение совмест­ных мероприятий;

— разработка программы уменьшения воздействия промыш­ленного предприятия на окружающую среду;

— подготовка программы вторичного использования отходов;

— предварительная подготовка предприятия для работы в усло­виях нового, более жесткого, природоохранного законодательства.

Нормативная правовая база экоаудита в России включает фе­деральные и региональные документы.

Законодательные акты федерального уровня

На уровне закона экологический аудит впервые был закреплен в ст. 27 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которой государствен­ным инспекторам по охране природы, осуществляющим контроль за охраной атмосферного воздуха, предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хо­зяйственной и иной деятельности.

Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классифи­каторе правовых актов» присвоил актам в сфере экологического аудита номер 110.010.100.

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860 утвердило Федеральную целевую программу «Экология и при­родные ресурсы России (2002-2010 годы)». Данная программа предусматривает совершенствование законодательной и норма­тивно-правовой базы в области экологического аудита.

Являющийся базовым Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст. 1 закрепил опреде­ление экологического аудита.

Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р одобрена Экологическая доктрина Российской Федера­ции, провозгласившая одним из средств государственной политики в области экологии содействие развитию экологического аудита предприятий.

В настоящее время при проведении экологического аудита

руководствуются федеральным законом от 30 декабря 2008 г.

№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и федеральным зако­ном от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также постановлением правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил аудиторской деятель­ности» и отраслевыми руководящими документами (такими, на­пример, как «Рекомендации по проведению экологического аудита в электроэнергетике»).

Стандарты Российской Федерации в области экологического аудита постановление правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 утвердило федеральные правила (стандарты) аудиторской деятель­ности. Данные стандарты приняты на основании Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

постановлением Госстандарта РФ от 19 июля 2012 г. № 196-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИсО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем ме­неджмента качества и/или систем экологического менеджмента» взамен ГОСТ Р 19011-2003.

Таким образом, основной нормативной базой для установления процедур планирования, организации, проведения и завершения экологического аудита является только ГОСТ Р ИсО 19011-2012, представляющий собой перевод международного стандарта ISO 19011-2011.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.017 с.)